на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Кримінологія
p align="left">Социальная позиция -- это своеобразный узел отноше-ний в социальной системе. Индивид одновременно занимает множество социальных позиций. В семье, к примеру, он отец (мать), брат (сестра), сын (дочь); на производстве ру-ководитель, квалифицированный или подсобный работник; в общественной жизни -- активный член определенного объединения (формирования) либо уклоняется от всех форм социально-полезного общения и т.д. Имеет существенное значение при этом то обстоятельство, как человек относит-ся к выбору своей жизненной позиции: проявляет при этом активность либо пассивно занимает уготовленное ему по-ложение, обусловленное средой его обитания с присущим ей издавна сложившимся укладом.

Социально-психологические особенности. Любая соци-альная реакция человека, весь строй его жизни зависят от тех особенностей личности, которые сформировались на базе его психических состояний и процессов в ходе собствен-ного социального опыта: от направленности его личности, мотивационной сферы, от потребностей и стремлений, установок и интересов, то есть от системы его отношений к действительности.

Определяет целостную структуру личности прежде все-го ее направленность, в основе которой лежит возникающая в процессе жизни доминирующая система мотивов, под-чиняющая себе все остальные мотивы и выступающая ядром мотивации его поведения. Мотивационная сфера является «центром» внутренней структуры личности, ин-тегрирующим ее активность.

Потребность отражается в сознании человека как мотив его возможного поведения. Потребности и связанные с ними стремления имеют большей частью социальный характер. Решающая роль в их возникновении принадлежит соци-альной среде. Они источники человеческой активности.

24. Типологізація злочинців та їх відмінність від класифікації.

Типология представляет собой прием (процедуру) на-учного мышления и эмпирического познания. Она заклю-чается в расчленении объектов и явлений на отдельные элементы (типы) по наиболее существенным признакам и выявлении различия между ними. Типология использует-ся при анализе структуры общественных отношений, различных социальных явлении, человеческой личности, в частности, личности преступников. В последнем случае в ее основе лежат признаки, причинно связанные с преступ-ным поведением.

осно-ваниями (критериями) ее построения должны быть:

Характер антиобщественной направленности лич-ности преступников и содержание мотивации их преступного поведения.

Степень глубины антиобщественной направленности личности преступников и стойкость их криминоген-ной мотивации.

По первому критерию всех преступников следует под-разделить на такие четыре типа:

Первый -- это насильственный тип личности преступ-ника. Для него характерно явное негативно-пренебрежи-тельное отношение к человеческой личности и ее важней-шим благам: жизни, здоровью, телесной и половой неприкосновенности, спокойствию. Сюда относятся преступники, совершающие преступления против личности и иные пре-ступления, сопряженные с посягательством на личность (например, убийство, причинение телесных повреждений, изнасилование, бандитизм, террористический акт и др.).

Второй тип -- это так называемый корыстный тип пре-ступника, в поведении которого проявляются корыстные, стяжательские тенденции, неуважение ко всем формам собственности, игнорирование установленных в государстве правил распределения материальных средств (имущества, доходов).

Третий тип -- злостный социально-дезорганизованный, которому свойственно индивидуалистически неуважитель-ное отношение к различного рода социальным установле-ниям и требованиям, гражданскому долгу, а также по всякого рода запретам (к примеру, нарушение правил без-опасности производства, некоторые преступления против безопасности и эксплуатации транспорта и др.).

Четвертый тип -- неосторожные преступники. Преступ-ления с их стороны являются следствием проявления легко-мысленно-безответственного и небрежного отношения к своим обязанностям и возможным последствия своего по-ведения. Сюда относятся все преступления, совершенные по неосторожности.

