на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
История политических и правовых учений
p align="left">Возникновение государства имеет два варианта: путем постепенного расширения общества из семьи; путем единовременной сознательной договоренности людей. Большинство государств были основаны путем насилия, тирании. Однако любое государство неминуемо приходит в упадок, срок его существования ограничен. При лучшей организации власти государство просуществует дольше и будет более стабильным. Основой правильно организованного государства Боден называл защиту частной собственности. Важно также не допустить раскол общества по религиозному признаку. Кроме того, в правильно организованном государстве суверенная власть принадлежит одному человеку. В зависимости от того, в чьих руках сосредоточивается суверенитет, выделяют 3 формы государства - демократию, аристократию и монархию. Смешанную форму правления Боден отвергал, поскольку суверенитет является неделимым. Симпатии Бодена были на стороне наследственной монархии, способной обеспечить мир и порядок в условиях гражданских войн Франции того времени. Республиканское устройство и демократию он критиковал. Монархия лучше всего отвечает идее суверенитета, а исторические примеры подтверждают ее устойчивость. Однако хороши не все монархии, а лишь законные, т.е. те, в которых не только подданные подчиняются законам государства (позитивному праву), но и сам монарх соблюдает законы естественные и божественные.

24. Политические воззрения Реформации (М. Лютер, Ж. Кальвин)

Реформация - общественное движение, охватившее Западную Европу в 16 в. Она заключалась в раннебуржуазном протесте против «дорогой» католической церкви - привилегий духовенства, роскоши религиозного культа. Единственным источником веры деятели Реформации провозглашали Священное Писание - Библию; таким образом, пересматривались взаимоотношения между церковью и обществом, церковью и государством.

Человеком, с деятельности которого началось реформационное движение, был Мартин Лютер (1483-1546 гг.). Это германский монах, который в 1517 г. опубликовал знаменитые «95 тезисов», осуждавшие жадность духовенства и притязания римских пап. Сочинения Лютера, посвященные вопросам государственности права, - «К христианскому дворянству немецкой нации», «О светской власти». Основу учения Лютера (лютеранство) составляет принцип оправдания одной лишь верой: спасение человека зависит не от добрых дел или молитв священников, а лишь от одной человеческой веры. В таком случае все люди оказываются равными перед Богом, надобность в посредниках - какими было католическое духовенство - отпадает. На основе тезиса об оправдании верой Лютер построил и свою концепцию государства. Правление, согласно ей, должно осуществляться с помощью светской власти, которая является независимой от духовной. В ее функции входит управление самыми разными отраслями жизни; лишь область веры находится вне сферы государства. В своей власти государство руководствуется этическими принципами и нормами естественного права. Через последние власть освящена божественным авторитетом; непослушание властям Лютер рассматривал как тяжкий грех.

Главой Реформации во Франции был Жан Ковэн, чья фамилия обычно передается в латинизированной форме - Кальвин (1509-1564 гг.). Главный его труд - «Наставления в христианской вере». Кальвин является автором доктрины божественного предопределения. Согласно ей, Бог изначально предопределил разных людей к спасению души или к ее осуждению. Никакие человеческие усилия не могут изменить судьбы, назначенной Богом. Свободы воли, таким образом, не существует. Поскольку человек не способен узнать свое предназначение и может об этом лишь догадываться, он обязан воздерживаться от дурных поступков и вести себя так, чтобы быть достойным оказаться среди спасенных. Человек должен посвящать себя делу, работе; кальвинизм высоко ставит сочетание умеренной жизни с трудолюбием и предприимчивостью. Фактически деловой успех считался свидетельством богоизбранности человека. В конце жизни Кальвин обосновался в Женеве, где стал фактически руководителем этого города-государства. Реализация его идей на практике привела к установлению в Женеве жесткого режима, при котором частная и общественная жизнь строго регламентировалась, всякое инакомыслие преследовалось. По мнению Кальвина, государство в любой форме имеет божественное происхождение. Протест против власти направлен, таким образом, против Бога; единственное исключение реформатор делал для того случая, когда действия самой власти противоречат Библии. Тогда подданные могли оказать власти сопротивление, но не непосредственно (через восстание), а через своих представителей.

