p align="left"> 3.3. Медицинское обслуживание В соответствии с основами законодательства Российской Феде-рации об охране здоровья граждан № 5487-1 от 22.07.1993г., ста-тья 27, люди с ограниченными возможностями, в том числе дети-ин-валиды и инвалиды с детства, имеют право на медико-социальную помощь, реабилитацию, обеспечение лекарствами, протезами, про-тезно-ортопедическими изделиями, средствами передвижения на льготных условиях, а также на профессиональную подготовку и пе-реподготовку. Нетрудоспособные инвалиды имеют право на бес-платную медико-социальную помощь в учреждениях государствен-ной или муниципальной системы здравоохранения, на уход на дому, а в случае неспособности удовлетворять основные жизненные потребности -- на содержание в учреждениях системы социальной за-щиты населения. Государство предусматривает оказание инвалидам квалифицированной меди-цинской помощи бесплатно или на льготных условиях, а также бесплатное обеспечение лекарствами и изделиями медицинского назначения. Восстановительное лечение и реконструктивная хирургия должны осуществляться за счет средств обязательного медицинского страхования. Порядок оказания различных видов медицинской помощи инвалидам определен рядом норма-тивных актов Правительства Российской Федерации. Одним из этапов процесса медицинского обеспечения инвалидов выступает санаторно-курортное лечение. Санаторно-курортный комплекс нашей страны не имеет аналогов в мире. Разработанный отечественной курортологией диф-ференцированный подход к использованию природных лечебных факторов с учетом специфики их действий позволил провести рациональную медицин-скую специализацию санаториев на всей территории Российской Федерации. Несмотря на эти показатели, в целом ситуация в стране по обеспечению инва-лидов и лиц, страдающих различными заболеваниями, санаторно-курортными путевками сложная. Инвалиды и дети-инвалиды имеют право на санаторно-ку-рортное лечение в соответствии с индивидуальной программой реабилитации на льготных условиях. В управлении социальной защиты населения по месту жительства инвалид, нуждающийся в лечении, на основании заявления и ме-дицинской справки ставится в очередь на получение путевки. Ожидание санаторно-курортной путевки ин-валидами нередко растягивается на годы. Различают социально-медицинскую и медико-социальную помощь инвалидам. Первая обеспечивает уход в случае болезни и неспособ-ности удовлетворить свои основные жизненные потребности. Вто-рая направлена на лечение, уход, поддержание активного образа жизни. В первом случае за оказание помощи отвечают учреждения социальной защиты, во втором -- государственные и муниципальные органы здравоохранения. Социально-медицинские и медико-социальные услуги оказыва-ются как в стационарах, так и на дому. К стационарным учреждени-ям относятся больницы или отделения сестринского ухода. Собственно систему социальной защиты составляют дома-интернаты, геронтологические центры, пси-хоневрологические и другие стационарные учреждения. С 1997г. при центрах социального обслуживания стали разви-ваться специализированные отделения социально-медицинского об-служивания на дому. В области реализации инвалидами своего права на здоровье необ-ходимо координировать усилия различных ведомств и секторов, добиваться их взаимодействия, причем первоочередная роль может принадлежать даже не официальным властным институтам, не ми-нистерским или региональным органам управления, а самым разным профессиональным и общественным объединениям, в частности врачебным ассоциациям и организациям инвалидов. Они призваны добиваться необходимых обществу решений, твердо отстаивая свое мнение в государственных институтах. Ведь в соответствии с международными конвенциями, нормами международного права, граждан-ским и профессиональным кодексами на врачей возложены не толь-ко лечение и организация профилактики болезней, но и обязанность побуждать власти к активным действиям. 