p align="left">Психологический анализ профессиональной юридической деятельности позволяет выделить ряд этапов, через которые происходило движение к ко-нечной цели - установлению истины. В этой деятельности выделяются сле-дующие стороны: познавательная, коммуникативная, организационная, удостоверительная, воспитательная. Психологическое изучение профессий является необходимым условием научной организации труда. Юридическая психология, изучая закономер-ности психической деятельности в следственной, судебной и иной юриди-ческой деятельности, призвана раскрыть психологическое своеобразие этой деятельности, охарактеризовать психологическую сторону профессиональ-ных качеств, необходимых для следователя, судьи, оперативного работника и других работников юридического труда, указать пути их приобретения и совершенствования. Повышение качества труда юриста невозможно без учета индивидуаль-ных особенностей его личности и соответствия личностных качеств объек-тивным требованиям данной профессии. Одним из главных результатов психологического анализа юридической деятельности должно явиться создание юридической профессиограммы, представляющей собой комплексное отражение основных сторон этой дея-тельности, а также качеств личности, которые в ней реализуются. Деятельность каждой юридической специальности в той или иной мере включает в себя следующие стороны: социальную, поисковую, реконструк-тивную, коммуникативную, организационную и удостоверительную. 1. Социальная деятельность. Охватывает политический аспект в дея-тельности следователя, прокурора, оперативного работника, воспитателя исправительного учреждения и т.д. как организаторов борьбы с преступ-ностью на порученном им участке. Включает профилактические мероприя-тия, правовую пропаганду, участие в перевоспитании преступника для воз-вращения его к социальной норме поведения. 2. Поисковая деятельность заключается в собирании исходной инфор-мации, необходимой для решения профессиональных задач. Удельный вес этой деятельности наиболее высок в профессиограммах следователя, опера-тивного работника,судьи. 3. Реконструктивная деятельность. Это текущий и завершающий анализ всей собранной информации по делу и выдвижение на базе ее синтеза, ана-лиза и специальных знаний рабочих версий (гипотез). Планирование рабо-ты есть также результат реконструктивной деятельности. 4. Коммуникативная деятельность заключается в получении необходи-мой информации в процессе общения11 Дулов А.В. Судебная психология. - Минск, 1975, с. 88.. Особенно большой удельный вес эта деятельность имеет при допросах, а также в деятельности адвокатов, оперативных работников, воспитателей исправительных учреждений. 5. Организационная деятельность заключается в волевых действиях по реализации и проверке рабочих версий и планов. Она подразделяется на два аспекта: самоорганизованность и организация людей в коллективном реше-нии профессиональной задачи. 6. Удостоверительная деятельность - приведение всей полученной ин-формации по делу в специальную, законом предусмотренную форму (пос-тановление, протокол, приговор и т.д.). В основе профессиограммы следователя лежит поисковая сторона деятельности, которая ре-ализует стремление к раскрытию преступления и заключается в собирании исходной информации для решения профессиональных задач. Поисковая сторона деятельности следователя имеет особое значение на первом этапе расследования и заключается в вычленении из окружающей среды крими-налистически значимой информации (следов, оставленных преступлением, орудий преступником и т.п.), которая дает следователю возможность с до-стоверностью представить событие преступления с такой степенью точнос-ти как этого требует закон. Язык и речь, т.е. коммуникативная сторона деятельности - главные ин-струменты в следственной работе, которая представляет собой систему сложных взаимоотношений и взаимодействий следователя с участвующими в деле лицами, чтобы получить необходимую для раскрытия преступления информацию от людей путем общения с ними. На допросах нередко реша-ется судьба допрашиваемого, а также судьбы других людей. Победить в этой борьбе следователю помогают специальные научные знания в области пси-хологии и тактики допроса, его профессиональное мастерство. Следователю постоянно приходится испытывать на себе массу посто-ронних влияний, противостоять различным, в том числе и неправомерным воздействиям, противодействию заинтересованных лиц, действовать иногда в неблагоприятной