25. Учение о государстве и праве Дж. Вико

Итальянский правовед и историк Джамбаттиста Вико (1668-1744 гг.) - создатель оригинального учения о всемирном историческом процессе, изложенного в книге «Основания новой науки об общей природе наций». Вико опирался на философию Платона, из которой он воспринял учение об идеях и вечном круговороте. Он писал, что нации (государства) возникают, движется вперед, претерпевают упадок и конец. Этот порядок («поступательное движение наций») был навсегда установлен Богом. Основная идея книги Вико - развитие истории отдельных обществ и государств происходит циклически. При этом развитие идет не по замкнутому кругу, а по спирали - каждая эпоха повторяет предыдущие лишь в общей схеме, в частностях создавая нечто новое. Начальным пунктом в развитии наций Вико называет переход от естественного состояния к гражданскому, которое он именует «мир гражданских вещей». Если первоначально люди объединяются в семьи, то «гражданский мир» предполагает постоянную борьбу между «благородными» и непривилегированными. Задачей государства и источником его существования является поддержание внутреннего мира, недопущение конфликта сословий и социальных групп. Происходит непрерывное противоборство консервативного и революционного начал, что влечет за собой неизменное изменение социальных и политических институтов.

Для подкрепления своей теории Вико приводил многочисленные примеры, в основном из истории Древнего Рима. Он писал, что государства последовательно изменяют режим с аристократии на демократию. На каждом из этапов развития ведущим принципом истории выступает новая сила. Первоначально это - физическое насилие, в аристократии - героизм, в демократии - справедливость. Вершиной развития мыслитель считал монархическое устройство, при котором уставшие от анархии граждане подчиняются внешней силе - персоне монарха, «первого слуги» государства, «силой оружия берет на себя все общественные заботы предоставляет подданным заботиться о своих частных делах». Однако дальнейший ход истории приводит к росту себялюбия единоличного правителя, который начинает пренебрегать законом и ущемлять своих подданных. Тогда начинается эпоха «второго варварства», и история нации переходит на новый виток спирали.

26. Политико - правовые взгляды Ф. Скорины

Франциск Скорина (ок. 1490 - ок. 1541 гг). Родился в г.Полоцке, окончил факультет свободных искусств Краковского университета. Ф. Скорина стоял у истоков зарождения, так называемого буржуазного юридического мировоззрения. Он понимал, что религия является мощным регулятором общественной жизни. Однако в условиях формирования новых общественных отношений она уже давно не справлялась с ролью безусловного социального регулятора, каким была в средневековье. Новые социально-экономические условия требовали и новых механизмов управления обществом. Таким механизмом должно быть, считал Ф.Скорина, право.

Ученый различал законы неписаные и писаные. Сначала люди жили по неписаным законам взаимодоверия и справедливости. Лишь с усложнением общественных отношений возникают законы писаные. Из этого можно сделать вывод, что Ф.Скорина является сторонником «естественного права», под которым понималась совокупность вечных и неизменных принципов, правил, ценностей, вытекающих из самой человеческой природы. Эти естественные, неписаные законы фигурируют у него под названием «прироженый закон». «Прироженый закон» должен быть фундаментальным основанием писаного права, которое, являясь человеческим установлением, формируется у народов не одновременно и в первую очередь зависит от уровня развития форм государственной жизни. Само право он рассматривает во взаимосвязи и единстве с моралью, поскольку у них единая основа - «прироженый» закон, написанный Богом в сердце каждого человека и запечатленный в его разуме.

К законам и праву Ф. Скорина выдвигал ряд обязательных критериев, актуальных и для современного законотворчества. Закон будет уважаться в обществе, если он будет справедливым. Несправедливый же закон озлобляет человека, позволяет его перманентно (постоянно) нарушать. Справедливость, таким образом, у Скорины приобретает статус универсальной этико-правовой категории. Закон должен быть прагматичным и работающим, соответствовать времени и обстоятельствам, открытым, направленным на достижение общего блага.

По Ф. Скорине можно выстроить следующую логическую связь оснований закона: разум - общественная необходимость - время и место действия - справедливость - общее благо - прагматичность - открытость для его изучения, и, как следствие, нормальное функционирование.

