на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
История политических и правовых учений
p align="left">Согласно Кельзену, система права представляет собой совокупность норм, расположенных в иерархическом порядке. В основе этой иерархии находится основная норма - априорное «мысленное допущение», не изложенное на бумаге, но тем не менее определяющее действия должностных лиц и граждан. Она вводит эти действия в контекст правопорядка: «Должно вести себя так, как предписывает Конституция». Из основной нормы обосновывается легитимность законов, правовых обычаев, решений судей, административные распоряжения. Все они представляют собой ту или иную стадию индивидуализации общей нормы; «право проистекает только из права». Поэтому создание закона или судебное решение для Кельзена есть применение основной нормы, претворение ее на практике. В межгосударственных отношениях иерархия основной нормы и других норм сохраняется: «основные нормы различных национальных правопорядков основываются на общей норме международного правопорядка».

Кельзен был сторонником юридического понимания государства, которое он определял как «относительно централизованный правопорядок». Фактически «государство» и «правопорядок» отождествляются. Понятие «правовое государство» - плеоназм, поскольку любое государство по своей сути является правовым. Кельзен отвергал деление права на частное и публичное. Как публичные акты, так и частные сделки выражают дальнейшую индивидуализацию общей нормы. Любое государство есть элемент «международно-правовой общности», национальная правовая система должна соответствовать основной норме международного права. Поэтому понятие государственного суверенитета является не более чем формальным. Он выражается лишь в специфичности правовой системы данного государства, отличающей ее от других.

Аналитическая юриспруденция - направление, возникшее в Англии в рамках юридического позитивизма. Основные положения аналитической юриспруденции развил в своей работе «Концепция права» профессор Оксфордского университета Герберт Лионель Адольфес Харт (1907-1992). По мнению Харта, теоретическая юриспруденция не должна ограничиваться анализом категориального аппарата правоведения, а должна обратиться к изучению языка права, используемого в юридической практике (так называемая лингвистическая теория права).

Природа права выводится Хартом из фактических отношений, складывающихся между людьми. Право - результат разумно понятой естественной необходимости, связанной с потребностью выживания. Для того, чтобы люди выжили в условиях естественного и социального неравенства, нужны разумные правила поведения, которые составляют нормы права, морали, приказы. Право, мораль и принуждение различные, но взаимосвязанные социальные явления. Все они разумны и необходимы и осуществляют регулятивное воздействие на поведение человека. Отличия норм права от норм морали заключаются в способах защиты этих норм от нарушения, в процедуре создания и форме существования этих норм.

Харт определяет право как нормативный принудительный порядок. В отличие от морали нормы права обеспечены государственным принуждением, защищены угрозой санкций за их неисполнение. Государство является единственным создателем права. Харт рассматривал право как формально-логическую систему «первичных» и «вторичных» правил, восходящих к высшей норме признания. Первичные правила - такие законодательные установления, которые были приняты парламентом и вследствие этого обстоятельства возникли определенные обязанности, обязательства и правомочия, т.е. первичные правовые нормы носят императивный характер, их соблюдение основано на угрозе применения санкций. Вторичные правовые нормы носят диспозитивный характер, предоставляют частную и публичную власть, возможность исполнять обязанности и приобретать права. Вторичные правила состоят из трех разновидностей - правил признания (закон является законом лишь при условии, если он признан таковым), правил изменения (предусмотрены на случай необходимых изменений в действующем законе) и правил вынесения судебного решения (правила, которым судьи, работники гражданской службы, правительственные министры и другие лица должны следовать в процессе применения или толкования закона). Правовая система может действовать эффективно лишь, когда существует реальное сочетание первичных и вторичных правил.

