p align="left">Принимая во внимание характеристики несовершеннолетних, перед сотрудниками воспитательных колоний стоит задача не только исполнить назначенное судом наказание, но и оказать педагогическую, психологическую и медицинскую помощь подросткам, оказавшимся в экстремальной социальной и психологической ситуации. Только при этих условиях воспитательные колонии могут решить поставленную перед ними социальную задачу - исправить несовершеннолетнего осужденного и максимально эффективно провести работу по подготовке его к жизни в обществе. По состоянию на 1 июня 2009 г. в учреждениях УИС содержалось 890,4 тыс. человек, в том числе в 755 исправительных колониях - 735,8 тыс., 225 следственных изоляторах, 7 тюрьмах и 164 помещениях, функционирующих в режиме следственных изоляторов - 147,1 тыс. человек, в 62 воспитательных колониях для несовершеннолетних - 7,5 тыс. человек. При исправительных и воспитательных колониях функционирует 309 вечерних общеобразовательных школ и 482 учебно-консультационных пункта, 334 профессионально-технических училищ, действуют 464 храма, 722 молитвенных комнат. Имеется Объединенная редакция, издающая журналы «Преступление и наказание» и «Ведомости УИС», газету «Казенный дом» http://www.zashita-zk.org/stats/1246544925.html. Как и колонии для взрослых, колонии для несовершеннолетних можно разделить на две группы: «красные», где администрация держит порядок, и «черные», где существуют воровские обычаи и традиции. Для воспитательных колоний первой группы характерно следующее иерархическое построение осужденных: 1) председатель совета коллектива колонии (формальный лидер несовершеннолетних колонии); 2) председатель совета коллектива отряда (формальный лидер несовершеннолетних отряда); 3) председатель самодеятельной организации осужденных отряда (формальный лидер несовершеннолетних отделения); 4) секретари, хозяйственники, санитары; 5) осужденные асоциальной направленности; 6) нейтральные осужденные; 7) частично деперсонализированные; 8) полностью деперсонализированные. Председатель совета коллектива колонии, как правило, физически развитый осужденный, имеющий задатки лидера, способный противостоять чужому влиянию и способный подчинить своей воле других несовершеннолетних. Как председатель совета коллектива колонии он несет ответственность за успеваемость всех несовершеннолетних колонии, состояние дисциплины в колонии, санитарное состояние жилых секций, выполнение норм выработки и т.д. Большинство вопросов решается им с помощью насилия. Применяемое насилие имеет свои субкультурные особенности. Например, в одной из воспитательных колоний удары по голове получили следующие названия: «битуха» - удар ладонью по щеке, «воркуша» - удар ладонью по шее и «кайфуша» - удар опрокинутой вверх ножками табуреткой по теменной части головы Трапаидзе К.З. Иерархическое построение несовершеннолетних осужденных в воспитательных колониях//Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление. - 2009. - № 1. - С.11.. Непосредственное окружение председателя совета коллектива колонии составляют председатели самодеятельных организаций осужденных колонии, секций дисциплины и порядка, производственной, пожарной безопасности, общеобразовательного и профессионального обучения, досуга, социальной помощи и др. Данные несовершеннолетние оказывают помощь формальному лидеру колонии в наведении и поддержании порядка, они также трудоустроены на хороших местах. Решением вопросов, возникающих в отряде, занимается председатель совета коллектива отряда. Он несет ответственность за успеваемость в общеобразовательной школе и профессиональном училище, состояние дисциплины, поддержание должного санитарного состояния жилых секций, выполнение норм выработки несовершеннолетними отряда и т.д. Трудоустроен председатель совета коллектива отряда на менее "теплое" место, чем председатель коллектива колонии и его окружение. Он может быть бригадиром или работать в столовой, в комендантской службе и т.