p align="left">- обязанности органов государственной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации по обеспечению органов местного самоуправления информацией из государственных информационных ресурсов, если эта информация необходима органам местного самоуправления для выполнения возложенных на них полномочий; - отнесение различных видов информационных ресурсов в состав муниципальных информационных ресурсов; - состав и обязанности субъектов, участвующих в формировании муниципальных информационных ресурсов; - правовое обеспечение информационного взаимодействия информационных систем органов местного самоуправления с государственными и иными информационными системами в целях создания единого информационного пространства на территории муниципального образования, субъекта Российской Федерации и Российской Федерации в целом [14, c. 17]; - создание территориальной (муниципальной) информационно-телекоммуникационной системы администрации муниципального образования для информационного обеспечения органов местного самоуправления, юридических лиц и населения и организации информационного взаимодействия органов местного самоуправления с территориальными органами федеральных и региональных органов власти; - порядок функционирования и финансирования специально уполномоченного органа администрации муниципального образования по информационному обеспечению (муниципальной информационной службы). Порядок и условия предоставления информации в специально уполномоченный орган; - обеспечение безопасности муниципальных информационных ресурсов и обеспечение защиты информации. К правовым проблемам, возникающим при использовании муниципальных информационных ресурсов, относится отсутствие законодательной регламентации по следующим вопросам: - обязанности органов местного самоуправления по предоставлению муниципальных информационных ресурсов органам государственной власти, юридическим лицам, общественным и политическим объединениям и гражданам; - порядок использования муниципальных информационных ресурсов, порядок и условия предоставления их пользователям; - состав информации, подлежащей защите в составе муниципальных информационных ресурсов, режимы защиты и органы, ответственные за ее обеспечение; - обязанности органов местного самоуправления по созданию общедоступных информационных ресурсов [15, c. 216]; - порядок определения перечня информационных услуг, оказываемых на основе муниципальных информационных ресурсов и компенсации расходов на их осуществление. Решение важнейших правовых проблем формирования и использования муниципальных информационных ресурсов должно осуществляться на базе специального федерального закона, регламентирующего информационные основы деятельности органов местного самоуправления [15, c. 219]. Мы считаем, что необходима разработка Федерального закона «Об информационных основах деятельности органов местного самоуправления» по следующим причинам: - информация становится важнейшим интеллектуальным ресурсом, сравнимым с материальными, финансовыми и трудовыми ресурсами, необходимыми для принятия обоснованных решений по социально-экономическому развитию территории; - оценка состояния информатизации органов местного самоуправления показывает, что настоятельной необходимостью является координация работ по развитию информатизации территорий на единой методической основе с применением согласованных и апробированных в опорных зонах прогрессивных информационных технологий с их последующим тиражированием в другие муниципальные образования с целью сокращения затрат и повышения качества создаваемых информационных систем; - создание территориальных информационных систем, территориальных информационных ресурсов для органов управления муниципальным образованием должно осуществляться в рамках единого информационного пространства субъекта Российской Федерации, в составе региональной информационно-телекоммуникационной системы, так как субъект Российской Федерации и муниципальные образования составляют единый социально-экономический комплекс; - на территории муниципального образования находятся территориальные органы субъекта Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, которые осуществляют сбор первичной информации для своих целей; на территории сталкиваются интересы органов управления федерального, регионального и муниципального уровней, муниципальные информационные ресурсы должны органично взаимодействовать с государственными информационными ресурсами и обеспечивать создание единого информационного пространства России на основе федерального законодательства и других нормативных правовых актов [16, c. 316]. Таким образом, основной целью информационного обеспечения является повышение качества и оперативности принятия управленческих решений. Качество управленческих решений базируется на достоверности и доступности исходной информации, оперативность принятия решений - на быстродействии управленческих механизмов, Необходимых условий для достижения цели информатизации органов местного самоуправления два: наличие полной и достоверной электронной учетной базы объектов и субъектов, представленной в виде системы сопряженных реестров населения, имущества, земли, инженерных сетей, сельхозтерриторий с описанием их ресурсов и автоматизация первичных функций основных муниципальных служб. Единая информационная система, установленная на рабочем месте каждого муниципального служащего, с четко определенными правами доступа к базам данных и согласованными данными, обеспечивающая развитые возможности поиска и анализа информации, реализующая принцип «одного окна» - это итоговая цель информатизации органов местного самоуправления. 2. Информатизация органов местного самоуправления в России2.1 Анализ информационного обеспечения органов местного самоуправления в регионах РоссииНадо отметить, что информационное поле даже одного муниципального образования настолько велико, что рассмотреть его всё в рамках данной работы не представляется возможным. Поэтому в качестве примера ограничимся рассмотрением уровня информатизации органов местного самоуправления Белебеевского района Башкортостана и г. Нижнего Новгорода и Нижегородской области. В целях развития и эффективного использования информационно-коммуникационных технологий во всех сферах общественной жизни Правительством Республики Башкортостан 27 марта 2006 года одобрена Программа информатизации «Электронный Башкортостан» на 2006-2010 годы. Целью Программы является повышение эффективности государственного управления, создание условий для развития и действенного использования информационно-коммуникационных технологий во всех сферах общественной жизни [17, c. 87]. К основным задачам Программы относятся следующие: развитие систем информационно-коммуникационного взаимодействия органов исполнительной власти Республики Башкортостан, органов местного