на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Особенности формирования психологической готовности сотрудников ОВД к выполнению служебных задач
p align="left">Психологический анализ профессиональной юридической деятельности позволяет выделить ряд этапов, через которые происходило движение к ко-нечной цели - установлению истины. В этой деятельности выделяются сле-дующие стороны: познавательная, коммуникативная, организационная, удостоверительная, воспитательная.

Психологическое изучение профессий является необходимым условием научной организации труда. Юридическая психология, изучая закономер-ности психической деятельности в следственной, судебной и иной юриди-ческой деятельности, призвана раскрыть психологическое своеобразие этой деятельности, охарактеризовать психологическую сторону профессиональ-ных качеств, необходимых для следователя, судьи, оперативного работника и других работников юридического труда, указать пути их приобретения и совершенствования.

Повышение качества труда юриста невозможно без учета индивидуаль-ных особенностей его личности и соответствия личностных качеств объек-тивным требованиям данной профессии.

Одним из главных результатов психологического анализа юридической деятельности должно явиться создание юридической профессиограммы, представляющей собой комплексное отражение основных сторон этой дея-тельности, а также качеств личности, которые в ней реализуются.

Деятельность каждой юридической специальности в той или иной мере включает в себя следующие стороны: социальную, поисковую, реконструк-тивную, коммуникативную, организационную и удостоверительную.

1. Социальная деятельность. Охватывает политический аспект в дея-тельности следователя, прокурора, оперативного работника, воспитателя исправительного учреждения и т.д. как организаторов борьбы с преступ-ностью на порученном им участке. Включает профилактические мероприя-тия, правовую пропаганду, участие в перевоспитании преступника для воз-вращения его к социальной норме поведения.

2. Поисковая деятельность заключается в собирании исходной инфор-мации, необходимой для решения профессиональных задач. Удельный вес этой деятельности наиболее высок в профессиограммах следователя, опера-тивного работника,судьи.

3. Реконструктивная деятельность. Это текущий и завершающий анализ всей собранной информации по делу и выдвижение на базе ее синтеза, ана-лиза и специальных знаний рабочих версий (гипотез). Планирование рабо-ты есть также результат реконструктивной деятельности.

4. Коммуникативная деятельность заключается в получении необходи-мой информации в процессе общения11 Дулов А.В. Судебная психология. - Минск, 1975, с. 88.. Особенно большой удельный вес эта деятельность имеет при допросах, а также в деятельности адвокатов, оперативных работников, воспитателей исправительных учреждений.

5. Организационная деятельность заключается в волевых действиях по реализации и проверке рабочих версий и планов. Она подразделяется на два аспекта: самоорганизованность и организация людей в коллективном реше-нии профессиональной задачи.

6. Удостоверительная деятельность - приведение всей полученной ин-формации по делу в специальную, законом предусмотренную форму (пос-тановление, протокол, приговор и т.д.).

В основе профессиограммы следователя лежит поисковая сторона деятельности, которая ре-ализует стремление к раскрытию преступления и заключается в собирании исходной информации для решения профессиональных задач. Поисковая сторона деятельности следователя имеет особое значение на первом этапе расследования и заключается в вычленении из окружающей среды крими-налистически значимой информации (следов, оставленных преступлением, орудий преступником и т.п.), которая дает следователю возможность с до-стоверностью представить событие преступления с такой степенью точнос-ти как этого требует закон. Язык и речь, т.е. коммуникативная сторона деятельности - главные ин-струменты в следственной работе, которая представляет собой систему сложных взаимоотношений и взаимодействий следователя с участвующими в деле лицами, чтобы получить необходимую для раскрытия преступления информацию от людей путем общения с ними. На допросах нередко реша-ется судьба допрашиваемого, а также судьбы других людей. Победить в этой борьбе следователю помогают специальные научные знания в области пси-хологии и тактики допроса, его профессиональное мастерство.

