на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Органы следствия и дознания
p align="left">К основным принципам относятся:

1. Соответствие совместной деятельности требованиям зако-на;

2. Организующая роль и ответственность следователя за свое-временное и качественное расследование преступления, его процессу-альная самостоятельность в принятии решений;

3. Самостоятельность органов дознания в выборе средств и методов оперативно-розыскной деятельности (в пределах действующе-го законодательства);

4. Плановость взаимодействия;

5. Непрерывность взаимодействия. Сидоров В.Е. Начальный этап расследования: организация, взаимодействие, тактика - М., 2003

Рассмотрим указанные принципы более подробно:

1. Соответствие совместной деятельности требованиям закона означает, что по расследуемым делам вправе давать поручения и ука-зания о производстве розыскных и следственных действий и требовать от органов дознания содействия при производстве отдельных следст-венных действий. Такие указания и поручения следователя даются в письменной форме и являются для органов дознания обязательными.

2. Организующая роль и ответственность следователя за свое-временное и качественное расследование преступления, его процессу-альная самостоятельность в принятии решений, за исключением случа-ев, когда необходимо получение санкции прокурора и суда. Этот принцип важен в силу того, что инициатива в совместной деятельно-сти, как правило, исходит от следователя. Именно он с учетом кон-кретных обстоятельств дела определяет, в каких случаях и когда, ра-ботников какой службы надо привлечь для оказания помощи. Соот-ветствующие органы и подразделения обязаны выполнять поручения следователя.

При этом сотрудникам служб, привлекаемых к совместной дея-тельности, нельзя отводить роль только пассивных исполнителей ре-шений следователя. Если оперативные работники, исходя из обстоя-тельств дела считают, что их участие может оказаться полезным, то они могут выступать инициаторами взаимодействия, предложить сле-дователю свою помощь. Оперативные работники могут проинформи-ровать следователя об имеющихся по делу оперативно-розыскных дан-ных, принимая меры , исключающие разглашение источников и спосо-бов их получения. Следователь и опер работник совместно обеспечи-вают объективную проверку и реализацию такой информации.

На стадии предварительной (до следственной) проверки мате-риалов о преступлении инициатива во взаимодействии исходит от опе-ративного работника. С учетом особенностей первичных материалов о преступлении он принимает решение о привлечении работников дру-гих заинтересованных служб к сотрудничеству, о чем информирует со-ответствующих руководителей, которые коллегиально определяют степень интенсивности и конкретные направления предстоящих дело-вых контактов. Но независимо от того, кто является инициатором взаимодействия, оперативный работник несет ответственность за пре-дупреждение преступлений, а за их раскрытие он отвечает совместно со следователем.

3. Самостоятельность органов дознания в выборе средств и ме-тодов оперативно-розыскной деятельности (в пределах действующего законодательства) состоит в том, что оперативный работник самостоя-тельно осуществляет оперативно-розыскные мероприятия по обнару-жению и задержанию лиц, совершивших преступления; сам определяет те поисковые мероприятия, для проведения которых должны быть ис-пользованы силы и средства других служб и своевременно привлекает к сотрудничеству эти службы; несет ответственность за качественное проведение оперативно-розыскных мероприятий.

4. Плановость взаимодействия- важнейший принцип взаимодей-ствия. Необходимо осуществлять согласованное планирование следст-венных и оперативно-розыскных мероприятий, строить всю работу на плановой основе. План помогает взаимодействующим субъектам при выполнении своих функций учитывать различные ситуации, эффективно использовать свои возможности. В плане нужно предусмотреть уча-стие всех заинтересованных служб. План расследования определяет сферы и порядок их взаимодействия. Он может быть как единым для всех исполнителей, так и раздельным. Раздельный план составляют то-гда, когда требуется расшифровать конкретное содержание оператив-но-розыскных мер, отражение которых в общем, плане не целесообраз-но. Отдельный план составляют и для производства наиболее слож-ных следственных действий.

Сущность принципа взаимодействия состоит в том, что стороны по взаимному согласию разрабатывают систему прямо согласованных между собой планов, организуют их выполнение, налаживают учет и контроль и на этой основе обеспечивают единство всех звеньев в целях решения поставленных задач.

