p align="left">К основным принципам относятся: 1. Соответствие совместной деятельности требованиям зако-на; 2. Организующая роль и ответственность следователя за свое-временное и качественное расследование преступления, его процессу-альная самостоятельность в принятии решений; 3. Самостоятельность органов дознания в выборе средств и методов оперативно-розыскной деятельности (в пределах действующе-го законодательства); 4. Плановость взаимодействия; 5. Непрерывность взаимодействия. Сидоров В.Е. Начальный этап расследования: организация, взаимодействие, тактика - М., 2003 Рассмотрим указанные принципы более подробно: 1. Соответствие совместной деятельности требованиям закона означает, что по расследуемым делам вправе давать поручения и ука-зания о производстве розыскных и следственных действий и требовать от органов дознания содействия при производстве отдельных следст-венных действий. Такие указания и поручения следователя даются в письменной форме и являются для органов дознания обязательными. 2. Организующая роль и ответственность следователя за свое-временное и качественное расследование преступления, его процессу-альная самостоятельность в принятии решений, за исключением случа-ев, когда необходимо получение санкции прокурора и суда. Этот принцип важен в силу того, что инициатива в совместной деятельно-сти, как правило, исходит от следователя. Именно он с учетом кон-кретных обстоятельств дела определяет, в каких случаях и когда, ра-ботников какой службы надо привлечь для оказания помощи. Соот-ветствующие органы и подразделения обязаны выполнять поручения следователя. При этом сотрудникам служб, привлекаемых к совместной дея-тельности, нельзя отводить роль только пассивных исполнителей ре-шений следователя. Если оперативные работники, исходя из обстоя-тельств дела считают, что их участие может оказаться полезным, то они могут выступать инициаторами взаимодействия, предложить сле-дователю свою помощь. Оперативные работники могут проинформи-ровать следователя об имеющихся по делу оперативно-розыскных дан-ных, принимая меры , исключающие разглашение источников и спосо-бов их получения. Следователь и опер работник совместно обеспечи-вают объективную проверку и реализацию такой информации. На стадии предварительной (до следственной) проверки мате-риалов о преступлении инициатива во взаимодействии исходит от опе-ративного работника. С учетом особенностей первичных материалов о преступлении он принимает решение о привлечении работников дру-гих заинтересованных служб к сотрудничеству, о чем информирует со-ответствующих руководителей, которые коллегиально определяют степень интенсивности и конкретные направления предстоящих дело-вых контактов. Но независимо от того, кто является инициатором взаимодействия, оперативный работник несет ответственность за пре-дупреждение преступлений, а за их раскрытие он отвечает совместно со следователем. 3. Самостоятельность органов дознания в выборе средств и ме-тодов оперативно-розыскной деятельности (в пределах действующего законодательства) состоит в том, что оперативный работник самостоя-тельно осуществляет оперативно-розыскные мероприятия по обнару-жению и задержанию лиц, совершивших преступления; сам определяет те поисковые мероприятия, для проведения которых должны быть ис-пользованы силы и средства других служб и своевременно привлекает к сотрудничеству эти службы; несет ответственность за качественное проведение оперативно-розыскных мероприятий. 4. Плановость взаимодействия- важнейший принцип взаимодей-ствия. Необходимо осуществлять согласованное планирование следст-венных и оперативно-розыскных мероприятий, строить всю работу на плановой основе. План помогает взаимодействующим субъектам при выполнении своих функций учитывать различные ситуации, эффективно использовать свои возможности. В плане нужно предусмотреть уча-стие всех заинтересованных служб. План расследования определяет сферы и порядок их взаимодействия. Он может быть как единым для всех исполнителей, так и раздельным. Раздельный план составляют то-гда, когда требуется расшифровать конкретное содержание оператив-но-розыскных мер, отражение которых в общем, плане не целесообраз-но. Отдельный план составляют и для производства наиболее слож-ных следственных действий. Сущность принципа взаимодействия состоит в том, что стороны по взаимному согласию разрабатывают систему прямо согласованных между собой планов, организуют их выполнение, налаживают учет и контроль и на этой основе обеспечивают единство всех звеньев в целях решения поставленных задач. 