на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Конституционное право Российской Федерации
p align="left">Равное избирательное право предполагает создание равных условий и возможностей для реализации избирательных прав. Допускаются его незначительные ограничения в пределах, установленных законом.

Прямое избирательное право, в отличие от других принципов общей формулы, не закрепляется на международном уровне и не отражается в законодательстве ряда государств. Его содержание сводится к непосредственному избранию гражданами представительных органов государственной власти и местного самоуправления любого уровня. Как альтернатива прямым выборам возможны косвенные (избиратели формируют специальную коллегию выборщиков, голосование в которой уже определяет состав избираемого органа) и многоступенчатые выборы (граждане формируют непосредственно только органы самого нижнего уровня, а они в свою очередь избирают вышестоящие).

Тайное голосование предполагает запрет контроля за волеизъявлением избирателя, чтобы ему была обеспечена возможность свободного выбора без опасений за последствия того или иного варианта голосования.

К принципам избирательного права Российской Федерации следует отнести также принцип добровольного участия в выборах(не признается в некоторых государствах мира). Его содержание состоит в отсутствии юридической обязанности участвовать в голосовании (и, как следствие, отсутствие юридической ответственности за абсентеизм).

К принципам подготовки и проведения выборов относятся следующие.

Свободное участие в выборах предполагает возможность любого гражданина, выполнившего установленные в законе условия, принять участие в выборах в качестве избирателя или кандидата.

Международно-правовыми актами устанавливается обязательная разумная периодичность проведения выборов. На государственном уровне этот принцип обеспечивается нормативным закреплением срока полномочий органа и специальным механизмом назначения выборов, обеспечивающим обязательность их проведения.

Принцип запрета административных барьеров для избрания предполагает установление только необходимых, обоснованны и соразмерных ограничений и законе и запрет иных препятствий реализации избирательных прав.

Организация и проведение выборов должна осуществляться независимыми органами гласно и открыто - для обеспечения возможности общественного контроля за подготовкой и проведением выборов. Такой контроль должен обеспечиваться и эффективными правовыми средствами контроля за соблюдением законодательства.

Избирательные комиссии

Органы, осуществляющие подготовку и проведение выборов, обычно входят в структуру исполнительной власти, обладая лишь функциональной независимостью. В Российской Федерации полномочия по подготовке и проведению выборов возложены на избирательные комиссии [глава IV, Федеральный закон от 12.06.2002 N 67-ФЗ]. Несмотря на участие в формировании избирательных комиссий политических партий, избирательные комиссии являются государственными, а не общественными органами. Совокупность избирательных комиссий составляет систему, с подчинением нижестоящих комиссий вышестоящим. Возглавляет эту систему Центральная избирательная комиссия РФ, формируемая двумя палатами федерального парламента и Президентом. Большинство избирательных комиссий, как и Центризбирком, работают на постоянной основе, однако две категории комиссий - окружные и участковые формируются ad hoc - для проведения выборов в определенный орган государственной власти или местного самоуправления. Иерархия избирательных комиссий отражается в порядке их формирования (все избирательные комиссии ниже избирательных комиссий субъектов РФ формируются вышестоящими) и контроле вышестоящих комиссий за решениями нижестоящих, включает возможность отмены решений последних.

Состав избирательных комиссий формируется из членов с правом решающего голоса. Помимо них, в работе комиссий могут принимать участие члены с правом совещательного голоса (в комиссиях любого уровня) и наблюдатели (в участковых комиссиях). Статус всех трех категорий определяется законом.

Избирательные комиссии обладают полномочиями по организации избирательного процесса (обеспечивают необходимую документацию, регистрируют кандидатов, контролируют соблюдение требований законодательства при проведении избирательной кампании, организуют помещения для голосования и т.д.), а вышестоящие избирательные комиссии - также полномочиями по методическому руководству и контролю за нижестоящими.

В настоящее время закон предусматривает ответственность состава избирательных комиссий в форме его расформирования.

Избирательные территории - округа и участки.

Теории избирательного права известны многомандатные и одномандатные избирательные округа. Основанием такой классификации является количество распределяемых в округе мест в представительном органе (избираемых от округа депутатов). Федеральное законодательство в настоящее время предусматривает, помимо указанных (количество распределяемых мест в многомандатном округе ограничено рамочным законом), также единый избирательный округ - всю территорию, от которой избирается представительный орган.

