на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Образование РСФСР, Конституция РСФСР
p align="left">В Декларации отражены принципы добровольности и рав-ноправия при объединении республик в Союз ССР. За каждой союзной республикой оставлялось право свободного выхода из СССР. В Договоре закреплялось объединение республик в од-но союзное федеративное государство. Ведению СССР подлежали: руководство вооруженными силами, внешняя политика и торговля, общее планирование всего народного хозяйства Союза, единая денежная и кредитная система, утверждение единого бюджета СССР, руководство транспортом, почтово-телеграфным делом, установление основ судоустройства и су-допроизводства, гражданского и уголовного законодательства, основных законов о труде, общих мер в области народного здравоохранения и просвещения. Верховные органы СССР ре-шали вопросы приема в СССР новых республик, изменения границ Союза или границ союзных республик, спорные вопро-сы, возникающие между республиками.

Вне этих пределов каждая союзная республика осуществля-ла свою власть самостоятельно. Территория союзных респуб-лик не могла быть изменена без их согласия. Конституция ус-танавливала для граждан союзных республик единое союзное гражданство.

Верховным органом власти СССР являлся съезд советов СССР. Он избирался от городских Советов из расчета 1 депу-тат от 25 тыс. избирателей и от губернских или республикан-ских съездов Советов из расчета 1 депутат от 125 тыс. жителей. В период между съездами высшим органом власти являлся ЦИк СССР, состоявший из двух равноправных палат: Союзно-го Совета и Совета Национальностей. Союзный Совет изби-рался съездом Советов СССР из представителей союзных рес-публик пропорционально населению каждой в количестве 414 человек. Они представляли все союзные и автономные респуб-лики, автономные области и губернии. Совет Национально-стей образовывался из представителей союзных и автономных республик по 5 от каждой и по одному представителю от авто-номных областей и утверждался съездом Советов СССР. Кон-ституция не устанавливала количественного состава Совета Национальностей. Образованный Вторым съездом Советов СССР Совет Национальностей состоял из 100 человек. Союз-ный Совет и Совет Национальностей для руководства своей работой избирали Президиум. Законопроекты, рассмотренные ЦИК СССР, получали силу закона лишь при условии их одобрения, как Союзным Советом, так и Советом Национальностей. ЦИК СССР не являлся постоянно действующим органом, а созывался на сессии три раза в год. В период между сессиями ЦИК СССР высшим законодательным, исполнительным и распорядительным органом власти СССР являлся Президиум ЦИК СССР, избираемый на совместном заседании Союзного Совета и Совета Национальностей в количестве 21 человека11 Поздеев В.М. История СССР, М., 1978, с. 175..

Происходило раздельное голосование палат при выборах Пре-зидиума. ЦИК СССР избирал из состава своего Президиума четырех председателей по числу союзных республик, что также подчеркивало их равноправие.

ЦИК СССР образовывал Советское правительство - Совет Народных Комиссаров СНК СССР являлся исполнительным и распорядительным органом ЦИК СССР и был в своей работе ответственен перед ним и его Президиумом. В главах о высших органах СССР закреплено единство законодательной и исполнительной власти.

Для руководства отраслями государственного управления создавалось 10 наркоматов СССР: пять общесоюзных (по ино-странным делам, по военным и морским делам, внешней торговле, путей сообщения, почт и телеграфов) и пять объединенных (Высший Совет Народного Хозяйства, продовольствия, труда, финансов и рабоче-крестьянской инспекции). Общесоюзные наркоматы имели своих уполномоченных в союзных республиках. Объединенные наркоматы осуществляли руковод-ство на территории союзных республик через одноименные наркоматы. В остальных сферах управление осуществ-лялось исключительно союзными республиками через соответствующие республиканские наркоматы: земледелия, внутренних ] дел, юстиции, просвещения, здравоохранения, социальною обеспечения.

