p align="left">Таким образом, при осмотре места происшествия большое зна-чение имеет правильное распределение обязанностей среди лиц, участ-вовавших в его проведении, четкое определение характера их действий, своевременное взаимное информирование. Тактические особенности места осмотра состоят в том, что ме-сто происшествия исследуется членами следственно-оперативной груп-пы с разных точек зрения и с применением различной методики. Ины-ми словами, это исследование носит комплексный характер. Сидоров В.Е. Начальный этап расследования: организация, взаимодействие, тактика - М., 2003 В осмотре места происшествия специфическая роль отводится специалисту-криминалисту. В соответствии с ведомственными норма-тивными актами он оказывает содействие следователю в обнаружении, фиксации, изъятии, упаковке и сохранении следов и иных веществен-ных доказательств, отборе сравнительных образцов, а также другую помощь, требующую специальных познаний. Содействует полному и правильному отражению в протоколе осмотра полученной криминали-стической информации, а также данных о применении криминалисти-ческих средств и методов. Специалист-криминалист осуществляет свои функции под руко-водством следователя, который вправе давать ему указания о проведе-нии тех или иных действий. Однако эти указания носят ограниченный характер. Касаясь лишь исследования. Методику, тактику исследова-ния и применения научно-технических средств при выявлении и фикса-ции материальных следов преступления определяет сам специалист. Члены группы первоначальную информацию о совершенном преступлении получают от участников инспектора. Ведомственными нормативными актами закреплено, что участковый инспектор мили-ции прибывает первым на место происшествия, он обязан обеспечить его охрану до приезда следственно-оперативной группы и собрать предварительную информацию о происшествии, причастных к нему лицах, а также лицах, осведомленных о его обстоятельствах. Он ин-формирует следователя и оперативных работников и характере и месте совершения преступления, о пострадавших и лицах, представляющих оперативный интерес; исполняет поручения руководителя следственно-оперативной группы. Обязанность следователя собрать воедино разнообразные дан-ные осмотра, проанализировать их в связи с полученными результата-ми решить вопрос о дальнейшем направлении работы. Он должен бы-стро и оперативно определить обстоятельства, при которых было со-вершено преступление. Следователь обязан решить и другую задачу - в зависимости от результатов осмотра места происшествия и оператив-ных данных принимать меры к установлению и задержанию преступ-ника. В связи с этим, он еще до окончанию осмотра дает поручение участникам группы о проведении необходимых оперативно-розыскных мероприятий (преследование по горячим следам, выявление очевидцев преступления и т.п.). Основная работа по установлению и розыску преступников воз-лагается на оперативного работника и взаимодействующую с ними дежурную часть. Согласно ведомственным нормативным актам он в ходе осмотра места происшествия осуществляет необходимые опера-тивно-розыскные мероприятия по обнаружению и задержанию лиц, совершивших преступления; установлению очевидцев, способных дать показания об обстоятельствах преступления и о преступнике, органи-зует розыск преступника по горячим следам. По поручению следовате-ля производит следственные действия и оперативно-розыскные меро-приятия. В соответствии с ведомственными нормативными актами взаи-модействие с дежурной частью в период осмотра возглавляется на опе-ративного работника. Он должен сообщить в дежурную часть сведения о характере преступления, приметах подозреваемых, похищенного, а также другие данные, имеющие значение для поиска и задержания преступников. Таким образом, в ходе осмотра, следователь взаимодействует с дежурной частью опосредованно - через оперативного работника. Это имеет большое практическое значение, поскольку его внимание, сосре-доточенное на осмотре места происшествия, не должно отвлекаться чисто технической стороной взаимодействия. Гапанович Н.Н., Мартинович И.