на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Основы конституционного строя РФ
p align="left">Таким образом, согласно Конституции разделение властей означает не только рассредоточение, распределение, демонополизацию власти, но и действительное, реальное взаимное ее уравновешивание, при ко-тором ни одна из трех властей не может ущемить или подчинить себе другие и вынуждена действовать в условиях взаимопонимания и взаи-мосотрудничества. Е.И. Козлова, О.Е. Кутафин «Конституционное право России» М.,2007.С 115.

3). Демократия в Российской Федерации осуществляется на основе принципа политического многообразия.

Принцип плюрализма представляет собой совокупность социальных объединенных групп людей, образуемых по различным основаниям - возраст, профессия, место жительства, круг интересов. Каждый человек обладает частичкой государственной власти, участвует в управлении государством через политические организации, которые оказывают давление на органы государства и направляют государственную политику в рамках Конституции. А.Н. Головистикова, Ю.А. Дмитриев «Теория государства и права » М.,2005. С 44.

Политический плюрализм способствует повышению эффективно-сти народовластия, вовлечению в политическую деятельность широких слоев населения, легализует конституционную политическую оппози-цию, создает условия для преодоления апатии народа порожденных годами тоталитаризма.

Одно из наиболее важных мест в основе полити-ческого плюрализма занимают политические партии, Партии являются важнейшим эле-ментом политической системы любого демократического государства. Без них сегодня практически невозможно само осуществление государ-ственной власти. В Российской Федерации общественные отношения, возникающие в связи с реализацией гражданами права на объединение в политические партии регулируются Феде-ральным законом от 11 июля 2001 г. «О политических партиях» (с изме-нениями и дополнениями).

Согласно этому Закону «политическая партия -- это общест-венное объединение, созданное в целях участия граждан Российской Феде-рации в политической жизни общества посредством формирования и выражения их политической воли, участия в общественных и политических акциях, в выборах и референдумах, а также в целях представления инте-ресов граждан в органах государственной власти и органах местного само-управления» СЗ РФ. 2001. № 29. Ст. 2950.

4). Демократизм Российской Федерации означает наличие в ней мест-ного самоуправления. «В Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление». Конституция РФ 12 декабря 1993 г. ст.12.

Местное самоуправление связано с демократией, так как в основе демократии как формы государства и способа правления лежит идея политической свободы, в соответствии с которой принцип самоопределения и самоуправления распространяется не только на отдельного человека или на весь народ, но и на другие сообщества граждан.

«В современных условиях в РФ по местным самоуправлением понимается право и способность населения разных территориальных единиц управлять в рамках закона под свою ответственность и в собственных интересах значительной частью общественных дел». Е.И. Козлова, О.Е. Кутафин «Конституционное право России» М.,2007.С. 118

Человек, его права и свободы как высшая ценность.

Конституция РФ рассматривает человека, его права и свободы, как высшую ценность. Конституция РФ 12 декабря 1993 г. ст.2.

Установленные Конституцией положения, свя-занные с отношением государства к человеку, служат предпосылкой решения всех конкретных проблем правового регулирования статуса человека и гражданина в Российской Федерации. Следовательно, признание человека, его прав и свобод высшей ценностью является фундаментальной нормой конституционного строя Российской Феде-рации, образующей основу не только конституционно организованно-го общества, но и правовой защиты этого общества от по-пыток подавления личности, ущемления ее прав, игнорирования инди-видуальных интересов и потребностей людей.

Принцип признания человека, его прав и свобод высшей ценно-стью должен оказывать определяющее влияние не только на содержа-ние основных прав и свобод человека и гражданина, но и на всю дея-тельность демократического государства, на его компетенцию и потен-циальные возможности. Государство в условиях действия этого принципа не вправе в своей деятельности выходить за устанавливаемые им границы взаимоотношений с человеком.

Правовое государство

В соответствии с Конституцией Российская Федерация явля-ется правовым государством. Конституция РФ 12 декабря 1993 г. ст.1.

Идея правового государства имеет многовековую историю. Она уходит корнями в античное общество. Философская основа теории правового государства была сформулирована немецким философом И. Кантом (1724-1804).

«Сущность идеи правового государства -- его последовательный демо-кратизм, утверждение суверенитета народа как источника власти, под-чинение государства обществу. Правовым является такое государство, которое признает в качестве своих непременных особенностей и инсти-тутов разделение властей, независимость суда, законность управления, правовую защиту граждан от нарушения их прав государственной вла-стью и возмещение ущерба, нанесенного им публичным учреждением. Главное в идее правового государства -- связанность государства пра-вом, гарантирующая предсказуемость и надежность действий государ-ства, подчинение государства праву, защиту граждан от возможного произвола государства и его органов». Е.И. Козлова, О.Е. Кутафин «Конституционное право России» М.,2007.С.122.

Правовое государство характеризуется прежде всего тем, что оно само ограничивает себя действующими в нем законами и нормами, ко-торым обязаны подчиняться все без исключения государственные орга-ны, должностные лица, общественные объединения и граждане. Его важнейшим принципом является верховенство права.

Верховенство закона означает утверждение его господ-ства, т. е. такого положения закона, когда выраженные в нем начала и устои общества оставались бы непоколебимыми, а все субъекты об-щественной жизни без всякого исключения подчинялись бы его нор-мам. «Органы государственной власти, органы местного самоуправле-ния, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблю-дать Конституцию Российской Федерации и законы» Конституция РФ 12 декабря 1993 г. ст 15.