По второму типологическому критерию, то есть в зави-симости от степени глубины антиобщественной направлен-ности личности преступников и стойкости их криминоген-ной мотивации в перечисленных выше трех первых типах надо выделить:

а) случайных преступников -- лиц, впервые совершивших преступление в результате случайного стечения обстоятельств, в противоречии с общей положитель-ной характеристикой всего их предшествующего по-
ведения (для них преступление не доминирующая линия поведения, не закономерный результат крими-ногенного взаимодействия личности и среды, а скорее досадный, хотя и виновный, эпизод в их жизни);

б) ситуационных преступников -- лиц, впервые совер-шивших преступление, не устояв перед воздействием неблагоприятных внешних условий формирования и
жизнедеятельности личности, однако в целом харак-теризуемых больше положительно, нежели отрицательно (между тем допускающих аморальные поступ-ки);

в) неустойчивых преступников -- лиц, совершивших преступление впервые, но допускавших ранее право- нарушения и в целом характеризуемых отрицательно
(для них не свойственно наличие значительных стой-ких деформаций нравственной сферы);

г) злостных преступников -- лиц, совершивших несколько преступлений и находящихся в устойчивой оппозиции к обществу (для некоторых из них совер-шение преступлений стало профессией);

д) особо злостных преступников -- лиц, совершающих тяжкие и особо тяжкие преступления (сюда относят-ся и все те, которые совершают преступления в составе организованных групп и преступных организа-ций).

25. Поняття причин та умов конкретного злочину.

под непосредственной причиной совершения конкретного (единичного) престу-пления следует понимать те негативные социальные явления и процессы нашей действительности, под воздей-ствием которых у виновного лица возникают глубокие и стойкие антиобщественные взгляды, привычки и нравы, предопределяющие в ходе криминогенной мотивации его внутреннюю готовность совершить преступное посяга-тельство.

Применительно к индивидуальному преступному по-ведению имеется в виду, как правило, не общество в целом, а конкретная микросреда, в которой человек постоянно жизнедействует, под влиянием которой складываются его социальные позиции, нравственные ценности, происходит становление и развитие его личности. Эта среда зачастую отличается тем или иным неблагополучием; в ней встреча-ются деформации обыденного сознания, бытуют стереоти-пы предосудительного поведения.

Вторым объектом интересующего нас взаимодействия является личность, личность низшего социального уровня, для которой характерны дефекты нравственности, отрица-тельные жизненные установки, порой волевые, эмоцио-нальные отклонения, социальная запущенность.

Групповое (коллективное) сознание выступает в качестве связывающего звена между общественным сознанием и сознанием индивидуальным.

В сознании индивида именно групповое сознание остав-ляет самый глубокий след. Это происходит потому, что члены группы находятся между собой в постоянном обще-нии, связаны множеством отношений, основанных на оди-наковых чувствах, мнениях и настроениях.

Условия совершения отдельного (конкретного) преступ-ления -- это внешние объективные отрицательные фак-ты реальной действительности, которые облегчили его совершение и способствовали достижению преступного результата.

Индивидуальное преступное поведение разворачивается и совершается в определенных условиях, представляющих собой часть внешней среды. Одни из них содействуют со-вершению преступлений, другие препятствуют.

Условия сами по себе непосредственно не могут вызвать преступление. Однако без их наличия оно не состоится. Только под их воздействием у человека возникает намере-ние совершить преступный акт. Сопутствуя причинам, условия придают им определенное развитие, облегчают их формирование и реализацию. Причина преступления ста-новится таковой именно во взаимодействии с условиями, которые способствуют совершению преступлений.

Условия по своему содержанию есть не что иное, как определенные факты реальной действительности, носящие организационный, правовой, конкретно-воспитательный, кадровый характер. Причем, каждому конкретному пре-ступлению присущи свои определенные условия, им спо-собствующие. Поэтому данный вопрос подробно освещает-ся в главах, посвященных проблемам криминологической характеристики и предупреждению отдельных видов пре-ступлений.

26. Взаємодія особи та конкретної життєвої ситуації.

27. Механізм злочинної поведінки.

28. Мотивація злочинної поведінки.

29. Умови конкретного злочину.