5. Непрерывность взаимодействия при расследовании преступ-лений означает, что оно начинается с момента возникновения повода к возбуждению уголовного дела либо оснований к розыску скрывшегося преступника. В дальнейшем продолжительность и интенсивность взаимодействия предопределяются обстоятельствами и интересами де-ла; взаимодействие длится столько, сколько требует сложившаяся по делу следственная ситуация.

Взаимодействие следователя и органов дознания происходит в двух основных формах: процессуальной и организационной. Сидоров В.Е. Начальный этап расследования: организация, взаимодействие, тактика - М., 2003

Процессуальные формы взаимодействия между следователем и органом дознания законодательно закреплены в УПК РСФСР. Они предусмотрены также и в других законах, в связи с чем отношения ме-жду субъектами взаимодействия носят правовой характер. Процессуальными формами являются:

Поручение следователя органу дознания о производстве ро-зыскных и следственных действий

Содействие органа дознания следователю в производстве от-дельных следственных действий

Уведомление следователя о результатах применения опера-тивно-розыскных мер по делам, переданным ему органом дознания до установления преступника

Организационная форма взаимодействия следователя и органа дознания является производной от процессуальной, неразрывно свя-зана с ней. Организационная форма вырабатывается практикой и рег-ламентируется ведомственными нормативными актами. Организационными формами являются:

1. Создание следственно-оперативных групп и оценка ре-зультатов такого взаимодействия;

2. Взаимный обмен информацией между следователем и опера-тивным работником;

3. Согласованное планирование следственных действий и опера-тивно-розыскных мероприятий;

4. Ознакомление следователя с данными полученными информативно-розыскным путем. Гапанович Н.Н., Мартинович И.И. Основы взаимодействия следователя и органа дознания при расследовании преступлений Минск, 2003

Рассмотрим их более подробно:

1. Создание следственно-оперативных групп . Следственно- опе-ративная группа - наиболее распространенная форма взаимодействия следственных и оперативно-розыскных аппаратов. К основным признакам, характеризующим следственно-оперативную группу можно отнести: общность целей производимых процессуальных и оперативно-розыскных действий; согласованность планирования этих мероприятий; самостоятельность дея-тельности каждой из взаимодействующих сторон; быстроту использования следователем полученной оперативно-розыскным путем инфор-мации и постановку им новых задач; использование при проведении оперативно-поисковой работы данных, полученных при расследовании дела. Следственно-оперативные группы обеспечивают комплексное использование сил и средств подразделений следствия, опер работников, экспертно-криминалистических подразделений, дежурной части и других служб под руководством следователя.

Взаимодействие следователей и оперативных работников в следственно-оперативных группах происходит несколькими путями:

1. на основе согласованных планов проведения оперативно-розыскных и следственных действий;

2. путем комбинированных форм взаимодействия, когда опера-тивный работник, входящий в следственно-оперативную группу проводит оперативно-розыскные действия, а также (по разовым поручениям следователя) отдельные следственные действия (обыски, выемки, осмотры);

3. при подготовке и проведении следственных действий (розыске и вызове свидетелей, охране места происшествия, помощи в проверке показаний на месте и т.п.).

54% опрошенных следователей расценивают работу в следст-венно-оперативных группах как наиболее предпочтительную форму взаимодействия с работниками оперативно-розыскных аппаратов, а 52% работников уголовного розыска предпочитают взаимодействовать со следователем только на основе согласованного плана совместных следственных и оперативно- розыскных действий. Такую позицию опе-ративных работников можно объяснить тем, что участие в следственно-оперативных группах требу-ет от них более четкой и результативной работы, т.к. контроль со сто-роны следователя за результатами их работы в группах заметно выше, чем пори работе по согласованному плану. Гапанович Н.Н., Мартинович И.И. Основы взаимодействия следователя и органа дознания при расследовании преступлений Минск, 2003

Вопрос о создании следственно-оперативной группы решается как при возбуждении уголовного дела по оперативно-розыскным ма-териалам с момента осмотра места происшествия, так и после возбуж-дения уголовного дела, когда выясняется групповой характер совершенного преступления, его многоэпизодность, необходимость выявле-ния соучастников и обстоятельств дела оперативно-розыскным путем. Следственно-оперативные группы обычно создаются приказами (постановлениями) начальников органов внутренних дел, приказами прокуроров (или совместными приказами прокуроров и начальников органов внутренних дел) на период раскрытия конкретных преступлений.