Федеративное государство

Территория каждого государства делится на части, которые определяют его внутреннюю структуру, территориальное устройство. В рамках тер-риториального устройства государства складываются система террито-риальных единиц, на которые делится государство, система государст-венных связей между государством в целом и его территориальными единицами, характер которых зависит от правового статуса как государ-ства в целом, так и каждой из его территориальных единиц.

Такое устройство территории государства принято назы-вать государственным устройством. Можно сказать, что государственное устройство -- это территориальная организация госу-дарства, характеризующаяся определенной формой правовых отношений между государством в целом и его частями, связанной с их правовым ста-тусом.

Федерация -- это объединение двух или нескольких государств в одно новое государство. Таким образом, федеративное государство представ-ляет собой сложное государство, в состав которого входят другие госу-дарства.

Российский федерализм обеспечивает суверенитет наций, прожи-вающих на территории Российской. Федерации. Суверенитет нации оз-начает ее верховенство и независимость в решении вопросов своей внут-ренней жизни и взаимоотношений с другими нациями, ее свободное воле-изъявление в избрании формы своей национальной государственности. Так же одна из гарантий государственной целостности РФ - это единство государственной власти. Одновременно это единство выступает в качестве одного из важнейших проявлений суверенитета Российской Федерации.

Территориальная автономия в Российской Федерации -- это само-стоятельное осуществление государственной власти находящимися в ее составе национально-государственными образованиями в пределах компе-тенции, устанавливаемой федеральными органами государственной вла-сти при участии соответствующей автономной единицы.

Равноправие субъектов Российский Федерации во взаимоотноше-ниях с федеральными органами государственной власти означает, что все субъекты Федерации обладают одинаковыми правами в своих взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти, что в составе Федерации не может быть субъектов, имеющих в данных взаимоотношениях какие-либо преимущества по сравнению с другими составляющими ее субъектами. В этом смысле все субъекты, находящиеся в составе Российской Федерации, равноправны.

Суверенное государство.

Суверенитет государства -- это свойство государства самостоятель-но и независимо от власти других государств осуществлять свои функции на своей территории и за ее пределами, в международном обще-нии. Е.И. Козлова, О.Е. Кутафин «Конституционное право России» М.,2007.С 145.

Суверенитет государства проявляется в верховенстве государствен-ной власти, в ее единстве и независимости. В буквальном смысле слово «суверенитет», происходящее от латинского слова supraneitas (от supra-- выше), означает то свойство власти, в силу которого она является высшей, т. е. ее верховенство.

Верховенство государственной власти выражается в том, что она оп-ределяет весь строй правовых отношений в государстве, устанавливает общий правопорядок, правоспособность, права и обязанности государ-ственных органов, общественных объединений, должностных лиц и граждан.

Единство государственной власти выражается в наличии единого органа или системы органов, составляющих в совокупности высшую государственную власть.

Важным свойством суверенной государственной власти является ее независимость. Независимость государственной власти означает само-стоятельность государства в отношениях с другими государствами.

Защита Российской Федерации и ее суверенитета осуществляется в различных формах: это и в военной -- Вооруженными Сила-ми РФ, они защищают ее государственные интересы и территори-альную целостность; дипломатической -- Президентом и Правительст-вом России, а также защищается государственными органами, которые руководят различными отраслями управления. Одна из важных ролей в охране государст-венного суверенитета возложена на правоохранительные органы. Одно из значимых средств защиты государственного суверенитета Рос-сийской Федерации -- законодательная и другая нормотворческая дея-тельность ее государственных органов.

Республиканская форма правления

Являясь суверенным государством, Российская Федерация само-стоятельно устанавливает форму правления, которая и определяет организацию органов государственной власти и порядок их деятельности.

В Конституции РФ установлено что «Российская Федерация - есть… правовое государство с республиканской формой правления» Конституция РФ 12 декабря 1993 г. п.1.,ст. 1.. Ее главным признаком является выборность и сменяемость главы государства. Эта республиканская форма правления отличается от монархии, которой присуще наследование статуса главы государства.

«Конституция РФ закрепила следующие признаки республиканской формы правления: отказ от какого-либо независимого и длительного обладания государственной властью; ориентация государственного строя РФ на разум и опыт, а не на достижение идеальных целей, приводящих обычно к тоталитаризму; создание государственных органов на основе согласования интересов управления государством с нерушимостью гражданских свобод; формирование государственных органов путём свободных выборов и на ограниченный срок» Е.И. Козлова, О.Е. Кутафин «Конституционное право России» М.,2007.С.152..

В настоящее время в Российской Федерации имеет место, как её иногда называют в юридической литературе «полупрезидентскую» республиканскую форму правления. Это связано с тем, что, во-первых, Президент избирается всеобщим голосованием(в этом отличие её от парламентской формы), во-вторых, он располагает собственными прерогативами, позволяющими ему действовать независимо от Правительства и министры, образующие Правительство, в определённой степени ответственное перед парламентом (в этом отличие от президентской формы). Именно названные выше признаки и характеризуют Российскую Федерацию как «полупрезидентскую» республику.

2. Экономическая и социальная основы конституционного строя Российской Федерации.

1.1 Экономическая основа.

Экономической основой конституционного строя Российской Федерации является находящееся в стадии становления социальное рыночное хозяйство, в рамках которого производство и распределение товаров и благ осуществляется в основном посредством рыночных отношений. Субъектами таких отношений являются частные субъекты хозяйствования, которые конкурируют между собой. Российская Федерация поддерживает конкуренцию, а также предотвращает монополию и осуществляет соответствующий контроль.

«В Российской Федерации гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности». Конституция РФ 12 декабря 1993 г. п.1.,ст. 8.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.