на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Конституционное право Российской Федерации
p align="left">Идеологическое многообразие (ст. 13 Конституции РФ)

Нормативным содержанием этого принципа является формальное равенство идей, а также запрет на вмешательство государства в регулирование сферы взглядов и убеждений. Однако сама идеология прав человека и демократии в качестве таковой не рассматривается. Более того, идеологии, опасные для неё, запрещаются на том основании, что толерантность имеет смысл до тех пор, пока не столкнется с силой, стремящейся уничтожить саму толерантность.

Светское государство (ст. 14 Конституции РФ)

Если в Средние века государственная власть находила опору в религии (считалось, что монарх получает власть от Бога), то в настоящее время государство получило другую опору в обществе - народный суверенитет. Это позволило отделить право и государство от религии. Церковь получила положение одного из общественных институтов, что означает запрет на использование государственных ресурсов для пропаганды религии или религиозного воспитания, светский характер государственного образования, запрет возложения на религиозные объединения публичных функций, формальное равенство всех религий без выделения традиционных, заслуженных, уважаемых и проч.

Признание и гарантирование местного самоуправления (ст. 12 Конституции РФ)

Местное управление может осуществляться государственными или общественными органами (во втором случае он именуется местным самоуправлением). В России до революции пытались ввести общественное самоуправление (в 1864), но потом в связи с неразвитостью гражданского общества перешли к государственной системе местного управления (1890 г.). Новая попытка вернуться к идее общественного самоуправления сделана в действующей конституции. Местное самоуправление предполагает активность граждан, которые активно желают решать непосредственные проблемы, например, благоустройства. Государство обязуется воздерживаться от вторжения в эту область (определяя её границы нормативными актами), и гарантирует возможность самостоятельности граждан в вопросах, не требующих государственно-властного управления.

§4. Принципы организации и осуществления государственной

власти

Государственный суверенитет (ст. 4 Конституции РФ)

Под государственным суверенитетом понимается такое свойство власти, которое состоит в абсолютном верховенстве её на определенной территории (территории государства). Суверенитет обладает признаками единства, неделимости и неотчуждаемости. Проблемы суверенитета главным образом связаны с признанием связанности государства международными обязательствами и с распределением суверенитета в федерации. На конституционном уровне закрепляется государственная независимость (государственный суверенитет) Российской Федерации, который принадлежит только федерации в целом [Постановление КС РФ от 07.06.2000 N 10-П].

Государственная целостность (стст. 4 и 5 Конституции РФ)

Содержанием принципа государственной целостности является запрет на создание внутри государства других суверенных государств (вывод части территории в пределах государственных границ из-под юрисдикции России), а также неотчуждаемость территории иначе как в порядке, установленном федеральным законодательством. Запрет на создание суверенных государств на территории России может вступать в противоречие с правом наций на самоопределение, но как на международно-правовом, так и на конституционном уровне принцип целостности имеет приоритет и самоопределение должно осуществляется без его нарушения.

Федеративное государственное устройство (стст. 1 и 5 Конституции РФ)

Принцип федеративного устройства состоит в том, что государство составляют территориальные образования, имеющие самостоятельно формируемые органы власти, собственную территорию и население. Эти территориальные образования (субъекты федерации) обладают свойства самостоятельного субъекта права, сфера полномочий их органов определяется в нормативных актах, однако их существование не ставит под сомнение суверенитет и целостность федерации в целом [Постановление КС РФ от 07.06.2000 N 10-П].

В числе особенностей федеративного устройства России можно выделить национально-территориальный характер, асимметричность (неравенство прав субъектов) и наличие различных видов субъектов.

Республиканская форма правления (ст. 1 Конституции РФ)

В отличие от монархии, республиканская форма правления предполагает: (а) формальная конституционная законность в деятельности всех государственных органов, (б) определение компетенции органов законом, (в) формирование высших органов власти в результате выборов.

Относительно определения России как парламентской или президентской республики(1) в литературе единого мнения нет. В парламентской республике (1)правительство несет политическую ответственность перед парламентом, назначается и отправляется им в отставку, (2) глава государства может избираться парламентом, (3) со стороны правительства существует контроль за решениями главы государства, который связан с неответственностью последнего (контрассигнация), (4) глава государства не имеет права вето в отношении законов, принимаемых парламентом, (5) глава государства представляет страну, но определяет внутреннюю и внешнюю политику правительство, (6) для решения кризисов отношений парламента и правительства глава государства может распустить парламент. Некоторые из перечисленных признаков (1) и (6) обнаруживаются и в России, что позволяет говорить о формальном закреплении смешанной формы правления.

Разделение властей (ст. 10 Конституции РФ)

Государственная власть осуществляется на основе разделения на на законодательную, исполнительную и судебную. Разделение состоит в институциональной независимости органов, разделении их функций. Одни и те же люди не могут занимать должности в разных органах, один орган не может контролировать или вмешиваться в работу других ([Постановление КС РФ от 22.11.2001 N 15-П]; [Постановление КС Российской Федерации от 27 января 2004 г. N 1-П] ), отменять или изменять их решения, один орган не может выполнять функции других органов, каждый орган обладает организационной самостоятельностью.

Главной проблемой в России является положение в системе разделения властей Президента РФ. По этому поводу в российском государствоведении сложилась теория особой президентской власти, координирующей деятельность других властей.

