на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Особенности исполнения наказания в виде лишения свободы в воспитательных колониях
p align="left">Принимая во внимание характеристики несовершеннолетних, перед сотрудниками воспитательных колоний стоит задача не только исполнить назначенное судом наказание, но и оказать педагогическую, психологическую и медицинскую помощь подросткам, оказавшимся в экстремальной социальной и психологической ситуации. Только при этих условиях воспитательные колонии могут решить поставленную перед ними социальную задачу - исправить несовершеннолетнего осужденного и максимально эффективно провести работу по подготовке его к жизни в обществе.

По состоянию на 1 июня 2009 г. в учреждениях УИС содержалось 890,4 тыс. человек, в том числе в 755 исправительных колониях - 735,8 тыс., 225 следственных изоляторах, 7 тюрьмах и 164 помещениях, функционирующих в режиме следственных изоляторов - 147,1 тыс. человек, в 62 воспитательных колониях для несовершеннолетних - 7,5 тыс. человек.

При исправительных и воспитательных колониях функционирует 309 вечерних общеобразовательных школ и 482 учебно-консультационных пункта, 334 профессионально-технических училищ, действуют 464 храма, 722 молитвенных комнат.

Имеется Объединенная редакция, издающая журналы «Преступление и наказание» и «Ведомости УИС», газету «Казенный дом» http://www.zashita-zk.org/stats/1246544925.html.

Как и колонии для взрослых, колонии для несовершеннолетних можно разделить на две группы: «красные», где администрация держит порядок, и «черные», где существуют воровские обычаи и традиции.

Для воспитательных колоний первой группы характерно следующее иерархическое построение осужденных:

1) председатель совета коллектива колонии (формальный лидер несовершеннолетних колонии);

2) председатель совета коллектива отряда (формальный лидер несовершеннолетних отряда);

3) председатель самодеятельной организации осужденных отряда (формальный лидер несовершеннолетних отделения);

4) секретари, хозяйственники, санитары;

5) осужденные асоциальной направленности;

6) нейтральные осужденные;

7) частично деперсонализированные;

8) полностью деперсонализированные.

Председатель совета коллектива колонии, как правило, физически развитый осужденный, имеющий задатки лидера, способный противостоять чужому влиянию и способный подчинить своей воле других несовершеннолетних. Как председатель совета коллектива колонии он несет ответственность за успеваемость всех несовершеннолетних колонии, состояние дисциплины в колонии, санитарное состояние жилых секций, выполнение норм выработки и т.д. Большинство вопросов решается им с помощью насилия. Применяемое насилие имеет свои субкультурные особенности. Например, в одной из воспитательных колоний удары по голове получили следующие названия: «битуха» - удар ладонью по щеке, «воркуша» - удар ладонью по шее и «кайфуша» - удар опрокинутой вверх ножками табуреткой по теменной части головы Трапаидзе К.З. Иерархическое построение несовершеннолетних осужденных в воспитательных колониях//Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление. - 2009. - № 1. - С.11..

Непосредственное окружение председателя совета коллектива колонии составляют председатели самодеятельных организаций осужденных колонии, секций дисциплины и порядка, производственной, пожарной безопасности, общеобразовательного и профессионального обучения, досуга, социальной помощи и др. Данные несовершеннолетние оказывают помощь формальному лидеру колонии в наведении и поддержании порядка, они также трудоустроены на хороших местах.

Решением вопросов, возникающих в отряде, занимается председатель совета коллектива отряда. Он несет ответственность за успеваемость в общеобразовательной школе и профессиональном училище, состояние дисциплины, поддержание должного санитарного состояния жилых секций, выполнение норм выработки несовершеннолетними отряда и т.д. Трудоустроен председатель совета коллектива отряда на менее "теплое" место, чем председатель коллектива колонии и его окружение. Он может быть бригадиром или работать в столовой, в комендантской службе и т.д. В свою очередь, в поддержании порядка ему помогают формальные лидеры отделений. В каждом отряде обычно четыре отделения по 25 - 30 человек.

Формальным лидером отделения является председатель самодеятельной организации осужденных отряда (секции дисциплины и порядка, санитарно-бытовой секции, секции досуга, производственной секции). В его распоряжении находится актив отделения.

