на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Общие положения опеки
p align="left">По достижении совершеннолетия ребенку выделяется жилье, если его у него нет.

Недостатки приёмной семьи:

Ребенок имеет статус воспитуемого и в подростковом возрасте может ощущать свою неполную принадлежность к семье приемных родителей;

Нет тайны передачи ребенка в приемную семью, и контакты ребенка с кровными родственниками возможны;

Смена фамилии, изменение места рождения и даты невозможно.

Патронат

Патронат -- одна из узаконенных в ряде регионов Российской Федерации форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей, при которой ребёнок помещается на воспитание в семью патронатного воспитателя. При патронате, патронатные воспитатели ребёнка, у которых он проживает, принимаются на работу в качестве воспитателей того детского дома, откуда взят ребенок, получают заработную плату за уход и воспитание ребёнка Терновская М.Ф., Иванова Н.П. Развитие патронатного воспитания в регионах России. -- М.: Слово, 2002.С. 8..

Как правило, патронат устанавливается на основании договора между патронатным воспитателем и патронатной службой воспитательного учреждения. Воспитатель принимается в штат воспитательного учреждения.

Обычно под патронат передаются дети, которым временно требуется заменяющая семья. Ребёнок может быть изъят из семьи воспитателя, передан на усыновление, возвращен биологическим родителям. Общение ребенка с биологическими родственниками, как правило, обязательно.

В патронатной семье один из родителей имеет статус патронатного воспитателя, является сотрудников учреждения для детей-сирот, на время пребывания ребенка в семье разделяет ответственность за его воспитание с опекуном, которым остается директор детского учреждения; патронатный воспитатель получает пособие на содержание ребенка и зарплату за его воспитание.

Также как и другие формы семейного устройства детей (усыновление, опека (попечительство), приёмная семья), патронат является договорной формой устройства ребёнка, патронатные воспитатели и учреждение по патронатному воспитанию совместно осуществляют права опекуна: права, и обязанности сторон разграничивались согласно договору. При этом патронатный родитель отвечает за жизнь и здоровье ребенка, его воспитание и развитие, а учреждение - за защиту прав ребенка в суде, охрану имущества (если это было поручено органом опеки) и за предоставление семье медико-социальной и психолого-педагогической помощи Терновская М.Ф., Иванова Н.П. Развитие патронатного воспитания в регионах России. -- М.: Слово, 2002. С. 20.

Достоинства патроната:

гарантированное и построенное на правовой основе сопровождение ребенка и семьи и сохранение обязанностей службы по устройству (учреждения по патронату) предоставлять семье необходимую помощь и отвечать за результат для ребенка;

даёт возможность привлечь большее число семей, так как гарантирует семьям помощь и то, что они не останутся один на один с проблемами, неминуемо возникающими после помещения ребенка в семью, ответственность по закону с ними разделяют специалисты учреждения по патронату;

патронатные семьи имеют возможность при заключении договора получить занятость.

патронат является активной формой общественного участия в судьбе одинокого ребёнка и способствует лучшему его знакомству с общественными нормами на примере конкретной семьи.

Недостатки патроната:

не порождает достаточной ответственности патронатных воспитателей за судьбу ребёнка, за его содержание,

договор о патронате может быть расторгнут в случае, если ребёнок окажется «трудным».

временный характер такой формы устройства детей («в ожидании» опеки, либо усыновления),

неустойчивость патроната и его подверженность произвольным административным решениям руководства детского учреждения наносит непоправимый вред психике ребёнка, которого «изымают» из семьи.

Анализ данных показывает, что ни одна из форм устройства детей в семью, ни их совокупность, не решают всего комплекса проблем детей и семей. Официальная система оценки эффективности основывается на соотнесении долей детей, которые усыновляются; передаются под опеку и попечительство; уходят в приемную семью; оказываются в учреждениях общественного воспитания. Причем официальная же точка зрения поддерживает идею, что усыновление - наилучшая форма, опека - приемлемая, приемная семья - мало приемлемая, а устройство в учреждение не приемлемо. По всей России опекунство - самая популярная форма устройства детей в семью, 48,1% от всех желающих выказывает намерение взять ребенка под опеку, на усыновление готовы 28,9% россиян, готовы пойти по пути патроната или приемной семьи 23% Нечаева А. М. Охрана детей-сирот в России: история и современность. М., 1994. С. 34..

