Организация социальной защиты инвалидов в Российской Федерации
2 Федеральное агентство по образованию Российской Федерации ГОУ ВПО «МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ М.А.ШОЛОХОВА» Уфимский филиал КУРСОВАЯ РАБОТА по дисциплине: "Правовые основы государственного и муниципального управления" на тему: "Организация социальной защиты инвалидов в Российской Федерации". Выполнила: студентка 3 курса очного отделения факультета СПО спец. «ГМУ», гр.3/9 Таунбаева Юлия. Проверила: ст. преп., доцент, к.и.н. Нуртдинова З.Н. УФА - 2008 ПЛАН: Введение I. Теоретический и статистический аспекты инвалидности 1.1. Определение инвалидности 1.2. Статистика инвалидности II. Государственная политика и нормативно-правовое обоснование социальной защиты инвалидов 2.1. Обязательства современного государства перед инвалидами 2.2. Основные законы об инвалидности в РФ III. Практические меры социальной защиты инвалидов 3.1. Среда обитания без барьеров 3.2. Льготы и компенсации 3.3. Медицинское обслуживание 3.4. Обеспечение жильем 3.5. Занятость и обучение инвалидов 3.6. Финансирование и пенсионное обеспечение 3.7. Социальное обслуживание IV. Реабилитация инвалидов 4.1. Принципы, содержание, цель и задачи реабилитации 4.2. Виды реабилитации 4.3. Организационное, правовое, финансовое, информационное и научное обеспечение реабилитации инвалидов Заключение Библиография Введение Российская Федерация является государством, в котором социальная политика занимает не последнее место. Выделение причин социального неравенства и способов его преодоле-ния -- важное условие социальной политики, превратившееся на со-временном этапе в насущный вопрос, который связан с перспективами развития всего российского общества. Такие проблемы, как бедность, инвалидность, сиротство, становятся объектом исследований и прак-тики социальной работы. Организация современного общества во многом противоречит интересам женщин и мужчин, взрослых и де-тей, имеющих инвалидность. Символические барьеры, выстраивае-мые обществом, сломать порой гораздо сложнее, чем физические препятствия; здесь требуется развитие таких культурных ценностей гражданского общества, как толерантность, эмпатия, уважение чело-веческого достоинства, гуманизм, равенство прав. В целом ряде зарубежных стран и в России дети и взрослые, имеющие инвалидность, изображаются объектами забо-ты -- как своеобразное бремя, которое вынуждены нести заботящие-ся о них близкие, общество и государство. Вместе с тем существует и другой подход, который привлекает внимание к жизненной активно-сти самих инвалидов. Речь идет о формировании новой концепции независимой жизни при одновременном акценте на взаимную помощь и поддержку в совместном совладании с испытаниями, вы-званными инвалидностью. Эта концепция основывается на так называемой социальной модели инвалидности, о которой стало известно в 1970-е гг. по публикациям британских ученых -- активистов организаций инвалидов. В тот период авторы выступали против содержания инвалидов в интернатах и до-казывали несостоятельность традиционных патерналистских уста-новок. Выбор мною темы курсовой работы вызван актуальностью проблемы инвалидности в современном российском обществе. Инвалидность - это не только проблема личности, но и государства и общества в целом. Эта категория граждан остро нуждается не только в социальной защите, но и в понимании их проблем со стороны окружающих людей, которое будет выражаться не в элементарной жалости, а в человеческом сочувствии и равном отношении к ним как согражданам. Цель работы - раскрыть систему организации социальной защиты инвалидов в Российской Федерации на современном этапе. Работа состоит из введения, четырех глав, заключения и библиографии. В I главе раскрывается определение термина «инвалидность», приводятся статистические данные по инвалидности в Российской Федерации. Во II главе фиксируется современная государственная политика и состояние нормативно-правового обеспечения вопросов инвалидности в РФ. III глава посвящена непосредственно вопросам организации социальной защиты инвалидов в РФ. В IV главе раскрывается суть реабилитации инвалидов как неотъемлемой части системы социальной защиты инвалидов в Российской Федерации. I. Теоретический и статистический аспекты инвалидности 1.1. Определение инвалидности Согласно российскому законодательству, > инвалид -- это «лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты». Ограничение жизнедеятельности определяется как «полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществ-лять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентиро-ваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и зани-маться трудовой деятельностью». Это определение сравнимо с тем, которое дается Всемирной организацией здравоохранения. Представим его как последовательность положений: > Структурные нарушения, недуги или повреждения, види-мые или распознаваемые медицинской диагностической аппаратурой, > могут привести к утрате или несовершенству навыков, необходимых для некоторых видов деятельности ... > ...что при соответствующих условиях будет способствовать социальной дезадаптации, неуспешной или замедленной социализации. Международное движение за права инвалидов считает наиболее правиль-ным следующее понятие инвалидности: «Инвалидность -- препятствия или ограничения деятельности человека с физическими, умственными, сенсорными и психическими отклонениями, вызванные существующи-ми в обществе условиями, при которых люди исключаются из активной жизни». Люди с ограниченными возможностями имеют функциональные затруднения в результате заболевания, отклонений или недостатков развития, состояния здоровья, внешности, вследствие неприспособ-ленности внешней среды к их особым нуждам, а также из-за предрас-судков общества по отношению к себе. Чтобы снизить воздействие таких ограничений, разработана система государственных гарантий по социальной защите инвалидов. > Социальная защита инвалидов -- система гарантированных государством экономических, социальных и правовых мер, обеспечиваю-щих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им рав-ных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества. 