Актив отделения представлен секретарем, хозяйственником, санитаром. Секретарь - осужденный, в чьи обязанности входит ведение документации отделения. Хозяйственник - осужденный, занимающийся вопросами тылового обеспечения. Санитар - осужденный, содействующий администрации в поддержании должного санитарного состояния жилых и бытовых помещений отделения.

В воспитательных колониях встречается такая субкультурная группа, как частично деперсонализированные осужденные, так называемые несознательные форшмаки, которая присуща только воспитательным колониям. К ним относят осужденных, употребивших "оскверненную" пищу или сигареты, не зная об их осквернении. Этот феномен получил название в подростковой среде «минирование». Минирование - это один из способов деперсонализации личности, снижения ее статуса посредством фетишей - разных предметов и действий, относимых в групповом сознании социально изолированных лиц к категории грязных и неприличных. Пища, сигарета и другие предметы оскверняются прикосновением к половым органам, испражнениям, прикосновением к полу или стене туалета, прикосновением к полностью деперсонализированным осужденным.

По поводу статуса этих несовершеннолетних нельзя согласиться в полной мере с В.Ф. Пирожковым, который утверждает, что «парафинисты, вафлеры, курители полового члена, пассивные гомосексуалисты относятся, как и заминированные, к категории неприкасаемых».

По нашим данным, эта субкультурная группа является буферной, отсутствие дополнительных нарушений неформальных норм позволяет им при переводе в исправительную колонию отбывать наказание с чистыми осужденными, чему один из авторов работы был очевидцем.

Среди полностью деперсонализированных осужденных можно выделить две подгруппы. К первой подгруппе относятся несовершеннолетние, намеренно употребившие оскверненный предмет. Ко второй подгруппе относятся несовершеннолетние, вступавшие в гомосексуальные контакты в качестве пассивных гомосексуалистов. Несовершеннолетние из данной группы находятся в постоянной социальной изоляции (с ними никто не хочет рядом сидеть в столовой и на занятиях, работать в бригаде и т.п.), что способствует дальнейшей деградации и распаду личности.

В воспитательных колониях второй группы существует следующее иерархическое распределение:

1) неформальный лидер колонии;

2) неформальный лидер отряда;

3) неформальный лидер отделения;

4) члены неформальных групп;

5) нейтральные осужденные;

6) частично деперсонализированные;

7) полностью деперсонализированные.

Аналогичное распределение отмечено и другим исследователями: «Авторитетные осужденные, так называемые боссы, паханы; пацаны - осужденные, прошедшие «прописку» и претендующие на более высокий статус в системе неформальных отношений; осужденные, еще не прошедшие «прописки» и испытательного срока. Кроме вышеуказанных категорий имеются чушки - осужденные с низким статусом, выполняющие грязную работу, обслуживающие авторитетов. Более низкую ступень занимают обиженные, опущенные, которые служат объектом издевательств, «особо привилегированные (боссы); привилегированные (их окружение); нейтральные (пацаны); непривилегированные (шныри); полностью лишенные привилегий (опущенные) Олешкевич В.И., Александров Ю.К. Малолетка (социально-психологическое устройство воспитательной колонии) // Личность, культура, общество. - 2000. - Т. II. Вып. 2(3). - С. 13».

Неформальный лидер несовершеннолетних колонии и лидеры несовершеннолетних отряда образуют элиту, решающую все вопросы неформальной жизни колонии, и образуют так называемую главную семейку. А неформальный лидер отряда и неформальные лидеры отделений образуют старшую семейку, решающую все вопросы неформальной жизни отряда. Помощь им оказывают члены неформальных групп. Данные семейки являются неформальными группами, в которых сосредоточены осужденные отрицательной направленности, и для них также характерен деструктивный тип взаимоотношений: «Социологические исследования однозначно показывают, что в молодежных группировках асоциальной направленности в местах лишения свободы, так же как и в армии, формируется специфический, как правило, жестокий социальный уклад, в котором противостоять действию неформальных норм не сможет никто» Шевелева О.А. Асоциальная субкультура в криминальных и асоциальных группах подростков // Юридические науки. - 2006. - N 2. - С. 26..

Деперсонализированные несовершеннолетние - это лица, пониженные в личном статусе за совершение порицаемых, с позиций неформальных норм, поступков. В некоторых воспитательных колониях данных осужденных называют мастями.

Масти делятся на подъемные и неподъемные. Частично деперсонализированные осужденные являются подъемными мастями, а полностью деперсонализированные осужденные являются неподъемными мастями.