Харт, компромиссно оценивая школу естественного права, отмечает, что естественное право пребывает в состоянии продолжающейся эволюции и что в любой системе позитивного права можно обнаружить «минимальное содержание естественного права». Поведение людей управляется частично обычаем, частично привилегией и частично некоторыми определенными и разделяемыми ценностями. Кроме того, члены общества могут испытывать влияние религиозной морали, а также этических принципов (например, врачебной, деловой этики). Все эти разновидности социальных регуляторов часто получают свое закрепление и отражаются в правовой системе.

Теоретические положения правовой системы Харта доминировали в Великобритании в середине 20 века, а впоследствии подверглись критике, особенно со стороны американца Рональда Дворкина.

64. Неотомистская теория возрожденного естественного права

Неотомисты (Ж. Маритен, В. Катрайн, И. Месснер и др.) возводят свое понимание естественного закона к философии Августина Блаженного, Фомы Аквинского. Жак Маритен (1882-1973, «Интегральный гуманизм», «Права человека и естественный закон», «Человек и государство») в 1945-1948 гг. был послом Франции в Ватикане, участвовал в подготовке проектов Всеобщей декларации прав человека. Концепция Маритена построена на соединении традиционных для религиозной философии представлений о божественном происхождении государства и права с положениями современной науки, принципами историзма, идеями развития и культуры социальной обусловленности политики. «Проистекая всецело от народа, власть изначально происходит от Бога». Источником естественного закона является бог, который обладает абсолютным суверенитетом над своими созданиями и не несет перед ними моральных обязанностей, человек же имеет естественные права и способен осознавать их в силу своей сопричастности божественному разуму. Таким образом, получалось, что верующие полнее и глубже ощущают веления естественного закона, чем атеисты. Естественное право раскрывается людям постепенно, по мере развития культуры и приближения человека к богу. Поэтому попытки создать исчерпывающий перечень естественных прав на все времена бесполезны. Каждая эпоха имеет свой «исторически конкретный идеал». «Декларация прав человека никогда не будет исчерпывающей и окончательной. Она всегда будет зависеть от уровня сознания и от уровня цивилизации в данный период истории». Маритен предложил собственную классификацию прав человека: фундаментальные права личности (от рождения), политические и социальные права (устанавливаются законодательством). Хранительницей естественного права у Маритена выступала католическая церковь. Учение Маритена послужило идеологической основной Всеобщей декларации прав человека, принятой ООН в 1948 г.

65. Политико - правовое учение П. А. Сорокина

Питирим Сорокин родился в 1889 г. В 1922 г. иммигрировал, так как вошел в противоречие с В.И.Лениным. Работы «Социология революции», «Голод как фактор», «Социологические теории сегодня».

В этносоциальной системе право проходит 3 стадии:

1) идинациональное право;

2) идиалистические право - переходная система;

3) чувственное право.

Идинациональное право. Нормы этого права не направлены на получение счастья, чувственного удовольствия; должны беспрекословно выполняться, так как исходят из абсолюта. Преступление синонимично греху, а послушание - послушание богу и спасению. За всякое нарушение - санкция. Система кар не только чувственная, но и сверхчувственная - наказание свыше. Цель: искупление греха совершенного против бога. Судебный процесс связан со сверхчувственными ценностями. Абсолютные ценности вмешиваются в юридические дела.

Чувственное право. Считается, что создано человеком, а на самом деле это инструмент, когда одна группа эксплуатирует другую. Цель этого права исключительно утилитарна. Нормы чувственного права не содержат норм, которые регулируют отношения человека с богом. Цель наказания - перевоспитание, безопасность общества. Закон - светский, судьи - светские лица. Личные и имущественные отношения устраиваются по принципу целесообразности. Социальные отношения регулируются чувственным законом. Все отношения договорные. Глава государства - светское должностное лицо.

Система чувственного права привела к тому, что право зашло в тупик и оказалось в кризисе: культ насилия и соперничества между людьми, а из-за этого трагедия человека чувственного общества. Лишая человека божественного, они низвели его до уровня рефлекторно-протонного комплекса.

Любая норма, которая приобретает нравственные формы, возвращается в идинациональное право.

