Общие положения опеки
СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ОПЕКИ (ПОПЕЧИТЕЛЬСТВА) КАК ФОРМЫ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ 1.1 Понятие и особенности опеки (попечительства) над несовершеннолетними детьми 1.2 Сравнительно-правовой анализ форм устройства в семью детей, оставшихся без попечения родителей ГЛАВА 2. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ СТОРОН 2.1 Права опекаемых (подопечных) 2.2 Права и обязанности опекунов (попечителей) ГЛАВА 3. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОПЕКИ (ПОПЕЧИТЕЛЬСТВА) 3.1 Возникновение опеки (попечительства) 3.2 Прекращение опеки (попечительства) ЗАКЛЮЧЕНИЕ Список используемых источников и литературы Приложение ВВЕДЕНИЕ Проблема защиты прав и интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, сегодня не только не утратила своей актуальности, но и приобрела особую остроту. В России существует феномен социального сиротства. 90% детей, попавших в трудную жизненную ситуацию, - социальные сироты, то есть дети-сироты при живых родителях. Во-первых, Конвенция ООН о правах ребенка, статья 54 Семейного кодекса Российской Федерации закрепляет за каждым ребенком неотъемлемое право жить и воспитываться в семье. Во-вторых, государство обязано обеспечивать социальную защиту ребенка, лишенного семейной среды, предлагая альтернативу в выборе для него вида семейной заботы. В разделе VI Семейного кодекса Российской Федерации предусмотрены три формы семейного воспитания таких детей: усыновление (удочерение), опека (попечительство), приемная семья. Некоторые субъекты Российской Федерации воспользовались предоставленным им правом и предусмотрели возможность передачи таких детей в патронатные семьи. В-третьих, опека (попечительство) была и остается наиболее распространенной правовой формой устройства несовершеннолетних граждан. Таким образом, тема дипломной работы достаточно актуальна и позволяет не только определить новые подходы к исследованию категории опеки и попечительства, но и систематизировать накопленные юридической наукой знания и правоприменительную практику. Степень научной разработанности проблемы. Понятие опеки и попечительства широко используется в юридической науке и правоприменительной практике, что обусловлено распространенностью данного института в гражданско-правовых отношениях. Отдельные стороны проблемы применения норм гражданского законодательства об опеке и попечительстве неоднократно рассматривались в правовой науке. Общетеоретические аспекты опеки и попечительства разрабатывали такие ученые, как Ершова Н.М., Пергамент А.И., и др. В дипломной работе используются работы таких ученых в сфере гражданского и других отраслей права, как Веберс Я.Р., Свердлов Г.М., и ряда других авторов, комментарии гражданского законодательства, учебники гражданского права. При проведении исследования также использовались монографии и иные работы по данной теме. Изложенный материал построен на трудах таких ученых, как Н.М Ершова, Л.М. Пчелинцева, Е. Чефранова, И.М. Кузнецова, М. Антокольская и других авторов. Объектом исследования являются формы устройства в семью детей, оставшихся без попечения родителей. Предметом исследования является опека (попечительство) как форма семейного воспитания детей. Цель дипломной работы: комплексный теоретико-правовой анализ опеки и попечительства как формы семейного воспитания детей в Российской Федерации. Из поставленной цели предполагается решить следующие задачи: Рассмотреть понятие и особенности опеки (попечительства) над несовершеннолетними детьми. Провести сравнительно-правовой анализ форм устройства детей в семью. Рассмотреть права опекаемых (подопечных). Рассмотреть права и обязанности опекунов (попечителей). Проанализировать порядок возникновение опеки (попечительства). Выявить причины и порядок прекращения опеки (попечительства). Методологической основой исследования является диалектический метод. В ходе исследования использовались обще - и частнонаучные, а также специальные методы познания. Общими явились методы анализа и синтеза, индукции и дедукции, наблюдения и сравнения. В качестве общенаучных методов, с помощью которых проводилось исследование, использовались метод сравнительно-правового анализа, системный и исторический методы. В качестве частнонаучного метода выступил