Пре-сту-п-ле-ние, как и вся-кий че-ло-ве-че-ский по-сту-пок, пред-став-ля-ет со-бой ре-зуль-тат взаи-мо-дей-ст-вия ин-ди-ви-ду-аль-ных свойств лич-но-сти и объ-ек-тив-ной (внеш-ней для ин-ди-ви-да) си-туа-ции, в ко-то-рой че-ло-век при-ни-ма-ет кон-крет-ное по-ве-ден-че-ское ре-ше-ние.

Ка-ж-дое от-дель-ное пре-сту-п-ле-ние де-тер-ми-ни-ру-ет-ся, с од-ной сто-ро-ны, лич-но-ст-ны-ми осо-бен-но-стя-ми дан-но-го ин-ди-ви-да - его по-треб-но-стя-ми, ин-те-ре-са-ми, мо-ти-ва-ми, це-ля-ми, а в ко-неч-ном ито-ге взгля-да-ми и от-но-ше-ния-ми к раз-лич-ным со-ци-аль-ным цен-но-стям и ус-та-нов-ле-ни-ям, в том чис-ле к пра-во-вым пред-пи-са-ни-ям и за-пре-там; с дру-гой - со-во-куп-но-стью внеш-них объ-ек-тив-ных об-стоя-тельств, ко-то-рые, взаи-мо-дей-ст-вуя с лич-но-ст-ны-ми об-стоя-тель-ст-ва-ми, вы-зы-ва-ют на-ме-ре-ние и ре-ши-мость со-вер-шить умыш-лен-ное пре-сту-п-ле-ние или дей-ст-вие (без-дей-ст-вие), при-во-дя-щее к пре-ступ-но-му ре-зуль-та-ту по не-ос-то-рож-но-сти.

При этом с по-зи-ций изу-че-ния при-чин от-дель-но-го пре-сту-п-ле-ния и прак-ти-че-ских за-дач про-фи-лак-ти-ки лич-но-ст-ные осо-бен-но-сти ин-те-ре-су-ют кри-ми-но-ло-гию не толь-ко в ста-ти-ке, как уже сло-жив-шие-ся, но глав-ным об-ра-зом в их ди-на-ми-ке - за-ро-ж-де-нии и раз-ви-тии, т.е. в свя-зи с ус-ло-вия-ми нрав-ст-вен-но-го фор-ми-ро-ва-ния лич-но-сти.

Сум-ми-руя ска-зан-ное, мож-но сде-лать вы-вод, что со-вер-ше-ние кон-крет-но-го пре-сту-п-ле-ния яв-ля-ет-ся ре-зуль-та-том взаи-мо-дей-ст-вия не-га-тив-ных нрав-ст-вен-но-пси-хо-ло-ги-че-ских свойств лич-но-сти, сло-жив-ших-ся под влия-ни-ем не-бла-го-при-ят-ных ус-ло-вий нрав-ст-вен-но-го фор-ми-ро-ва-ния ин-ди-ви-да, и внеш-них не-га-тив-ных об-стоя-тельств, об-ра-зую-щих си-туа-цию пре-сту-п-ле-ния (кри-ми-но-ген-ную си-туа-цию). Дан-ный вы-вод ука-зы-ва-ет на два уров-ня взаи-мо-дей-ст-вия лич-но-сти с со-ци-аль-ной дей-ст-ви-тель-но-стью при со-вер-ше-нии кон-крет-но-го пре-сту-п-ле-ния: уро-вень ус-ло-вий нрав-ст-вен-но-го фор-ми-ро-ва-ния ин-ди-ви-да и уро-вень кон-крет-ной си-туа-ции со-вер-ше-ния пре-сту-п-ле-ния.

