на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Органы следствия и дознания
p align="left">Между тем только 44% следователей и 45% оперуполномочен-ных уголовного розыска при опросе отметили, что они сообщают взаимодействующим с ними лицами полученные ими сведения. Гапанович Н.Н., Мартинович И.И. Основы взаимодействия следователя и органа дознания при расследовании преступлений Минск, 2003

Согласованное планирование следственных действий и опера-тивно-розыскных мер. В качестве организационно-тактической формы взаимодействия следователя и оперативного работника планирование следственно-оперативных мероприятий относится, как правило, к под-готовительному, организационному этапу, на котором согласовыва-ются и фиксируются организационно-тактические и правовые вопросы взаимодействия. При этом учитывается роль и место каждой взаимодействующей стороны. Данная форма взаимодействия может быть использована как в стадии возбуждения уголовного дела, так и на лю-бом этапе расследования преступления.

Инициатива в согласованном планировании в равной степени принадлежит как следователю, так и оперативному работнику. Это обусловлено тем, что обязан-ность принятия необходимых мер по раскрытию преступлений возло-жена как на оперативного работника, так и на следователя. Поэтому оба они заинтересованы в объединении своих усилий. Однако, во всех случаях, ответственность за совместное планирование возлагается на следователя как организатора и руководителя коллективной деятель-ности по расследованию преступлений.

Сущность совместного планирования заключается в том, что органы дознания и следствия разрабатывают систему взаимосвязанных мероприятий, направленных на решение конкретных задач, которые отражаются в плане следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий. Единый согласованный план рассматривается руководи-телем следственного, а также оперативного подразделения, после чего предоставляется начальнику органа внутренних дел на утверждение. В дальнейшем план хранится у следователя, в производстве которого на-ходится дело. Разработка плановых мероприятий - совокупность орга-низационно-тактических мер, направленных на подготовку и решение поставленной задачи. Она позволяет взаимодействующим сторонам с учетом научно-методических рекомендаций по уголовному делу, имеющегося опыта и сложившейся практики вырабатывать наиболее рациональные пути достижения конечного результата. При этом сто-роны распределяют имеющиеся в их распоряжении силы и средства, уточняют цели и задачи, намечают наиболее оптимальные и приемле-мые приемы и методы их решения, обеспечивают необходимый уровень готовности своих работников к выполнению намеченных меро-приятий.

Выполнение плана контролируется следователем, начальниками следственного и оперативного подразделений. Они обязаны ежене-дельно обсуждать результаты выполнения плана. Невыполнение пла-новых мероприятий оперативным работником является нарушением служебной дисциплины, так как план, утвержденный начальником ор-гана внутренних дел, становится управленческим распоряжением.

В содержание рассматриваемой формы взаимодействия включа-ется также совместный анализ имеющейся информации, выдвижение следственных и розыскных версий и определение путей их проверки. Сидоров В.Е. Начальный этап расследования: организация, взаимодействие, тактика - М., 2003

Ознакомление следователя с данными, полученными оператив-но-розыскным путем. Право следователя знакомиться с полученными оперативным путем сведениями закреплено внутриведомственными актами. Однако, для сохранения в тайне негласных средств и методов раскрытия преступлений, следователю материалы для ознакомления предоставляются без указания источников и способов их получения. Ознакомление с оперативными материалами помогает следователю лучше представить картину преступления, глубже уяснить механизм преступных действий, точнее определить роль каждого соучастника и, в конечном счете, наметить наиболее рациональные пути расследова-ния.

Следователь должен изучить поступившие от органа дознания материалы и принять по ним решение в сроки, установленные УПК РФ. Критерием оценки готовности оперативных материа-лов для возбуждения уголовного дела является наличие в них доста-точных данных, указывающих на признаки преступления, в том числе: время, место, способ совершения, ущерб, конкретные обстоятельст-ва, сведения о лицах, причастных к преступлению.