обстановке, в условиях перегрузки и крайнего напряже-ния нервных и физических сил. Поэтому следователь должен уметь органи-зовать свое психическое состояние. Он должен стремиться обладать навы-ками управления своей волевой и эмоциональной сферой. Настойчивость - стержневое качество воли - выражается в постоянной готовности преодолевать препятствия, способности длительное время удерживать в сознании определенную цель, мобилизуя все свои силы для ее достижения. Следователь - организатор расследования, принимает ответственные решения, он добивается их реализации и при этом выступает в качестве ор-ганизатора деятельности многих людей. Практическая работа постоянно требует от него собранности, точности и организованности. Реконструктивная сторона деятельности следователя проявляется в пе-реработке информации и принятии решений. Следователь в настоящее вре-мя должен очень много знать: уголовное право, уголовный процесс, крими-налистику, криминологию и психологию, бухгалтерский учет, судебную баллистику и.д. От следователя требуется разносторонняя образованность, но прежде всего ему необходима общая культура. В структуре профессиограммы следователя имеется еще социальная сто-рена, в которой он предстает как организатор борьбы с преступлениями на своем участке или в своем районе. В борьбе с преступностью его действия на-правляются на выяснение причин, условий и принятия мер к их ликвидации. Работа следователя требует разностороннего развития его внимания. Он должен воспитывать в себе целенаправленное, произвольное внимание. Это связано с интересом к своей работе. При отсутствии же такого интере-са все усилия, направленные на развитие внимания, могут оказаться безре-зультатными. Криминалистическая наблюдательность - при осмотре места происшес-твия - это планомерное, целенаправленное, продуманное восприятие об-становки. Такое восприятие в психологии называется наблюдением. Оно предполагает активную работу всех органов чувств. Чтобы наблюдение бы-ло максимально эффективным, до начала осмотра всегда важно получить общее представление о случившемся. Первоначальная информация неред-ко весьма противоречива и впоследствии может не подтвердиться, однако она, тем не менее, дает возможность следователю наметить план осмотра, приступить к построению мысленной модели случившегося. Психологическая наблюдательность - это необходимая предпосылка предвидения человеческого поведения и управления им в нужных для сле-дователя целях. Она бывает особенно важна при производстве тех след-ственных действий, где источником доказательственной информации вы-ступают люди, и выбор оптимальных тактических приемов целиком обусловлен их психическими особенностями. Психологическая наблюда-тельность необходима следователю и при проведении других мероприятий для правильного взаимодействия с участниками расследуемого дела. На-пример, умении диагностировать психическое состояние обыскиваемого облегчает поиски спрятанных им предметов11 Ратинов А.Р. Судебная психология для следователей. - М., 1867, с. 92.. При анализе различных уровней оперативно-розыскной и следственной деятельности, образующих их структуру, особенно выделяется коммуника-тивная сторона. Исследование ее структуры, познание психологических за-кономерностей общения в особых условиях уголовно-процессуального ре-гулирования дает возможность разработать рекомендации, направленные на повышение эффективности труда следователя на этом уровне. Коммуни-кативный аспект в деятельности следователя является одним из доминиру-ющих, так как он, пожалуй, в первую очередь, должен иметь незаурядные способности собеседника, который ведет беседу в особо трудных, порой, экстремальных условиях. В соответствии с нормами уголовно-процессуального закона следова-тель наделен правом давать поручения, обязательные для исполнения орга-нами дознания; следователь определяет потребность во взаимодействии, цели и направления расследования преступления. Часто следователю при-ходится выступать как руководителю коллективов, осуществляющих дейст-вия в трудных, а иногда экстремальных условиях: обыск и задержание не-скольких лиц, осмотр сложного транспортного происшествия (крушение поезда), осмотр места пожара и т.