на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Особенности формирования психологической готовности сотрудников ОВД к выполнению служебных задач
p align="left">Термин «эмоция» обозначает конкретную, относительно элементарную форму переживания чувств.

Особенностями эмоций является их непосредственная связь с потребностями. Пока потребность человека не удовлетворена, не может быть достигнуто гомеостатаческое равновесие - соот-ветствие между потребностями и действительностью.

В процессе развития человека сложились системы поло-жительных и отрицательных эмоций.

Положительные эмоции: удовлетворение, радость, вос-торг, ликование, гордость, восхищение, самодовольство, уверен-ность, удовлетворенность собой, уважение, доверие, симпатия, нежность, любовь, благодарность, спокойная совесть, облегче-ние, безопасность, злорадство и др.

Отрицательные эмоции: горе (скорбь), неудовольствие, тоска, печаль, скука, отчаяние, огорчение, тревога, испуг, страх, ужас, жалость, сострадание, разочарование, обида, гнев, презре-ние, негодование, неприязнь, зависть, ненависть, злость, рев-ность, сомнение, растерянность, смущение, стыд, раскаяние, угрызение совести, отвращение и т. д.

Как видно, разделение эмоций на положительные и отри-цательные проведено исключительно по принципу удовольствия и неудовольствия Положительные эмоции, воздействуют на нерв-ную систему, содействуют оздоровлению организма, а отрица-тельные - его разрушению, ведут к различным заболеваниям.

В жизни человека названные выше эмоции создают у лич-ности различные формы эмоциональных состояний настроение, страсть и аффект.

Настроение - это самое распространенное эмоциональ-ное состояние, характеризующееся слабой интенсивностью, зна-чительной длительностью, неясностью и «безотчетностью» пе-реживаний. Юрист-практик должен уметь управлять своим настроением и, если нужно, создавать определенное настроение у объекта воздействия. Для этого ему надо знать причины и об-стоятельства, которые вызывают настроение. Они складываются в четыре группы:

1) органические процессы (болезнь, утомление создают пониженное настроение, здоровье, полноценный сон, физическая активность поднимают настроение);

2) внешняя среда (грязь, шум, спертый воздух, раздражаю-щие звуки, неприятная окраска помещения ухудшают настроение, чистота, умеренная тишина, свежий воздух, приятная музыка, соответствующая окраска помещения улучшают настроение);

3) взаимоотношения между людьми (приветливость, дове-рие и такт со стороны окружающих делают человека бодрым и жизнерадостным, грубость, безразличие, недоверие и бестакт-ность угнетают настроение),

4) мыслительные процессы (образные представления, в которых отражаются положительные эмоции, создают подъем в настроении, образы, связанные с отрицательными эмоциями, угнетают настроение).

Страсть - сильное и глубокое длительное эмоциональное состояние. «Страсть - это энергично стремящаяся к своему предмету сущностная сила человека»11 Никифорова А.С. Эмоции в нашей жизни. - М., 1974, с. 25.. Она активизирует его деятельность, подчиняет себе все его мысли и поступки, мобили-зует его на преодоление трудностей, на достижение поставлен-ных целей страсть к любимому делу позволяет достичь исключи-тельных успехов, страсть к борьбе порождает мужество, бесстрашие. Однако страсть может как формировать личность, так и разрушать ее.

Аффект - эмоциональное переживание, протекающее с большой и резко выраженной интенсивностью. Особенности аф-фекта:

а) бурное внешнее проявление,

б) кратковременность,

в) безотчетность поведения человека во время аффекта,

г) диффузность переживания (аффект захватывает личность це-ликом, ее ум, чувства и волю).

Работник юридического труда должен знать, что в принципе любые эмоции могут в зависимости от обстоятельств усиливаться и доходить до аффекта.

Чувства в отличие от эмоций характеризуются осознан-ностью и предметностью. Выделяют низшие чувства-пережи-вания и высшие чувства-переживания. Различают три группы чувств нравственные, эстетические и интеллектуальные (познавательные).

Нравственные чувства отражают отношение человека к требованиям морали Система нравственных чувств состоит из чувства справедливости, чести, долга, ответственности, патрио-тизма, солидарности. Нравственные чувства тесно связаны с ми-ровоззрением человека, его убеждениями, помыслами, принципами поведения.