Идеальных форм устройства детей нет - большинство развитых стран пользуют разные формы, и продолжают дискуссию о том, как следует соотносить в единую систему разные способы устройства детей. Возможно, и в России пришло время вопрос «Какая форма лучше?» заменить на вопрос «Как сочетать разные формы устройства?» - хотя ответить на него много сложнее, чем отстаивать ту или иную форму семейного устройства, полагаясь на удобные стереотипы, а не фактологию.

Действующее законодательство, в первую очередь Семейный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон Российской Федерации «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», ряд Постановлений Правительства Российской Федерации, нормативных актов субъектов Российской Федерации нуждаются в дополнениях и изменениях. В частности, законодательно не определены понятия устройства детей и форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей, не сформирована система таких форм, не урегулированы ряд содержательно принципиальных положений, касающихся усыновления, опеки (попечительства), приемной семьи как форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей.

Изложенные обстоятельства доказывают необходимость дальнейшего совершенствования российского законодательства, регулирующего формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей.

ГЛАВА 2. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ СТОРОН

2.1 Права опекаемых (подопечных)

Семейный кодекс уделяет особое внимание правам и интересам детей, находящихся под опекой (попечительством). (Приложение 3)

Права детей, находящихся под опекой (попечительством) закреплены в статье 148 Семейного кодекса Российской Федерации.

Дети, находящиеся под опекой (попечительством), имеют право на:

- воспитание в семье опекуна (попечителя), заботу со стороны опекуна (попечителя), совместное с ним проживание, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 статьи 36 Гражданского кодекса Российской Федерации;

- обеспечение им условий для содержания, воспитания, образования, всестороннего развития и уважение их человеческого достоинства;

- причитающиеся им алименты, пенсии, пособия и другие социальные выплаты;

- сохранение права собственности на жилое помещение или права пользования жилым помещением, а при отсутствии жилого помещения имеют право на получение жилого помещения в соответствии с жилищным законодательством;

- защиту от злоупотреблений со стороны опекуна (попечителя) в соответствии со статьей 56 Семейного кодекса Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей. Методическое пособие для кандидатов в усыновители, опекуны (попечители), приемные и патронатные родители, а также для лиц, занимающихся данной проблемой. / Сост. Н.А.Палиева и др. - Ставрополь: СКИПКРО, 2002.С. 24..

Дети, находящиеся под опекой (попечительством) обладают также правами, предусмотренными статьей 55 (право ребенка на общение с родителями и другими родственниками) и статьей 57 (право ребенка выражать свое мнение) Семейного кодекса.

Семейный Кодекс Российской Федерации подчеркивает, что оставшийся без попечения родителей ребенок, с одной стороны, ничем не отличается от любого несовершеннолетнего, с другой - находится в особом положении. Каждый подопечный имеет, прежде всего, право на воспитание в семье, но теперь этой семьей является семья опекуна (попечителя). И только в исключительных случаях, когда опекун (попечитель) не может по уважительным причинам сам осуществлять воспитание, он вправе прибегнуть к временной помощи детского учреждения. Отсюда проистекает право несовершеннолетнего на заботу со стороны опекуна (попечителя), заменяющего родителей Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей. Методическое пособие для кандидатов в усыновители, опекуны (попечители), приемные и патронатные родители, а также для лиц, занимающихся данной проблемой. / Сост. Н.А.Палиева и др. - Ставрополь: СКИПКРО, 2002. С. 28..

Дети, находящиеся под опекой (попечительством), имеют все те права, как личного неимущественного, так и имущественного характера, которыми Семейный кодекс наделяет несовершеннолетних детей. Поэтому в комментируемой статье лишь конкретизируются положения главы 11 Семейного кодекса о правах несовершеннолетних детей в связи с установлением над ними опеки (попечительства). В то же время специальное законодательное выделение прав детей, находящихся под опекой (попечительством), должно служить дополнительной гарантией соблюдения их законных прав и интересов.

