p align="left">Основными критериями развития политики государств в отношении инвалидов являются: · Наличие официально признанной политики в отношении инвалидов. · Наличие специального антидискриминационного законодательства в отношении инвалидов. · Судебные и административные механизмы реализации прав инвалидов. · Наличие неправительственных организаций инвалидов. · Доступ инвалидов к реализации гражданских прав, в том числе права на труд, на образование, на создание семьи, на неприкосновенность частной жизни и собственности, а также политических прав. · Наличие безбарьерной физической и социальной среды. 2.2. Основные законы об инвалидности в РФ Современные российские законодательные акты по части заботы и помощи людям с ограниченными возможностями в содержатель-ном плане приближаются к законам и принципам, принятым во всем мире. И хотя инвалиды, а также их семьи по-прежнему наталкивают-ся на барьеры во взаимопонимании и общении с другими людьми, многое свидетельствует о том, что в целом социальное отношение к инвалидам постепенно изменяется: взамен невнимания и отверже-ния пришли признание их прав, достоинства и полноценного уча-стия в жизни общества. Принятие в 1995г. Государственной Думой закона «О социальной защите инвалидов в РФ», разработка проекта Закона РФ «О специальном образовании», создание реаби-литационных центров -- все это свидетельствует об изменяющейся социальной политике. Основными законами об инвалидах в РФ являются: 1. Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федера-ции» (с посл. изм. от 31.12.2005г.) от 24.11.1995г. № 181-ФЗ 2. Федеральный закон «О внесении изменений и дополнений в статью 16 Закона РФ "Об образовании"» от 20.07.2000г. № 102-ФЗ 3. Постановление Правительства РФ «Об утверждении по-рядка воспитания и обучения детей-инвалидов на дому и в негосударственных образовательных учреждениях» № 861 от 18.07.1996 г. 4. Постановление Правительства РФ «О предоставлении бесплатного социального обслуживания и платных социальных услуг государственными социальными службами» № 739 от 24.06.1996г. 5. Указ Президента РФ «О мерах по профессиональной реа-билитации и обеспечению занятости инвалидов» № 394 от 25.03.1993г. 6. Федеральный закон «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» № 195-ФЗ от 10.12.1995г. 7. Постановление Правительства РФ «Об обеспечении фор-мирования доступной для инвалидов среды жизнедеятельности» №927 от12.08.1994г. 8. Указ Президента РФ «О мерах по обеспечению государ-ственной поддержки инвалидов» № 1011 от 1.06.1996г. (с изм. от 27.04.2000г.) 9. Указ Президента Российской Федерации «О научном и информационном обеспечении проблем инвалидности и инвалидов» № 802 от 27.07.1992г. 10. Постановление Министерства социальной защиты населения РФ «О пенсион-ном обеспечении детей, находящихся на полном государственном содержа-нии» № 1--6-у от 23.06.1995г. 11. Постановление Министерства труда РФ «Об утверждении примерного Положения об индивидуальной программе реабилитации инвалида» № 42 от 14.12.1996г. 12. Приказ Министерства образования РФ от 18.06.2001г. № 2417 «О реализации решения коллегии №10 от 15.05.2001г. "Об опыте работы вузов России по обеспечению доступности высшего профессионального образования для ин-валидов"» 13. Письмо Министерства образования РФ от 25.03.1999г. № 27/502--6 «Об условиях приема и обучения инвалидов в учреждениях высшего профессионального об-разования» 14. Разъяснение Минтруда РФ и Фонда социального страхования РФ от 4.04.2000г. №3/02--18/05--2256 «О порядке предоставления и оплаты дополнительных выходных дней в месяц одному из работающих родителей (опекуну, попечителю) для ухода за детьми-инвалидами» (утв. постановлением Минтру-да РФ и Фонда социального страхования РФ от 4.04.2000г. № 26/34) 15. Постановление Минтруда РФ от 27.07.1999г. № 29 «Об утверждении Методических рекомендаций по организации деятельности социально-оздорови-тельных центров граждан пожилого возраста и инвалидов» 16. Постановление Минтруда РФ от 29.10.1998г. №44 «О рекомендациях по созданию и организации деятельности попечительских (общественных) советов при учреждениях социальной защиты населения» 17. Приказ Минздрава РФ и Минтруда РФ от 25.02.1998г. №50/18 «Об утверждении формы направления детей в возрасте до 16 лет на освидетельство-вание в учреждения медико-социальной экспертизы» 