В последние годы в литературе высказывалось мнение, что СССР не был федерацией или что он утратил характер федера-тивного государства с установлением «личной диктатуры Ста-лина». Это - идеологические, а не правовые оценки. Из того факта, что вплоть до конца 80-х годов в СССР не было доста-точно сильных сепаратистских настроений, можно сделать лишь вывод, что всегда имеющиеся межнациональные проти-воречия эффективно разрешались, а подрывные действия мар-гинальных националистических групп подавлялись. Это про-исходит в любой федерации с авторитетной и ответственной властью.

Особое значение имело повышение статуса органов безопасности. Если в РСФСР Государственное политическое управление (ГПУ) было подразделением НКВД, то с созданием СССР оно приобретает конституционный статус объединенно-го наркомата - ОГПУ СССР, имеющее своих уполномоченных в республиках. Председатель ОГПУ был членом Совнаркома СССР (с правом совещательного голоса).

Наркоматы СССР возглавлялись народными комиссарами. В их деятельности сочетались принципы коллегиальности и еди-ноначалия. При наркоме, под его председательством, образо-вывалась коллегия, члены которой назначались СНК СССР11 История государства и права России: учебник /под ред. С.А.Сибиряева, М., 2000, с. 297.

. Народный комиссар имел право и единолично принимать ре-шения, доводя их до сведения коллегии. Коллегия или ее от-дельные члены в случае несогласия могли обжаловать решение народного комиссара в СНК СССР, не приостанавливая ис-полнения решения.

3. Конституция РСФСР 1925 г.

Конституция РСФСР 1925 г. закрепила РСФСР как федера-тивное государство с автономными образованиями. На терри-тории РСФСР имели обязательную силу постановления вер-ховных органов СССР в пределах, указанных в Конституции СССР, и по предметам, отнесенным к компетенции Союза.

Некоторые исследователи полагают, что из задачи внесения частич-ных изменений в Конституцию РСФСР 1918 г. выросла задача создания новой Конституции РСФСР11 История государства и права России: учебник /под ред. Ю.П.Титова, М., 2000, с. 300.. Однако, следует отметить, что новая Кон-ституция РСФСР 1925 г. многое восприняла из Конституции РСФСР 1918 г. Мы остановимся главным образом на том новом, что появилось в Конституции РСФСР 1925 г. Появление новой Конституции РСФСР 1925 г. было связано с необходимостью учета создания СССР, а также с потребностью учесть уже пройденный после 1918 г. путь. Проект Кон-ституции вначале был создан в НКЮ. Конституционную комиссию воз-главлял Д.И. Курский. Затем над проектом работала комиссия Прези-диума ВЦИК. Она привела Конституцию РСФСР в соответствие с Кон-ституцией СССР 1924 г., оформила подробно правовой статус автоном-ных республик и областей РСФСР. Об этом уже шла речь в данной гла-ве. Была сделана попытка уравнения избирательных прав трудящихся города и села. Но в дальнейшей работе над этим проектом данное по-ложение было утрачено. Затем проект был передан в СНК РСФСР, где из проекта была исключена «Декларация прав трудящегося и экс-плуатируемого народа» и введена новая глава «Об основах экономиче-ского строя РСФСР». Далее проектом вновь занялся Президиум ВЦИК, который из главы «Об основах экономического строя РСФСР» сделал лишь одну статью. Проект Конституции РСФСР обсуждался затем во ВЦИК и на Всероссийском съезде Советов и был утвержден 11 мая 1925 г.

По своему содержанию Конституция СССР 1924 г. и республикан-ские Конституции, в том числе и Конституция РСФСР 1925 г., как бы дополняли друг друга. Тогда имела распространение концепция единой Советской Конституции. Известный юрист П.И. Стучка отмечал, что Конституция СССР и Конституция РСФСР дополняют одна другую и, вместе взятые, составляют единое неразрывное целое, единую Совет-скую Конституцию.