Эстетические чувства возникают у людей в результате переживания красоты или безобразия воспринимаемых объектов, будь то явления природы, произведения искусства или люди, а также их поступки и действия. В основе эстетических чувств ле-жит врожденная потребность человека в эстетическом пережива-нии. Постоянно сопровождая человеческую деятельность, эсте-тические чувства становятся активными двигателями поведения людей.

В работе юриста эстетические чувства играют своеобразную роль катализаторов поведения. Большое значение они приобретают для коммуникативной связи, поскольку тот, кто спо-собен откликнуться на эстетические переживания собеседника, как правило, приобретает авторитет и уважение.

Интеллектуальные чувства связаны с познавательной активностью человека. Они возникают в процессе гностической и исследовательской деятельности. Из всего многообразия интел-лектуальных чувств основными считаются чувство ясности или нечеткости мысли, удивления, недоумения, догадки, уверенности в знании, сомнения.

Интеллектуальные чувства являются импульсом усиливаю-щим потребности к познанию и стимулирующим эмоции человека11 Психология / Под ред. А.В. Петровского. - М.,1986, с. 381-383..

Если профессиональная деятельность протекает успешно в эмоциональной сфере у работника юридического труда соз-дается состояние эйфории (повышенная оживленность, разго-ворчивость), с преобладанием положительных эмоций. И, наобо-рот, в случае неудачи у него появляются неуверенность, боязнь, тревога и иногда даже страх. Все это дезорганизует поведение молодого специалиста-юриста. У опытных работников юридиче-ского труда, в совершенстве владеющих своей профессией, тако-го спада, как правило, не происходит.

Воздействие ситуации способно вызвать в организме ин-тенсивное стрессовое состояние, которое может или усилить работоспособность юриста или стать причиной болезни. В этих случаях говорят о эмоциональном стрессе. Чаще всего эмоцио-нальный стресс происходит в результате накопления отрица-тельных эмоций. Стрессу нередко предшествуют неприятные процессы, конфликтные ситуации в семье и на работе, мнитель-ность, необоснованные опасения и тревоги.

Стресс характеризуется наличием трех фаз фазы тревоги, фазы сопротивляемости, фазы истощения. Люди с устойчивой эмоциональной сферой, как правило, преодолевают фазу тревоги и включаются в активную борьбу со стрессовыми факторами берут себя в руки, разумно взвешивают все «за» и «против». Эмоционально неустойчивых людей охватывает тревога, которая затем переходит в страх, и за фазой тревоги сразу наступает фаза истощения.

Устойчивость любого человека, как юридического работни-ка, так и клиента к стрессовым ситуациям может быть обеспечена двумя путями системой его эмоциональной тренировки и тща-тельным обучением, то есть подробнейшим информированием по интересующим клиента фактам, проигрыванием возможных сложных ситуаций и т. д.

В методологическом плане эмоциональная тренировка опирается на принцип психологической науки о связи психики и деятельности психика, как и сознание формируются в деятель-ности. Содержание тренировки базируется на концепции психо-логии о взаимосвязи чувств и физических действий Воспитание эмоциональной сферы человека возможно только через дей-ствие. Применяется и аутогенная тренировка, которая представ-ляет собой процесс самовнушения. Главным орудием тренировки является слово, обращенное к самому себе.

Человек путем систематических и упорных занятий может научиться расслаблять свою мускулатуру. Овладев навыками аутотренинга, работник юридического труда в различных ситуа-циях сможет по своему желанию замедлять дыхание, работу сердца, расширять кровеносные сосуды, вызывать тепло в любой части тела, засыпать где и когда захочет, оставаться хладно-кровным в напряженных ситуациях.

Это объясняется тем, что почти половина клеток головного мозга регулирует двигательный аппарат человека. Поэтому при самовнушении говорящем, например, о расслаблении мускулату-ры эти клетки посылают в мышечную структуру соответствующие импульсы. И, если мускулатура расслабляется, в мозг поступают слабые ответные сигналы, что успокаивающе действует на чело-века. Особенно важно расслабление мышц лица, т. к. они посы-лают в головной мозг гораздо больше импульсов, чем мышцы всего тела. Вот почему, научившись управлять хотя бы мышцами лица, человек может овладеть умениями и навыками воздействия на свою нервную систему.

