p align="left">. Таким образом, идея национально-государственного размежевания Средней Азии получила юридическое оформление. В результате национально-государственного размежевания на терри-тории бывших Туркестанской АССР, Бухарской и Хорезмской респуб-лик были созданы: Узбекская ССР, Туркменская ССР, Таджикская АССР в составе Узбекской ССР, а также две автономные области: Кара-Калпакская в составе Киргизской (Казахской) АССР и Кара-Киргизская в составе РСФСР. Киргизская (Казахская) АССР в то время входила в состав РСФСР. Для проведения подготовительной работы (организации и проведения выборов в органы власти и т.д.) в республи-ках Средней Азии были созданы революционные комитеты. На первых Всеузбекском и Всетуркменском съездах Советов в феврале 1925 г. были приняты Декларации об образовании Узбекской ССР (17 февраля) и Туркменской ССР (20 февраля). Здесь же принимаются решения о вхождении Узбекской ССР и Туркменской ССР в состав СССР. Были созданы ЦИК и СНК этих республик. Первым председателем ЦИК Уз-бекской ССР был избран Ю. Ахунбаев, а председателем СНК стал Ф. Ходжаев. ЦИК Туркменской ССР возглавил Н. Айтанов, а СНК - К. Атабаев. 13 мая 1925 г. III съезд Советов СССР удовлетворил просьбы Узбек-ской ССР и Туркменской ССР и принял их в состав СССР, распростра-нив на них «... действие договора об образовании Союза СССР». Таким образом, СССР увеличился еще на два члена. Теперь в Союзе ССР ста-ло 6 союзных республик. В 1929 г. присоединением к Таджикской АССР из состава Узбекской ССР Ходжентского округа, населенного преимущественно таджиками, был завершен процесс объединения тад-жикских земель в единое национальное советское государство. 15 ок-тября 1929 г. III Чрезвычайный съезд Советов Таджикистана принял Декларацию, в которой в полном согласии с трудящимися Узбекистана провозгласил выход из состава Узбекской ССР и создание Таджикской ССР, которая «... добровольно входит в Союз Советских Социалистиче-ских Республик на правах полноправного члена». Председателем ЦИК Таджикской ССР был избран Н. Максум. 5 декабря 1929 г. ЦИК СССР постановил: «I. Действие договора об образовании СССР распростра-нить на Таджикскую Социалистическую Советскую Республику». 17 марта 1931 г. VI съезд Советов Союза ССР принял в свой состав нового субъекта - Таджикскую ССР. Отныне в составе союзного советского государства стало 7 членов. Часто, освещая проблему национально-государственного размежева-ния, ограничивают ее рамками Средней Азии. Однако нужно сказать, что это более широкая проблема и географически. Возник вопрос о включении в состав Белорусской ССР территорий СССР, населенных преимущественно белорусами. Состоявшийся в марте 1923 г. VII съезд компартии Белоруссии в резолюции по национальному вопросу прямо отмечал, что быстро возродить Белоруссию можно, лишь включив в территорию Белоруссии родственные ей соседние районы. В мае 1923 г. это предложение было одобрено ЦК РКП (б). Для практического реше-ния вопроса Президиум ЦИК СССР создал из представителей РСФСР и БССР комиссию под председательством А.С. Енукидзе11 На пути к «социалистическому унитаризму»: документы // Отечественная история, 1992, № 4, с. 91. . Материалы ко-миссии были положены в основу соглашения ЦИК РСФСР и БССР, на основании которого ВЦИК 3 марта 1924 г. издал декрет о передаче БССР восьми уездов Витебской губернии, значительной части Гомель-ской губернии и части Смоленской губернии, основное население кото-рых составляли белорусы. 7 марта 1924 г. Президиум ЦИК СССР в по-становлении по этому поводу отмечал, что это стало возможным в ре-зультате братских отношений народов, населяющих СССР. Территория Белоруссии в результате увеличилась более чем в два раза, а числен-ность населения - с 1555 тыс. до 4171 тыс. человек, причем белорусы составляли 70,4%. Передаваемые Белоруссии территории были по сво-ему экономическому развитию выше территорий Белоруссии. Вхождение РСФСР в состав СССР изменило ее правовой статус. Из независимого государства она превратилась в субъект федеративного государства, передав ему часть своих полномочий. Начался довольно длительный период истории РСФСР в составе СССР до декабря 1991 г. Известный специалист по вопросам национально-государственного строительства О.