Конституция РСФСР состояла из 6 разделов, 8 глав и 89 статей. Но-вым в Конституции РСФСР 1925 г. было появление главы 4 «Об авто-номных Советских Социалистических республиках и областях», где был обобщен опыт национально-государственного строительства РСФСР с 1918 по 1925 г. Опущена была в новой Конституции «Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа», которая составляла первый раздел Конституции РСФСР 1918 г. Конституция РСФСР 1925 г. закре-пила РСФСР как федеративное государство с автономными об-разованиями. На этих позициях стоят многие ученые. Однако есть и иные взгляды на РСФСР как на государство, не являющееся по своей сущности федеративным государством, а являющееся унитарным госу-дарством. В Конституции РСФСР 1925 г. было записано, что РСФСР, входя в состав СССР, передает ему полномочия, отнесенные в со-ответствии со ст. 1 Конституции СССР к ведению органов СССР. Об этом уже говорилось в данной главе. На территории РСФСР имели обя-зательную силу постановления верховных органов СССР в пределах, указанных в Конституции СССР, и по предметам, отнесенным к компе-тенции Союза (ст. 19). Если Конституция РСФСР 1918 г. говорила лишь о первых шагах к «полному переходу фабрик, заводов, рудников, же-лезных дорог и прочих средств производства в собственность государст-ва» и в связи с этим подтверждала закон о рабочем контроле и ВСНХ, то Конституция РСФСР 1925 г. прямо записала, что фабрики, заводы, водный, железнодорожный и воздушный транспорт и средства связи со-ставляют собственность государства. Несколько иначе в Конституции РСФСР 1925 г. сформулированы задачи. Если в Конституции РСФСР 1918 г. ставилась задача «установления социалистической организации общества и победы социализма во всех странах», то Конституция РСФСР 1925 г. имела своей задачей «осуществление коммунизма», а о других странах ничего не говорилось. В самой Конституции РСФСР 1925 г. отмечалось, что она исходит из основных положений «Деклара-ции прав трудящегося и эксплуатируемого народа» и основных начал Конституции РСФСР 1918 г. (ст. 1). В Конституции РСФСР 1925 г. получил законодательное закрепление такой орган власти, как Президи-ум ВЦИК11 История государства и права России: учебник /под ред. Ю.П.Титова, М., 2000, с. 304.. О нем было сказано, что в период между сессиями ВЦИК высшим законодательным, распорядительным и контролирующим орга-ном власти РСФСР является избираемый ВЦИК Президиум ВЦИК. Он, в частности, созывал сессии ВЦИК. По его инициативе могли быть со-званы чрезвычайные сессии ВЦИК. Президиум ВЦИК имел право при-останавливать и отменять постановления СНК. Перед ним были ответ-ственны народные комиссары. В случае несогласия коллегии с решени-ем народного комиссара она могла обжаловать и в Президиум ВЦИК. Это же право принадлежало и отдельным членам коллегии. Президиум ВЦИК имел право отменять распоряжения Народных комиссариатов. Конституция РСФСР 1925 г. закрепила новый орган - президиумы ис-полнительных комитетов местных Советов, для руководства всей теку-щей работой и проведения в жизнь постановлений и декретов централь-ной власти. Президиумы избирали исполнительные комитеты. Количе-ство членов президиумов определялось ВЦИК или его Президиумом для каждой административной территориальной единицы Конституция РСФСР 1925 г. оказала заметное влияние на Конституции других союз-ных республик.

Заключение

После Октябрьской революции произошел распад единой Российской Империи на ряд независимых совет-ских республик. В годы гражданской войны эти респуб-лики тесно сотрудничали в военной, экономической, фи-нансовой сферах. Россий-ские руководители активно подталкивали республики к более тесному объединению. В 1920-1921 гг. между рес-публиками заключаются экономические договоры и дип-ломатический союз. В марте 1922 г., несмотря на сопро-тивление грузинских коммунистов, происходит объедине-ние Грузии, Армении и Азербайджана в Закавказскую Советскую Федеративную Социалистическую Республику.

