p align="left">Термин «эмоция» обозначает конкретную, относительно элементарную форму переживания чувств. Особенностями эмоций является их непосредственная связь с потребностями. Пока потребность человека не удовлетворена, не может быть достигнуто гомеостатаческое равновесие - соот-ветствие между потребностями и действительностью. В процессе развития человека сложились системы поло-жительных и отрицательных эмоций. Положительные эмоции: удовлетворение, радость, вос-торг, ликование, гордость, восхищение, самодовольство, уверен-ность, удовлетворенность собой, уважение, доверие, симпатия, нежность, любовь, благодарность, спокойная совесть, облегче-ние, безопасность, злорадство и др. Отрицательные эмоции: горе (скорбь), неудовольствие, тоска, печаль, скука, отчаяние, огорчение, тревога, испуг, страх, ужас, жалость, сострадание, разочарование, обида, гнев, презре-ние, негодование, неприязнь, зависть, ненависть, злость, рев-ность, сомнение, растерянность, смущение, стыд, раскаяние, угрызение совести, отвращение и т. д. Как видно, разделение эмоций на положительные и отри-цательные проведено исключительно по принципу удовольствия и неудовольствия Положительные эмоции, воздействуют на нерв-ную систему, содействуют оздоровлению организма, а отрица-тельные - его разрушению, ведут к различным заболеваниям. В жизни человека названные выше эмоции создают у лич-ности различные формы эмоциональных состояний настроение, страсть и аффект. Настроение - это самое распространенное эмоциональ-ное состояние, характеризующееся слабой интенсивностью, зна-чительной длительностью, неясностью и «безотчетностью» пе-реживаний. Юрист-практик должен уметь управлять своим настроением и, если нужно, создавать определенное настроение у объекта воздействия. Для этого ему надо знать причины и об-стоятельства, которые вызывают настроение. Они складываются в четыре группы: 1) органические процессы (болезнь, утомление создают пониженное настроение, здоровье, полноценный сон, физическая активность поднимают настроение); 2) внешняя среда (грязь, шум, спертый воздух, раздражаю-щие звуки, неприятная окраска помещения ухудшают настроение, чистота, умеренная тишина, свежий воздух, приятная музыка, соответствующая окраска помещения улучшают настроение); 3) взаимоотношения между людьми (приветливость, дове-рие и такт со стороны окружающих делают человека бодрым и жизнерадостным, грубость, безразличие, недоверие и бестакт-ность угнетают настроение), 4) мыслительные процессы (образные представления, в которых отражаются положительные эмоции, создают подъем в настроении, образы, связанные с отрицательными эмоциями, угнетают настроение). Страсть - сильное и глубокое длительное эмоциональное состояние. «Страсть - это энергично стремящаяся к своему предмету сущностная сила человека»11 Никифорова А.С. Эмоции в нашей жизни. - М., 1974, с. 25.. Она активизирует его деятельность, подчиняет себе все его мысли и поступки, мобили-зует его на преодоление трудностей, на достижение поставлен-ных целей страсть к любимому делу позволяет достичь исключи-тельных успехов, страсть к борьбе порождает мужество, бесстрашие. Однако страсть может как формировать личность, так и разрушать ее. Аффект - эмоциональное переживание, протекающее с большой и резко выраженной интенсивностью. Особенности аф-фекта: а) бурное внешнее проявление, б) кратковременность, в) безотчетность поведения человека во время аффекта, г) диффузность переживания (аффект захватывает личность це-ликом, ее ум, чувства и волю). Работник юридического труда должен знать, что в принципе любые эмоции могут в зависимости от обстоятельств усиливаться и доходить до аффекта. Чувства в отличие от эмоций характеризуются осознан-ностью и предметностью. Выделяют низшие чувства-пережи-вания и высшие чувства-переживания. Различают три группы чувств нравственные, эстетические и интеллектуальные (познавательные). Нравственные чувства отражают отношение человека к требованиям морали Система нравственных чувств состоит из чувства справедливости, чести, долга, ответственности, патрио-тизма, солидарности. Нравственные чувства тесно связаны с ми-ровоззрением человека, его убеждениями, помыслами, принципами поведения. Эстетические чувства возникают у людей в результате переживания красоты или безобразия воспринимаемых объектов, будь то явления природы, произведения искусства или люди, а также их поступки и действия. В основе эстетических чувств