Если содержащиеся в оперативных материалах данные не по-зволяют принять решение о возбуждении уголовного дела, следователь (начальник следственного подразделения) возвращает их с письменным изложением обстоятельств, препятствующих возбуждению уголовного дела, и мероприятий, подлежащих выполнению для устранения пробе-лов. Выполнив указания следователя , органы дознания передают ему материалы в том же порядке, как и при первоначальном их направле-нии.

Если же принимается решение о возбуждении уголовного дела, следователь и оперативный работник составляют совместный план, в котором помимо следственных действий указываются обстоятельства, подлежащие выяснению оперативным путем, а также сроки и конкрет-ные исполнители,

Таким образом, взаимодействие следователя и органа дознания является одним из важнейших условий для успешного расследования и раскрытия преступлений. Оно строится на принципах законности, ор-ганизующей роли следователя в проведении расследования, самостоя-тельности органа дознания в выборе средств и методов оперативно-розыскной деятельности, плановости и непрерывности и происходит в двух основных формах: процессуальной и организационной. Взаимо-действие обеспечивает наиболее эффективную, организованную и пло-дотворную работу следователя и органа дознания, позволяет эконо-мить «драгоценные» силы, средства и время правоохранительных ор-ганов. Гапанович Н.Н., Мартинович И.И. Основы взаимодействия следователя и органа дознания при расследовании преступлений Минск, 2003

4.3. Взаимодействие следователя и органа дознания в стадии возбуждения уголовного дела

Общность и сложность стоящих перед органами дознания и предварительного следствия при раскрытии преступлений на началь-ном этапе расследования задач определяет необходимость теснейшего между ними взаимодействия. В соответствии с внутриведомственными нормативными актами взаимодействие между следователем, оператив-ным работником и дежурной частью начинается, как правило, с мо-мента поступления в дежурную часть сообщения о преступлении, под-следственном следователю.

В органах внутренних дел сложилась четкая система дежурных частей, деятельность которых регламентируется ведомственными нор-мативными актами. Дежурная часть призвана по поступлении сообще-ния о совершении или готовящемся преступлении немедленно на него реагировать, организовывать на этой стадии четкое взаимодействие следователя, оперативных работников, эксперта-криминалиста и др. специалистов и их незамедлительный выезд для осмотра места проис-шествия, раскрытия преступления по горячим следам и задержании преступника.

В настоящее время дежурные части оснащены необходимой тех-никой, транспортом, радио, телефонной и факсимильной связью, элек-тронной почтой, укомплектованы подготовленными кадрами сотруд-ников, что позволяет на высоком профессиональном уровне сразу же по поступлении сигнала о преступлении целеустремленно использовать и координировать усилия всех служб, непосредственно осуществляю-щих работу по его расследованию. В связи с этим подавляющая часть заявлений и сообщений о совершенных или готовящихся преступлени-ях поступает в первую очередь непосредственно в дежурные части органов внутренних дел. Преобладающий источник получения ими ин-формации о преступлениях - письма, заявления граждан, сообщения должностных лиц и представителей общественных организаций. Гапанович Н.Н., Мартинович И.И. Основы взаимодействия следователя и органа дознания при расследовании преступлений Минск, 2003

По поступившему заявлению или сообщению о преступлении в срок не более трех суток со дня его получения, а в исключительных случаях в срок не более десяти суток (ст. 144 УПК) должно быть при-нято решение о возбуждении уголовного дела, об отказе в возбуждении уголовного дела или о производстве по делу досудебной подготовки материалов по протокольной форме.

Возбуждение уголовного дела - первая стадия уголовного про-цесса, которая создает необходимые основания для дальнейших след-ственных действий. Сам факт возбуждения уголовного дела указывает на то, что правоохранительные органы установили признаки состава преступления в том или ином деянии и начали действия, в которые по мере продвижения вовлекается множество государственных служб и граждан.

С выявлением повода орган дознания, следователь, прокурор или суд принимают меры для установления оснований возбуждения уголовного дела. Наука уголовного процесса трактует их как фактиче-ские данные о наличии в деянии признаков состава преступления и от-сутствию обстоятельств, исключающих производство по делу.