В 1922 г. в руководстве РКП (б) возникла идея закре-пить сложившиеся отношения между формально незави-симыми республиками путем создания единого Советско-го государства. Комиссия во главе с народным комисса-ром по делам национальностей Сталиным предложила проект «автономизации». Он предполагал включение республик в состав РСФСР на правах автономий. План вызвал протесты Грузии и Украины. Поэтому Ленин настоял на создании федерации равноправных советских республик. Кроме того, федерация открывала перспекти-вы для вхождения в Союз новых государств в процессе осуществления мировой революции.

30 декабря 1922 г. I Всесоюзный съезд Советов СССР принял Декларацию и Договор об образовании Союза Советских Социалистических Республик. В его состав вошли четыре республики: РСФСР, УССР, БССР, ЗСФСР. Декларация содержала основные принципы нового федеративного государства: национальная свобода, равен-ство, братское сотрудничество народов. Договор перечислял предметы ведения федерального центра. Правительство РСФСР становилось правительством СССР. В 1924 г. образование Союза получило оформление в Конституции СССР.

Предполагалось, что СССР станет переходной формой ко всеобщему объединению. Однако республики были крайне неоднородны по экономическому, социальному, культурному развитию. Поэтому в рамках СССР предпо-лагалось создать новую пролетарскую культуру, которая вытеснила бы национальные традиции, интегрировала национальные республики и округа в единое социали-стическое государство.

Создание СССР потребовало соответствующего консти-туционного оформления. В течение 1923 г. конституцион-ная комиссия во главе с Калининым подготовила проект Конституции СССР. Его основу составила Конституция РСФСР 1918 г., дополненная Декларацией и Договором об образовании СССР. Новая конституция была одобрена II съездом Советов СССР 31 января 1924 г. Конститу-ция СССР оформила структуру верховных органов вла-сти, определила полномочия союзных органов, статус со-юзных республик, государственную символику.

В Конституции была реализована концепция двойно-го государственного суверенитета. Она предполагала, что суверенитет принадлежал и федерации, и каждой из со-юзных республик. Суверенитет субъектов федера-ции ограничивался лишь компетенцией Союза. За союз-ными республиками признавалось право сецессии, т. е. право свободного выхода из Союза.

Конституция устанавливала исключительную компе-тенцию Союза в лице его верховных органов: междуна-родные отношения, вопросы обороны, внутренней безопас-ности, внешняя торговля, планирование экономического развития, бюджет, финансы, руководство транспортом, связью и др.

Верховным органом власти провозглашался съезд Советов. Он формировался на основе косвенных, многостепенных выборов. В период между съездами его полномочия передавались ЦИК СССР, от-ветственному перед съездом. ЦИК состоял из двух палат: Союзного Совета, обеспечивавшего предста-вительство населения союзных республик, и Совета На-циональностей, представлявшего интересы союзных и автономных республик, а также автономных областей РСФСР. Конституция устанавливала равен-ство палат в законодательной сфере. ЦИК обладал правом приостанавливать или отменять реше-ния органов власти субъектов федерации. ЦИК собирался три раза в год, поэтому в период между сесси-ями его полномочия передавались Президиуму ЦИК и СНК. При этом Президиум являлся «выс-шим законодательным, исполнительным и распоряди-тельным органом», а СНК -- «исполнительным и распорядительным органом», но наделенным некото-рыми законодательными полномочиями. Президиум обладал правом вмешиваться в дела республик. Народные комис-сариаты подразделялись на общесоюзные (единые для всего Союза) и объединенные (существующие одновремен-но на союзном и республиканском уровнях).

Список литературы

1. История государства и права России: учебник /под ред. С.А.Сибиряева, М., 2000.

2. История государства и права России: учебник /под ред. Ю.П.Титова, М., 2000.

3. На пути к «социалистическому унитаризму»: документы // Отечественная история, 1992, № 4.

4. Поздеев В.М. История СССР, М., 1978.

5. Фроянов В.К. История СССР, т. 1, М., 1994.

6. Цечоев В.К., Орлова Н.Е. История государства и права России: XIX-XXвв., Ростов-на-Дону, 2000.

Страницы: 1, 2, 3



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.