на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Образование РСФСР, Конституция РСФСР

Образование РСФСР, Конституция РСФСР

4

Содержание

Введение 3

1. Образование СССР 4

2. Конституция СССР 1924 г. 17

3. Конституция РСФСР 1925 г. 22

Заключение

Список литературы

Введение

Россия представляет собой особую цивилизацию, вырабо-тавшую на протяжении веков свой собственный, не повторяю-щийся в других цивилизациях способ сосуществования наро-дов. Здесь любое изменение общественного устройства являет-ся национальной проблемой и не может быть сведено лишь к политической, социальной или экономической стороне (в этом отличие революции в России от других великих революций - в Англии и Франции). С другой стороны - решение любой про-блемы национальной политики в России реализуется через из-менение государственного устройства, экономического или со-циального порядка.

Термин «национальный» мы применяем как условный, т.к. в Российской империи большинство народов, включая русский, находились на донациональной стадии развития общества и культуры, поскольку нация - продукт развитого буржуазного общества. Поэтому, строго говоря, в массовом сознании и по-литической мысли не было национализма Он культивировался в узких кругах буржуазной интеллигенции, и за ним всегда стояли скрытые социально-политические интересы. Например, украинский национализм конца XIX в. создавался при актив-ном участии русской радикальной интеллигенции, которая ви-дела в нем оружие против царизма.

В ходе борьбы с государством вот уже более века «национа-льный вопрос» - один из наиболее идеологизированных, он построен на мифах. И Российская империя, и СССР одними представляются как «тюрьма народов», другими - как земной рай «семьи народов». Оба эти мифа мешают познанию и пони-манию истины.

В данной работе были использованы учебные пособия по истории государства и права России, статьи из периодической литературы, а также документы, позволяющие раскрыть сущность проблем, возникших при образовании СССР и принятии первой Конституции СССР.

1. Образование СССР

До образования СССР взаимоотношения республик прошли ряд эта-пов и форм. В годы граждан-ской войны и иностранной войной интервенции, когда главным вопро-сом был военный, отношения республик приняли форму военного сою-за. На следующем этапе с конца 1920 г. и до образования СССР, когда вопросы восстановления разрушенного хозяйства стали главными, воен-ный союз был дополнен хозяйственным союзом. Отношения между рес-публиками приняли характер двусторонних договорных отношений. Так, в декабре 1920 г. был заключен союзный договор между РСФСР и Украиной, в январе 1921 г. аналогичный договор был заключен между РСФСР и БССР, а также с другими советскими республиками11 История государства и права России: учебник /под ред. С.А.Сибиряева, М., 2000, с. 275.

. Союзные договоры между советскими республиками являлись правовым оформ-лением их военно-хозяйственного союза. В период военного союза дого-воры подобного рода между республиками не заключались. По сравне-нию с периодом военного союза, когда объединялись пять народных комиссариатов, был сделан новый шаг вперед: союзные договоры преду-сматривали объединение двух новых органов государственного управле-ния - Народных комиссариатов внешней торговли и почт и телеграфов. Но и объединение старых пяти наркоматов происходило на новой каче-ственной основе - они объединялись с хозяйственными целями, тогда как раньше только с оборонными. Союзные договоры послужили пра-вовой основой для создания не только объединенных органов государст-венного управления договаривающихся республик, но и органа государ-ственной власти в лице ВЦИК, включившего в свой состав представи-телей договаривающихся советских республик.

Важную роль в сближении республик сыграл их дипломатический союз. Председатель ВЦИК М.И. Калинин 17 января 1922 г. обратился к советским республикам с телеграммой, в которой говорилось, что рос-сийское правительство считает невозможным участие в конференции в Генуе без советских республик и Дальневосточной республики. 22 февраля 1922 г. в Москве было созвано совещание представителей РСФСР, Украины, Белоруссии, Армении, Азербайджана, Грузии, ДВР, Бухар-ской и Хорезмской советских республик. Представители республик подписали протокол о передаче РСФСР права представлять и защищать интересы всех республик, выступать от их имени на Генуэзской конфе-ренции, а также заключать от имени всех республик международные договоры и соглашения как с государствами - участниками конферен-ции, так и со всеми другими. Это позволило прорвать дипломатическую блокаду, заключив договор с Германией 16 апреля 1922 г.

Большим событием, предшествовавшим и способствовавшим образо-ванию СССР, было создание Закавказской Федерации, объединившей Азербайджан, Армению и Грузию. Причины, диктовавшие объединение закавказских республик, были следующие:

1) экономическая необходи-мость объединения хозяйственных ресурсов этих республик,

2) улучше-ние отношений между народами Закавказья.

12 марта 1922 г. в Тифлисе состоялась конференция центральных исполнительных комитетов совет-ских республик Закавказья, на которой был подписан договор о созда-нии федеративного союза Закавказских республик. В него вошли Азер-байджан, Армения, Грузия. Образование ЗСФСР имело еще и то значе-ние, что это был первый опыт по созданию союзного федеративного советского государства, субъектами которого являлись союзные респуб-лики.