самоуправления, бюджетных организаций Республики Башкортостан; обеспечение доступа государственных образовательных учреждений республики к компьютерным сетям общего пользования; развитие республиканских информационных ресурсов и информационных систем; повышение эффективности проведения закупок товаров (работ, услуг) для государственных и муниципальных нужд на основе внедрения информационных технологий; повышение качества планирования и казначейского исполнения бюджета Республики Башкортостан и местных бюджетов; использование достижений информационных технологий в системе образования; развитие комплексной системы оплаты услуг в сфере жилищно-коммунального хозяйства [17, c. 88]. Основными ожидаемыми результатами реализации всех мероприятий являются: формирование и развитие первичной телекоммуникационной транспортной цифровой сети и создание на ее основе мультисервисной сети передачи данных для предоставления услуг доступа к компьютерным сетям общего пользования на всей территории Республики Башкортостан; повышение качества образования за счет эффективного использования современных информационных технологий; открытость и прозрачность деятельности органов исполнительной власти Республики Башкортостан, органов местного самоуправления; формирование на Интернет-портале Правительства Республики Башкортостан централизованного информационного ресурса показателей социально-экономического развития Республики Башкортостан, который обеспечит возможность проведения соответствующего комплексного анализа и прогнозирования на различных уровнях детализации (отраслевом, муниципальном, республиканском); значительное повышение эффективности принятия решений за счет сокращения времени на получение необходимых и достоверных данных и предоставления органам исполнительной власти Республики Башкортостан оперативного доступа к ним; существенное снижение времени и качественно новый уровень обслуживания населения; возможность оперативного получения информации о задолженностях в любом пункте приема платежей в пределах одного населенного пункта; оперативный контроль за деятельностью организаций, принимающих платежи; существенное повышение уровня квалификации специалистов: администраторов, разработчиков, аналитиков, проектировщиков программных систем, программистов, специалистов по информационной безопасности, пользователей информационных систем [18, c. 189]. В качестве примера информационного поля муниципального образования, в данной работе рассмотрена администрация муниципального района Белебеевский район. Основное средство ввода информации - персональный компьютер. Каждый отдел администрации укомплектован компьютерами, которые в основном используются для набора документов и их хранения. Единой сети не существует. Сейчас в структурных подразделениях администрации муниципального района и муниципальных учреждениях используется более 400 единиц вычислительной техники. Так же для более быстрого ввода дополнительно используют устройства оптического ввода информации - сканеры и цифровые фотокамеры. В качестве устройств вывода используют принтеры (матричные, струйные, лазерные), плоттеры [18, c. 290]. Отдельно надо сказать об используемом программном обеспечении. Вначале работа с информацией осуществлялась только с помощью стандартных программ: текстовых редакторов, электронных таблиц и систем баз данных. С увеличением и усложнением задач возникла необходимость создания специализированных программных комплексов систем управления баз данных и автоматизированных рабочих мест. Разработкой и внедрением таких комплексов в рамках аппарата администрации занимается информационно-коммуникационный сектор информационно-аналитического отдела, созданный по распоряжению главы администрации муниципального района. Огромный объём информации, накопленной в муниципальных структурах, и быстрый рост внедряемых технологий в информационное обеспечение местного самоуправления привел к возникновению принципиально новых задач - задач по планированию и координации дальнейшего развития информационного обеспечения. Их призвана решить предлагаемая Программа информатизации муниципального района Белебеевский район РБ на 2006-2010 годы. Данная Программа разработана на основе положений федеральной целевой программы «Электронная Россия» на 2002-2010 годы, в соответствии с Федеральным законом «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», Программой «Электронный Башкортостан» на 2006-2010 годы [18, c. 291]. Основная цель Программы информатизации муниципального района - оптимизация деятельности администрации муниципального района Белебеевский район (технологические, организационные, процедурные изменения) на основе использования современных достижений информационных и телекоммуникационных технологий, обеспечивающая создание условий для достижения следующих результатов: - обеспечение гласности деятельности администрации Белебеевского района, непосредственного участия граждан в самоуправлении; - осуществление администрацией Белебеевского района наиболее эффективного (оптимального) управления всеми звеньями муниципального хозяйства и социальной сферы. Задачи Программы определяются ее конечной целью и заключаются в следующем: - создание телекоммуникационной и информационной среды, обеспечивающей взаимодействие администрации муниципального района с населением. Первым шагом в этом направлении является создание информационного портала администрации Белебеевский район, обеспечивающего высокую степень открытости и актуальности информации для населения, организаций района и города; - совершенствование механизма сбора и обработки информационных массивов и данных, используемых в деятельности администрации МР, для повышения качества и оперативности принимаемых управленческих решений; - внедрение электронного документооборота в администрации муниципального района Белебеевский район; - внедрение информационных технологий в деятельность администрации муниципального района в сфере взаимодействия с хозяйствующими субъектами. Ожидаемые конечные результаты реализации программы - это повышение оперативности, качества и эффективности управленческих решений; разработка высокотехнологичного инструментария анализа обстановки и прогнозирования развития муниципального района Белебеевский район; создание на основе использования современных информационных и телекоммуникационных технологий благоприятной информационной среды для более эффективного взаимодействия администрации муниципального района с населением, хозяйствующими субъектами, общественными организациями; повышения деловой активности населения и хозяйствующих субъектов района и города и, как следствие, ускорение социально-экономического развития; привлечение инвестиций в экономику и социальную сферу Белебеевского района [18, c. 324].
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11
|