Следователю постоянно приходится испытывать на себе массу посто-ронних влияний, противостоять различным, в том числе и неправомерным воздействиям, противодействию заинтересованных лиц, действовать иногда в неблагоприятной обстановке, в условиях перегрузки и крайнего напряже-ния нервных и физических сил. Поэтому следователь должен уметь органи-зовать свое психическое состояние. Он должен стремиться обладать навы-ками управления своей волевой и эмоциональной сферой. Настойчивость - стержневое качество воли - выражается в постоянной готовности преодолевать препятствия, способности длительное время удерживать в сознании определенную цель, мобилизуя все свои силы для ее достижения.

Следователь - организатор расследования, принимает ответственные решения, он добивается их реализации и при этом выступает в качестве ор-ганизатора деятельности многих людей. Практическая работа постоянно требует от него собранности, точности и организованности.

Реконструктивная сторона деятельности следователя проявляется в пе-реработке информации и принятии решений. Следователь в настоящее вре-мя должен очень много знать: уголовное право, уголовный процесс, крими-налистику, криминологию и психологию, бухгалтерский учет, судебную баллистику и.д. От следователя требуется разносторонняя образованность, но прежде всего ему необходима общая культура.

В структуре профессиограммы следователя имеется еще социальная сто-рена, в которой он предстает как организатор борьбы с преступлениями на своем участке или в своем районе. В борьбе с преступностью его действия на-правляются на выяснение причин, условий и принятия мер к их ликвидации.

Работа следователя требует разностороннего развития его внимания. Он должен воспитывать в себе целенаправленное, произвольное внимание. Это связано с интересом к своей работе. При отсутствии же такого интере-са все усилия, направленные на развитие внимания, могут оказаться безре-зультатными.

Криминалистическая наблюдательность - при осмотре места происшес-твия - это планомерное, целенаправленное, продуманное восприятие об-становки. Такое восприятие в психологии называется наблюдением. Оно предполагает активную работу всех органов чувств. Чтобы наблюдение бы-ло максимально эффективным, до начала осмотра всегда важно получить общее представление о случившемся. Первоначальная информация неред-ко весьма противоречива и впоследствии может не подтвердиться, однако она, тем не менее, дает возможность следователю наметить план осмотра, приступить к построению мысленной модели случившегося.

Психологическая наблюдательность - это необходимая предпосылка предвидения человеческого поведения и управления им в нужных для сле-дователя целях. Она бывает особенно важна при производстве тех след-ственных действий, где источником доказательственной информации вы-ступают люди, и выбор оптимальных тактических приемов целиком обусловлен их психическими особенностями. Психологическая наблюда-тельность необходима следователю и при проведении других мероприятий для правильного взаимодействия с участниками расследуемого дела. На-пример, умении диагностировать психическое состояние обыскиваемого облегчает поиски спрятанных им предметов11 Ратинов А.Р. Судебная психология для следователей. - М., 1867, с. 92..

При анализе различных уровней оперативно-розыскной и следственной деятельности, образующих их структуру, особенно выделяется коммуника-тивная сторона. Исследование ее структуры, познание психологических за-кономерностей общения в особых условиях уголовно-процессуального ре-гулирования дает возможность разработать рекомендации, направленные на повышение эффективности труда следователя на этом уровне. Коммуни-кативный аспект в деятельности следователя является одним из доминиру-ющих, так как он, пожалуй, в первую очередь, должен иметь незаурядные способности собеседника, который ведет беседу в особо трудных, порой, экстремальных условиях.

В соответствии с нормами уголовно-процессуального закона следова-тель наделен правом давать поручения, обязательные для исполнения орга-нами дознания; следователь определяет потребность во взаимодействии, цели и направления расследования преступления. Часто следователю при-ходится выступать как руководителю коллективов, осуществляющих дейст-вия в трудных, а иногда экстремальных условиях: обыск и задержание не-скольких лиц, осмотр сложного транспортного происшествия (крушение поезда), осмотр места пожара и т.д.

Для следственной работы необходимы следующие организационные ка-чества:

1. Самоорганизованность, энергичность, настойчивость, обеспечиваю- . щие целенаправленное расследование уголовного дела, систематическую работу по нему.