И. Основы взаимодействия следователя и органа дознания при расследовании преступлений Минск, 2003 В соответствии с ведомственными нормативными актами, де-журный по органу внутренних дел информирует о происшествии пат-рульных, постовых, сотрудников ГИБДД, участковых инспекторов, а также сотрудников ОВД на транспорте и при необходимости инфор-мируются дежурные части других горрайорганов. Дежурная часть принимает все сообщения о приметах преступника, маршруте его дви-жения и возможном месте нахождения, организует перекрытие путей отхода и задержание преступника, высылает группы немедленного реагирования. В ходе осмотра следователь, оперативный работник, эксперт-криминалист и участковый инспектор информируют друг друга и де-журную часть о данных, имеющих значение для выявления подозре-ваемого и установления обстоятельств совершенного преступления. По делам, по которым следователь выезжает на место происшествия с оперативной группой, с самого начала возникает необходимость в ре-шении организационных и тактических вопросов, связанных как с са-мим выездом, так и с производством других, вытекающих из результа-тов осмотра неотложных следственных и оперативно-розыскных дей-ствий. Большое значение приобретает оперативность использования информации с целью проверки полученных данных, особенно по горя-чим следам. Как показывает практика, наиболее быстро реализуются устные поручения. При осмотре места происшествия, когда следова-тель и оперативный работник находятся рядом, эта форма задания яв-ляется самой целесообразной. Совместное обсуждение непосредственно перед осмотром и в его начальной стадии является первоначальной формой обмена информа-цией. На этой стадии работы еще нет возможности составить план следственных мероприятий. При дальнейшем осмотре и начальной стадии оперативно-розыскных мероприятий количество полученных данных увеличивается, в связи с чем возникает необходимость в их дальнейшем обсуждения для сопоставления и систематизации. К окончанию осмотра намечаются определенные версии и составляется еди-ный план первоначальных следственных и оперативно-розыскных действий. Неправильно было бы думать, что осмотр и выдвижение версий при раскрытии преступлений по горячим следам отделены друг от дру-га во времени. В действительности очень редко бывает так, чтобы чле-ны следственно-оперативной группы сначала собрали сведения о пре-ступлении, а потом обсуждали их и планировали свои действия на бу-дущее. На практике эти два рода деятельности переплетены между со-бой. Совместное обсуждение получаемой информации должно проис-ходить еще при осмотре, и уже в ходе него сторонами принимаются меры по реализации собранных данных для выдвижения первых розы-скных версий. Вместе с тем сразу же после осмотра, пока еще не изгла-дились в памяти его результаты, следует снова собраться, чтобы об-стоятельно их обсудить. Какова же роль следователя и оперативного работника в по-строении первичных розыскных версий? Она обусловлена характером информации, который каждый из них располагает в результате осуще-ствления своих функций при осмотре места происшествия. Следователь получает прежде всего информацию об изменениях в материальной об-становке осматриваемого места, которые появились там в результате преступления и по которым можно разыскать лицо, его совершившее. Оперативный работник получает сведения о преступлении от потер-певших, очевидцев, свидетелей и других осведомленных о нем лиц. Указанное разделение информации на два вида в достаточной степени условно, так как на практике оперативный работник может участвовать в осмотре места происшествия и прилегающей террито-рии, а потому получать сведения о происшедших изменениях, а следо-ватель до осмотра или в ходе него может устно опросить потерпевших, свидетелей. После завершение осмотра, взаимодействие следователя и опе-ративного работника продолжается вплоть до момента, пока следова-тель, возглавивший группу не сообщит, что необходимость в этом от-пала. Следователь и оперативный работник обязаны совместно обсу-дить и проанализировать результаты осмотра и на основе полученных данных разработать согласованные следственные и розыскные дейст-вия. При этом оперативный работник самостоятельно определяет сред-ства и методы производства оперативно-розыскных действий, а следо-ватель - если есть основания - немедленно возбуждает уголовное дело и начинает производство необходимых следственный действий. Таким образом, взаимодействие следователя и органа дознания в стадии возбуждения уголовного дела является важным этапом рабо-ты по раскрытию преступлений. Центральным элементом этой работы является совместная организованная деятельность дежурного по орга-ну внутренних дел, следователя и следственно-оперативной группы. Гапанович Н.Н., Мартинович И.