на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Основы конституционного строя РФ
p align="left">Она возникает вместе с возникновением общества и существует во всяком обществе, поскольку всякое общество требует управления, которое обеспечивается различными средствами, включая и принуждение.

Государственную власть характеризует суверенитет государства, ко-торый проявляется в ее верховенстве, единстве и независимости.

Государственная власть не совпадает непосредственно с населением и осуществляется особым, государственным аппаратом. Он представ-ляет собой совокупность государственных учреждений, посредством которых реализуются функции государства. Государственный аппарат включает в себя все государственные органы, а также армию, разведку, при-нудительные учреждения.

Государственная власть обладает силой государственного принуж-дения, осуществляемого специально приспособленным для этой цели аппаратом принуждения.

Государственная власть -- не единственная форма власти народа. Еще одной формой власти народа является местное самоуправление. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государ-ственной власти.

Признание народа верховным носителем всей власти является вы-ражением народного суверенитета. Народный суверенитет означает, что народ, ни с кем не деля свою власть, осуществляет ее самостоятельно и независимо от каких бы то ни было социальных сил, использует ис-ключительно в своих собственных интересах. Народный суверенитет неделим, имеет только одного субъекта -- народ.

Конституция РФ закрепляет многонациональность на-рода России на всю власть, его полновластие. Это означает, что россий-ский народ ни с кем не делит власть и никто, кроме него самого, не мо-жет претендовать на власть в Российской Федерации. «Никто не может присваивать власть в Российской Федерации. За-хват власти или присвоение властных полномочий преследуются по фе-деральному закону». Конституция РФ 12 декабря 1993 г. п.4 ст. 3

Таким образом, народовластие есть принадлежность всей власти на-роду, а также свободное осуществление народом этой власти в полном со-ответствии с его суверенной волей и интересами.

Народовластие как форма государства и способ правления пре-вращается, таким образом, в организационный принцип обладания властью и ее осуществления, определяющий, что решение любых государственных задач или реализация властных полномочий нуждаются в легитимации, исходящей от народа или восходящей к нему. Представ-ление о народе как исходном и конечном пункте демократической ле-гитимации является базовым в понимании демократии. Е.И. Козлова, О.Е. Кутафин «Конституционное право России» М.,2007.С. 102

«Народ Российской Федерации осуществляет свою власть как непо-средственно, так и через органы государственной власти и органы мест-ного самоуправления». Конституция РФ 12 декабря 1993 г. п.2 ст. 3 В зависимости от формы волеизъявления народа различаются пред-ставительная и непосредственная демократия.

Представительная демократия -- осуществление народом власти через выборных полномочных представителей, которые принимают ре-шения, выражающие волю тех, кого они представляют: весь народ, на-селение, проживающее на той или иной территории.

Выборное представительство -- важнейшее средство, обеспечиваю-щее подлинное народовластие. Выборное представительство образуют избираемые народом государственные органы и органы местного само-управления.

Непосредственная демократия -- форма непосредственного воле-изъявления народа или каких-либо групп населения. «Высшим непо-средственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы» Конституция РФ 12 декабря 1993 г. п.3 ст. 3.

Согласно Федеральному конституционному закону от 28 июня 2004 г. «О референдуме Российской Федерации» референдум -- это все-народное голосование граждан России по вопросам государственного значения.

Референдум проводится на основе всеобщего равного прямого и свободного волеизъявления граждан Российской Федерации при тай-ном голосовании.

Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в рефе-рендуме независимо от пола, расы, национальности, языка, происхож-дения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также от других обстоятельств.

Граждане Российской Федерации участвуют в референдуме на рав-ных основаниях. Каждый участник референдума обладает равным чис-лом голосов.

Гражданин Российской Федерации голосует за вынесенный (выне-сенные) на референдум вопрос (вопросы) или против него (них) непо-средственно.

