на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Организация социальной защиты инвалидов в Российской Федерации
p align="left">

3.3. Медицинское обслуживание

В соответствии с основами законодательства Российской Феде-рации об охране здоровья граждан № 5487-1 от 22.07.1993г., ста-тья 27, люди с ограниченными возможностями, в том числе дети-ин-валиды и инвалиды с детства, имеют право на медико-социальную помощь, реабилитацию, обеспечение лекарствами, протезами, про-тезно-ортопедическими изделиями, средствами передвижения на льготных условиях, а также на профессиональную подготовку и пе-реподготовку. Нетрудоспособные инвалиды имеют право на бес-платную медико-социальную помощь в учреждениях государствен-ной или муниципальной системы здравоохранения, на уход на дому, а в случае неспособности удовлетворять основные жизненные потребности -- на содержание в учреждениях системы социальной за-щиты населения.

Государство предусматривает оказание инвалидам квалифицированной меди-цинской помощи бесплатно или на льготных условиях, а также бесплатное обеспечение лекарствами и изделиями медицинского назначения. Восстановительное лечение и реконструктивная хирургия должны осуществляться за счет средств обязательного медицинского страхования. Порядок оказания различных видов медицинской помощи инвалидам определен рядом норма-тивных актов Правительства Российской Федерации.

Одним из этапов процесса медицинского обеспечения инвалидов выступает санаторно-курортное лечение. Санаторно-курортный комплекс нашей страны не имеет аналогов в мире. Разработанный отечественной курортологией диф-ференцированный подход к использованию природных лечебных факторов с учетом специфики их действий позволил провести рациональную медицин-скую специализацию санаториев на всей территории Российской Федерации. Несмотря на эти показатели, в целом ситуация в стране по обеспечению инва-лидов и лиц, страдающих различными заболеваниями, санаторно-курортными путевками сложная. Инвалиды и дети-инвалиды имеют право на санаторно-ку-рортное лечение в соответствии с индивидуальной программой реабилитации на льготных условиях. В управлении социальной защиты населения по месту жительства инвалид, нуждающийся в лечении, на основании заявления и ме-дицинской справки ставится в очередь на получение путевки. Ожидание санаторно-курортной путевки ин-валидами нередко растягивается на годы.

Различают социально-медицинскую и медико-социальную помощь инвалидам. Первая обеспечивает уход в случае болезни и неспособ-ности удовлетворить свои основные жизненные потребности. Вто-рая направлена на лечение, уход, поддержание активного образа жизни. В первом случае за оказание помощи отвечают учреждения социальной защиты, во втором -- государственные и муниципальные органы здравоохранения.

Социально-медицинские и медико-социальные услуги оказыва-ются как в стационарах, так и на дому. К стационарным учреждени-ям относятся больницы или отделения сестринского ухода. Собственно систему социальной защиты составляют дома-интернаты, геронтологические центры, пси-хоневрологические и другие стационарные учреждения. С 1997г. при центрах социального обслуживания стали разви-ваться специализированные отделения социально-медицинского об-служивания на дому.

В области реализации инвалидами своего права на здоровье необ-ходимо координировать усилия различных ведомств и секторов, добиваться их взаимодействия, причем первоочередная роль может принадлежать даже не официальным властным институтам, не ми-нистерским или региональным органам управления, а самым разным профессиональным и общественным объединениям, в частности врачебным ассоциациям и организациям инвалидов. Они призваны добиваться необходимых обществу решений, твердо отстаивая свое мнение в государственных институтах. Ведь в соответствии с международными конвенциями, нормами международного права, граждан-ским и профессиональным кодексами на врачей возложены не толь-ко лечение и организация профилактики болезней, но и обязанность побуждать власти к активным действиям.

3.4. Обеспечение жильем

Конституция Российской Федерации, провозглашает в числе основных прав и свобод человека и граждани-на право на жилище. Жилищная политика в отношении инвалидов -- важнейший момент, затрагивающий вопросы доступной среды жизнедеятельности.