ле-жит врожденная потребность человека в эстетическом пережива-нии. Постоянно сопровождая человеческую деятельность, эсте-тические чувства становятся активными двигателями поведения людей. В работе юриста эстетические чувства играют своеобразную роль катализаторов поведения. Большое значение они приобретают для коммуникативной связи, поскольку тот, кто спо-собен откликнуться на эстетические переживания собеседника, как правило, приобретает авторитет и уважение. Интеллектуальные чувства связаны с познавательной активностью человека. Они возникают в процессе гностической и исследовательской деятельности. Из всего многообразия интел-лектуальных чувств основными считаются чувство ясности или нечеткости мысли, удивления, недоумения, догадки, уверенности в знании, сомнения. Интеллектуальные чувства являются импульсом усиливаю-щим потребности к познанию и стимулирующим эмоции человека11 Психология / Под ред. А.В. Петровского. - М.,1986, с. 381-383.. Если профессиональная деятельность протекает успешно в эмоциональной сфере у работника юридического труда соз-дается состояние эйфории (повышенная оживленность, разго-ворчивость), с преобладанием положительных эмоций. И, наобо-рот, в случае неудачи у него появляются неуверенность, боязнь, тревога и иногда даже страх. Все это дезорганизует поведение молодого специалиста-юриста. У опытных работников юридиче-ского труда, в совершенстве владеющих своей профессией, тако-го спада, как правило, не происходит. Воздействие ситуации способно вызвать в организме ин-тенсивное стрессовое состояние, которое может или усилить работоспособность юриста или стать причиной болезни. В этих случаях говорят о эмоциональном стрессе. Чаще всего эмоцио-нальный стресс происходит в результате накопления отрица-тельных эмоций. Стрессу нередко предшествуют неприятные процессы, конфликтные ситуации в семье и на работе, мнитель-ность, необоснованные опасения и тревоги. Стресс характеризуется наличием трех фаз фазы тревоги, фазы сопротивляемости, фазы истощения. Люди с устойчивой эмоциональной сферой, как правило, преодолевают фазу тревоги и включаются в активную борьбу со стрессовыми факторами берут себя в руки, разумно взвешивают все «за» и «против». Эмоционально неустойчивых людей охватывает тревога, которая затем переходит в страх, и за фазой тревоги сразу наступает фаза истощения. Устойчивость любого человека, как юридического работни-ка, так и клиента к стрессовым ситуациям может быть обеспечена двумя путями системой его эмоциональной тренировки и тща-тельным обучением, то есть подробнейшим информированием по интересующим клиента фактам, проигрыванием возможных сложных ситуаций и т. д. В методологическом плане эмоциональная тренировка опирается на принцип психологической науки о связи психики и деятельности психика, как и сознание формируются в деятель-ности. Содержание тренировки базируется на концепции психо-логии о взаимосвязи чувств и физических действий Воспитание эмоциональной сферы человека возможно только через дей-ствие. Применяется и аутогенная тренировка, которая представ-ляет собой процесс самовнушения. Главным орудием тренировки является слово, обращенное к самому себе. Человек путем систематических и упорных занятий может научиться расслаблять свою мускулатуру. Овладев навыками аутотренинга, работник юридического труда в различных ситуа-циях сможет по своему желанию замедлять дыхание, работу сердца, расширять кровеносные сосуды, вызывать тепло в любой части тела, засыпать где и когда захочет, оставаться хладно-кровным в напряженных ситуациях. Это объясняется тем, что почти половина клеток головного мозга регулирует двигательный аппарат человека. Поэтому при самовнушении говорящем, например, о расслаблении мускулату-ры эти клетки посылают в мышечную структуру соответствующие импульсы. И, если мускулатура расслабляется, в мозг поступают слабые ответные сигналы, что успокаивающе действует на чело-века. Особенно важно расслабление мышц лица, т. к. они посы-лают в головной мозг гораздо больше импульсов, чем мышцы всего тела. Вот почему, научившись управлять хотя бы мышцами лица, человек может овладеть умениями и навыками воздействия на свою нервную систему. Юрист-практик, освоивший навыки аутогенной тренировки, приобретает уверенность в своих силах, а это благотворно ска-зывается на его эмоционально-волевой устойчивости, способ-ствует более быстрой адаптации к постоянно меняющейся обстановке и повышает работоспособность. 