Единство внутренней и внешней политики республик до образования СССР обеспечивалось организационным единством правящей Коммуни-стической партии, объединявшей коммунистов всех республик, а также однотипностью политической основы республик. Велика была роль РСФСР, которая оказывала республикам бескорыстную военную, эко-номическую, культурную, дипломатическую и иную помощь. Республи-ки широко использовали государственно-правовой опыт РСФСР. Хозяй-ственный союз советских республик способствовал более тесному сбли-жению республик и подвел их к необходимости политического объеди-нения - создания СССР. Старые договорные отношения уже исчерпали себя.

Образование СССР определялось серьезными причинами. Прежде всего необходимо было объединить скудные в то время экономические ресурсы республик для более успешного восстановления разрушенного войнами народного хозяйства и осуществления нэпа. Следовало объе-динить финансы, транспорт, средства связи, осуществлять планирование народного хозяйства в масштабе всей страны. Нужно было учитывать и исторически сложившееся разделение труда между отдельными эконо-мическими районами страны. Необходимо было также ликвидировать вековую отсталость национальных окраин. Объединение республик обеспечивало бы их независимость и позволило бы успешнее решать и внешнеполитические задачи: и оборонные, и дипломатические. Полити-ческой предпосылкой образования СССР являлось наличие в республи-ках диктатуры пролетариата. Экономической предпосылкой являлась общественная собственность на средства производства11 Цечоев В.К., Орлова Н.Е. История государства и права России: XIX-XXвв., Ростов-на-Дону, 2000, с. 301.

.

Вопрос о более тесных взаимоотношениях между республиками был поставлен по инициативе самих республик. За его создание высказались представительные органы всех будущих субъектов федерации. Выдвига-лись различные предложения по созданию будущего государства. Одни развивали мысль о создании конфедерации союзных республик. Другие предлагали ликвидировать РСФСР и дать возможность автономным рес-публикам войти в создаваемое государство в качестве его субъектов наравне с союзными республиками. Третьи выступали с идеей уп-разднения ЗСФСР и предоставления Азербайджану, Армении и Гру-зии права непосредственного вступления в состав нового государ-ства. Весьма популярным было мнение о вхождении в состав РСФСР союзных республик на правах автономных республик и превращение органов власти и управления РСФСР в органы власти и управления все-го вновь образуемого государства. Это предложение получило извест-ность как предложение об «автономизации».

В августе 1922 г. Оргбюро по поручению Политбюро ЦК РКП (б) создало комиссию, которой было дано задание подготовить к очередно-му пленуму ЦК вопрос об усовершенствовании федеративных отноше-ний между РСФСР и другими республиками. Председателем комиссии был В.В. Куйбышев. В нее также вошли представители республик. Член комиссии И.В. Сталин разработал проект резолюции комиссии, по которому Украина, Белоруссия, Азербайджан, Армения и Грузия входи-ли в состав РСФСР на правах автономных республик. Этот проект под-держали ЦК компартий Азербайджана, Армении. ЦК компартии Грузии выступил против проекта. ЦК компартии Белоруссии считал возмож-ным сохранить договорные отношения. Среди руководства Украины не было единого мнения. Секретарь ЦК компартии Украины Д.З. Мануильский был за проект, а председатель СНК Украины и член комиссии оргбюро ЦК РКП (б) Х.Г. Раковский был решительно против него. На заседании комиссии Оргбюро в сентябре 1922 г. был принят проект Сталина. В.И. Ленин решительно выступил против предложения об «автономизации», за равноправие республик. В письме Л.Б. Каменеву для членов Политбюро ЦК РКП (б) от 26 сентября 1922 г. он подчерки-вал: «По-моему, вопрос архиважный ... мы признаем себя равно-правными с Украинской ССР и др. и вместе и наравне с ними входим в новый союз, новую федерацию «Союз Советских Республик Европы и Азии». Далее В.И. Ленин писал о необходимости создания общефеде-рального ЦИК, общефедеральных наркоматов. Не имея возможности из-за болезни участвовать в работе Октябрьского (1922 г.) Пленума ЦК, решавшего вопрос о взаимоотношениях республик, В.И. Ленин пишет 6 октября 1922 г. записку «О борьбе с великодержавным шовинизмом», в которой вновь отстаивает идею равноправия республик и в деятельности органов власти будущего союза республик. Он писал: «Надо абсолютно настоять, чтобы в союзном ЦИКе председательствовали по очереди рус-ский, украинец, грузин и т.д. Абсолютно». 6 октября 1922 г. Пленум ЦК РКП (б) одобрил ленинские предложения о создании добровольной федерации независимых, суверенных, равноправных союзных республик в составе: РСФСР, Украины, Белоруссии, ЗСФСР. В течение октября - декабря 1922 г. идея образования СССР была одобрена партийными и государственными органами всех союзных республик11 История государства и права России: учебник /под ред. Ю.П.Титова, М., 2000, с. 292.