66. Современная реалистическая школа права (Дж. Френк, К. Ллевелин)

Современная реалистическая школа права представлена: Карлом Ллевеллином (1893-1962, «Юриспруденция. Реализм в теории и практике») и Джеромом Фрэнком (1889-1957, «Право и современное сознание», «Суды в судебном процессе») отстаивали тезис о тождестве права и юридической практики, а ценность права ставили в зависимость от эффективности правоприменительной деятельности. Методологической базой «реалистов» являются прагматизм и бихевиоризм. Право - это, прежде всего, судебное и административное производство. Важнейшими факторами, влияющими на вынесение решения по делу, выступают не правовые нормы, а сами участники процесса, особенности и мотивы их поведения. Главным субъектом правотворчества является судья, который творит подлинное, «реальное» право, противостоящее не только законам и правовым принципам, но и прецедентам. Фрэнк полагает, что право по своей сути есть нечто неопределенное, и в этом - его социальная ценность, так как оно позволяет обществу развиваться свободно. Подлинным судей может быть только юрист, критически оценивающий закон и способный самостоятельно творить право. Ллевеллин отрицает нормативную природу права, противопоставляя правовую норму изменчивости реальной жизни.

Для правового реализма характерно узкоприкладное понимание права, чрезмерное внимание к деятельности судов. Судья принимает решение по интуиции и только затем уже подыскивает для него аргументы с помощью логических умозаключений, ссылок на статьи закона, прецеденты и т.д.

67. Теория этногенеза Л. Н. Гумилёва

Л. Гумилев (1912-1992). Открыватель теории пассионарности (пассио - энергия, страсть). Докторская диссертация «Этногенез и биосфера земли».

Различает определенные сообщества в человечестве (нации, народы).

Народ - это этнос - более точное определение народа. Человечество им отрицается. Выделяет 3 ипостаси этноса:

1) биологическое;

2) социальное;

3) природное (этнос находится в определенном ландшафте и осваивает определенные способы хозяйствования).

Этносы отделяются друг от друга стереотипом поведения. Этнос - система закрытого типа. Получив один раз пассионарный (внеземной) толчок этнос проходит свою жизнедеятельность (этногенез) и заканчивается это равновесием с природной средой. Этнос - закрытая система, а социальная система открыта. После пассионарного толчка среди этносов, которые находятся в равновесии с природной средой, появляются новые люди.

На доске была нарисована схема, и он объяснял все по ней.

Основной императив поведения - мир надо исправить, ибо он плох (фаза подъема).

Дальше идет императив подъема (фаза подъема) - мы хотим быть великими (акматическая тока).

Следующий императив - будь самим собой: начинают убивать друг друга.

Далее императив - мы устали от великих (фаза надлома). Система раскалывается на 2 поля (например: гугеноты и католики, красные и белые и др.). Императив в самом надломе звучит: мы знаем, мы знаем, все будет иначе.

Далее идет переход к следующей фазе, во время которой императив поведения звучит: дайте жить гады.

После надлома и перехода (± 200 лет) начинается фаза инерции (золотая осень или фаза цивилизации). Расцвет накопленного опыта. Императивы стадии цивилизации: будь таким как я, с нас хватит. Покоя хотят все. В фазе цивилизации умирает деревня - происходит стимуляция противоестественных миграции: город - центр, деревня - умирает. Увеличивается количество зданий, памятников. Население пассивное и трудолюбивое - тихие обыватели. Рождается большой процент эмоционально и умственно неполноценных. Императив: не стремись ни к чему такому, что нельзя съесть или выпить. В искусстве снижение стиля; в науке все сменяется компиляцией; в общественной жизни процветает коррупция.

Далее наступает фаза обскурации. Ценится отсутствие образования, беспринципность. Правитель должен принимать тактику разбойничьего атамана (убивать неугодных).

