на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
История политических и правовых учений
p align="left">Суниты считали, что верховная власть в Халифате принадлежит Аллаху. Мусульманское государство строится на основе поручения, данного им общине. Высшая власть принадлежит общине, так как она обладает верховным суверенитетом, а она есть отражение воли Аллаха. При этом община не уступает своих прав Халифу, а только поручает ему руководить собой. Если община законодательствует, то только по вопросам, которые не урегулированы. Необходимо подчиняться Халифу, так как он следует предписаниям мусульманского права.

Шииты полагали, что суверенитет принадлежит Аллаху, а от его имени руководит глава государства и он подчиняется только шариату, так как он есть отражение воли Аллаха, но не связан с общиной. Нет строгого замещения поста главы государства.

По суннитской концепции халифом становился человек не в порядке наследования или назначения предшественника, а в силу особого договора, заключенного между общиной и претендентом на халифат. Общину представляют мучтахиды (знатоки права).

Шииты предполагали, что имам не избирается общиной и не становится им в силу договора, а так как он представляет Аллаха и пророка. Халиф несет личную ответственность за осуществление власти над общиной, вправе принимать любые решения для обеспечения интересов общины.

Суниты считали, что власть главы государства не абсолютна и он не должен пользоваться привилегиями. Новые правовые нормы вводятся только потому, что он является знатоком права, а не главой государства.

19. Политико-правовые воззрения Ибн Халдуна

Ибн Халдун (Абдурахман Ибн Халдун), родился в 1332 г. Работа «Мукандима» - большая история, энциклопедическое произведение. Здесь говорится обо всем - о климате, народах, налогах и др.

Выделяет 3 формы правления:

- естественная монархия (доминируют корыстные побуждения правителя);

- политическая монархия (основана на разумных и национальных критериях, защиты земных интересов подданных);

- халифат (религиозные ценности на 1-м месте, лучшая форма правления).

Вначале люди пребывают в состоянии дикости, ибо они связаны с животным миром. Далее люди объединяются в сообщества. Эти сообщества проходит 2 этапа: примитивности и цивилизации. Они отличаются по характеру добывания средств к жизни и по потреблению. На первоначальном этапе управление осуществляется старейшинами.

Асобия - социально кровно-родственная связь.

Затем отношения равенства (асобия) перерастают в неравенство (мульк) - отношения господства и подчинения.

Далее это государство начинает захват, расширяется территория. Потом один из тех, кто владеет мульком, убивает всех сторонников, чтобы одному владеть властью. Затем он создает новую асобию, основанную на материальных привилегиях, а не на кровно-родственных отношениях. Из-за этого власть становится чуждой свои соплеменникам и эти власть подписывает себе приговор. Вводятся новые налоги, экспроприация и это все приводит к гибели государства (распад, захват и др.). Гибнет государство только в цивилизации - в роскоши. Человек не способен сам обеспечивать свои потребности, он начинает деградировать и обманывать с целью получения прибыли.

20. Политико - правовые идеи в Древней Руси (митрополит Илларион, Владимир Мономах, Даниил Заточник)

Генезис политико-правовой мысли в Древней Руси тесно связан с распространением христианской религии. Поэтому одной из основных тем сочинений этого времени является образ христианского правителя, главной заботой и обязанностью которого является распространение, утверждение истинной веры. Эта идея отражена в произведениях 11-12 вв.

Одним из первых политических трактатов Киевской Руси является «Слова о Законе и Благодати» Иллариона (ум. до 1054 г.) (сам Илларион называет свое произведение «О законе Моисеем данном, и о Благодати и Истине, Христом бывшим, Повести си есть»). Это сочинение носит полемический характер, митрополит проводит в нем сравнение двух религиозно-этических систем - иудейской (Закон) и христианской (Благодать). Хотя Илларион и относит иудейскую веру к предтечам христианской, он осуждает ее за узость и ограниченность. Он сравнивает иудаизм со служанкой Агарью, а христианство - со «свободною Сарой». Если в Законе Моисеевом «человечество теснится», то «в Благодати (христианства) свободно ходит». В отличие от иудаизма, христианская религия дана для всех народов: «Все страны Благой Бог помиловал, и нас не презрел». Заслуга распространения благодати христианской веры на Руси лежит на князе Владимире. Илларион высоко чтит его как идеального правителя. Князь является для своего народа «учителем и наставником благоверию» - светским руководителем и духовным пастырем. Его главные достоинства носят религиозный характер - благоверие и благочестие, милостыня. Митрополит подчеркивал, что сила религии заключается в ее союзе с властью: « Если кто и не по доброй воле крестился, то из-за страха перед повелевшим (Владимиром), поскольку благоверие того было соединено с властью». При этом власть Владимира была тесно соединена с авторитетом церкви: «с новыми нашими отцами-епископами, часто собираясь, с великим смирением совет держал».