.

Состоявшаяся 29 декабря 1922 г. под председательством М.И. Кали-нина конференция полномочных представителей делегаций независимых республик РСФСР, УССР, БССР, ЗСФСР одобрила проекты Декларации и Договора об образовании СССР. 30 декабря 1922 г. открылся I съезд Советов Союза Советских Социалистических Республик, который юри-дически оформил образование СССР. В повестке работы съезда стояли два вопроса:

1) утверждение Декларации об образовании СССР и союз-ного Договора;

2) выборы ЦИК СССР.

Доклад о декларации и Договоре об образовании СССР сделал на съезде И.В. Сталин. Съезд по предло-жению М.В. Фрунзе в основном утвердил Декларацию и Договор об образовании СССР. Кроме того, съезд решил передать Декларацию и Договор на дополнительное рассмотрение ЦИК союзных республик с тем, чтобы отзывы союзных республик были представлены ЦИК Союза ССР к ближайшей очередной его сессии. Это еще раз показывает, на-сколько серьезно учитывались мнения республик, как всемерно подчер-кивалось их равноправие.

Первыми председателями ЦИК СССР были избраны на 1 Всесоюзном съезде Советов председатели ЦИК союзных республик: М.И. Калинин, Г.И. Петровский, А.Г. Червяков, Н.Н. Нариманов. Исполнительным ор-ганом СССР являлся СНК СССР. Первое правительство СССР было об-разовано ЦИК СССР в июле 1923 г. во главе с В.И. Лениным. Первыми субъектами СССР являлись четыре союзные республики: РСФСР, УССР, БССР, ЗСФСР.

В дальнейшем СССР развивался, пополнялся новыми субъектами. Первый этап развития Союза ССР связан с национально-государствен-ным размежеванием в Средней Азии, созданием национальной государ-ственности ее народов и появлением новых союзных республик, вошед-ших в состав СССР. До национально-государственного размежевания на территории Средней Азии были следующие государства: Хорезмская и Бухарская народные советские республики, а также Туркестанская АССР, входившая в РСФСР. Как известно, БНСР и ХНСР не вошли в состав СССР по причине того (как тогда объясняли), что они не были социалистическими. Но таковыми тогда были все республики. Эти три государства сложились в рамках прежнего административного деления, не учитывавшего расселения народов Средней Азии. Получилось так, что узбеки и туркмены проживали во всех трех государствах. Причем 66,5% узбеков находилось в Туркестанской АССР; 22,2% - в БНСР и 11,3% - в ХНСР; туркменов - соответственно 43,2; 27; 29,8%. Таджики оказались на территории Туркестанской АССР (47,7%) и БНСР (52,3%). В развитии экономики и культуры Средней Азии большую роль сыг-рала РСФСР и в частности ее договоры с ХНСР (1920 г.) и БНСР (1921 г.).

Условия для проведения национально-государственного размежева-ния Средней Азии сложились к 1924 г. К этому времени были разгром-лены основные силы басмачества и установилась относительно мирная обстановка. Можно было заняться проблемами национально-государст-венного строительства. Еще ранее укреплялись экономические связи. На конференции представителей Туркестанской АССР, ХНСР и БНСР в 1923 г. было создано Среднеазиатское экономическое совещание для осуществления планирования развития народного хозяйства трех рес-публик. Была также проведена унификация денежной системы трех республик и образованы органы управления транспортом, внешней тор-говлей и т.д. В феврале - марте 1924 г. советские и партийные органы трех республик высказались за создание национальных государств. 28 треля 1924 г. Средазбюро ЦК РКЩб) по докладам представителей Бухарской и Хорезмской республик, Туркестанской и Киргизской Казахской) АССР признало своевременным и целесообразным разделение среднеазиатских республик по национальному признаку. 12 июня 1924 г. ЦК РКП (б) приняло постановление «О национальном размеже-вании республик Средней Азии (Туркестана, Бухары и Хорезма)». В сентябре 1924 г. ЦИК Туркестанской АССР, V Всебухарский и V Всехорезмский курултаи Советов принимают постановления о националь-но-государственном объединении народов Средней Азии. 14 октября 1924 г. ВЦИК РСФСР утвердил постановление ЦИК Туркестанской АССР о национально-государственном размежевании. А 27 октября ЦИК СССР принял постановление «О размежевании советских рес-публик в Средней Азии и о вхождении в Союз ССР Узбекской Совет-ской Социалистической Республики и Туркменской Советской Социа-листической Республики», в котором одобрил постановления верховных органов республик Средней Азии и РСФСР о национальном государст-венном размежевании и образовании новых советских республик и ав-тономных областей11 Фроянов В.К. История СССР, т. 1, М., 1994, с. 121.

Страницы: 1, 2, 3



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.