Правовое государство (ст. 1 Конституции РФ)

Содержание этого принципа состоит в ограничении деятельности государствами правовыми нормами. Раскрывая его содержание более детально, что выделить такие составляющие, как (а) нормативное закрепление компетенции органов государственной власти, (б) преобладание права над произволом, (в) равенство в правах - формальное равенство, (г) судебный (независимый) механизм применения правовых норм, (д) ограничение власти правами отдельной личности. Свобода усмотрения у государственных органов остается, хотя и она должна регулироваться правом в виде установления целей и принципов деятельности. В «формальном» смысле принцип правового государства предполагает также (е) следование иерархии правовых норм.

§5. Принципы функционирования правовой системы

(ст. 15 Конституции РФ)

Верховенство и прямое действие Конституции.

Этот принцип был раскрыт выше как одно из юридических свойств конституции (см. Тему 2), и применительно к Конституции РФ он не имеет каких-либо существенных особенностей, хотя в теории и на практике существует различное понимание этих принципов ([Постановление КС РФ от 16.06.1998 N 19-П], [Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 31.10.1995 N 8], [Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 31.10.1995 N 8])

Действие международного права

Конституция различает действие общепризнанных принципов и норм международного права (декларации, пакты и т.п., принятые, как правило, в рамках авторитетных международных организаций), а также международные договоры Российской Федерации. Для международных договоров предусмотрена процедура ратифицикации как условие вступления их в силу [Федеральный закон от 15.07.1995 N 101-ФЗ] и имплементации в российскую правовую систему. Вступившие в силу международные договоры Российской Федерации обладают большей юридической силой, чем законы, но меньшей чем конституция. Место общепризнанных принципов и норм международного права в правовой системе России не определено. Констатируется лишь, что они являются частью правовой системы, а следовательно, должны применяться как дополнительный источник правового регулирования, не имеющий приоритета над внутригосударственным законодательством.

Законность и обязательное опубликование правовых актов

Принцип законности состоит в обязанности не только граждан, но и всех органов и должностных лиц соблюдать Конституцию и законы. Законы, таким образом, являются обязательными в том числе и для органов, их издавших, а соблюдение формальной законности не должно приносится в жертву целесообразности либо оправдываться необходимостью.

Обязательное опубликование всех правовых актов, затрагивающих права и свободы граждан, а также их обязанности влечет невозможность привлечения к ответственности на основании неопубликованных нормативных актов [Постановление КС РФ от 20.12.1995 N 17-П].

§6. Правовое значение основ конституционного строя

(ст. 16 Конституции РФ)

Конституция устанавливает определенную иерархию собственных норм: глава 1 имеет приоритет по отношению к другим главам конституции. Принципы, составляющие основы конституционного строя, должны использоваться при толковании других положений и применяться в случае их отсутствия, обеспечивая абсолютную непробельность конституции. Применение основ конституционного строя для толкования более частных положений позволяет говорить о внутренней непротиворечивости конституции и необходимости толковать все её положения в соответствии с основами конституционного строя, тем более что механизма проверки соответствия глав 2-9 положениям главы 1 положениями самой конституции не предусмотрено.

В то же время говорить о разной юридической силе различных частей конституции не следует, так как свойства верховенства и прямого действия присущи конституции в целом.

Тема 5. Правовое положение личности в Российской Федерации. Права и свободы человека и гражданина

§1. Общие вопросы

История возникновения и теоретические взгляды на права человека

Исторически права человека возникли в качестве сословных привилегий, ограничивавших пределы осуществления государственной власти. Первым таким актом стала Великая хартия вольностей 1215 года. В западноевропейской правовой культурной традиции в течение нескольких веков продолжало развиваться индивидуалистическое мировоззрение, которое привело в конечном счете к юридическому закреплению в конце XVIII в. (в частности, в годы Великой французской революции - в Декларации прав человека) уже не сословных, а индивидуальных прав и свобод, определявших ту сферу автономии личности, в которую государство вмешиваться не вправе.

В настоящее время права человека рассматриваются как элемент общеправового статуса личности, в качестве самых общих прав и обязанностей, составляющих правовой статус безотносительно к какой-то ограниченной области (в противоположность отраслевому) или к конкретной личности (в противоположность индивидуальному правовому статусу). По поводу конституционных прав юридических лиц см. [Постановление КС РФ от 24.10.1996 N 17-П] Права человека в первую очередь рассматриваются в плоскости отношений между личностью и государством, поскольку государство одновременно выступает главным гарантом защиты прав (ст.45 Конституции РФ) и в то же время фигурирует в качестве основного потенциального нарушителя прав (особенно в сфере личной свободы и уголовного преследования). В связи с этим права человека рассматриваются как субъективные права по отношению к государству. В то же время способ юридического закрепления прав препятствует реализации прав в зависимости от исполнения обязанностей, т.е. позволяет считать права основой возникновения не относительных отношений с государством, а абсолютных правоотношений. Исходя из этого, обычно разделяют права человека на составляющие:

status negativus - сферу, в которую не вправе вмешиваться ни государство, ни частные лица (личные и процессуальные права);

status positivus - сферу, требующую от государства совершения определенных действий или оказания позитивных услуг. Это притязания к государству на полицейскую и судебную защиту своего правового статуса (права-гарантии), а также притязания к государству на социальное призрение (социально-экономические права);

status activus - сферу участия в управлении делами государства (политические права).

В юридической и философской литературе сложились такие взгляды на природу прав человека.

- Права человека, как и другие правовые нормы, являются установлением государства, добровольно принятым самоограничением. Для суверенной государственной власти нет и не может быть внешней силы, которая бы устанавливала границы осуществления власти.

- Права человека - это явление, присущее разуму и сердцу человека, существующий в природе (или в обществе, либо дарованный богом) естественный закон. Со стороны государства может осуществляться признание прав, государство может считать себя связанным этими правами, хотя они существуют объективно и независимо от государственной воли.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.