И. Чистяков считает, что в 1921-1922 гг. завершилось становление РСФСР как федеративного государства. Особенно широко процесс становления автономных республик и областей шел на Кавказе и в Сибири. В 1921 г. были образованы Дагестанская АССР, Горская АССР, Крымская АССР, в 1922 г. - Якутская АССР, в 1923 г. - Бурят-Монгольская АССР, объединив бурят-монгольские области РСФСР; ДВР; Карельская АССР (преобразована из Карельской трудовой комму-ны); АССР немцев Поволжья (преобразована из автономной области). В Горскую АССР входили территории, на которых проживали чеченцы, осетины, ингуши, кабардинцы, балкарцы, карачаевцы. IV съезд Советов Кабардинского округа решил вопрос о выделении Кабарды в автоном-ную область. ВЦИК 1 сентября 1921 г. принял постановление о создании Кабардинской автономной области. В том же 1921 г. из Горской, АССР выделился Балкарский округ и, объединившись с Кабардинской автономной областью, составил Кабардино-Балкарскую автономную область. Из Горской АССР выделился Чеченский округ и по постанов-лению Президиума ВЦИК в ноябре 1922 г. создается Чеченская авто-номная область. На карачаевской территории, выделившейся из Горской АССР, и черкесской, выделившейся из Кубано-Черноморской области, декретом ВЦИК от 12 января 1922 г. была создана Карачаево-Черкесская автономная область. 7 июля 1924 г. с упразднением Горской АССР создаются Северо-Осетинская и Ингушская автономные области. 22 августа 1921 г. образуется автономная область Коми, 1 июня 1922 г. - Ойротская автономная область. В 1923 г. в РСФСР входило 11 автономных республик, 14 автоном-ных областей, 63 губернии и области. Областной съезд Чувашской ав-тономной области принял решение о преобразовании ее в автономную республику, и ВЦИК по ее просьбе 21 апреля 1925 г. издал декрет о преобразовании Чувашской автономной области в Чувашскую АССР. 15 июня 1925 г. Президиум ВЦИК «в соответствии с волей трудящихся Киргизской АССР, выраженной на V съезде Советов Киргизской АССР», постановил о переименовании Киргизской АССР в Казахскую АССР. С этого времени она именуется Казахской республикой. 25 мая 1925 г. постановлением ВЦИК Кара-Киргизская автономная область была переименована в Киргизскую автономную область, которая 1 фев-раля 1926 г. была преобразована в Киргизскую АССР. В 1928 г. созда-ется Мордовский округ в составе Средне-Волжского края. В 1926 г. из Карачаево-Черкесской автономной области выделился Черкесский на-циональный округ, преобразованный в 1928 г. в Черкесскую автоном-ную область в составе Ставропольского края. Для народов Севера, от-личающихся особым национальным составом и бытом, также стали соз-даваться национальные округа. Первый такой округ, Коми-Пермяцкий, был учрежден в 1925 г11 Поздеев В.М. История СССР, М., 1978, с. 167. . Как видим, национально-государственный во-прос в РСФСР решался в разных формах. Таким образом, РСФСР в период нэпа представляла собой сложное национально-государственное образование. До образования СССР, когда РСФСР была самостоятельным госу-дарством, ее взаимоотношения с автономными республиками строились следующим образом: иностранные дела и внешняя торговля целиком относились к компетенции РСФСР, военные дела также относились к ведению РСФСР, хотя в республиках и создавались свои военные ко-миссариаты. Вопросы продовольствия, финансов, труда, РКИ, СНХ, путей сообщения, почты и телеграфа находились в совместной компе-тенции РСФСР и автономных республик. Остальные вопросы республики решали самостоятельно. В целом автономные области обладали теми же правами, что и губернии. Однако в отличие от губерний автономные области, также как и автономные республики, имели свои представи-тельства в Москве и использовали язык коренной национальности в государственном делопроизводстве. Границы территорий автономных 3 республик и областей обычно указывались в актах об их создании. Иногда они устанавливались в общих чертах с уточнением впоследствии, в ряде случаев ВЦИК поручал своей Административной комиссии определить границы. С созданием СССР РСФСР вошла в состав союзного государства на, правах члена федерации. Она передала в ведение СССР внешние сно-шения, внешнюю торговлю, организацию и руководство вооруженными силами и т.д. Правовой статус автономных республик и областей РСФСР регулировался гл. 4 Конституции РСФСР 1925 г. Автономные республики имели право принимать на своих съездах Советов Основные, Законы (Конституции), подлежащие утверждению ВЦИК и Все-российским съездом Советов. Закреплялись система органов власти и управления автономных республик, право издания законодательных ак-тов, имевших обязательную силу на территории автономной республи-ки. Положения об автономных областях принимались их съездами Со-ветов и утверждались ВЦИК. Высшим органом власти автономных рес-публик являлись съезды Советов республик, а в период между съезда-ми - избираемые ими ЦИК. ЦИК автономных республик и областные исполнительные комитеты избирали из своей среды президиумы, кото-рые в период между сессиями ЦИК и исполкомов являлись высшими органами