Фаза мемориальная. Останавливается динамика движения. Остается память. Вся система консервируется. Императив: помни как было прекрасно и будь самим собой доволен.

Фаза гомеостаза - равновесия с природной средой. Люди ленятся жить. Женщины не хотят рожать, а мужчины становиться отцами.

Так будет до тех пор, пока не произойдет новый пассионарный толчок и все закружится по-новому.

Почему происходят толчки никто не знает, но после этого появляются особи нетрадиционного поведения.

Только динамичные этносы способны стать великим народом.

68. Социологическая школа права (Р. Паунд)

Роско Паунд (1870-1964, «Юриспруденция») был деканом Гарвардской школы права, занимал должность президента Международной академии сравнительного правоведения. Методологической основой правовых воззрений Паунда стала субъективно-идеалистическая философия прагматизма (научная истина сводится к индивидуальному опыту и проверяется только практической полезностью). Право во всех его проявлениях, по Паунду, - это всего лишь наш субъективный опыт, из которого невозможно вывести общие законы. Подлинная цель и задача права непознаваемы, а различные ценностные суждения, включенные в нормативные акты, противоречивы. Единственным объективным критерием оценки права является его полезность, практическая значимость. Поэтому основная задача юриста - изучать реальный правопорядок, судебный и административный процесс, где эмпирическое проявление права особенно заметно. Право следует максимально приблизить к общественной практике. Основная задача теории права заключается в создании «социальной инженерии», т.е. системы средств, с помощью которых устанавливаются социальный контроль и баланс интересов. В людях сочетаются агрессивный и социальный инстинкты, борьба которых и составляет содержание общественной жизни. Чтобы борьба инстинктов не уничтожила цивилизацию, необходим социальный контроль над инстинктами. Право является высшей формой социального контроля, особенностью которой является принудительность, систематическое применение силы. Право должно защищать «основные ценности и вечные начала цивилизации», под которыми Паунд понимает принципы, нормы и институты либерального правопорядка. Паунд говорит о трех значениях права: 1) совокупность правовых предписаний, которые применяются судебными и административными органами в данном политически организованном обществе; 2) правопорядок, режим упорядоченной человеческой деятельности, поддерживаемый систематическим применением силы политически организованного общества; 3) судебный и административный процесс. Паунд считает необходимым разграничивать «право в книгах» (законодательство) и «право в действии» (правопорядок, судебный и административный процесс). Право должно максимально быстро реагировать на изменения, происходящие ТВ общественной жизни, поэтому вместо «механической юриспруденции» Паунд предлагает ввести так называемую «юстицию без права», т.е. судопроизводство, не привязанное жестко к законодательству. Поскольку существующие правовые нормы не в состоянии отразить всю полноту общественной жизни, необходимо расширить полномочия правоприменительных органов. Активную роль в этом процессе должно сыграть правосознание судей и других правоприменителей.

69. Теория институтов (М. Ориу)

Основоположником теории институционализма является французский правовед Морис Ориу (1856-1929 гг.). В книге «Основы публичного права» он подчеркивал единство политико-правовой теории и главным объектом юридической системы называл институты. Институты представляют собой объективацию воли социальных групп и являются источником правовых норм: «Именно институты порождают нормы права, но не нормы права - институты». Чтобы стать действенным правом, правовые предписания должны получить одобрение со стороны подданных. Эта «санкция» проявляется в длительности их существования. Ориу выделял две разновидности институтов: корпоративные (торговые общества, государство, профсоюзы) и вещные (правовые нормы). Если первые связаны с существующими общественными корпорациями, то вторые не имеют собственной организации и могут применяться в рамках любых объединений. Ориу предложил синтетическое понимание государства, включающее различные аспекты: исторический (централизация и реорганизация нации в определенный исторический момент); идеальный (цель государства - «возрастание свободы и справедливости»); социологический (государство как корпоративная организация нации); юридический (наличие суверенной власти и законодательства). Государство такой же социальный институт, как и другие, не более чем «первый среди равных».