Основная задача права - гармонизация отношений между всеми слоями и классами общества. Право - не воля господствующего класса, а особый надсоциальный институт, учитывающий интересы всех людей.

Справедливость и общее благо у Ф. Скорины, таким образом, - не только этические понятия, но и фундаментальные юридические категории. Здесь автор высказывает гениальную догадку возможного совпадения закона и права на основе юстиции (справедливости), общего блага и разума.

С практической точки зрения такая постановка вопроса ориентирована на гуманное судопроизводство, в основе которого, по Ф. Скорине, находится та же справедливость. Мыслитель утверждал, что судье необходимо быть не только высоконравственным и беспристрастным профессионалом, но и советчиком.

Задолго до возникновения в Европе развернутых правовых теорий Ф.Скорина объявляет закон и право основой гармоничного развития общества. Беззаконие, несовершенное судопроизводство разрушают общественный мир. Законность же - величайшее общественное благо.

Представляет интерес и скорининская классификация права. Он выделяет неписаное и писаное право. Последнее подразделяется на право божеское, церковное и земское. Право божеское изложено в Библии, церковное - в документах соборов, земское, или светское, - наиболее просвещенными людьми и государя. Высказывается также идея о большой роли народа как в правотворчестве, так и в государственной жизни.

Ф. Скорина представляет классификацию земского права. Сначала он говорит о «посполитом праве», которое фиксирует общие принципы жизнедеятельности общества. Следом следует языческое право, в котором говорится о правилах ведения военных действий между государствами. Непосредственно за языческим правом следует рыцарское, или военное. Оно, говоря современным языком, являет собой своего рода устав армии, так как в нем регламентируется боевое построение войск, тактика ведения боевых действий, поведение на поле брани.

Далее он выделяет царское, местное, морское и купеческое право.

Ф. Скорина предпочитает просвещенную, гуманную и сильную монархию другим формам государственного устройства. Государь должен правит страной в соответствии с законами, контролировать исполнение правосудия. Главнейшей его задачей является обеспечение мирного течения жизни.

27. Политическое и правовое учение Г. Гроция

Голландия была первой буржуазной республикой, и это нашло отражение в политической мысли того времени, разрабатывавшей идеи естественного права и общественного договора. Среди родоначальников естественно-правовой доктрины выделяется голландский юрист и дипломат Гуго де Гроот (Гроций) (1583-1645 гг). Его основной труд - трактат «О праве войны и мира». Хотя он был посвящен проблемам международного права, для их решения автор был вынужден дать ответы на более общие вопросы происхождения государства и права.

Гроций выделял две основные разновидности права: естественное и человеческое (волеустановленное). Первое имеет естественное происхождение и вытекает из стремления людей к общению и объединению. Воля людей к осуществлению на практике естественного права порождает право человеческое. В отличие от неизменного естественного права право человеческое подвержено изменениям, зависящим от воли законодателей. Поскольку его происхождение связано с взаимным соглашением людей, оно отражает их интересы, практические потребности. Однако нормы человеческого права должны соответствовать праву естественному. Специфика человеческого права в том, что оно предполагает возможность принуждения, если его нормы не соблюдаются добровольно. Эту функцию исполняет государство, которое Гроций определял как «совершенный союз свободных людей, заключенных ради соблюдения права и общей пользы».

Согласно ему, государство - это продукт сознательной деятельности людей, оно возникло как следствие общественного договора. До учреждения государства человечество находилось в естественном состоянии; оно не знало частной собственности. По мере развития ремесел стали возрастать потребности людей и появилось стремление к завладению собственностью. Для того чтобы удалить возникшие таким образом конфликты, люди по своей воле заключили общественный договор, т.е. объединились в государство. Во имя обеспечения общей безопасности, ради реализации права государство может воздействовать на подданных силой; оно обладает суверенитетом. Подданные же не имеют права сопротивляться любой законной власти. Лишь в исключительном случае народ имеет право изменить образ правления - т.е. фактически изменить условия общественного договора. Функции государства: законотворчество, непосредственное управление, правосудие. Все они связаны с публичной сферой, с общими интересами; в частные дела государство вмешиваться не может.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.