Следователь - руководитель следственно-оперативной группы выносит постановление о ее создании и указывает в нем фамилии следователей и оперативных работников, участвующих в расследова-нии дела. При этом следователь выполняет две функции: процессуаль-ную (по сбору доказательственной информации) и организаторскую (по руководству работой членов группы). Поэтому его работа должна оцениваться по этим направлениям. Он определяет линию деятельно-сти группы, совместно с ее членами согласовывает план следственных действий, распределяет работу между членами группы, получает от опе-ративных работников оперативно-розыскную информацию и намечает порядок и тактику ее использования, оказывает методическую помощь членам группы и контролирует ход выполнения плана, проводит ра-бочие совещания не реже 1 раза в неделю, дает оценку промежуточным и конечным результатам работы.

Старший оперативный работник, как член следственно-оперативной группы ведет разработку плана проведения оперативно-розыскных мероприятий по делу и контролирует его выполнение, сис-тематизирует оперативно-розыскную информацию и своевременно пе-редает ее руководителю группы; лично участвует в проведении поиско-вой и оперативно-розыскной работы. Результаты работы следственно-оперативной группы зависят как от эффективности совместной деятельности (анализа, планирова-ния, оценки полученных материалов), так и от эффективности деятель-ности каждого ее работника. При этом должна соблюдаться дифференцированная оценка ра-боты следователей и оперативных работников. Задачей оперативных работников является постоянное оперативное обеспечение расследова-ния путем сбора информации о возможных источниках получения доказательств о событии преступления и о лице его совершившем. Задачей следователя является сбор доказательств по делу, в том числе: и. с помощью быстрого использования оперативной информации. Так, представитель уголовного розыска - оперативный работник после ос-мотра места преступления должен провести по квартирный обход, оп-росы, другие поисковые действия, чтобы выявить очевидцев и свидете-лей происшествия. И если кто-то из свидетелей остался не установлен-ным, то ответственность за это несет оперативный работник. Если же следователь, получив данные о том или ином свидетеле, избрал непра-вильную тактику допроса и не сумел получить от него правдивых показаний, то это недостаток в деятельности следователя. Поэтому работу следственно-оперативных групп целесообразно строить с учетом профессиональной подго-товки и опыта следователей. Более опытным следователям следует по-ручать работу по отдельным эпизодам преступления, а менее опытным - выполнение отдельных следственных действий. Это положение мож-но отнести и к оперативным работникам. Сидоров В.Е. Начальный этап расследования: организация, взаимодействие, тактика - М., 2004

Взаимный обмен информацией между следователем и оператив-ным работником. Взаимодействием в этой форме является предостав-ление друг другу информации, полученной в процессе оперативно розыскных мер и следственных действий и представляющей взаимный интерес. Передача такой информации может осуществляться как в уст-ной, так и в письменной форме.

Используя информацию, полученную оперативно-розыскным путем, следователь в первую очередь должен в необходимых пределах ознакомить с имеющимися в деле материалами сотрудников органа дознания, работающих над раскрытием данного преступления. Это по-зволяет согласовать, скоординировать совместные действия в соответ-ствии с новой информацией, иначе оперативно-розыскные меры будут направлены на выполнение уже известных обстоятельств, а вопросы, подлежащие исследованию, могут оказаться без выяснения.

Изучение дел и опрос практических работников показали, вза-имный обмен информацией является необходимой и эффективной формой взаимодействия при установлении лица, совершившего пре-ступление. Однако на практике она применяется не слишком часто. При опросе только 15% следователей и 10% оперуполномоченных уго-ловного розыска указали, что они всегда располагают оперативной и следственной информацией; 73% следователей и 83% оперуполномо-ченных уголовного розыска - иногда, а остальные(12% и 2%) - не рас-полагают. При этом 95% следователей и 98% оперуполномоченных считают, что обмен оперативной и следственной информацией способ-ствует установлению лица, совершившего преступление.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.