1.2. Статистика инвалидности В третьем тысячелетии население планеты должно осознать наличие инвалидов и необходимость создать для них нормальные условия жизни. По данным ООН, каждый десятый человек (более 500 млн. чел.) на планете имеет инвалидность, один из 10 страдает от физиче-ских, умственных или сенсорных дефектов и не менее 25% всего на-селения страдают расстройствами здоровья. По официальной статистике, в России сейчас 10 млн. инвалидов (около 7% населения). По оценке Агентства социальной информа-ции, их не меньше 15 млн. Среди нынешних инвалидов очень много молодых людей и детей. В общем контингенте инвалидов мужчины составляют более 50%, женщи-ны -- более 44%, 65--80% -- это люди пожилого возраста. Наряду с ростом численности инвалидов прослеживаются тенденции качественных изменений их состава. В обществе вызывает озабоченность увеличение числа инвалидов среди лиц трудоспособного возраста, они составляют 45% от числа граждан, первично признанных людьми с ограниченными возможностями. За последнее десятилетие опережающими темпами увеличивалось число де-тей-инвалидов: если в РСФСР в 1990г. на учете в органах социальной защиты населения состояло 155 100 таких детей, то в Российской Федерации в 1995г. этот показатель возрос до 453 700, а в 1999г.--до 592 300 детей. Вызывает тревогу и то, что, по информации Министерства здравоохранения Российской Федерации, ежегодно в нашей стране рождается 50 000 детей, которые при-знаны инвалидами с детства. В последние годы растет и численность инвалидов вследствие военной травмы. Ныне их количество составляет почти 42 200 человек. На долю лиц пенсионно-го возраста приходится 80% от общего числа инвалидов; инвалидов Великой Отечественной войны -- более 15%, I группы -- 12,7%, II группы -- 58%, III группы -- 29,3 %. Структура распределения инвалидности в связи с общим заболеванием в Рос-сии такова: на первом месте болезни сердечно-сосудистой системы (22,6%), далее следуют злокачественные новообразования (20,5%), затем травмы (12,6%), болезни органов дыхания и туберкулез (8,06%), на пятом месте--психические расстройства (2,7%). Распространенность инвалидности в целом выше среди городского населения по сравнению с сельскими жителями. Динамика роста инвалидности в России характеризуется следующими показа-телями: · по возрастной структуре преобладают инвалиды пенсионного возраста; · по нозологии -- наиболее часто инвалидность сопряжена с болезнями системы кровообращения; · по тяжести -- преобладают инвалиды II группы. II. Государственная политика и нормативно-правовое обоснование социальной защиты инвалидов 2.1. Обязательства современного государства перед инвалидами Инвалидность, как бы ее ни определять, известна в любом обществе, и каждое государство сообразно уровню своего развития, приорите-там и возможностям формирует социальную и экономическую поли-тику в отношении инвалидов. В течение последних 30 лет в мире сложились устойчивые тен-денции и механизмы формирования такой политики, поддержки правительствами различных стран разработки подходов к решению проблем этой социальной группы и оказания помощи государствен-ным и общественным институтам в определении и реализации поли-тики, адресованной инвалидам. Основные принципы формирования политики в отношении инвалидов: 1. Государство отвечает за устранение условий, ведущих к инвалидности, и решение вопросов, связанных с последствиями инвалидности. 2. Государство обеспечивает инвалидам возможность достигнуть одинакового со своими согражданами уровня жизни, в том числе в сфере доходов, образо-вания, занятости, здравоохранения, участия в общественной жизни. 3. Инвалиды имеют право жить в социуме, общество порицает изоляцию инвали-дов. Для этого общество стремится сформировать условия независимой жиз-ни инвалидов (безбарьерная среда). 4. За инвалидами признаются права и обязанности граждан данного общества. В компетенции государства находятся способы признания, обеспечения и реа-лизации прав и обязанностей инвалидов как членов общества. 5. Государство стремится к равнодоступности мер социальной политики в отно-шении инвалидов на всей территории страны, независимо от того, где прожи-вает инвалид (в сельской или городской местности, столице или провинции). 6. При реализации политики в отношении инвалидов должны учитываться особенности индивида или групп инвалидов: все инвалиды в силу специфики сво-его заболевания находятся в разных стартовых условиях, и для обеспечения прав и обязанностей граждан страны в отношении каждой группы инвалидов проводится свой комплекс мероприятий. Государственная политика в настоящее время остается основным публичным механизмом в определении, категоризации и легализации инвалидности и продолжает быть существенным элементом в конструировании и поддержании зависимого статуса людей с ограниченными возможностями. В российских дебатах о социальной политике в отношении инва-лидов наряду с одобрением и принятием идей интеграции ставится вопрос о затратах и выгодах, а качество и спектр существующих мер социальной защиты пока остается второстепенным вопросом. В со-циальном законодательстве и программах содержатся необходимые требования доступности и интеграции, однако на практике далеко не всегда можно говорить о готовности и возможности обеспечивать за-явленное и достигать обозначенных целей. Системы социальной защиты инвалидов, сложившиеся в развитых странах, включают в себя ряд взаимосвязанных элементов, отражае-мых в нормативном закреплении прав инвалидов, прав и обязанно-стей государственных органов, общественных и благотворительных организаций, форм и методов их деятельности в этой сфере.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|