2. Ответственность, требовательность, находчивость, умение хранить тайну при руководстве коллективами людей в ходе расследования уголовно-го дела.

3. Выдержка, самокритичность, дисциплинированность, чувство со-бственного достоинства в отношениях с коллегами и руководством.

Личность следователя, как видно из изложенного выше, отличается многогранностью и сложностью. Она складывается и формируется в основ-ном в результате взаимодействия многих факторов, но главным и определя-ющим является личность человека, который избрал профессию следователя в качестве одной из главных своих жизненных целей. Огромное значение в формировании личности следователя имеет учебная подготовка и профес-сиональная деятельность, которые предъявляют сложный комплекс требо-ваний к его личностным качествам и профессиональным навыкам, разви-тию и закреплению их в структуре личности.

Профессия судьи исключительно сложна, многообразна и реализует значительное количество специальных качеств и навыков личности, кото-рые, будучи приведены в систему, органически входят в структуру личнос-ти судьи и определяют его творческий потенциал и индивидуальный стиль деятельности.

Профессиональная деятельность судьи детально четко регламентирова-на законом. Судья наделен властными полномочиями, применяет власть от имени государства, а это развивает профессиональное чувство повышенной ответственности за последствия своих действий. Вырабатывается это на ос-нове высоких моральных качеств, правосознания, в результате постоянного понимания ответственности и важности своей деятельности перед общест-вом и государством.

В своей деятельности судья обязан руководствоваться наряду с Консти-туцией и другими законодательными актами, действующими на территории Российской Федерации, общепринятыми нормами нравственности, прави-лами поведения, способствовать утверждению в обществе уверенности в справедливости, беспристрастности и независимости суда. Он должен избе-гать всего, что могло бы умалить авторитет судебной власти. Судья не дол-жен причинять ущерб престижу своей профессии в угоду личным интересам или интересам других лиц.

Постоянная ответственность судьи перед обществом предельно стиму-лирует его познавательные способности, анализ всей получаемой информа-ции, требует от него четкости и ясности в принятии решений. «Судьей до-лжен быть человек, который своим личным поведением, своим отношением к работе заслужил доверие и авторитет, человек, который имеет большой общественно-политический опыт, умеет разбираться в людях и еще должен быть культурный человек».

В практической деятельности судьи оказывают влияние на следующие аспекты общественного мнения:

формируют у граждан правосознание;

уголовные процессы создают социально-психологическую атмосферу неотвратимости наказания;

при высокой культуре судебных процессов создают непосредственно вокруг преступников и их пособников атмосферу морального осуждения;

судебные процессы стимулируют общественное мнение к выявлению причин и условий, способствовавших совершению преступления.

Поведение, облик судьи должны быть такими, чтобы он сразу внушал к себе уважение, чтобы у всех присутствующих создавалось убеждение в его правоте, способности, умении решать сложные дела, решать судьбы людей. В умении проявлять эти качества заключается одна из основных специфи-ческих особенностей коммуникативных свойств личности судьи.

Главное в коммуникативных свойствах личности судьи - не стремление быть приятным в общении, а умение своим видом показать способность, желание досконально разобраться во всех обстоятельствах данного дела. Именно это внушает уважение к судье и к правосудию в целом, является стимулом для всех участников процесса тщательно и подробно излагать факты, свою оценку, свое понимание тех или иных фактов. В коммуника-тивных качествах судьи должны отсутствовать повышенная жестикуляция, раздражительность, грубость, насмешка, излишняя назидательность. Судья обязательно должен обладать такими качествами, как тактичность, вежли-вость, сдержанность в манерах поведения, эмоциях и речи.

Особенность деятельности судьи заключается и в том, что он не может и не должен навязывать свое мнение как другим судьям, так и всем иным участникам процесса. Это чувство вырабатывается на основании глубокого убеждения судьи в том, что только свободно выраженное мнение каждого участника процесса дает возможность в конечном итоге правильно познать истину, принять правильное решение.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.