Близким по содержанию является «Поучение», составленное великим князем Владимиром Мономахом (1053-1025 гг.) своим детям, «или иному кому». Большое внимание Владимир уделяет фигуре идеального правителя, в которой видит самого себя. Главной добродетелью он называет упование на Бога, смирение перед Его волей: «лишаем - не мсти, ненавидим либо гоним - терпи, хулим - моли, умертви грех». «Начаток всяко добру» есть страх Божий и милостыня тем, кто в ней нуждается. Поэтому князьям следует вершить суд «по правде», избегать крайностей и жестокостей, могущих озлобить население. Владимир Мономах советует отказаться от смертной казни: «будет повинен смерти, но не губите никакую душу христианскую». Князь должен ограждать население от произвола должностных лиц, выступать в качестве отца. Таким образом, власть для автора «Поучения», прежде всего, трудная обязанность. В условиях начавшейся на Руси политической раздробленности он призывает многочисленных князей подчиняться старшему (великому князю Киевскому) и блюсти свои взаимные обязательства. В этом случае все конфликты будут разрешаться «добром», без пролития крови.

Автор «Моления Даниила Заточника» - бывший дружинник князя, впавший в немилость. Среди наиболее вероятных адресатов указывают Юрия Долгорукого (90-е гг. 11 в. - 1157 гг.), Андрея Владимировича (1102-1141 гг.) и Ярослава Всеволодовича (1195-1246 гг.).

Сильная княжеская власть - основная идея всего произведения. Князь должен управлять крепко и справедливо, иметь при себе «думцев» и опираться в своей деятельности на их совет. Задача заключается в правильном подборе людей. Советники князя должны быть умны, мудры, не допускать в своих действиях беззакония, поскольку, по мнению автора, «с хорошим советчиком совещаясь, князь высокого стола да будет, а с дурным советчиком и меньшего лишиться». Даниил предостерегает князя от засилия бояр. Князь должен быть милостив. Князь должен заботиться о благе своих подданных. Князь должен быть гарантом безопасности и имущества подданных от произвола княжеских слуг, бояр. Боярское засилье ведет к ослаблению государства. Даниил выступает за ограничение полномочий местных феодалов и сплочение русских земель под началом великого князя. Князю необходимо хорошее и многочисленное войско. Силовые методы в деятельности князя Даниил заменяет «царскою грозою». Основные задачи князя - укрепление внутреннего порядка и обеспечение внешней безопасности. Даниил Заточник отдает предпочтение мирным способам разрешения межкняжеских конфликтов.

Поддержка сильной великокняжеской власти, осуждение своеволия боярства, содержащиеся в произведении Даниила Заточника, призваны были способствовать объединению русских земель в едином государстве.

21. Политическая концепция Филофея

15-16 вв. - время становления Российского централизованного государства. Происходит объединение отдельных княжеств под верховной властью великого князя Московского (позднее царя).

В посланиях псковского монаха Филофея (ок. 1465 - 1542 гг.) Василию III и Ивану IV была сформулирована теория «Москва - Третий Рим». Согласно ей, история человечества представляет собой смену одного великого царства другим. Первое мировое царство - Римская империя, второе - Византия. Оба они пали, наказанные Богом за неверие, «поскольку они предали православную греческую веру в латинство (католичество)». После этого центром мира является Третий Рим - Московская держава, единственное православное государство. Ему суждено собрать вокруг себя все русские земли. В отличие от первых двух Римов, Московское государство будет стоять вечно, поскольку сохраняет верность истинной вере.

Филофей обосновывает необходимость управления мировой державой единоличным правителем. Он писал, что власть государя дана Богом, царь является Его наместником среди людей. Поэтому подданные обязаны беспрекословно подчиняться царским приказаниям, даже если они будут несправедливыми. Важнейшей составляющей государственной деятельности выступает религиозная и церковная политика: правитель должен назначать церковных руководителей (епископов и митрополитов), ведет борьбу с ересями. Церковь должна быть лишена притязаний на светскую власть; епископы могут лишь «говорит правду» царям, но не помыкать ими.