Участие гражданина Российской Федерации в референдуме являет-ся свободным и добровольным. Никто не вправе оказывать воздействие. На гражданина с целью принудить его к участию или неучастию в рефе-рендуме, в выдвижении инициативы проведения референдума, в подго-товке и проведении референдума, а также препятствовать его свободно-му волеизъявлению. №5-ФКЗ от 28 июня 2004 г. «О референдуме Российской Федерации» ст. 2

Вопрос, выносимый на референдум, не должен противоречить Конституции РФ, ограничивать, отменять или умалять общепризнан-ные права и свободы человека и гражданина, конституционные гаран-тии реализации таких прав и свобод. Он должен быть сформулирован таким образом, чтобы исключалась возможность его множественного толкования, чтобы на него можно было дать только однозначный ответ и чтобы исключалась неопределенность правовых последствий приня-того на референдуме решения.

Разные инициативные группы по проведению референдума могут предложить для вынесения на референдум разные, в том числе альтер-нативные, вопросы.

Принятие федеральным органом государственной власти, иным го-сударственным органом решения по существу вопроса, который может быть вынесен на референдум, не является обстоятельством, препятст-вующим проведению референдума по данному вопросу.

Принятие федеральным органом государственной власти, иным го-сударственным органом решения по существу вопроса, который в соот-ветствии с международным договором Российской Федерации подле-жит обязательному вынесению на референдум, не допускается.

Проведение референдума в случаях, порядке и сроки, которые пре-дусмотрены Конституцией РФ, международным договором Россий-ской Федерации, является обязательным.

Федеральный конституционный закон «О референдуме Россий-ской Федерации» (ст. 7) предусматривает ряд обстоятельств, исключаю-щих назначение и проведение референдума.

Инициатива проведения референдума не может быть выдвинута и референдум не может назначаться и проводиться в условиях военного или чрезвычайного положения, введенного на территории Российской Федерации при обстоятельствах и в порядке, предусмотренных феде-ральным конституционным законом, а также в течение трех месяцев со дня отмены военного или чрезвычайного положения.

Референдум не назначается, а проведение назначенного референ-дума откладывается в случае введения в отдельных местностях Россий-ской Федерации военного или чрезвычайного положения при обстоя-тельствах и в порядке, предусмотренных Федеральным конституционным законом. Референдум, инициатива проведения которого была выдвинута в установленном Федеральным конституционным законом порядке, назначается, а референдум, проведение которого было отложено, проводится по истечении трех месяцев со дня отмены военного или чрезвычайного положения.

Инициатива проведения референдума принадлежит:

1) не менее чем двум миллионам граждан Российской Федерации, имеющим право на участие в референдуме, -- при условии, что на тер-ритории одного субъекта Федерации или в совокупности за пределами территории Российской Федерации находится место жительства не бо-лее 50 тыс. из них;

2) Конституционному Собранию -- в случае, предусмотренном ч. 3 ст. 135 Конституции РФ;

3) федеральным органам государственной власти -- в случаях, пре-дусмотренных международным договором Российской Федерации и Федеральным конституционным законом.

Инициатива проведения референдума, принадлежащая гражданам Российской Федерации, не может быть выдвинута в период избира-тельной кампании, проводимой одновременно на всей территории Российской Федерации на основании решения уполномоченного феде-рального органа, а также в случае, если проведение референдума прихо-дится на последний год полномочий Президента РФ, Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации.

При принятии Конституционным Собранием решения о вынесе-нии на всенародное голосование проекта новой Конституции РФ, на-значение, подготовка и проведение всенародного голосования осуще-ствляются в порядке, установленном федеральным конституционным законом, принимаемым в соответствии со ст. 135 Конституции РФ.

