на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Основы конституционного строя РФ
p align="left">В Российской Федерации действует Закон от 22 марта 1991 г. «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках». ВСНД РСФСР и ВС РСФСР. 1991. № 16. Ст 499. Этот закон определяет организационные и правовые основы предупреждения и пресечения монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции на товарных рынках РФ.

Для экономической системы Российской Федерации характерно многообразие форм собственности. Регулирование отношений собст-венности осуществляется посредством различных правовых норм, главное место среди которых принадлежит конституционным нор-мам -- основе всего правового регулирования отношений собственно-сти.

Конституционное регулирование отношений собственности имеет свою специфику. Она выражается в том, что главной задачей является юридическое закрепление форм собственности, признаваемых госу-дарством.

Конституция РФ исходит из того, что экономической системе России присущи различные формы собственности: «В Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная и иные формы собственности» Конституция РФ 12 декабря 1993 г. п.2.,ст. 8..

Так же в Конституции установлено, что «земля и другие при-родные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муници-пальной и иных формах собственности. Они используются и охраняют-ся в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории» Конституция РФ 12 декабря 1993 г. ст. 9.

В Конституции предусмотрено что «граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю. Владение, пользова-ние и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуще-ствляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц.

Условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона». Конституция РФ 12 декабря 1993 г. ст. 36.

Конституция РФ установила (ст. 35), что в России «Каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как едино-лично, так и совместно с другими лицами. Никто не мо-жет быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Прину-дительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценно-го возмещения». Конституция РФ 12 декабря 1993 г. ст. 35.

В России отношения собственности, не предусмотренные Консти-туцией, регулируются Гражданским кодексом и иными федеральными законодательными актами, а также законодательными актами респуб-лик в составе Российской Федерации, краев, областей, городов феде-рального значения, автономной области и автономных округов, издан-ными в пределах их полномочий.

1.2 Социальное государство.

Согласно ч. 1 ст. 7 Конституции Российская Федерация является социальным государством. Главная задача социального государства -- дос-тижение такого общественного развития, которое основывается на за-крепленных правом принципах социальной справедливости, всеобщей соли-дарности и взаимной ответственности. Социальное государство при-звано помогать слабым, влиять на распределение экономических благ исходя из принципа справедливости, чтобы обеспечить каждому дос-тойное человека существование.

Следует отметить, что в условиях демократии социальное государ-ство предоставляет широкий простор любым общественным силам, ко-торые желают оказывать помощь социально необеспеченным. Напри-мер, в Конституции РФ указывается, что в стране поощряются «создание дополнительных форм социального обеспечения и благотво-рительность» Конституция РФ 12 декабря 1993 г. п.3 ст. 39..

Главной задачей социальной политики Российской Федерации являются достижение благосостояния человека и общества, обеспечение равных и справедливых возможностей для развития личности. Эта задача социальной политики Российского государства должна решаться в тесном единстве с его экономической политикой Е.И. Козлова, О.Е. Кутафин «Конституционное право России» М.,2007.С.159..

Главная задача социального развития российского общества определяет основные направления социальной политики, реализация которых на практике приведет к созданию важнейших элементов социального государства в Российской Федерации. В их число входят: охрана труда и здоровья людей; установление гарантированного минимального размера оплаты труда; обеспечение государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан; развитие системы социального обслуживания; установление государственных пенсий, пособий и иных гарантий социальной защиты:

1. Охрана труда и здоровья людей. Труд -- основа жизни любого об-щества и в любом государстве, решающая сфера применения человеческих сил и способно-стей. В демократическом обществе труд не может быть прину-дительным. Гражданин сам вправе распоряжается своими способностями к труду самостоятельно или на основе заключённого им договора.

2. Установление гарантированного минимального размера оплаты труда. Одной из характерных черт социального государства является его ответственность за предоставление каждому гражданину достойно-го человека прожиточного минимума Федеральный закон от 24 октября 1997 г. «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями) // СЗ РФ. 1997. № 33. Ст. 4904.

. Социальное государство должно руководствоваться прежде всего тем, что каждый взрослый и трудоспособный гражданин должен иметь возможность зарабатывать на себя и на содержание своей семьи. Ответственность государства за предоставление гражданину прожи-точного минимума может наступать лишь в том случае, когда он, работая, не может себя обеспечить.

Одним из средств удовлетворения этой потребности является уста-новление гарантированного минимального размера оплаты труда. Та-кой размер зависит от многих факторов. Прежде всего он зависит от экономиче-ских возможностей общества в данный период, и не всегда соответству-ет той цели, для достижения которой он установлен.

3. Обеспечение государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан. В Российской Феде-рации семья, материнство, отцовство, детство находятся под защитой общества и государства.

Исходя из того, что демократическое государство призвано защи-щать гражданские права людей, отношения между которыми могут основываться только на добровольности и равноправии, включая равно-правие женщины и мужчины. В Российской Федерации брак основыва-ется на добровольном согласии и равноправии супругов. Так же в Российской Федерации на родителях лежит обязанность содержать и воспитывать своих детей до совершеннолетия. Государство должно проявлять заботу об инвалидах и пожилых гра-жданах.

