на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Основные направления развития права Российской Федерации
p align="left">7 октября был издан Указ Президента “О Конституционном Суде Российской Федерации”. И октября -- Указ о выборах в Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации. 15 октября принимается Положение о всенародном голосовании по проекту Конституции. Тогда же создается Министерство безопасности Российской Федерации. Для завершения работы над проектом новой Конституции было сформировано Конституционное совещание, состоящее из Государственной и Общественной палат. В конце октября проводится ряд мер по реорганизации Совета безопасности Российской Федерации. При Президенте учреждается Комиссия законодательных предположений.

6 ноября 1993г. был принят Указ Президента “О проекте Конституции Российской Федерации, представляемом на всенародное голосование”. В конце месяца принимается Положение о государственном гербе Российской Федерации (старинный двуглавый орел был восстановлен в правах). 12 декабря 1993 г. всенародным голосованием была принята Конституция РФ. Указом Президента в декабре 1993г. производится преобразование и реорганизация Совета Министров, структура и деятельность которого сообразуется с положениями Конституции Российской Федерации. Совет Министров преобразуется в Правительство Российской Федерации. В январе 1994г. оформляется типовая структура федеральных органов исполнительной власти: министерства, комитеты, службы, управления, агентства и проч. Защита свободы информации потребовала создания общей Судебной палаты по информационным спорам при Президенте Российской Федерации. При Президенте образуется также Общественная палата для политических, правовых и социально-экономических консультаций, а в августе 1994г. -- управления по взаимодействию с политическими партиями, общественными объединениями, фракциями и депутатами палат Федерального Собрания. В июне указом были определены меры по реализации Договора об общественном согласии, акта, призванного обеспечить социальный мир в обществе, находящемся в состоянии кризиса. На преодоление кризиса власти был направлен Указ 3 октября 1994г. “О мерах по укреплению единой системы исполнительной власти в Российской Федерации” -- акт, принятый в годовщину октябрьских событий в Москве.

Весной -- летом 1994г. вносится ряд изменений в Регламент Государственной Думы. Сама Дума в течение года принимала большое число постановлений, вносящих изменения в ранее принятые правовые акты или формирующих новые правовые институты, нормы и отрасли (в УК, ГК, ГПК, УПК, КЗоТ и др.).

С весны 1992г. Верховный Совет принимает ряд законов, регламентирующих деятельность и структуру местных органов власти. В марте принимается Закон о краевом, областном Совете народных депутатов и краевой, областной администрации, в июне -- законы “О местном самоуправлении в РСФСР” и “О дополнительных полномочиях местных советов народных депутатов в условиях перехода к рыночным отношениям”; в июле--“Об установлении переходного периода по государственно-территориальному разграничению в РФ” и “О закрытом административно-территориальном образовании”. В июле и ноябре вносятся изменения в Закон о выборах народных депутатов местных советов.

После октябрьских событий 1993г. в Москве принимается Указ Президента “О реформе представительных органов власти и органов местного самоуправления в Российской Федерации”. 22 октября принимается Положение об основных началах организации и деятельности органов государственной власти в субъектах Федерации (краях, областях, городах, автономных областях и округах). Принимаются положения о выборах в Московскую городскую Думу и в Московскую областную Думу. В конце месяца принимаются указы о реформе местного самоуправления и о выборах в органы местного самоуправления. На их основе издаются положения. Советы заменяются собраниями представителей, думами, муниципальными комитетами. Возникают институты глав администрации, мэров, старост и т.п. Тогда же принимаются Основные положения о выборах в органы местного самоуправления. В марте 1994г. создается специальное Управление Администрации Президента по работе с территориями -- делается новая попытка усилить контроль центра за местами. Одновременно был издан Указ “О мерах по обеспечению реформы местного самоуправления”.

В июле принимается Положение о Комиссии по подготовке договоров о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Федерации, делалась очередная попытка разграничить сферы влияния центра и мест.

Формирование нового управленческого аппарата потребовало принятия специального Указа, регламентирующего порядок организации и систему государственной службы в России. Создается (в июне 1993г.) Совет по кадровой политике, при Президенте. В июле принимается Положение о проведении аттестации руководителей и специалистов структурных подразделений центральных органов федеральной исполнительной власти и Положение о проведении конкурса при приеме на эти должности. Для всех работников бюджетной сферы в августе была введена единая тарифная сетка по оплате труда. В ноябре создается Управление делами Президента Российской Федерации, в декабре принимается единое Положение о федеральной государственной службе11 Исаев И.А. История государства и права России в вопросах и ответах: Учебное пособие. - М.: Юристъ, 1999. - С.234-236..