18. Постановление Минтруда РФ и Минздрава РФ от 29.01.1997г. № 1/30 «Об утверждении Классификаций и временных критериев, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы» 19. Постановление-приказ Минтруда РФ, Минздрава РФ и Минобразования РФ от 23.12.1996г. № 21/417/515 «Об утверждении Примерного положения о реабилитационном учреждении» 20. Приказ Минобразования РФ и Минздравмедпрома РФ от 18.07.1994г. №268/146 «Об освобождении от итоговой аттестации выпускников 9,11 (12) классов общеобразовательных учреждений» 21. Постановление Минтруда РФ от 8.09.1993г. №150 «О перечне приоритетных профессий рабочих и служащих, овладение которыми дает инвалидам наибольшую возможность быть конкурентоспособными на региональных рын-ках труда» 22. И другие нормативно-правовые акты РФ и субъектов РФ. III. Практические меры социальной защиты инвалидов 3.1. Создание среды обитания без барьеров Критерием оценки политики в отношении инвалидов может слу-жить доступность для инвалида физической среды, включая жилье, транспорт, образование, работу и культуру, и доступность информа-ции и каналов коммуникации. В России начало преобразованию среды обитания инвалидов с учетом их потребностей положено 2.10.1992г. Указом Президента «О мерах по формированию доступной для инвалидов среды жизнедеятельности». В России разработаны стандартные правила, учитывающие потребности инвалидов при строительстве жилья, устройстве социальной инфраструктуры. Од-нако самым важным препятствием для реализации этого направления остается отсутствие механизма, обязывающего принимать соот-ветствующие меры. В России сформирована и реализуется фе-деральная целевая программа «Формирование доступной для инва-лидов среды жизнедеятельности». Вместе с тем законодательная база -- всего лишь предпосылка для большой работы по созданию среды без барьеров. Создание таковой должно начинаться как детальная разработка частных механизмов, обеспечивающих реализа-цию декларируемых норм, мониторинг жилищных и социально-про-странственных нужд инвалидов, политика адаптации окружающей среды к потребностям инвалидов. На сегодняшний день в России сформированы основы реабилитационной индустрии, объединяющей более 200 предпри-ятий -- производителей технических средств для реабилитации ин-валидов. Разработано более 150 новых технических средств протезирования, вспомогательных устройств, новых средств для передвижения инвали-дов. Появились аппараты, дающие возможность слепым ориентироваться в пространстве, а глухим -- «слышать». Внедрен в производство не имеющий аналогов синтезатор речи для инвалидов с поражением слуха и речи. Выпускаются модернизированная модель кресла -- коляски с изме-няемыми характеристиками ходовой части, а также усовершенствован-ные модели тростей и костылей. Закон «О социаль-ной защите инвалидов в РФ» обязывает власти создавать инвалидам условия для свободного доступа к объектам социальной инфра-структуры. В настоящее время положения, обеспечивающие учет интересов инвалидов и других маломобильных групп населения, содержатся в действующих строительных нормах и правилах, откорректирован-ных с целью учета в них требований доступности зданий и сооруже-ний для инвалидов. В регионах России местными экспертными орга-нами должен быть установлен контроль над качеством проектной документации на строительство и реконструкцию зданий и сооруже-ний в части обеспечения доступа инвалидов к зданиям, сооружени-ям и входящим в их состав помещениям, чтобы беспрепятственно получать необходимый комплекс услуг. В соответствии с законом местные власти не должны выдавать лицензии тем автотранспортным предприятиям, которые отказыва-ются оснащать свои автобусы подъемниками. Перспективным пла-ном благоустройства города считается поэтапная реконструкция улиц и перекрестков, когда учитываются и требования инвалидов. Однако декларируемое законом положение, что «организации неза-висимо от организационно-правовых форм и форм собственности несут ответственность за неисполнение обязанностей по обеспече-нию доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры», на деле не сопровождается механизмами реализации; нет и четких обозначений ответственности за неисполнение закона, не предусмот-рены рычаги контроля, проверки, стандартизации объектов социаль-ной инфраструктуры. Специальными устройствами, облегчающими жизнь