власти. ЦИК автономных республик образовывали свои ис-полнительные органы - СНК в составе председателя СНК и народных комиссаров: внутренних дел, юстиции, просвещения, здравоохранения, земледелия и социального обеспечения, а также народных комиссаров объединенных комиссариатов РСФСР: финансов, труда, внутренней тор-говли, РКИ, ВСНХ. Конституция предоставила автономным республи-кам право в зависимости от местных условий сокращать количество народных комиссариатов и соответственно изменять состав СНК. Кон-ституция РСФСР 1925 г. закрепила Российскую республику как госу-дарство, строящееся на основе федерации национальных советских рес-публик. По Конституции за гражданами РСФСР признавалось право свободного пользования родным языком на съездах, в суде, управлении и общественной жизни. Национальным меньшинствам обеспечивалось право обучения на родном языке в школе. К ведению Всероссийского съезда Советов и ВЦИК были отнесены вопросы установления границ автономных республик, разрешения споров между ними, а также между автономными республиками и другими частями федерации. Конституция признавала право за отдельными национальностями на выделение по решению их съездов Советов в автономные республики и области с ут-верждением высших органов РСФСР. Автономные республики и облас-ти имели своих представителей во ВЦИК и в Совете национальностей ЦИК СССР11 История государства и права России: учебник /под ред. С.А.Сибиряева, М., 2000, с. 281. . В 1924 г. в составе Украинской ССР была образована Молдавская АССР, в которую вошли молдаване, проживавшие на левом берегу Дне-стра. Большая часть молдаван проживала на территории Бессарабии, захваченной в 1918 г. Румынией. В составе Азербайджанской ССР 7 июля 1923 г. была образована Нагорно-Карабахская автономная об-ласть, а 9 февраля 1924 г. - Нахичеванская АССР. 16 июля 1921 г. Рев-ком Грузии издал декрет об образовании в составе Грузии Аджарской АССР, 16 декабря 1921 г. на основе «Союзного договора между ССР Грузии и ССР Абхазии» Абхазская ССР вошла в состав Грузии. Декре-том ЦИК и СНК Грузии от апреля 1922 г. в составе Грузии была созда-на Юго-Осетинская автономная область. 2. Конституция СССР 1924 г. Декларация об образовании СССР и Договор об образова-нии СССР стали основой Конституции СССР 1924 г. Первый съезд Советов СССР утвердил Договор и Декларацию лишь в основном и передал их на рассмотрение ЦИКов союзных рес-публик. В январе 1923 г. Президиум ЦИК СССР образовал шесть комиссий для подготовки важнейших частей будущей Консти-туции. Началась работа над проектом и в союзных республиках. Вновь вносились предложения, отвергнутые в ходе созда-ния СССР: о ликвидации РСФСР и непосредственном вхожде-нии в состав СССР ее автономных республик; о предоставле-нии республикам Закавказья права непосредственного вхожде-ния в СССР и т.д. Важное значение для разработки Конституции СССР имел XII съезд РКП (б) (апрель 1923 г.). Съезд отметил необходи-мость создания специального органа представительства на-циональностей на началах равенства. Вскоре ЦИК СССР сформировал расширенную Конституционную комиссию в со-ставе 25 человек, включая представителей ЦИК всех союзных республик11 Цечоев В.К., Орлова Н.Е. История государства и права России: XIX-XXвв., Ростов-на-Дону, 2000, с. 307. . Совещание представителей национальных республик и об-ластей высказалось за создание второй палаты ЦИК СССР из представителей союзных и автономных республик, дало назва-ние двум будущим палатам ЦИК СССР - Союзный Совет и Совет Национальностей. Совещание высказалось за равенство палат, право обеих на законодательную инициативу. 26-27 июня 1923 г. проект Конституции СССР был одобрен Пленумом ЦК РКП (б). Специальные сессии ЦИКов республик обсудили и утвердили проект Конституции СССР. 6 июля 1923г. ЦИК СССР единогласно одобрил проект Конституции СССР и принял постановление «О введении в действие Кон-ституции Союза Советских Социалистических Республик». В январе 1924 г. проект Конституции СССР был одобрен и съез-дами Советов союзных республик. 31 января 1924 г. II съезд Советов СССР единогласно утвердил Конституцию СССР. Конституция СССР 1924 г. непохожа на другие советские конституции. В ней нет характеристики общественного уст-ройства, нет глав о правах и обязанностях граждан, избира-тельном праве, местных органах власти и управления. Все это отражено в республиканских конституциях. Главный смысл Конституции СССР 1924 г. - конституционное закрепление образования СССР и разделения прав Союза ССР и союзных республик. Конституция СССР 1924 г. состояла из двух разде-лов: Декларации об образовании СССР и Договора об образовании СССР.
Страницы: 1, 2, 3
|