22. Политико-правовое учение Н. Макиавелли

Николо Макиавелли (1469-1527 гг.) - литератор, дипломат и государственный деятель Флорентийской республики. Его самое знаменитое политическое сочинение - трактат «Государь». Оно представляет собой руководство правителю по завоеванию и удержанию политической власти. Макиавелли свой трактат для сильной личности - политика, способного объединить Италию, которая в то время была разобщена на много мелких государств. Для достижения этой цели требовался человек, которого бы не остановили моральные и религиозные принципы. Такая личность предстает в сочинении как идеал правителя. Содержание книги «Государь» вошло в арсенал мировой политической мысли как «макиавеллизм».

В «Государе» власть предстает как явление внеморального порядка. Понятия морали и религии, с одной стороны, и политики, с другой, сами по себе противоположны и несочетаемы. Поэтому тот, кто хочет остаться нравственным человеком, должен отказаться от политической деятельности. Главная цель власти - удержание самой власти, для достижения этого позволительны любые средства. Государь волен поступать как ему угодно тогда, когда дело касается его политических интересов. Это значит, что критерий политической практики, оправдывающий все, Макиавелли видел в эффективности. Смысл политических отношений своего времени флорентийский секретарь определял как постоянную борьбу народа и аристократии. Поэтому единоличный правитель должен опираться на народ, ему требуется установить с ним тесные связи. Фактически государь выступает как опекун народа, в котором последний чувствует необходимость. Поэтому неприятные поручения правителю следует перекладывать на других, дыба не навлечь на себя ненависть. Поскольку люди по своей природе злы и эгоистичны, они способны заботиться лишь о своих материальных интересах. Всем остальным в государстве должна заведовать верховная власть, опирающаяся на две силы - войско и законы. Правительство выступает в качестве монополиста публично-правовых прерогатив. Единоличный правитель концентрирует в своих руках все нити управления, ему подчиняется аппарат чиновников, он один имеет право издавать законы. В управлении государством он следует лишь собственной воле и никому не подчиняется. Макиавелли писал, что государей, которые действуют силой и хитростью, можно уподобить львам и лисицам.

Другое сочинение Макиавелли, «Рассуждения о первой декаде Тита Ливия», показывает его с иной стороны. Он высказывает себя сторонником республиканской формы государства, поскольку один человек редко сочетает в себе все качества, необходимые политику. Картина, нарисованная в «Государе», применима к чрезвычайным обстоятельствам, в которых необходимо действовать жестко и беспринципно. Но следствием установления единовластного правления должно быть восстановление идеальной формы государства - республики. Таким образом, «Государь», скорее, теоретическое сочинение, а не практическое руководство для правителя.

Макиавелли одним из первых применил термин «государство» для определения политически организованного общества. Он рассматривал его как определенное соотношение между правительством и подданными, опирающееся на любовь и страх последних. Государство возникло тогда, когда люди избрали себе в руководители самого сильного из них и стали ему повиноваться. Впоследствии для регулирования совместной жизни появились законы и правосудие. Целью государства и основой его прочности Макиавелли считал безопасность личности и незыблемость собственности. В соответствии с этим две основные функции власти - это военная и полицейско-охранительная, т.е. соответственно защита от внешних врагов и охрана внутреннего порядка.

23. Теория государственного суверенитета Бодена

Жан Боден (1530-1596 гг.) - французский правовед и политический деятель. В произведении «Шесть книг о государстве» он обосновал теорию государственного суверенитета. Государство Боден определил как «правильную систему управления многими семьями и тем, что для них общее, при высшей власти». То есть государство, прежде всего, аппарат управления. Оно действует на основе справедливости и права для поддержания внутреннего мира, стабильности, защиты от внешних врагов. Три признака государства - суверенитет, наличие права, гарантия собственности. Суверенитет Боден понимал как «абсолютную, не связанную никакими законами и постоянную власть над гражданами и подданными». Носитель суверенитета является источником законов и не может быть ограничен никакими условиями и обязательствами. Выше него - только Бог и естественные законы. Власть носителя суверенитета непроизводна - она никем ему не передана и не ограничена во времени. Суверен осуществляет свои полномочия с помощью законов. Кроме того, к его ведению относится объявление войны и заключение мира, назначение на должности, право помилования, чеканка монеты, установление системы мер и весов, взимание налогов. Поскольку частная собственность лежит в основе цивилизации, государство не должно вмешиваться в то, что с ней связано. Вопросы веры, семьи и собственности находятся за пределами власти носителя суверенитета.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.