Избирательные округа формируются с требованием соблюдения примерного равенства - на основе единой нормы представительства (среднее количество избирателей в округе, определяемое путем деления общего количества избирателей на количество округов) с допустимым отклонением не более установленного законом предела [статья 18, Федеральный закон от 12.06.2002 N 67-ФЗ]. Избирательные округа должны также представлять собой единую территорию и определяться с учетом административно-территориального устройства. Известен специальный способ манипулирования результатами выборов с помощью нарезки избирательных округов (все территории, где доминирует партия, против которой направлено манипулирование, объединяются в один округ. Партия побеждает в этом округе с подавляющим перевесом и незначительно уступает соперникам в других округах). Для предотвращения такого манипулирования схема округов утверждается специальным законом [Федеральный закон от 17 августа 1995 г. N 146-ФЗ].

Столь жестких требований, как к округам, не предъявляется к участкам - территориям для организации голосования. Устанавливается лишь максимальная численность населения избирательного участка с той целью, чтобы он мог выполнять свою функцию - обеспечивать голосование для избирателей этой территории (в том числе и с точки зрения приближенности помещения голосования к жилым домам).

Избирательные системы: понятие, виды, структура.

В теории конституционного права обычно выделяются следующие виды избирательных систем: мажоритарная, пропорциональная, а также смешанная, основанная на сочетании принципов первых двух разновидностей. Вопрос о конституционности различных видов избирательных систем и их отдельных элементов неоднократно рассматривался Конституционным Судом РФ [Постановление Конституционного Суда РФ от 17.11.1998 N 26-П] [Постановление Конституционного Суда РФ от 30.04.1997 N 7-П] [Определение Конституционного Суда РФ от 20.11.1995 N 77-О].

В правовом регулировании избирательных систем следует выделять такие элементы, как (1) характер избирательных округов (количество распределяемых мест в округе, в том числе многомандатном), (2) условия выдвижения кандидатов (партийное или индивидуальное), (3) структура избирательного бюллетеня (форма документа и те отметки, которые может сделать в нем избиратель), (4) условия допуска к распределению мандатов (заградительный пункт), (5) избирательная формула (методика, состоящая из математических операций, которые необходимо произвести для распределения мандатов по итогам голосования), (6) повторное голосование и (7) порядок замещения вакантных мест. Анализируя перечисленные нормы в законе, определяющем порядок выборов определенного органа, легко установить, какая избирательная система используется.

Финансовое и информационное обеспечение выборов.

Финансовое обеспечение выборов складывается из двух составляющих: финансирование подготовки и проведения выборов и финансирование избирательных кампаний кандидатов [глава VIII, Федеральный закон от 12.06.2002 N 67-ФЗ]. Финансирование подготовки и проведения выборов осуществляется за счет средств бюджета того же уровня, что и избираемый орган. Расходование этих средств осуществляют избирательные комиссии. В случае необеспечения необходимого финансирования закон предусматривает возможность получения избирательной комиссией кредита, который приобретает статус государственного обязательства.

Для обеспечения прозрачности и возможности общественного контроля финансирование избирательных кампаний кандидатов осуществляется с помощью специально создаваемых ими в обязательном порядке избирательных фондов. Фонды формируются за счет средств кандидата и добровольных пожертвований (закон ограничивает категории лиц, которые праве вносить такие пожертвования), расходуются исключительно на проведение избирательной кампании. Все денежные средства или помощь, поддающаяся материальной оценке, должны направляться на проведение избирательной кампании только после учета их в качестве средств фонда.

Информационное обеспечение выборов складывается из двух составляющих - информирования избирателей (предоставление достоверных и объективных сведений на условиях равенства кандидатов), информационного обеспечения избирательного процесса с помощью ГАС Выборы [Федеральный закон от 10 января 2003 г. N 20-ФЗ] и предвыборной агитации [глава VII, Федеральный закон от 12.06.2002 N 67-ФЗ]. Информирование избирателей осуществляется свободно всеми гражданами, юридическими лицами и государственными органами.