И. Основы взаимодействия следователя и органа дознания при расследовании преступлений Минск, 2003 В большой степени результат этой работы зависит от инициа-тивности и активности дежурного при поступлении в дежурную часть сообщения о совершенном или готовящемся преступлении, быстроты организации выезда следственно-оперативной группы на место проис-шествия и его квалифицированный осмотр, правильности и четкости взаимодействия членов следственно-оперативной группы и принятия всех необходимых мер для установления преступника. Итогом взаимодействия следователя и органа дознания в стадии возбуждения уголовного дела является принятие следователем одного из следующих решений: о возбуждении уголовного дела; об отказе в возбуждении уголовного дела; о передаче заявления или сообщения по посредственности или подсудности. О каждом принятом решении в книгах учета делается соответствующая запись. 4.4. Взаимодействие следователя и органа дознания в стадии предварительного расследования За возбуждением уголовного дела следует такая стадия уголов-ного процесса как предварительное расследование, в ходе которой тщательно выясняются обстоятельства совершенного преступления. Для этого законодатель и предоставляет право органам, осуществ-ляющим предварительное следствие и органам, осуществляющим опе-ративно-розыскную деятельность одновременно проводить следствен-ные действия и оперативно-розыскные мероприятия. Дополнение след-ственных действий оперативно-розыскными мероприятиями необхо-димо для прояснения события преступления, обстоятельств, влияющих на степень и характер ответственности, определение размера причи-ненного ущерба, выявление условий, способствовавших совершению преступления и т.д. Процессуальными формами взаимодействия являются: 1. поручение следователя органу дознания о производстве розыскных и следственных действий 2. содействие органа дознания следователя в производстве отдельных следственных действий 3. уведомление следователя о результатах оперативно-розыскных мер по делам, переданным ему органом дознания до установления преступника Гапанович Н.Н., Мартинович И.И. Основы взаимодействия следователя и органа дознания при расследовании преступлений Минск, 2003 Поручение следователя органу дознания о производстве розы-скных действий является наиболее важной процессуальной формой их взаимодействия при проведении расследования преступлений. Именно в максимальном использовании оперативно-розыскных возможностей этого органа в интересах следствия и состоит прежде всего сама идея взаимодействия. Основаниями проведения оперативно-розыскных мероприятий в соответствии с Федеральным законом РФ «Об оперативно-розыскной деятельности» от 12.08.95. является: 1. Наличие возбужденного уголовного дела - основание прове-дения оперативно-розыскных действий в интересах непосредственного разрешения криминальных задач; 2. Ставшие известными органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность сведения: а) о признаках подготавливаемого, совершенного или совер-шаемого противоправного деяния, а также о лицах, его подготавли-вающих или совершающих, когда нет данных, достаточных для реше-ния вопроса о возбуждении уголовного дела; б) о событиях или действиях, содержащих угрозу государству, экономике или экологической безопасности РФ; в) о лицах скрывающихся от органов дознания, следствия и суда или уклоняющиеся от уголовного наказания; г) о лицах без вести пропавших и обнаружении неопознанных трупов. Все эти основания делятся на 2 группы: 1. непосредственно направленные на разрешение криминальных задач (ч. 1 ст. 7 ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности" от 12.08.95 г.) ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности" 2. косвенно (ч. 2 ст. 7 Закона) В следственной практике встречаются различные варианты оперативно-розыскного сопровождения по уголовным делам. Так, взаимодействие следователя и оперативного работника может быть начато с момента передачи материалов, собранных в ходе производства по де-лу оперативного учета, следовательно, и продолжается до полного ра-зоблачения преступников, противоправная деятельность которых была задокументирована оперативно-розыскным путем. В оперативно-поисковом деле сосредотачиваются материалы по обнаружению и оперативной проверке лиц, подозреваемых в соверше-нии данного неочевидного преступления. Для этого оперативный ра-ботник на основании собранных данных выносит согласованное со следователем, осуществляющим расследование по уголовному делу постановление о заведении дела. К нему приобщается план следствен-но-оперативных мероприятий по раскрытию преступления. Далее все документы согласовываются с непосредственным начальником опер-работника и докладываются руководителю, имеющему право давать разрешение на заведение такого дела. Последний изучает и анализиру-ет представленные ему материалы, после чего утверждает либо не ут-верждает постановление о заведении оперативно-поискового дела и план дальнейших мероприятий.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14
|