Провозглашение суверенитета Российской Федерации, разрушение Союза Советских Социалистических Республик и неудовлетворительное состояние законодательства послужили предпосылками начавшихся кодификационных работ, завершившихся принятием Таможенного, Водного, Семейного, Арбитражного процессуального, Гражданского (части первая и вторая), Уголовного кодексов.

Конституционное право. Общественно-политические процессы, проходившие в обществе, в первую очередь, находили свое отражение в изменении конституционного права. Важным моментом в развитии этой отрасли является принятие первым Съездом народных депутатов РСФСР 12 июня 1990г. Декларации о государственном суверенитете22 ВСНД РСФСР и ВС РСФСР. 1990. № 2. Ст.22.. 21 апреля 1992г. шестым Съездом народных депутатов было изменено наименование государства Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика на наименование Российская Федерация -- Россия33 ВСНД РФ и ВС РФ. 1992. № 20. Ст.1084.. С принятием 1 апреля 1993г. Закона “О Государственной границе Российской Федерации” устанавливается пространственный предел действия государственного суверенитета России11 Там же. 1993. № 17. Ст.594..

Декларация о государственном суверенитете признала принцип разделения властей важнейшим в функционировании России как правового государства. В ней также констатировалась необходимость существенного расширения прав автономных республик, автономных областей и округов, равно как краев и областей. Шагом к расширению прав вышеперечисленных единиц явилось подписание 31 марта 1992г. договоров о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами власти субъектов Федерации22 См.: Федеративный договор. Документы. Комментарии. М., 1994. С.15-39.. В соответствии с ними автономная область, автономные округа, края, области, города Москва и Санкт-Петербург признавались самостоятельными участниками международных и внешнеэкономических связей, соглашений друг с другом и республиками. Следующим шагом в расширении прав членов Федерации явилось принятие 12 декабря 1993г. новой Конституции, в соответствии со ст. 65 которой субъектами федеративных отношений наряду с республиками стали признаваться автономная область, автономные округа, края, области и города федерального значения.

Важное место в конституционном праве занимает правовой статус личности и гражданина. Отмечая необходимость приведения законодательства в соответствие с общепризнанными международным сообществом стандартами прав и свобод, Верховный Совет РСФСР 22 ноября 1991г. принял Декларацию прав и свобод человека и гражданина33 ВСНД РСФСР и ВС РСФСР. 1991. № 52. Ст.1865.. После принятия этого документа в апреле 1992г. были внесены изменения и дополнения в Конституцию России44 ВСНД РФ и ВС РФ. 1992. № 20. Ст.1084.

. Впервые в истории нашего государства Конституция декларировала, что общество и государство утверждают права и свободы человека, его честь и достоинство как высшую ценность. Права и свободы человека принадлежат ему от рождения. Общепризнанные международные нормы, относящиеся к правам человека, имеют преимущество перед законами России и непосредственно порождают права и обязанности граждан. Перечень прав и свобод, закрепленный Конституцией, не является исчерпывающим и не умаляет других прав и свобод человека и гражданина. Была зафиксирована и единственная возможность законодательного ограничения прав и свобод человека и гражданина -- только в целях защиты конституционного строя, нравственности, здоровья, законных прав и интересов других людей в демократическом обществе.

С небольшими изменениями данные положения были зафиксированы в Конституции России 1993г. Новой в укреплении правового статуса личности и гражданина была норма ч. 3 ст. 15 Конституции, в соответствии с которой любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не применяются, если они официально не опубликованы для всеобщего сведения.