Согласно статье 40 Конституции РФ, малоимущие и иные категории граж-дан, определенные законом, подлежат обеспечению жильем бесплат-но или за доступную плату. К таким гражданам, в частности, отно-сятся инвалиды войны и лица, страдающие тяжелыми формами некоторых хронических заболеваний.

Обеспечение инвалидов жилой площадью предусмотрено статьей 17 закона «О социальной защите инвалидов РФ». В дополнение к за-кону было принято Постановление Правительства РФ «О предо-ставлении льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммуналь-ных услуг» от 27.07.1996г. № 901.

Основные положения таковы:

· льготы по оплате жилья и коммунальных услуг предоставляются любому инвалиду и не зависят от группы и причин инвалидно-сти;

· инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, могут состоять на учете для улучшения жилищных условий одновременно по месту работы и месту жительства;

· при предоставлении жилого помещения инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, учитываются рекомендации индиви-дуальной программы реабилитации (ИПР), состояние их здоро-вья, а также другие обстоятельства;

· дополнительная жилая площадь в виде отдельной комнаты предоставляется инвалидам в соответствии с перечнем заболеваний, утвержденным Правительством РФ;

· предоставление инвалиду жилого помещения в домах государст-венного или муниципального жилищного фонда осуществляется с учетом его права на дополнительную жилую площадь.

Весьма болезненный вопрос в отстаивании имущественных прав детей-инвалидов, в частности оставшихся без попечения родителей, а также людей с ограниченными возможностями в возрасте старше 18 лет -- защита их прав на жилье.

Проблема обеспечения инвалидов жильем в разных регионах России продолжает оставаться очень острой и медленно решаемой из-за недостаточного финансирования. Сложная экономическая об-становка, трудности, возникающие с бюджетным финансированием жилищного строительства, приводят к массовым нарушениям жи-лищных прав инвалидов практически во всех субъектах Федерации. И хотя есть целый ряд положительных примеров, когда инвалиды получают жилье или улучшают свои жилищные условия при содей-ствии администрации своего региона, все же в отдельных субъектах Российской Федерации принимаются акты, ущемляющие права лю-дей с ограниченными возможностями на жилищное обеспечение, установленные федеральным законодательством. Не разрешается проблема обеспечения инвалидов жильем в субъ-ектах Федерации и с помощью института безвозмездных субсидий на его строительство. Во многих случаях вмешательство правозащитных организаций приводит к разрешению проблемы и утверждению прав инвалидов. Специалисты по социальной работе в каждой конкретной ситуации должны помогать людям с инвалидностью отстаивать их права на жилье, приспособленное к их особым потребностям.

3.5. Занятость и обучение инвалидов

Несмотря на то, что инвалидность связана с ограниченной способно-стью к трудовой деятельности, неотъемлемое право инвалида -- пра-во на труд. Оно установлено Федеральным законами «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» и «О занятости населе-ния в Российской Федерации», направленными на создание инвали-дам реальных возможностей заниматься полезной, приносящей до-ход деятельностью и предусматривающими конкретные механизмы их реализации. Для осуществления этого права необходима актив-ная государственная политика, направленная на содействие занято-сти инвалидов, поскольку положение людей с ограниченными воз-можностями на рынке труда в России остается несоответствующим их потенциальным возможностям, а их занятость -- неоправданно низкой.

Одной из основных мер, направленных на решение проблемы занятости инвалидов в настоя-щее время, служит установление органами исполнительной власти субъектов Федерации квот на трудоустройство данной категории граждан, которые даются организациям независимо от организаци-онно-правовых форм. По информации Министерства труда и соци-ального развития Российской Федерации, в 2000г. в рамках установленной квоты трудоустроено около 12 000 инвалидов.

В рамках федеральной целевой программы содействия занятости населения России территори-альными органами Министерства труда и социального развития Российской Федерации по вопросам занятости населения для лиц, имеющих ограничение трудоспособности, реализуется комплекс та-ких мер, как оказание консультативных и профориентационных ус-луг; помощь в поиске работы; профессиональное обучение; квотиро-вание рабочих мест.