Право ребенка, находящегося под опекой (попечительством), на воспитание в семье опекуна (попечителя), заботу с его стороны и совместное с ним проживание основано на закрепленном Семейный кодекс праве ребенка жить и воспитываться в семье (комментарий к статье 54 Семейного кодекса) и соответствует положениям гражданского законодательства о месте жительства несовершеннолетних, находящихся под опекой или попечительством. Так, пункт 2 статьи 20 Гражданского кодекса предусматривает, что местом жительства несовершеннолетнего, не достигшего возраста четырнадцати лет, признается место жительства его законных представителей, в частности опекунов, а пункт 2 статьи 36 Гражданского кодекса обязывает опекунов и попечителей несовершеннолетних граждан проживать совместно со своими подопечными. Лишь в ряде случаев, когда опекун (попечитель) не имеет возможности в силу уважительных причин (болезнь, длительная командировка, необходимость ухода за больным родственником и т.п.) лично воспитывать ребенка, он имеет право на временное помещение подопечного ребенка в соответствующее воспитательное учреждение.

Не вызывает сомнений, что предусмотренные законом цели опеки и попечительства могут быть достигнуты, как правило, при совместном проживании ребенка с его опекуном (попечителем), то есть в условиях их постоянного общения и контакта. В этой связи регистрационный учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, может осуществляться по месту их временного пребывания в семье опекуна (попечителя) (пункт 2 статьи 8 Закона о дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; пункт 28 Правил регистрации граждан Российской Федерации по месту жительства). Регистрация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется в жилых помещениях, занимаемых семьей опекуна (попечителя), на основании документов, удостоверяющих личность опекунов (попечителей), подопечных и подтверждающих установление опеки (попечительства). Последующее их снятие с учета возможно только с разрешения органа опеки и попечительства Пункт 5.11, 6.9 Инструкции о применении Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утв. приказом Министерства внутренних дел РФ от 23 октября 1995 г. № 393 (в ред. приказа Министерства внутренних дел РФ от 15 сентября 1997 г. № 600)//БНА РФ. 1996. N 4; БНА. 1997. № 24.. Законом (пункт 2 статьи 36 Гражданского кодекса) допускается раздельное проживание попечителя с подопечным, достигшим шестнадцати лет, но только с разрешения органа опеки и попечительства и при условии, что это не отразится неблагоприятно на воспитании и защите прав и интересов подопечного.

Право несовершеннолетнего подопечного на заботу со стороны опекуна (попечителя) совпадает с правом детей на заботу со стороны родителей и предполагает необходимость удовлетворения его жизненно важных потребностей (питание, уход, одежда, медицинская помощь, книги, игрушки, учебники и т.п.).

Совместное проживание подопечного ребенка с опекуном (попечителем) создает предпосылки для реализации права ребенка на обеспечение ему условий для содержания, воспитания, образования, а также физического, психического, духовного и нравственного развития (комментарий к статье 54, 63 Семейного кодекса). Естественно, что задачи воспитания ребенка не могут быть достигнуты опекуном (попечителем) без соблюдения принципа уважения его человеческого достоинства, исключающего пренебрежительное, жестокое и грубое обращение с ребенком (пункт 1 статьи 65 Семейного кодекса).

Право подопечного ребенка на обеспечение ему условий для содержания подкрепляется установленной Гражданского кодекса (пункт 3 статьи 36) обязанностью опекунов (попечителей) заботиться о содержании своих подопечных. Для исполнения этой обязанности опекун (попечитель) вправе без предварительного разрешения органа опеки и попечительства производить необходимые для содержания несовершеннолетнего подопечного расходы за счет сумм, причитающихся подопечному в качестве его дохода (пункт 1 статьи 37 Гражданского кодекса). Распоряжаясь предназначенными для несовершеннолетнего подопечного ребенка средствами, опекун (попечитель) обеспечивает ему необходимое содержание. В свою очередь государство устанавливает и гарантирует конкретные формы материального обеспечения детей, оставшихся без попечения родителей, и тем самым создает необходимые условия для их содержания опекунами (попечителями) Зыков О.В., Артемчук А.Д., Баушева И.Л. Защита прав ребенка. Социальные и юридические аспекты. -- М.: НАН, 1999. С. 34..

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.