Важной стороной правового статуса личности является институт гражданства. Закон от 23 мая 1990г. “О гражданстве СССР” не внес принципиальных изменений в этот вопрос11 ВСНД СССР и ВС СССР. 1990. № 23. Ст.435.. Но в Декларации прав и свобод человека и гражданина вводилась новелла, устанавливающая запрет на лишение гражданства Российской Федерации, использовавшееся в предыдущий период как средство борьбы с инакомыслящими. Через несколько дней после Декларации -- 28 ноября 1991г. принимается новый Закон “О гражданстве РСФСР”22 ВСНД РФ и ВС РФ. 1992. № 6. Ст.243., введенный в действие 6 февраля 1992г. Подтвердив ранее известные принципы единого и равного гражданства, Закон поколебал третий принцип -- единственности, допустив возможность существования двойного гражданства. Были пересмотрены основания и условия приобретения и прекращения гражданства. Закон вступил в силу после разрушения Союза, поэтому наиболее важным на тот период являлось такое основание приобретения гражданства, как признание. Гражданами России признавались все граждане СССР, постоянно проживающие на территории РСФСР на день вступления в силу Закона, если в течение одного года после этого дня они не заявят о своем нежелании состоять в гражданстве Российской Федерации. Допускается и прием в гражданство, но при соблюдении условия постоянного проживания на территории России в течение пяти лет всего или трех лет непрерывно непосредственно перед обращением с ходатайством.

Одно из важнейших мест в правовом статусе граждан занимает избирательное право. В данный период не были подвергнуты сомнению известные ранее советскому праву принципы всеобщего, равного, прямого избирательного права при тайном голосовании. В связи с демократическими процессами, происходящими в обществе, содержание принципа всеобщности избирательного права было пересмотрено. Так, первоначально законами СССР от 1 декабря 1988г. об изменениях и дополнениях Конституции СССР и о выборах народных депутатов СССР устанавливалось, что, кроме психически больных, признанных судом недееспособными, не участвуют в выборах лица, содержащиеся в местах лишения свободы и направленные по решению суда в места принудительного лечения33 ВВС СССР. 1988. № 49. Ст.727, 729.. 20 декабря 1989г. последняя категория граждан получила избирательные права, но новая категория лиц, в отношении которых была избрана мера пресечения -- содержание под стражей, -- их потеряла44 ВСНД СССР и ВС СССР. 1989. № 28. Ст.540.

. В России же не пользовались избирательным правом помимо психически больных, признанных судом недееспособными, только лица, содержащиеся на день голосования в местах лишения свободы по приговору суда11 См., например, ст.2 Закона от 15 мая 1991 г. "О порядке отзыва народного депутата РСФСР" // ВСНД РСФСР и ВС РСФСР. 1991. № 21. Ст.697.. Данное содержание принципа всеобщности избирательного права было зафиксировано в Конституции 1993г. и федеральных законах “Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации”, “О выборах Президента Российской Федерации”, “О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации”22 СЗ РФ. 1994. № 33. Ст. 3406; 1995. № 21. Ст. 1924; № 26. Ст.2398. и др.

Значительные изменения произошли и в избирательной системе. С 1993г. выборы стали проводиться по смешанной системе, предполагающей избрание депутатов частично по пропорциональному принципу -- по партийным спискам, а частично по мажоритарному. При этом было зафиксировано, что выборы народных депутатов проводятся как по одномандатным, так и многомандатным избирательным округам33 САПП РФ. 1993. № 41. Ст. 3907; ВВС СССР. 1988. № 49. Ст.727.. В декабре 1988г. участникам предвыборных собраний разрешалось предлагать для обсуждения любые кандидатуры, в том числе и свою, не ограничивалось и число кандидатов в народные депутаты, что предполагало возможность включения в избирательные бюллетени неограниченного их числа.

В целях развития не только представительной, но и прямой демократии впервые после установления возможности проведения референдума ст. 5 Конституции СССР 1977г. в законодательстве России и Союза был разработан механизм его проведения44 ВСНД СССР и ВС СССР. 1991. № 1. Ст.10; ВСНД РСФСР и ВС РСФСР. 1990. № 21. Ст.230. . Первый референдум в Союзе по вопросу о сохранении СССР был проведен 17 марта 1991г., а российский по вопросам доверия Президенту и одобрения проводимой им политики, необходимости проведения досрочных выборов Президента и народных депутатов -- 25 апреля 1993г.55 Там же. 1991. № 4. Ст.87; ВСНД РФ и ВС РФ. 1993. № 14. Ст.501. 10 октября 1995г. был принят новый Федеральный конституционный закон “О референдуме Российской Федерации”.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.