Однако ныне проявились новые проблемы в создании квот для инвалидов. Работодатели, подчиняясь требованию государства, хотя и выделяют вакансии, но не те, что устраивают людей с ограничен-ными возможностями. Суть в том, что доход в виде заработной пла-ты, получаемой работниками с инвалидностью на таких трудовых местах, не покрывает затрат, которые приходится нести в связи с ут-рачиваемыми ими в этом случае льготами на лекарственные препараты. Кроме того, предоставляемые вакансии не отвечают нуждам инвалидов, не адаптированы к их особым потребностям, условия труда бывают неудовлетворительны, что приводит к риску обостре-ния заболевания и снижению трудоспособности.

Одно из ос-новных направлении поддержки инвалидов -- профессиональная реабилитация, важнейшая составная часть государственной полити-ки в области социальной защиты людей с ограниченными возможностями. Профессиональная реабилитация инвалидов с их последующим трудоустройством экономически выгодна государству, поскольку средства, вложенные в нее, будут возвращаться в виде налоговых поступлений как следствия трудоустройства инвалидов.

Профессиональная подготовка и профессиональное образование инвалидов -- важнейшие аспекты их профессиональной реабилита-ции. Специальные учебные заведения не обеспечивают подготовки инвалидов на уровне, гарантирующем их конкурентоспособность, а некоторые из них выпускают специалистов, которые заведомо ока-зываются невостребованными. В значительной мере это обусловле-но следующими причинами:

· специалисты медико-социальной экспертизы, которые сегодня осуществляют профессиональную ориентацию инвалидов, не владеют информацией о показаниях и противопоказаниях к приему в высшие и другие образовательные учреждения, ориен-тируясь на пожелания самих инвалидов;

· инвалиды не имеют доступа к информации о показаниях и проти-вопоказаниях к приему в образовательные учреждения, мало что знают о выбранной профессии и условиях труда в данной про-фессиональной сфере;

· специальные образовательные учреждения системы социальной защиты населения непрестижны и не дают перспектив для после-дующего трудоустройства на хорошо оплачиваемые должности;

· образовательные учреждения не приспособлены под инвалидов, чьи психосоматические возможности требуют особой инфраструк-туры помещений, специального оборудования учебных мест и осо-бой методики обучения. Соответственно круг профессий, которым могут быть обучены инвалиды, сужается и субъективно формиру-ются противопоказания для приема в образовательные учрежде-ния.

В процесс профессиональной реабилитации инвалидов вовлечены не только органы социальной защиты, службы занятости населения, учебные заведения, но и, естественно, работодатели.

В соответствии с установленной квотой для приема на работу работодатели обязаны:

· создавать или выделять рабочие места для трудоустройства инва-лидов;

· создавать инвалидам условия труда в соответствии с индивиду-альной программой реабилитации;

· предоставлять в установленном порядке информацию, необходи-мую для организации занятости инвалидов.

В свою очередь некоторым категориям работодателей гарантиру-ется государственная поддержка (предоставление налоговых и иных льгот). Предприятия, на которых занято не менее 30% инвалидов, обла-дают правом на льготное налогообложение, финансовое и матери-ально-техническое обеспечение, а при числе работающих инвалидов более 50% -- освобождаются от уплаты местных налогов, НДС, нало-га на имущество и платежей в Пенсионный фонд, Фонд занятости и Фонд медицинского страхования.

3.6. Финансирование и пенсионное обеспечение

Самым слабым местом социальной политики в отношении инвали-дов остается отсутствие ее единой стратегии. Фактически мы имеем дело с отдельными социальными мерами, а не с комплексной систем-ной концепцией. Законы, обеспечивающие льготы, противоречат основному финансовому закону страны -- Закону о федеральном бюджете РФ: они исходят из непреложного выполне-ния обязательств федерального бюджета или бюджета субъекта Фе-дерации перед получателем, однако российское законодательство о федеральном бюджете устанавливает приоритеты выполнения раз-личных бюджетных статей и предусматривает возможность недофи-нансирования по отдельным статьям.

В рамках реформы пенсионной системы России в соответствии с новыми Федеральными законами № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях» (от 17.12.2001г.) и № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (от 15.12.2001г.) суще-ствует несколько видов пенсий для инвалидов: государственная и трудовая.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.