Предвыборная агитация может формально осуществляться всеми гражданами (за исключением перечисленных в законе), однако формы этой агитации сильно ограничены - по сути дела, это могут быть только устные беседы. Остальные формы доступны только кандидатам, поскольку использование любых материальных средств в избирательной кампании допускается только через их избирательные фонды [Постановление Конституционного Суда РФ от 30 октября 2003 г. N 15-П].

Закон регламентирует отдельные формы предвыборной агитации, допуская свободное использование любых других. (1) Агитация осуществляется через средства массовой информации, в том числе в установленном законом количестве эфирного времени и печатных площадей и на равных условиях для всех кандидатов за счет средств бюджета, выделенных на подготовку и проведение выборов. В случае не получения установленного законом количества голосов кандидат обязан компенсировать бюджету соответствующую часть расходов. (2) При регулировании агитации, осуществляемой путем выпуска специальных печатных аудиовизуальных и иных материалов закон устанавливает необходимость указывать информацию о том, когда и кто их изготовил и кто финансировал. (3) Наконец, при проведении собраний, митингов и иных массовых мероприятий, а также встреч с избирателями законодательно обеспечивается предоставление помещений, находящихся в государственной собственности.

Запрещается злоупотребление свободой агитации в форме злоупотребления свободой СМИ, подкупа избирателей, в том числе и путем осуществления благотворительной деятельности кандидатами в период избирательной кампании [статья 56, Федеральный закон от 12.06.2002 N 67-ФЗ].

Избирательный процесс

В избирательном процессе можно выделить следующие стадии: назначение выборов, создание необходимой инфраструктуры, кампании кандидатов (выдвижение, регистрация кандидатов, предвыборная агитация), голосование и подведение итогов (подсчет голосов, определение итогов голосования и результатов выборов). Временные рамки избирательного процесса определяются законом и уточняются специальным решением избирательной комиссии, проводящей выборы - календарным планом.

Правовым механизмом, обеспечивающим своевременное начало избирательного процесса, является назначение выборов уполномоченным органом. Формально оно выражается в определении даты голосования, а с точки зрения правовой природы это правоприменительный акт, который влечет возникновение избирательных правоотношений. Одновременно его юридическая конструкция обеспечивает необходимую для защиты избирательных прав определенность в намерении государственных органов проводить выборы в конкретный день [статья 10, Федеральный закон от 12.06.2002 N 67-ФЗ].

Под созданием инфраструктуры следует понимать определение территорий (избирательных участков), формирование органов, обеспечивающих подготовку - назначение избирательных комиссий, создаваемых ad hoc, и обеспечение начала ими свой деятельности. К обеспечительным мерам можно отнести также и составление списков избирателей (по правовому значению это установление круга лиц, обладающих активным избирательным правом).

Кампанию кандидатов следует отличать от избирательной кампании. Под кампанией кандидата понимается выдвижение кандидатов, представляющее собой намерение выставить кандидатуру [глава V, Федеральный закон от 12.06.2002 N 67-ФЗ]. В настоящее время возможны такие способы выдвижения, как самовыдвижение и выдвижение избирательными объединениями и блоками (до недавнего времени была возможность выдвижения непосредственно избирателями). От выдвижения отличается регистрация - приобретение статуса кандидата в результате выдвижения (для кандидатов от политических партий, имеющих фракции в Государственной Думе, этого достаточно), а также выполнения необходимых требований - либо сбора необходимого количества подписей избирателей, либо внесение избирательного залога. Регистрации в качестве кандидата невозможна в случае неизбираемости (в отличие от несовместимости, которая в случае невыполнения необходимых действий влечет аннулирование результатов выборов) [глава V, Федеральный закон от 12.06.2002 N 67-ФЗ]. Регистрация в качестве кандидата влечет приобретение специального статуса, с которым связаны как права (например, право назначать членов избирательных комиссий с правом совещательного голоса), так и ограничения (например, обязанность для государственных служащих быть освобожденными от исполнения служебных обязанностей) [глава VI, Федеральный закон от 12.06.2002 N 67-ФЗ]. Кампания кандидата включает в себя также ведение предвыборной агитации, которая может начинаться с момента выдвижения кандидата (за исключением агитации в СМИ).

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.