конкретно-социологический. К специальным методам, использовавшимся в работе, следует отнести формально-юридический метод, методы правового моделирования, различные способы толкования права. Данные методы позволили наиболее последовательно и полно рассмотреть различные аспекты опеки (попечительства) в рамках цели и задач исследования. Нормативную основу составили:, Конституция Российской Федерации, Конвенция ООН «О правах ребенка», Семейный кодекс, федеральное законодательство, затрагивающее вопросы регулирования опеки и попечительства. Практическая значимость заключается в том, что выдвинутые теоретические положения и выводы могут быть использованы в процессе дальнейшего совершенствования норм действующего законодательства, регламентирующего формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей, и практики его применения. Дипломная работа состоит из введения, трех глав, объединяющих шесть параграфов, заключения, библиографии и приложений. ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ОПЕКИ (ПОПЕЧИТЕЛЬСТВА) 1.1 Понятие и особенности опеки (попечительства) над несовершеннолетними детьми В настоящее время основополагающие нормы об опеке (попечительстве) содержатся в Гражданском кодексе Российской Федерации, который вместе с тем устанавливает, что деятельность опекунов и попечителей, относящаяся к воспитанию несовершеннолетних, состоящих под опекой или попечительством, является предметом регулирования семейного права. В законодательных актах Российской Федерации высказываются различные точки зрения в отношении понятия опеки и попечительства. В Федеральном законе «Об опеке и попечительстве» используются следующие основные понятия Федерального закона «Об опеке и попечительстве» № 48-ФЗ от 24.04.2008. Ст. 2.: 1) опека - форма устройства малолетних граждан (не достигших возраста четырнадцати лет несовершеннолетних граждан) и признанных судом недееспособными граждан, при которой назначенные органом опеки и попечительства граждане (опекуны) являются законными представителями подопечных и совершают от их имени и в их интересах все юридически значимые действия; 2) попечительство - форма устройства несовершеннолетних граждан в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет и граждан, ограниченных судом в дееспособности, при которой назначенные органом опеки и попечительства граждане (попечители) обязаны оказывать несовершеннолетним подопечным содействие в осуществлении их прав и исполнении обязанностей, охранять несовершеннолетних подопечных от злоупотреблений со стороны третьих лиц, а также давать согласие совершеннолетним подопечным на совершение ими действий в соответствии со статьей 30 Гражданского кодекса Российской Федерации; Институт опеки и попечительства над детьми, оставшимися без родительского попечения, длительное время существовал в различных формах как в дореволюционной России, так и затем в РСФСР. Опека (попечительство) в семейном праве - это форма устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в целях их содержания, воспитания и образования, а также для защиты их прав и интересов Закона о дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Ст. 1. К несовершеннолетним детям, оставшимся без попечения родителей, относятся дети, родители которых умерли, лишены родительских прав, ограничены в родительских правах или признаны недееспособными. Отсутствие родительского попечения может быть вызвано также болезнью родителей, препятствующей выполнению ими родительских обязанностей, длительным отсутствием родителей (в связи с командировкой, отбыванием наказания в местах заключения и т.п.), уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов (в том числе при отказе родителей взять своих детей из воспитательных учреждений) и иными причинами. Институт опеки и попечительства основан на нормах не только семейного, но и гражданского права, а также административного права, то есть по своей сути является комплексным. В Гражданском кодексе нормы об опеке и попечительстве входят в состав различных институтов: дееспособность граждан, представительство, сделки, обязательства, возникающие вследствие причинения вреда. Кроме того, в Гражданском кодексе содержатся общие положения об установлении и прекращении опеки и попечительства над гражданами. В Семейном кодексе Российской Федерации нормы об опеке и попечительстве образуют самостоятельную главу (институт семейного права) и регламентируют опеку и попечительство как форму устройства и семейного воспитания детей, оставшихся без родительского попечения. В Семейном кодекса Российской Федерации соответственно определяются права и обязанности опекунов (попечителей) и права несовершеннолетних детей, находящихся под опекой (попечительством) Королев Ю. А. Комментарии к Семейному кодексу Российской Федерации - М.: “Юридический дом “Юстицинформ”, 2003.