На уров-не не-бла-го-при-ят-ных ус-ло-вий нрав-ст-вен-но-го фор-ми-ро-ва-ния лич-но-сти соз-да-ют-ся пси-хо-ло-ги-че-ские пред-по-сыл-ки, воз-мож-ность со-вер-ше-ния пре-сту-п-ле-ния дан-ным ли-цом. На уров-не кон-крет-ной си-туа-ции по-доб-ная воз-мож-ность реа-ли-зу-ет-ся в дей-ст-ви-тель-ность. На этих двух уров-нях про-яв-ля-ет-ся и связь при-чин и ус-ло-вий пре-ступ-но-сти с при-чи-на-ми и ус-ло-вия-ми от-дель-но-го пре-сту-п-ле-ния. При-чи-ны и ус-ло-вия пре-ступ-но-сти раз-лич-ны-ми свои-ми сто-ро-на-ми “вхо-дят” в ин-ди-ви-ду-аль-ные ус-ло-вия нрав-ст-вен-но-го фор-ми-ро-ва-ния лич-но-сти, про-яв-ля-ют-ся в их со-дер-жа-нии и в то же вре-мя они оп-ре-де-ля-ют кон-крет-ные си-туа-ции, в ко-то-рых ока-зы-ва-ет-ся и дей-ст-ву-ет ин-ди-вид. В свою оче-редь при-чи-ны от-дель-ных пре-сту-п-ле-ний от-ра-жа-ют на ин-ди-ви-ду-аль-ном уров-не при-чи-ны пре-ступ-но-сти и кон-крет-ные си-туа-ции, воз-ни-каю-щие в ре-аль-ной дей-ст-ви-тель-но-сти.

30. Класифікація ситуацій.

31. Поняття і сутність виктомології.

Совершение значительного числа преступлений зависит не только от преступника, но и от потерпевшего в резуль-тате их взаимодействия. Потерпевший играет не последнюю роль в процессе зарождения, развития и раз-решения криминогенной ситуации. проблемы личности и по-ведения потерпевших от преступлений стали предметом криминальной виктимологии. Виктимология в букваль-ном переводе с латинского (victima-- жертва и греческого logos -- учение) означает учение о жертве. Основными ис-ходными понятиями виктимологии являются «жертва», « виктимность », « виктимизация ». Жертва преступления с точки зрения криминальной виктимологии -- это пострадавшее физическое лицо неза-висимо от того, признано ли оно потерпевшим в уголовно-процессуальном порядке и оценивает ли себя таковым субъективно. Понятие жертвы аналогично понятию потер-певший. Главное состоит тут в том, чтобы потерпевший был одним из элементов криминогенной ситуации и своим по-ведением в известной мере содействовал преступлению. Виктимность -- это повышенная степень предрасполо-женности того или иного лица к тому, чтобы стать потер-певшим, жертвой преступления в силу присущих ему ка-честв (свойств). Это понятие обозначает одновременно и определенное явление, и образ действий человека. Криминологию интересует постоян-ная повышенная виктимность (так сказать, супервиктимность) отдельных лиц, как социально обусловленное свой-ство их личности. Имеется в виду их «способность» стать жертвой преступления в обстановке, когда такой исход мог быть объективно предотвращен. Иначе говоря, неспособ-ность противостоять преступнику, избежать опасности там, где она объективно могла быть предотвращена. Чем боль-шая вероятность у человека стать жертвой преступления, тем большей виктимностью он наделен. Степень виктимизации личности зависит от пола, воз-раста, образования, профессиональной занятости, ее нрав-ственно-психологических особенностей и от характера со-вершаемых при этом преступлений. Виктимное поведение потерпевшего в механизме пре-ступного поведения может быть и нейтральным, и прово-кационным. Но в том и другом случае оно играет не последнюю роль в возникновении намерения у виновного совер-шить преступное посягательство, облегчает при этом его криминогенную мотивацию, способствует окончательному выбору им преступного варианта поведения, существенно влияет на наступление преступного результата. Таким об-разом, «вина» таких потерпевших при совершении пре-ступления против них самих вполне очевидна. Вести борь-бу с преступностью следует одновременно двояким путем, а именно: путем уменьшения преступников и путем уменьшения числа лиц, которые в силу индивидуальных особенностей могут при наличии известных обстоятельствстать жертва-ми преступлений. С этой целью во втором случае разраба-тываются меры виктимологической профилактики.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.