5. Непрерывность взаимодействия при расследовании преступ-лений означает, что оно начинается с момента возникновения повода к возбуждению уголовного дела либо оснований к розыску скрывшегося преступника. В дальнейшем продолжительность и интенсивность взаимодействия предопределяются обстоятельствами и интересами де-ла; взаимодействие длится столько, сколько требует сложившаяся по делу следственная ситуация. Взаимодействие следователя и органов дознания происходит в двух основных формах: процессуальной и организационной. Сидоров В.Е. Начальный этап расследования: организация, взаимодействие, тактика - М., 2003 Процессуальные формы взаимодействия между следователем и органом дознания законодательно закреплены в УПК РСФСР. Они предусмотрены также и в других законах, в связи с чем отношения ме-жду субъектами взаимодействия носят правовой характер. Процессуальными формами являются: Поручение следователя органу дознания о производстве ро-зыскных и следственных действий Содействие органа дознания следователю в производстве от-дельных следственных действий Уведомление следователя о результатах применения опера-тивно-розыскных мер по делам, переданным ему органом дознания до установления преступника Организационная форма взаимодействия следователя и органа дознания является производной от процессуальной, неразрывно свя-зана с ней. Организационная форма вырабатывается практикой и рег-ламентируется ведомственными нормативными актами. Организационными формами являются: 1. Создание следственно-оперативных групп и оценка ре-зультатов такого взаимодействия; 2. Взаимный обмен информацией между следователем и опера-тивным работником; 3. Согласованное планирование следственных действий и опера-тивно-розыскных мероприятий; 4. Ознакомление следователя с данными полученными информативно-розыскным путем. Гапанович Н.Н., Мартинович И.И. Основы взаимодействия следователя и органа дознания при расследовании преступлений Минск, 2003 Рассмотрим их более подробно: 1. Создание следственно-оперативных групп . Следственно- опе-ративная группа - наиболее распространенная форма взаимодействия следственных и оперативно-розыскных аппаратов. К основным признакам, характеризующим следственно-оперативную группу можно отнести: общность целей производимых процессуальных и оперативно-розыскных действий; согласованность планирования этих мероприятий; самостоятельность дея-тельности каждой из взаимодействующих сторон; быстроту использования следователем полученной оперативно-розыскным путем инфор-мации и постановку им новых задач; использование при проведении оперативно-поисковой работы данных, полученных при расследовании дела. Следственно-оперативные группы обеспечивают комплексное использование сил и средств подразделений следствия, опер работников, экспертно-криминалистических подразделений, дежурной части и других служб под руководством следователя. Взаимодействие следователей и оперативных работников в следственно-оперативных группах происходит несколькими путями: 1. на основе согласованных планов проведения оперативно-розыскных и следственных действий; 2. путем комбинированных форм взаимодействия, когда опера-тивный работник, входящий в следственно-оперативную группу проводит оперативно-розыскные действия, а также (по разовым поручениям следователя) отдельные следственные действия (обыски, выемки, осмотры); 3. при подготовке и проведении следственных действий (розыске и вызове свидетелей, охране места происшествия, помощи в проверке показаний на месте и т.п.). 54% опрошенных следователей расценивают работу в следст-венно-оперативных группах как наиболее предпочтительную форму взаимодействия с работниками оперативно-розыскных аппаратов, а 52% работников уголовного розыска предпочитают взаимодействовать со следователем только на основе согласованного плана совместных следственных и оперативно- розыскных действий. Такую позицию опе-ративных работников можно объяснить тем, что участие в следственно-оперативных группах требу-ет от них более четкой и результативной работы, т.к. контроль со сто-роны следователя за результатами их работы в группах заметно выше, чем пори работе по согласованному плану. Гапанович Н.Н., Мартинович И.