Следовательно, своевременность и обоснованность возбуждения уголовного дела зависят от проверки обстоятельств происшествия, ко-торые предшествует вынесению постановления о возбуждении уголов-ного дела. Сидоров В.Е. Начальный этап расследования: организация, взаимодействие, тактика - М., 2004

УПК РФ определяет, что одним из следственных действий является осмотр места происшествия. При этом одной из предпосылок успешного раскрытия преступления по горячим следам по получении сообщения о нем является быстрая и четкая организация выезда следственно-оперативной группы для ос-мотра места происшествия и принятия всех необходимых мер для за-держания преступника.

В связи с этим, дежурному по органу внутренних дел подчине-ны постовые, патрульные милицейские группы, дежурные части ГИБДД и мед вытрезвители, которые он информирует обо всех происше-ствиях на обслуживаемой территории и организует их взаимодейст-вие.

Первостепенная и неотложная задача дежурного при поступле-нии сообщения о преступлении - пресечь преступление и принять меры к сохранению его следов и задержанию преступника. Успех в таких случаях, независимо от способа и формы поступления информации о преступлении, зависит от инициативы и знания сотрудниками дежур-ных частей своих обязанностей, определенных ведомственными норма-тивными актами.

Правильная и своевременная организация выезда на место про-исшествия, его квалифицированный осмотр следователем - непремен-ное условие успешного раскрытия преступления. Осмотр места престу-пления и осуществление сопутствующих ему оперативно-розыскных мер является одним из наиболее эффективных способов собирания ин-формации о преступлении и преступнике, умелое использование кото-рой обеспечивает в большинстве случаев возможность изобличения лица, совершившего преступление, а нередко способствует и раскры-тию преступления по «горячим следам». Существует тесная взаимо-связь между данными, полученными при осмотре места преступления и содержанием проводимых мероприятий, характер, цели и направлен-ность которых зависят от полноты и качества осмотра

Результативность осмотра места преступления зависит от ряда факторов, основными из которых являются быстрота и своевремен-ность выезда на место совершения преступления; знание следователем тактических приемов осмотра; комплексное исследование специальных средств и методов представителями различных служб и подразделений органов внутренних дел; умение следователя организовать совместную работу взаимодействующих лиц. Гапанович Н.Н., Мартинович И.И. Основы взаимодействия следователя и органа дознания при расследовании преступлений Минск, 2003

Поскольку успех работы на месте совершения преступления во многом зависит не только от усилий самого следователя, но и других лиц, выезжающих на место преступления, а так как основной органи-зационной формой взаимодействия является следственно-оперативная группа, то поэтому важным вопросом является проблема комплекто-вания этой группы, налаживание взаимодействия входящих в нее лиц и управления их деятельностью.

Ведомственными нормативными актами закреплено, что следо-ватель является руководителем следственно-оперативной группы, выезжающей на место происше-ствия. Он осуществляет руководство в период осмотра, определяет по-рядок ее работы, обеспечивает согласованную деятельность всех ее членов. Указания и поручения следователя являются обязательными для всех участников осмотра, как в процессе подготовки, так и при его проведении.

Перед осмотром, в зависимости от категории совершенного преступления, его особенностей, наступивших последствий и т.п. следова-тель должен проверить, соответствует ли состав группы объекту и осо-бенности предстоящей работы, и при необходимости по согласованию с дежурной частью может привлечь к осмотру помимо оперативных работников и экспертов, работников других служб и специалистов. Так, при осмотре дорожно-транспортного происшествия, в группу включается работник ГИБДД, эксперт-автотехник, а при осмотре мес-та пожара в следственно-оперативную группу должны входить сотруд-ники государственной противопожарной службы и специалисты-электрики, химики, строители и т.п.

В ходе осмотра, следователь определяет его границы, составляет прото-кол осмотра, дает указания оперативному работнику, эксперту-криминали-сту, специалисту в области судебной медицины, кинологу и другим. Это обеспечивает необходимую координацию следственных и оперативных дей-ствий, позволяет наиболее эффективно использовать в следственной и опера-тивно-розыскной работе материальные следы преступления, выявленные и изъятые на месте происшествия.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.