д. Для следственной работы необходимы следующие организационные ка-чества: 1. Самоорганизованность, энергичность, настойчивость, обеспечиваю- . щие целенаправленное расследование уголовного дела, систематическую работу по нему. 2. Ответственность, требовательность, находчивость, умение хранить тайну при руководстве коллективами людей в ходе расследования уголовно-го дела. 3. Выдержка, самокритичность, дисциплинированность, чувство со-бственного достоинства в отношениях с коллегами и руководством. Личность следователя, как видно из изложенного выше, отличается многогранностью и сложностью. Она складывается и формируется в основ-ном в результате взаимодействия многих факторов, но главным и определя-ющим является личность человека, который избрал профессию следователя в качестве одной из главных своих жизненных целей. Огромное значение в формировании личности следователя имеет учебная подготовка и профес-сиональная деятельность, которые предъявляют сложный комплекс требо-ваний к его личностным качествам и профессиональным навыкам, разви-тию и закреплению их в структуре личности. Профессия судьи исключительно сложна, многообразна и реализует значительное количество специальных качеств и навыков личности, кото-рые, будучи приведены в систему, органически входят в структуру личнос-ти судьи и определяют его творческий потенциал и индивидуальный стиль деятельности. Профессиональная деятельность судьи детально четко регламентирова-на законом. Судья наделен властными полномочиями, применяет власть от имени государства, а это развивает профессиональное чувство повышенной ответственности за последствия своих действий. Вырабатывается это на ос-нове высоких моральных качеств, правосознания, в результате постоянного понимания ответственности и важности своей деятельности перед общест-вом и государством. В своей деятельности судья обязан руководствоваться наряду с Консти-туцией и другими законодательными актами, действующими на территории Российской Федерации, общепринятыми нормами нравственности, прави-лами поведения, способствовать утверждению в обществе уверенности в справедливости, беспристрастности и независимости суда. Он должен избе-гать всего, что могло бы умалить авторитет судебной власти. Судья не дол-жен причинять ущерб престижу своей профессии в угоду личным интересам или интересам других лиц. Постоянная ответственность судьи перед обществом предельно стиму-лирует его познавательные способности, анализ всей получаемой информа-ции, требует от него четкости и ясности в принятии решений. «Судьей до-лжен быть человек, который своим личным поведением, своим отношением к работе заслужил доверие и авторитет, человек, который имеет большой общественно-политический опыт, умеет разбираться в людях и еще должен быть культурный человек». В практической деятельности судьи оказывают влияние на следующие аспекты общественного мнения: формируют у граждан правосознание; уголовные процессы создают социально-психологическую атмосферу неотвратимости наказания; при высокой культуре судебных процессов создают непосредственно вокруг преступников и их пособников атмосферу морального осуждения; судебные процессы стимулируют общественное мнение к выявлению причин и условий, способствовавших совершению преступления. Поведение, облик судьи должны быть такими, чтобы он сразу внушал к себе уважение, чтобы у всех присутствующих создавалось убеждение в его правоте, способности, умении решать сложные дела, решать судьбы людей. В умении проявлять эти качества заключается одна из основных специфи-ческих особенностей коммуникативных свойств личности судьи. Главное в коммуникативных свойствах личности судьи - не стремление быть приятным в общении, а умение своим видом показать способность, желание досконально разобраться во всех обстоятельствах данного дела. Именно это внушает уважение к судье и к правосудию в целом, является стимулом для всех участников процесса тщательно и подробно излагать факты, свою оценку, свое понимание тех или иных фактов. В коммуника-тивных качествах судьи должны отсутствовать повышенная жестикуляция, раздражительность, грубость, насмешка, излишняя назидательность. Судья обязательно должен обладать такими качествами, как тактичность, вежли-вость, сдержанность в манерах поведения, эмоциях и речи. Особенность деятельности судьи заключается и в том, что он не может и не должен навязывать свое мнение как другим судьям, так и всем иным участникам процесса. Это чувство вырабатывается на основании глубокого убеждения судьи в том, что только свободно выраженное мнение каждого участника процесса дает возможность в конечном итоге правильно познать истину, принять правильное решение.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|