С. 34.. Вопрос об основаниях и порядке установления опеки (попечительства) над детьми, оставшимися без попечения родителей, важен для защиты их личных неимущественных и имущественных прав и интересов. Основанием установления опеки и попечительства над детьми является факт утраты ими по тем или иным причинам родительского попечения. Опека (попечительство) над детьми преследуют две основные цели: а) воспитание, образование, содержание детей, оставшихся без попечения родителей; б) защита прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей (пункт 1 статьи 145 Семейного кодекса; пункт 1 статьи 31 Гражданского кодекса). Семейным и гражданским законодательством установлено, что опека устанавливается над детьми, не достигшими возраста четырнадцати лет (пункт 2 статьи 145 Семейного кодекса; пункт 1 статьи 32 Гражданского кодекса), а попечительство - над детьми в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет (пункт 2 статьи 145 Семейного кодекса; пункт 1 статьи 33 Гражданского кодекса). Разграничение понятий опеки и попечительства не имеет существенного значения в сфере воспитания и образования подопечных детей, но важно в сфере защиты опекунами (попечителями) их личных неимущественных и имущественных прав и интересов (статья 150 Семейного кодекса Российской Федерации), что во многом определяется различиями в содержании дееспособности несовершеннолетних в возрасте до четырнадцати и от четырнадцати до восемнадцати лет. Основное различие понятий опеки и попечительства состоит в объеме прав и обязанностей опекунов и попечителей, который определяется степенью дееспособности их подопечных. Права и обязанности опекуна по воспитанию подопечного, связанные с психическим, духовным, нравственным развитием ребенка, с определением способов его воспитания, выбором образовательного учреждения, обеспечением общения ребенка с его родителями, близкими родственниками, не зависят от степени зрелости подопечного, но каждый раз определяются педагогической целесообразностью. Лишь в некоторых исключительных случаях необходимо учитывать мнение самого несовершеннолетнего Зайцева Т.И. Защита семейных прав в нотариальной практике // Бюллетень нотариальной практики, №4. 2003. С. 10.. Попечительство состоит в том, что специально назначенное лицо - попечитель помогает подопечному лицу осуществлять принадлежащие им права и исполнять обязанности своими советами и дает либо не дает свое согласие на совершение такими лицами сделок и других юридических действий (кроме сделок, которые несовершеннолетний или ограниченно дееспособный вправе совершать самостоятельно). Попечитель, таким образом, не заменяет полностью лицо, над которым установлено попечительство, а лишь помогает ему принимать разумные решения, восполняя недостающий жизненный опыт несовершеннолетнего и охраняет его от злоупотреблений со стороны третьих лиц Комментарий к Гражданскому кодексу РФ. Часть первая (под ред. проф. Т.Е. Абовой и А.Ю. Кабалкина) - Юрайт - Издат; Право и закон, 2002. С. 56.. Поскольку несовершенолетние не обладают полной дееспособностью, для защиты их прав и интересов используется институт опеки и попечительства. В настоящее время основополагающие нормы этого института содержатся в Гражданском кодексе (ст.31 -- 40), который устанавливает, что действия опекунов (попечителей), относящаяся к воспитанию несовершенолетних, является предметом ведения семейного права (п.1 ст. 150 СК РФ).С помощью института опеки (попечительства) государство защищает как личные, так и имущественные права и интересы граждан, которые сами сделать этого не могут, а для несовершенолетних опека (попечительство) - еще и способ их устройства на воспитание в семью. Перед институтом опеки и попечительства стоят задачи обеспечения:
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8
|