Подъем - это очищение от масти и возвращение в группу нейтральных осужденных: «Существуют ритуалы очищения лиц, осквернивших себя прикосновением к отверженным; изгнания лиц, утративших доверие группы; приема пищи, мытья в бане; очищения себя после пользования туалетом; проводов человека на свободу или в мир иной и др.». Эта процедура сводится к физическому насилию (удары в голову, грудь и живот). Сила удара зависит от отношения бьющего осужденного к очищаемому. Удары, как правило, наносит кто-либо из достойных пацанов.

Лица, в отношении которых не были совершены действия сексуального характера и не уличенные в сотрудничестве с администрацией колонии, относятся к подъемным мастям. Среди них выделяются:

- черт - несовершеннолетний, одетый неопрятно или не соблюдающий правила личной гигиены;

- хозяйка - несовершеннолетний, который стирал чужую одежду, мыл чужую посуду либо выполнял другую подобную работу за кого-либо;

- лакей - несовершеннолетний, оказавший услугу, унижающую достоинство;

- лох - несовершеннолетний, неоднократно обманутый;

- фуфлыжник - несовершеннолетний, не выполнивший обещания;

- крыса - несовершеннолетний, совершивший кражу у других осужденных, и др.

Лица, в отношении которых были совершены действия сексуального характера, или лица, уличенные в сотрудничестве с администрацией колонии, относятся к неподъемным мастям.

Вышеприведенная стратификация несовершеннолетних осужденных в воспитательных колониях является неполной, поскольку в ней отражены лишь основные классификационные группы. Фактическая стратификация правонарушителей является более дробной, асоциальные роли более многочисленные. При этом оказывается, что стратификация подростков захватывает как лиц, принадлежащих к сфере другой жизни, так и не входящих в нее и не придерживающихся ее норм и правил.

В январе 2009 г приняли Закон о том, что в воспитательной колонии могут находиться только до 19 лет Сергеев В.М. Новый закон: этапы вместо УДО//Вопросы ювенальной юстиции. - 2009. - № 2. - С. 18.

Закон «протащили» без лишнего шума. На критику Комитет отреагировал мудро, проявив одновременно настойчивость, гибкость и прямоту и практически переписав законопроект заново. Новый, лаконичный до предела, безэмоциональный вариант проекта Закона без труда очаровал подавляющую часть депутатов.

И вот через месяц Закон дошел «до земли», до воспитательных колоний. Мы наблюдали это своими глазами и слышали от других: это был шок, и для сотрудников-начальства, и для девчонок. В общем, «не ждали».

Картина списана с натуры: на плацу стоит зона, плачут все - и те, кого годами отговаривали не стремиться на «взрослую», а теперь вдруг отправляют, и те девчонки, кто остается, и замначальника колонии по воспитательной работе, и воспитатели отрядов.

Начальник колонии не понимает, как быть с производством - оно практически встало, зам. по воспитательной работе не знает, как теперь работать с вновь прибывающими осужденными - такой воспитательный «пряник» отняли, а нового не предложили. Весь костяк «актива» - это те, которым 19 - 20 и которых скоро в зоне не будет. Останутся малолетки распальцованные, мороки с ними не оберешься, пока не успокоятся (если вообще успокоятся). Для большинства осужденных, тех, кто с приличными сроками, теперь воспитательная колония будет просто «подготовительным отделением» к жизни во взрослой колонии. Со всеми вытекающими последствиями. Весьма неприятными для климата в колонии, для сотрудников, для осужденных. Это будет уже новая колония, не тот «пионерский лагерь», как его называли до сих пор осужденные девочки.

Офицеры из Комитета по безопасности ГД и Федеральной службы исполнения наказаний, которые стояли за этим законопроектом, не пожалели даже юных дам, которые были совсем ни при чем во всей этой кутерьме вокруг воспитательных колоний (беспорядки, бунты). И всего-то их у нас примерно 750 в трех девичьих ВК.

То показательное выступление-семинар, которое описано в статье Анны Валерьевой, сразу видно - всего лишь мероприятие «для галочки»: осужденных опросили - услышали только мнение 17% из них, спросили сотрудников - ответ не понравился, начальство дало свою интерпретацию, оно всегда лучше знает...

Страницы: 1, 2, 3



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.