инвалидам, должны быть оборудованы также аэропорты, железнодорожные и автовокзалы, тротуары и дорожные переходы. Должны быть отдель-ные стоянки и номера для автотранспорта инвалидов, специальные туалеты, что уже стало обычным во многих странах мира. Таким образом, на сегодняшний день основы формирования сре-ды жизнедеятельности инвалидов, в которой не было бы барьеров, только начинают разрабатываться, хотя Указ Президента «О мерах по формированию доступной для инвалидов среды жизнедеятельно-сти» был принят несколько лет назад. Те, от кого зависит создание такой сре-ды, среди препятствий к внедрению разработанных градостроитель-ных и жилищных нормативов чаще всего называют финансовые проблемы. Однако, это проблема расстановки приоритетов и недостатка контроля над реализацией законодательных норм. Чтобы социальное обслуживание инвалидов осуществлялось в цивилизованных условиях, вопрос среды обитания требует своего немедленного решения. Необходимо всячески привлекать к нему внимание общественности, властей и журналистов. 3.2. Льготы и компенсации В соответствии с законодательством о социальной защите инвали-дов им предоставляется значительное количество прав, льгот и ком-пенсаций. Все они подразделяются на группы в зависимости от формы и периодичности предоставления, категории предоставляемых льгот. По форме предоставления: · Имеющие «моральную» форму (преимущественное или перво-очередное право в чем-либо). · Имеющие денежную форму (бесплатное обеспечение лекарства-ми или бесплатное пользование поликлиниками). · Имеющие натуральную форму (бесплатное предоставление автотранспортных средств, мото- и велоколясок, обеспечение топливом). По периодичности предоставления: · Имеющие одноразовый характер или предоставляемые с боль-шой периодичностью (бесплатная установка телефона, капиталь-ный ремонт или предоставление жилой площади). · Имеющие ежемесячный характер (компенсация части стоимости жилой площади, коммунальных услуг). · Имеющие годовую периодичность (бесплатный проезд раз в год или в два года в междугородном транспорте, санаторно-курорт-ное лечение или его компенсация). · Имеющие постоянный характер (льготы на проезд в городском, общественном транспорте, бесплатное обслуживание, льготы при покупке лекарств). По категориям льгот: · По пенсионному обеспечению, налогообложению, выплате посо-бий. · По получению, приобретению, строительству и содержанию жи-лых помещений. · По коммунально-бытовым услугам и торговому обслуживанию. · По медицинскому, протезно-ортопедическому обслуживанию, са-наторно-курортному лечению, обеспечению лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения. · По обеспечению транспортными средствами и оплате проезда. · По трудоустройству, обучению, переподготовке и условиям труда. · По пользованию услугами учреждений связи, культурно-зрелищ-ных и спортивно-оздоровительных учреждений. · По получению услуг учреждений социального обслуживания, со-циальной и юридической помощи. Реалии же таковы, что значительное количество инвали-дов в настоящее время не получают необходимой для возвращения к нормальной трудовой, семейной и общественной жизни помощи, в которой они нуждаются. В России права людей с ограниченными возможностями на уча-стие в жизни общества и защита их интересов закреплены федераль-ным законодательством и рядом подзаконных актов. Однако, большинство инвалидов из-за того, что нет усло-вий для передвижения в общественном транспорте, въезда и выезда в жилые и учебные строения инвалидных колясок, а также потому, что нет специальных программ обучения, учебные места не оборудо-ваны (хотя право на образование гарантировано Конституцией Рос-сийской Федерации и Законом Российской Федерации «Об образо-вании»), не могут обучаться на равных со здоровыми гражданами в учреждениях общего образования. По этим и многим другим причи-нам не в полной мере реализованы и иные права и возможности ин-валидов. Официально провозглашаемая политика в области социальной защиты инвалидов и ее реализация весьма расходятся, между ними нет согласованности. Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, оказались в числе беднейших слоев населения. Размер пенсии во многих регионах не покрывает реальные расходы на лекарства и другие необходимые инвалиду и обещанные ему государством блага.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|