И. Основы взаимодействия следователя и органа дознания при расследовании преступлений Минск, 2003 Вопрос о создании следственно-оперативной группы решается как при возбуждении уголовного дела по оперативно-розыскным ма-териалам с момента осмотра места происшествия, так и после возбуж-дения уголовного дела, когда выясняется групповой характер совершенного преступления, его многоэпизодность, необходимость выявле-ния соучастников и обстоятельств дела оперативно-розыскным путем. Следственно-оперативные группы обычно создаются приказами (постановлениями) начальников органов внутренних дел, приказами прокуроров (или совместными приказами прокуроров и начальников органов внутренних дел) на период раскрытия конкретных преступлений. Следователь - руководитель следственно-оперативной группы выносит постановление о ее создании и указывает в нем фамилии следователей и оперативных работников, участвующих в расследова-нии дела. При этом следователь выполняет две функции: процессуаль-ную (по сбору доказательственной информации) и организаторскую (по руководству работой членов группы). Поэтому его работа должна оцениваться по этим направлениям. Он определяет линию деятельно-сти группы, совместно с ее членами согласовывает план следственных действий, распределяет работу между членами группы, получает от опе-ративных работников оперативно-розыскную информацию и намечает порядок и тактику ее использования, оказывает методическую помощь членам группы и контролирует ход выполнения плана, проводит ра-бочие совещания не реже 1 раза в неделю, дает оценку промежуточным и конечным результатам работы. Старший оперативный работник, как член следственно-оперативной группы ведет разработку плана проведения оперативно-розыскных мероприятий по делу и контролирует его выполнение, сис-тематизирует оперативно-розыскную информацию и своевременно пе-редает ее руководителю группы; лично участвует в проведении поиско-вой и оперативно-розыскной работы. Результаты работы следственно-оперативной группы зависят как от эффективности совместной деятельности (анализа, планирова-ния, оценки полученных материалов), так и от эффективности деятель-ности каждого ее работника. При этом должна соблюдаться дифференцированная оценка ра-боты следователей и оперативных работников. Задачей оперативных работников является постоянное оперативное обеспечение расследова-ния путем сбора информации о возможных источниках получения доказательств о событии преступления и о лице его совершившем. Задачей следователя является сбор доказательств по делу, в том числе: и. с помощью быстрого использования оперативной информации. Так, представитель уголовного розыска - оперативный работник после ос-мотра места преступления должен провести по квартирный обход, оп-росы, другие поисковые действия, чтобы выявить очевидцев и свидете-лей происшествия. И если кто-то из свидетелей остался не установлен-ным, то ответственность за это несет оперативный работник. Если же следователь, получив данные о том или ином свидетеле, избрал непра-вильную тактику допроса и не сумел получить от него правдивых показаний, то это недостаток в деятельности следователя. Поэтому работу следственно-оперативных групп целесообразно строить с учетом профессиональной подго-товки и опыта следователей. Более опытным следователям следует по-ручать работу по отдельным эпизодам преступления, а менее опытным - выполнение отдельных следственных действий. Это положение мож-но отнести и к оперативным работникам. Сидоров В.Е. Начальный этап расследования: организация, взаимодействие, тактика - М., 2004 Взаимный обмен информацией между следователем и оператив-ным работником. Взаимодействием в этой форме является предостав-ление друг другу информации, полученной в процессе оперативно розыскных мер и следственных действий и представляющей взаимный интерес. Передача такой информации может осуществляться как в уст-ной, так и в письменной форме. Используя информацию, полученную оперативно-розыскным путем, следователь в первую очередь должен в необходимых пределах ознакомить с имеющимися в деле материалами сотрудников органа дознания, работающих над раскрытием данного преступления. Это по-зволяет согласовать, скоординировать совместные действия в соответ-ствии с новой информацией, иначе оперативно-розыскные меры будут направлены на выполнение уже известных обстоятельств, а вопросы, подлежащие исследованию, могут оказаться без выяснения. Изучение дел и опрос практических работников показали, вза-имный обмен информацией является необходимой и эффективной формой взаимодействия при установлении лица, совершившего пре-ступление. Однако на практике она применяется не слишком часто. При опросе только 15% следователей и 10% оперуполномоченных уго-ловного розыска указали, что они всегда располагают оперативной и следственной информацией; 73% следователей и 83% оперуполномо-ченных уголовного розыска - иногда, а остальные(12% и 2%) - не рас-полагают. При этом 95% следователей и 98% оперуполномоченных считают, что обмен оперативной и следственной информацией способ-ствует установлению лица, совершившего преступление.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14
|