3.4. Обеспечение жильем Конституция Российской Федерации, провозглашает в числе основных прав и свобод человека и граждани-на право на жилище. Жилищная политика в отношении инвалидов -- важнейший момент, затрагивающий вопросы доступной среды жизнедеятельности. Согласно статье 40 Конституции РФ, малоимущие и иные категории граж-дан, определенные законом, подлежат обеспечению жильем бесплат-но или за доступную плату. К таким гражданам, в частности, отно-сятся инвалиды войны и лица, страдающие тяжелыми формами некоторых хронических заболеваний. Обеспечение инвалидов жилой площадью предусмотрено статьей 17 закона «О социальной защите инвалидов РФ». В дополнение к за-кону было принято Постановление Правительства РФ «О предо-ставлении льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммуналь-ных услуг» от 27.07.1996г. № 901. Основные положения таковы: · льготы по оплате жилья и коммунальных услуг предоставляются любому инвалиду и не зависят от группы и причин инвалидно-сти; · инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, могут состоять на учете для улучшения жилищных условий одновременно по месту работы и месту жительства; · при предоставлении жилого помещения инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, учитываются рекомендации индиви-дуальной программы реабилитации (ИПР), состояние их здоро-вья, а также другие обстоятельства; · дополнительная жилая площадь в виде отдельной комнаты предоставляется инвалидам в соответствии с перечнем заболеваний, утвержденным Правительством РФ; · предоставление инвалиду жилого помещения в домах государст-венного или муниципального жилищного фонда осуществляется с учетом его права на дополнительную жилую площадь. Весьма болезненный вопрос в отстаивании имущественных прав детей-инвалидов, в частности оставшихся без попечения родителей, а также людей с ограниченными возможностями в возрасте старше 18 лет -- защита их прав на жилье. Проблема обеспечения инвалидов жильем в разных регионах России продолжает оставаться очень острой и медленно решаемой из-за недостаточного финансирования. Сложная экономическая об-становка, трудности, возникающие с бюджетным финансированием жилищного строительства, приводят к массовым нарушениям жи-лищных прав инвалидов практически во всех субъектах Федерации. И хотя есть целый ряд положительных примеров, когда инвалиды получают жилье или улучшают свои жилищные условия при содей-ствии администрации своего региона, все же в отдельных субъектах Российской Федерации принимаются акты, ущемляющие права лю-дей с ограниченными возможностями на жилищное обеспечение, установленные федеральным законодательством. Не разрешается проблема обеспечения инвалидов жильем в субъ-ектах Федерации и с помощью института безвозмездных субсидий на его строительство. Во многих случаях вмешательство правозащитных организаций приводит к разрешению проблемы и утверждению прав инвалидов. Специалисты по социальной работе в каждой конкретной ситуации должны помогать людям с инвалидностью отстаивать их права на жилье, приспособленное к их особым потребностям. 3.5. Занятость и обучение инвалидов Несмотря на то, что инвалидность связана с ограниченной способно-стью к трудовой деятельности, неотъемлемое право инвалида -- пра-во на труд. Оно установлено Федеральным законами «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» и «О занятости населе-ния в Российской Федерации», направленными на создание инвали-дам реальных возможностей заниматься полезной, приносящей до-ход деятельностью и предусматривающими конкретные механизмы их реализации. Для осуществления этого права необходима актив-ная государственная политика, направленная на содействие занято-сти инвалидов, поскольку положение людей с ограниченными воз-можностями на рынке труда в России остается несоответствующим их потенциальным возможностям, а их занятость -- неоправданно низкой. Одной из основных мер, направленных на решение проблемы занятости инвалидов в настоя-щее время, служит установление органами исполнительной власти субъектов Федерации квот на трудоустройство данной категории граждан, которые даются организациям независимо от организаци-онно-правовых форм. По информации Министерства труда и соци-ального развития Российской Федерации, в 2000г. в рамках установленной квоты трудоустроено около 12 000 инвалидов. В рамках федеральной целевой программы содействия занятости населения России территори-альными органами Министерства труда и социального развития Российской Федерации по вопросам занятости населения для лиц, имеющих ограничение трудоспособности, реализуется комплекс та-ких мер, как оказание консультативных и профориентационных ус-луг; помощь в поиске работы; профессиональное обучение; квотиро-вание рабочих мест. Однако ныне проявились новые проблемы в создании квот для инвалидов. Работодатели, подчиняясь требованию государства, хотя и выделяют вакансии, но не те, что устраивают