д. В свою очередь, в поддержании порядка ему помогают формальные лидеры отделений. В каждом отряде обычно четыре отделения по 25 - 30 человек. Формальным лидером отделения является председатель самодеятельной организации осужденных отряда (секции дисциплины и порядка, санитарно-бытовой секции, секции досуга, производственной секции). В его распоряжении находится актив отделения. Актив отделения представлен секретарем, хозяйственником, санитаром. Секретарь - осужденный, в чьи обязанности входит ведение документации отделения. Хозяйственник - осужденный, занимающийся вопросами тылового обеспечения. Санитар - осужденный, содействующий администрации в поддержании должного санитарного состояния жилых и бытовых помещений отделения. В воспитательных колониях встречается такая субкультурная группа, как частично деперсонализированные осужденные, так называемые несознательные форшмаки, которая присуща только воспитательным колониям. К ним относят осужденных, употребивших "оскверненную" пищу или сигареты, не зная об их осквернении. Этот феномен получил название в подростковой среде «минирование». Минирование - это один из способов деперсонализации личности, снижения ее статуса посредством фетишей - разных предметов и действий, относимых в групповом сознании социально изолированных лиц к категории грязных и неприличных. Пища, сигарета и другие предметы оскверняются прикосновением к половым органам, испражнениям, прикосновением к полу или стене туалета, прикосновением к полностью деперсонализированным осужденным. По поводу статуса этих несовершеннолетних нельзя согласиться в полной мере с В.Ф. Пирожковым, который утверждает, что «парафинисты, вафлеры, курители полового члена, пассивные гомосексуалисты относятся, как и заминированные, к категории неприкасаемых». По нашим данным, эта субкультурная группа является буферной, отсутствие дополнительных нарушений неформальных норм позволяет им при переводе в исправительную колонию отбывать наказание с чистыми осужденными, чему один из авторов работы был очевидцем. Среди полностью деперсонализированных осужденных можно выделить две подгруппы. К первой подгруппе относятся несовершеннолетние, намеренно употребившие оскверненный предмет. Ко второй подгруппе относятся несовершеннолетние, вступавшие в гомосексуальные контакты в качестве пассивных гомосексуалистов. Несовершеннолетние из данной группы находятся в постоянной социальной изоляции (с ними никто не хочет рядом сидеть в столовой и на занятиях, работать в бригаде и т.п.), что способствует дальнейшей деградации и распаду личности. В воспитательных колониях второй группы существует следующее иерархическое распределение: 1) неформальный лидер колонии; 2) неформальный лидер отряда; 3) неформальный лидер отделения; 4) члены неформальных групп; 5) нейтральные осужденные; 6) частично деперсонализированные; 7) полностью деперсонализированные. Аналогичное распределение отмечено и другим исследователями: «Авторитетные осужденные, так называемые боссы, паханы; пацаны - осужденные, прошедшие «прописку» и претендующие на более высокий статус в системе неформальных отношений; осужденные, еще не прошедшие «прописки» и испытательного срока. Кроме вышеуказанных категорий имеются чушки - осужденные с низким статусом, выполняющие грязную работу, обслуживающие авторитетов. Более низкую ступень занимают обиженные, опущенные, которые служат объектом издевательств, «особо привилегированные (боссы); привилегированные (их окружение); нейтральные (пацаны); непривилегированные (шныри); полностью лишенные привилегий (опущенные) Олешкевич В.И., Александров Ю.К. Малолетка (социально-психологическое устройство воспитательной колонии) // Личность, культура, общество. - 2000. - Т. II. Вып. 2(3). - С. 13». Неформальный лидер несовершеннолетних колонии и лидеры несовершеннолетних отряда образуют элиту, решающую все вопросы неформальной жизни колонии, и образуют так называемую главную семейку. А неформальный лидер отряда и неформальные лидеры отделений образуют старшую семейку, решающую все вопросы неформальной жизни отряда. Помощь им оказывают члены неформальных групп. Данные семейки являются неформальными группами, в которых сосредоточены осужденные отрицательной направленности, и для них также характерен деструктивный тип взаимоотношений: «Социологические исследования однозначно показывают, что в молодежных группировках асоциальной направленности в местах лишения свободы, так же как и в армии, формируется специфический, как правило, жестокий социальный уклад, в котором противостоять действию неформальных норм не сможет никто» Шевелева О.