Инициатива проведения референдума принадлежит:

1) не менее чем двум миллионам граждан Российской Федерации, имеющим право на участие в референдуме, -- при условии, что на тер-ритории одного субъекта Федерации или в совокупности за пределами территории Российской Федерации находится место жительства не бо-лее 50 тыс. из них;

2) Конституционному Собранию -- в случае, предусмотренном ч. 3 ст. 135 Конституции РФ;

3) федеральным органам государственной власти -- в случаях, пре-дусмотренных международным договором Российской Федерации и Федеральным конституционным законом.

Помимо всероссийских референдумов могут проводиться респуб-ликанские (республик в составе Федерации), региональные и местные референдумы по наиболее важным вопросам жизни республики, регио-на и т. д.

Под выборами понимается участие граждан в осуществлении власти народа посредством выделения из своей среды путем голосования представителей для выполнения в государственных органах или орга-нах местного самоуправления принадлежащих им функций по осуще-ствлению власти в соответствии с волей и интересами граждан, выра-женными на выборах Е.И. Козлова, О.Е. Кутафин «Конституционное право России» М.,2007.С.113..

Главное в выборах -- то, что они являются формой осуществления гражданами принадлежащей им власти и осуществляют прямое волеизъявление, выдвигают из своей сре-ды представителей для осуществления народовластия.

Этому в полной мере соответствует правило, согласно которому право на участие в управлении государством, прежде всего активное и пассивное избирательное право, предоставляется гражданам кон-кретного государства, т. е. лицам, обладающим гражданством. Избира-тельное право -- это право гражданина, а не просто человека.

Выборы государственных органов и органов местного самоуправле-ния, предусмотренные Конституцией РФ, являются свободными и проводятся на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

2). Одним из основополагающих принципов демократической органи-зации государства, важнейшей предпосылкой верховенства права и обес-печения свободного развития человека является принцип разделения вла-стей.

В своем классическом виде теория разделения властей была сфор-мулирована английским философом Д. Локком (1631--1704) и фран-цузским просветителем Ш. Монтескье (1689--1755). Её смысл заключается в том, что для обеспечения свободы граждан различные функ-ции государственной власти -- законодательная, исполнительная и судебная -- должны осуществляться различными органами, незави-симыми друг от друга и сдерживающими друг друга.

Однако для обеспечения свободы, согласно этой теории, недоста-точно одного лишь распределения власти между несколькими органа-ми. Нужно, чтобы они находились во взаимном равнове-сии и ни один из органов не мог получить преобладание над другими, чтобы каждый из них был гарантирован от посягательств на его самостоятельность другого органа.

В результате различные власти не подчинены друг другу, однако находятся в тесной связи между собой и во взаимодействии. Ни одна из них ничего не может сделать без других, и при несогласии между ними вся государственная деятель-ность должна остановиться. Но поскольку остановиться она не может, то «силою вещей, -- считал Ш. Монтескье, -- власти будут принуждены действовать и необходимость заставляет их действовать в согласии друг с другом». Результатом этого и явится их взаимное сдерживание, обес-печивающее свободу.

Теория разделения властей привилась конституциями многих стран, хотя формы ее реализации весьма разнообразны. Наиболее полно в своей изначальной трактовке тео-рия разделения властей реализована в Конституции США 1787 г., в ко-торой прослеживается влияние как создателей этой теории, так и бри-танских конституционных идей начала XVIII в.

В Российской Федерации принцип разделения властей впервые был провозглашен в Декларации о государственном суверенитете РСФСР (июнь 1990 г.), в которой разделение власти на законодатель-ную, исполнительную и судебную объявлялось «важнейшим принци-пом функционирования РСФСР как правового государства». В апреле 1992 г. этот принцип был внесен в Конституцию в качестве одной из не-зыблемых основ конституционного строя России.

Разделение властей -- один из основных принципов действующей Конституции РФ. В ст. 10 предусмотрено, что государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на за-конодательную, исполнительную и судебную, органы которых само-стоятельны. Конституция РФ 12 декабря 1993 г. ст. 10. Они не вправе выходить за пределы полномочий, установ-ленных для них Конституцией РФ и законом.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.