2. Психологические особенности выполнения служебных задач сотрудниками ОВД Юридический труд весьма разнообразен и сложен и имеет в себе ряд черт, которые отличают его от труда большинства других профессий. Пра-воохранительная деятельность большинства юридических профессий про-текает в области общественных отношений и отличается чрезвычайным разнообразием решаемых задач. Каждое новое дело для следователя, судьи, прокурора, адвоката представляет собой новую задачу и чем меньше шабло-на будет допущено этими лицами, тем более вероятен правильный исход в поисках истины. Следует отметить, что правовое регулирование всей профессиональной деятельности отличает юридический труд от других профессий и постепен-но накладывает свой отпечаток на личность каждого юриста. Вся деятель-ность следователя, прокурора, судьи, адвоката, нотариуса и т.д. при всей ее сложности и разнообразии всегда протекает в рамках правового регулирова-ния. Уже при планировании своей деятельности каждый юрист мысленно производит сопоставление своих будущих действий с нормами действующе-го законодательства, регламентирующими эти действия. Для большинства юридических профессий характерна высокая эмоцио-нальность труда. При этом в ряде случаев деятельность сопровождается от-рицательными эмоциями, необходимостью их подавлять, а эмоциональная разрядка очень часто бывает отсрочена на сравнительно большой период времени. Профессиональная юридическая деятельность - в основном, деятель-ность государственная. Государство ставит перед правоохранительными ор-ганами определенные цели и задачи, направленные на ликвидацию пре-ступности в стране. Государство создает специальную систему подготовки, переподготовки и усовершенствования правоохранительных и судебных ор-ганов. Эти требования по мере роста юридической культуры всех членов об-щества повышаются как по отношению ко всей правоохранительной систе-ме, так и каждому ее звену, к каждому ее работнику. Труд многих юридических профессий (прокурора, судьи, следователя, оперативного работника и других) предполагает наличие у субъекта труда особых властных полномочий, наличия права и обязанности применять власть от имени закона. Наряду с этим правом у большинства перечислен-ных выше лиц развивается профессиональное чувство повышенной ответ-ственности за последствия своих действий. Основная задача психологии юридического труда - выявление рацио-нальных соотношений между требованиями, которые ей предъявляются профессией. В познании этих закономерностей психология юридического труда опирается на методы, теоретические положения и эксперименталь-ные данные различных наук: общей и дифференциальной психологии, пси-хологии труда, юридической социологии, права и т.д. Системный подход предполагает центральным аспектом исследования процесс деятельности и позволяет дать достаточно точное описание этого процесса с учетом всех участвующих в нем элементов. Ответственный и сложный труд работников юридических профессий предъявляет к ним повышенные требования. Большинство этих профессий в настоящее время считается престижными, хотя многие молодые люди, выбирая для себя эти профессии, не имеют ясного представления о всей сложности этой деятельности и, главное, они не представляют, какие тре-бования будут предъявляться к ним. Юридическая деятельность - это деятельность, связанная с нормами права, и отдельные ее виды в самом названии содержат это основное поня-тие: правоприменительная деятельность, правоохранительная деятельность, правозащитная деятельность и т.д. Юридическая деятельность представляет собой требующий большого напряжения, терпения, знаний и высокой от-ветственности труд, основанный на строжайшем соблюдении закона. Для большинства юридических профессий характерной чертой являет-ся организационная сторона деятельности, имеющая два основных аспекта: 1) организация собственной работы в течение рабочего дня, недели; органи-зация работы по конкретному делу в условиях ненормированного рабочего дня; 2) организация совместной работы с другими должностными лицами, правоохранительными органами и т.д11 Васильев В.Л. Юридическая психология. - М., 1991, с. 137.. В судопроизводстве поиск истины - это творческий процесс, поэтому следователю, прокурору, судье, адвокату всегда необходимы чуткость, вни-мание, человечность, умение проникнуть во внутренний мир человека и т.д.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|