людей с ограничен-ными возможностями. Суть в том, что доход в виде заработной пла-ты, получаемой работниками с инвалидностью на таких трудовых местах, не покрывает затрат, которые приходится нести в связи с ут-рачиваемыми ими в этом случае льготами на лекарственные препараты. Кроме того, предоставляемые вакансии не отвечают нуждам инвалидов, не адаптированы к их особым потребностям, условия труда бывают неудовлетворительны, что приводит к риску обостре-ния заболевания и снижению трудоспособности. Одно из ос-новных направлении поддержки инвалидов -- профессиональная реабилитация, важнейшая составная часть государственной полити-ки в области социальной защиты людей с ограниченными возможностями. Профессиональная реабилитация инвалидов с их последующим трудоустройством экономически выгодна государству, поскольку средства, вложенные в нее, будут возвращаться в виде налоговых поступлений как следствия трудоустройства инвалидов. Профессиональная подготовка и профессиональное образование инвалидов -- важнейшие аспекты их профессиональной реабилита-ции. Специальные учебные заведения не обеспечивают подготовки инвалидов на уровне, гарантирующем их конкурентоспособность, а некоторые из них выпускают специалистов, которые заведомо ока-зываются невостребованными. В значительной мере это обусловле-но следующими причинами: · специалисты медико-социальной экспертизы, которые сегодня осуществляют профессиональную ориентацию инвалидов, не владеют информацией о показаниях и противопоказаниях к приему в высшие и другие образовательные учреждения, ориен-тируясь на пожелания самих инвалидов; · инвалиды не имеют доступа к информации о показаниях и проти-вопоказаниях к приему в образовательные учреждения, мало что знают о выбранной профессии и условиях труда в данной про-фессиональной сфере; · специальные образовательные учреждения системы социальной защиты населения непрестижны и не дают перспектив для после-дующего трудоустройства на хорошо оплачиваемые должности; · образовательные учреждения не приспособлены под инвалидов, чьи психосоматические возможности требуют особой инфраструк-туры помещений, специального оборудования учебных мест и осо-бой методики обучения. Соответственно круг профессий, которым могут быть обучены инвалиды, сужается и субъективно формиру-ются противопоказания для приема в образовательные учрежде-ния. В процесс профессиональной реабилитации инвалидов вовлечены не только органы социальной защиты, службы занятости населения, учебные заведения, но и, естественно, работодатели. В соответствии с установленной квотой для приема на работу работодатели обязаны: · создавать или выделять рабочие места для трудоустройства инва-лидов; · создавать инвалидам условия труда в соответствии с индивиду-альной программой реабилитации; · предоставлять в установленном порядке информацию, необходи-мую для организации занятости инвалидов. В свою очередь некоторым категориям работодателей гарантиру-ется государственная поддержка (предоставление налоговых и иных льгот). Предприятия, на которых занято не менее 30% инвалидов, обла-дают правом на льготное налогообложение, финансовое и матери-ально-техническое обеспечение, а при числе работающих инвалидов более 50% -- освобождаются от уплаты местных налогов, НДС, нало-га на имущество и платежей в Пенсионный фонд, Фонд занятости и Фонд медицинского страхования. 3.6. Финансирование и пенсионное обеспечение Самым слабым местом социальной политики в отношении инвали-дов остается отсутствие ее единой стратегии. Фактически мы имеем дело с отдельными социальными мерами, а не с комплексной систем-ной концепцией. Законы, обеспечивающие льготы, противоречат основному финансовому закону страны -- Закону о федеральном бюджете РФ: они исходят из непреложного выполне-ния обязательств федерального бюджета или бюджета субъекта Фе-дерации перед получателем, однако российское законодательство о федеральном бюджете устанавливает приоритеты выполнения раз-личных бюджетных статей и предусматривает возможность недофи-нансирования по отдельным статьям. В рамках реформы пенсионной системы России в соответствии с новыми Федеральными законами № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях» (от 17.12.2001г.) и № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (от 15.12.2001г.) суще-ствует несколько видов пенсий для инвалидов: государственная и трудовая.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|