4. Развитие системы социального обслуживания. Согласно Феде-ральному закону от 10 декабря 1995 г. «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями). СЗ РФ. 1995. № 50. Ст. 4872; 2002. № 28. Ст. 2791; № 30. Ст. 3032; 2003. № 2. Ст. 167; 2004. № 35. Ст. 3607.

Социальным обслуживание является деятельность социальных служб по социальной поддержке, оказанию со-циально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, проведению соци-альной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации.

5. Установление государственных пенсий, пособий и иных гарантий социальной защиты. Развитие государственной системы социального обеспечения является важной социальной гарантией реализации кон-ституционного права граждан Российской Федерации на материальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кор-мильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных зако-ном. Государство в законодательном порядке определяет систему госу-дарственных пенсий и социальных пособий.

Российская Федерация ставит перед собой цель построения соци-ального государства. Но в настоящее время она находится только в са-мом начале пути к достижению этой цели.

3. Духовные основы конституционного строя Российской Федерации.

1.1 Идеологическое многообразие.

Идеология является сложным духовным образованием. Она включа-ет в себя определенную теоретическую основу, которая представляет собой систему политических, правовых, религиозных, философских взгля-дов на социальную действительность, общество и отношения людей меж-ду собой, а также вытекающие из этой системы программы действий и механизмы распространения идеологических установок среди населения. Е.И. Козлова, О.Е. Кутафин «Конституционное право России» М.,2007.С.166.

Действующая Конституция РФ закрепляет принцип идеологиче-ского многообразия как одну из основ конституционного строя страны. Этот принцип прежде всего не допускает возможность существования в России государственной или обязательной идеологии. «Никакая идеология не может уста-навливаться в качестве государственной или обязательной» Конституция РФ 12 декабря 1993 г. п.2 ст. 13.. Таким образом в Российской Федерации должно быть обеспечено идеологическое многообразие, признанное государством.

Идеологическое многообразие предполагает свободное существование в обществе различных политических и иных взглядов, школ, идей. Идеологическое многообразие является закономерным следствием та-ких конституционных прав и свобод человека и гражданина, как свобо-да мысли и слова, свобода совести и др. Наиболее важные гарантии данного рассматриваемого принципа является отмена цензуры, свобо-да информации, издательской деятельности, преподавания, реализация принципа политического многообразия и т. д.

Установление в Конституции принципа идеологического многооб-разия является одним из важнейших демократических завоеваний на-родов России. Многообразие в сфере идеологии позволяет каждому человеку, а так же группам людей, их объединениям свободно развивать свои на-учные теории и воззрения, распространять и защищать их с помощью всех допускаемых Конституцией средств, активно способствовать их осуществлению путем разработки программных документов, законо-проектов и т. д.

Отсутствие государственной или обязательной идеологии не озна-чает, что органы государственной власти действуют независимо от ка-ких-либо идеологических взглядов и находятся вне идеологической борьбы в обществе. Именно возможность с помощью госу-дарственного аппарата проводить идеологические воззрения в жизнь обусловливает активную борьбу социальных групп населения и полити-ческих партий за выдвижение своих сторонников в различные органы государственной власти и органы местного самоуправления, прежде всего путем активного участия в избирательных кампаниях.

1.2 Светское государство.

Статья 14 Конституции РФ указывается, что Российская Федерация является светским государством.

Светским считается такое государство, в котором не существует официальной, государственной религии и ни одно из вероучений не призна-ется обязательным или предпочтительным. В таком государстве рели-гия, а так же ее каноны и догматы, дейст-вующие в ней, не вправе оказывать влияния на государственный строй, на деятельность государственных органов и их должностных лиц, на систему государственного образования и другие сферы деятельности государства. «Светский характер государства обеспечивается, как прави-ло, отделением церкви (религиозных объединений) от государства и светским характером государственного образования (отделением школы от церкви). Такая форма взаимоотношений государства и церк-ви с той или иной степенью последовательности установлена в ряде стран (США, Франция, Польша и др.)». Е.И. Козлова, О.Е. Кутафин «Конституционное право России» М.,2007.С.169.

Как светское государство, Российская Федерация характеризуется тем, что в ней религиозные объединения отделены от государства и ни-какая религия «не может устанавли-ваться в качестве государственной или обязательной». Конституция РФ 12 декабря 1993 г. п.2 ст. 13. Содержание это-го положения раскрывает ст. 4 Федерального закона от 26 сентября 1997 г. «О свободе совести и о религиозных объединениях» СЗ РФ. 1997. № 39. Ст. 4465. (с измене-ниями и дополнениями), где сказано, что религиозные объединения равны перед законом.

Отделение религиозных объединений от государства означает, что государство не вмешивается в определение гражданином своего отно-шения к религии и религиозной принадлежности, в воспитание детей родителями или лицами, их заменяющими, в соответствии со своими убеждениями и с учетом права ребенка на свободу совести и свободу ве-роисповедания. Государство не возлагает на религиозные объединения выполнение функций государственных органов, государственных учреждений и органов местного са-моуправления; не вмешивается в деятельность данных религиозных объедине-ний, если эта деятельность не противоречит законодательству; обеспечивает свет-ский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях. Так же деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления не может сопровождаться публичными религиозными обрядами и церемониями. Должностные лица органов государственной власти, других государственных органов и органов местного самоуправления, в том числе военнослужащие не впра-ве использовать свое служебное положение для формирования того или иного отношения к религии.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.