Юрист-практик, освоивший навыки аутогенной тренировки, приобретает уверенность в своих силах, а это благотворно ска-зывается на его эмоционально-волевой устойчивости, способ-ствует более быстрой адаптации к постоянно меняющейся обстановке и повышает работоспособность.

2. Психологические особенности выполнения

служебных задач сотрудниками ОВД

Юридический труд весьма разнообразен и сложен и имеет в себе ряд черт, которые отличают его от труда большинства других профессий. Пра-воохранительная деятельность большинства юридических профессий про-текает в области общественных отношений и отличается чрезвычайным разнообразием решаемых задач. Каждое новое дело для следователя, судьи, прокурора, адвоката представляет собой новую задачу и чем меньше шабло-на будет допущено этими лицами, тем более вероятен правильный исход в поисках истины.

Следует отметить, что правовое регулирование всей профессиональной деятельности отличает юридический труд от других профессий и постепен-но накладывает свой отпечаток на личность каждого юриста. Вся деятель-ность следователя, прокурора, судьи, адвоката, нотариуса и т.д. при всей ее сложности и разнообразии всегда протекает в рамках правового регулирова-ния. Уже при планировании своей деятельности каждый юрист мысленно производит сопоставление своих будущих действий с нормами действующе-го законодательства, регламентирующими эти действия.

Для большинства юридических профессий характерна высокая эмоцио-нальность труда. При этом в ряде случаев деятельность сопровождается от-рицательными эмоциями, необходимостью их подавлять, а эмоциональная разрядка очень часто бывает отсрочена на сравнительно большой период времени.

Профессиональная юридическая деятельность - в основном, деятель-ность государственная. Государство ставит перед правоохранительными ор-ганами определенные цели и задачи, направленные на ликвидацию пре-ступности в стране. Государство создает специальную систему подготовки, переподготовки и усовершенствования правоохранительных и судебных ор-ганов. Эти требования по мере роста юридической культуры всех членов об-щества повышаются как по отношению ко всей правоохранительной систе-ме, так и каждому ее звену, к каждому ее работнику.

Труд многих юридических профессий (прокурора, судьи, следователя, оперативного работника и других) предполагает наличие у субъекта труда особых властных полномочий, наличия права и обязанности применять власть от имени закона. Наряду с этим правом у большинства перечислен-ных выше лиц развивается профессиональное чувство повышенной ответ-ственности за последствия своих действий.

Основная задача психологии юридического труда - выявление рацио-нальных соотношений между требованиями, которые ей предъявляются профессией. В познании этих закономерностей психология юридического труда опирается на методы, теоретические положения и эксперименталь-ные данные различных наук: общей и дифференциальной психологии, пси-хологии труда, юридической социологии, права и т.д. Системный подход предполагает центральным аспектом исследования процесс деятельности и позволяет дать достаточно точное описание этого процесса с учетом всех участвующих в нем элементов.

Ответственный и сложный труд работников юридических профессий предъявляет к ним повышенные требования. Большинство этих профессий в настоящее время считается престижными, хотя многие молодые люди, выбирая для себя эти профессии, не имеют ясного представления о всей сложности этой деятельности и, главное, они не представляют, какие тре-бования будут предъявляться к ним.

Юридическая деятельность - это деятельность, связанная с нормами права, и отдельные ее виды в самом названии содержат это основное поня-тие: правоприменительная деятельность, правоохранительная деятельность, правозащитная деятельность и т.д. Юридическая деятельность представляет собой требующий большого напряжения, терпения, знаний и высокой от-ветственности труд, основанный на строжайшем соблюдении закона.

Для большинства юридических профессий характерной чертой являет-ся организационная сторона деятельности, имеющая два основных аспекта:

1) организация собственной работы в течение рабочего дня, недели; органи-зация работы по конкретному делу в условиях ненормированного рабочего дня;

2) организация совместной работы с другими должностными лицами, правоохранительными органами и т.д11 Васильев В.Л. Юридическая психология. - М., 1991, с. 137..

В судопроизводстве поиск истины - это творческий процесс, поэтому следователю, прокурору, судье, адвокату всегда необходимы чуткость, вни-мание, человечность, умение проникнуть во внутренний мир человека и т.д.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.