Отрицая договорную теорию происхождения государства, Ориу писал, что его можно рассматривать только как объективную реальность, которая «сводится не к индивидуальным волям, а к факту социального института». Возникновение государства ученый связывал с реорганизацией нации - ее мобилизацией правительством, и централизацией права - когда укорененный в жизни общества правовой обычай формально закрепляется как писаное право, законодательство. Государственный режим «овладевает нацией, видоизменяет ее и становится средой, в которой существуют индивиды». Ориу рассматривал корпоративные институты в целом, как инструменты упрочения капиталистического строя. Он писал, что свобода предпринимательской деятельности приводит к нарушению равновесия в обществе. Поэтому необходимо «признать государственное вмешательство, которое явится политическим вмешательством в целях поддержания порядка и не будет претендовать на то, чтобы превратить государство в экономическую общность». Эту задачу должно осуществить государство, которое выступает нейтральной силой между различными общественными корпорациями. «Государство - это юридическая персонификация нации, приведенной к упорядоченному и уравновешенному режиму».

70. Теория элит (В. Парето, Г. Моска)

Гаэтано Моска (1858-1941 гг.) - итальянский правовед и социолог, один из теоретиков элитизма. Среди его произведений - «Основы политической науки». Опираясь на исторический опыт, Моска пришел к выводу, что во всех обществах вне зависимости от формы правления господствует организованное меньшинство - политический (правящий класс). Он «выполняет все политические функции, монополизирует власть и наслаждается теми преимуществами, которые она дает». Политический класс осуществляет правление, сообразуясь исключительно с собственными интересами. В разные исторические эпохи политический класс формировался на разных критериях: военная доблесть, богатств, преимущество рождения, место в церковной иерархии. Для высокоразвитых обществ характерна меритократия - выдвижение по заслугам, когда чьи-либо выдающиеся способности позволяют этому человеку войти в политический класс. Моска называл 3 способа приобретения политическим классом власти: наследование, выборы, кооптация. Кроме того, существует два решения проблемы замещения правящего класса: аристократический (тенденция к передаче власти по наследству) и демократический (пополнение элиты из низших слоев). При этом происходит последовательное циклическое замещение разных типов элит. Наиболее стабильной формой социального устройства Г. Моска называл смешанное правление, сочетающее черты автократии и либерализма. Кроме реального представительства в аппарате власти политический класс опирается на политическую формулу - идеологическое обоснование существующего строя. Для примирения политической реальности с потребностями людей используется мораль (ограничивает эгоизм) и право (регулирует соблюдение моральных норм в пользу общества).

Вильфредо Парето (1848-1923 гг.) - итальянский экономист и социолог, автор «Трактата по всеобщей социологии». В своей теории элиты он также исходил из естественного неравенства людей по многим признакам физическому, интеллектуальному, нравственному. В каждой сфере деятельности можно выделить собственную элиту - наиболее способных и творчески активных в соответствующей области лиц. При этом различается правящая и неправящая элита. Первая (иначе «правящий класс») принимает непосредственное участие в осуществлении политической власти. Вторая может лишь косвенно влиять на политику. Парето выделил две стратегии осуществления власти, которые он, следуя Н.Макиавелли, связывал с «лисами» (хитрость и убеждение) и «львами» (сила). Соответствующие типы правящей элиты сменяют друг друга, рано или поздно претерпевая вырождение и сходя со сцены. Происходит непрерывная циркуляция элит, обеспечивающая в обществе стабильность и социальное равновесие. В результате правящая элита эволюционирует от воинственных правителей и хитрых администраторов к плутократии, заботящейся только о себе. В области экономики происходит смена смелых «спекулянтов» на осторожных «рантье». Последовательная смена прогрессивного и стабилизирующего факторов в политике и экономике движет общество по пути прогресса, не позволяя ему распасться.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.