А. Асоциальная субкультура в криминальных и асоциальных группах подростков // Юридические науки. - 2006. - N 2. - С. 26.. Деперсонализированные несовершеннолетние - это лица, пониженные в личном статусе за совершение порицаемых, с позиций неформальных норм, поступков. В некоторых воспитательных колониях данных осужденных называют мастями. Масти делятся на подъемные и неподъемные. Частично деперсонализированные осужденные являются подъемными мастями, а полностью деперсонализированные осужденные являются неподъемными мастями. Подъем - это очищение от масти и возвращение в группу нейтральных осужденных: «Существуют ритуалы очищения лиц, осквернивших себя прикосновением к отверженным; изгнания лиц, утративших доверие группы; приема пищи, мытья в бане; очищения себя после пользования туалетом; проводов человека на свободу или в мир иной и др.». Эта процедура сводится к физическому насилию (удары в голову, грудь и живот). Сила удара зависит от отношения бьющего осужденного к очищаемому. Удары, как правило, наносит кто-либо из достойных пацанов. Лица, в отношении которых не были совершены действия сексуального характера и не уличенные в сотрудничестве с администрацией колонии, относятся к подъемным мастям. Среди них выделяются: - черт - несовершеннолетний, одетый неопрятно или не соблюдающий правила личной гигиены; - хозяйка - несовершеннолетний, который стирал чужую одежду, мыл чужую посуду либо выполнял другую подобную работу за кого-либо; - лакей - несовершеннолетний, оказавший услугу, унижающую достоинство; - лох - несовершеннолетний, неоднократно обманутый; - фуфлыжник - несовершеннолетний, не выполнивший обещания; - крыса - несовершеннолетний, совершивший кражу у других осужденных, и др. Лица, в отношении которых были совершены действия сексуального характера, или лица, уличенные в сотрудничестве с администрацией колонии, относятся к неподъемным мастям. Вышеприведенная стратификация несовершеннолетних осужденных в воспитательных колониях является неполной, поскольку в ней отражены лишь основные классификационные группы. Фактическая стратификация правонарушителей является более дробной, асоциальные роли более многочисленные. При этом оказывается, что стратификация подростков захватывает как лиц, принадлежащих к сфере другой жизни, так и не входящих в нее и не придерживающихся ее норм и правил. В январе 2009 г приняли Закон о том, что в воспитательной колонии могут находиться только до 19 лет Сергеев В.М. Новый закон: этапы вместо УДО//Вопросы ювенальной юстиции. - 2009. - № 2. - С. 18. Закон «протащили» без лишнего шума. На критику Комитет отреагировал мудро, проявив одновременно настойчивость, гибкость и прямоту и практически переписав законопроект заново. Новый, лаконичный до предела, безэмоциональный вариант проекта Закона без труда очаровал подавляющую часть депутатов. И вот через месяц Закон дошел «до земли», до воспитательных колоний. Мы наблюдали это своими глазами и слышали от других: это был шок, и для сотрудников-начальства, и для девчонок. В общем, «не ждали». Картина списана с натуры: на плацу стоит зона, плачут все - и те, кого годами отговаривали не стремиться на «взрослую», а теперь вдруг отправляют, и те девчонки, кто остается, и замначальника колонии по воспитательной работе, и воспитатели отрядов. Начальник колонии не понимает, как быть с производством - оно практически встало, зам. по воспитательной работе не знает, как теперь работать с вновь прибывающими осужденными - такой воспитательный «пряник» отняли, а нового не предложили. Весь костяк «актива» - это те, которым 19 - 20 и которых скоро в зоне не будет. Останутся малолетки распальцованные, мороки с ними не оберешься, пока не успокоятся (если вообще успокоятся). Для большинства осужденных, тех, кто с приличными сроками, теперь воспитательная колония будет просто «подготовительным отделением» к жизни во взрослой колонии. Со всеми вытекающими последствиями. Весьма неприятными для климата в колонии, для сотрудников, для осужденных. Это будет уже новая колония, не тот «пионерский лагерь», как его называли до сих пор осужденные девочки. Офицеры из Комитета по безопасности ГД и Федеральной службы исполнения наказаний, которые стояли за этим законопроектом, не пожалели даже юных дам, которые были совсем ни при чем во всей этой кутерьме вокруг воспитательных колоний (беспорядки, бунты). И всего-то их у нас примерно 750 в трех девичьих ВК. То показательное выступление-семинар, которое описано в статье Анны Валерьевой, сразу видно - всего лишь мероприятие «для галочки»: осужденных опросили - услышали только мнение 17% из них, спросили сотрудников - ответ не понравился, начальство дало свою интерпретацию, оно всегда лучше знает...
Страницы: 1, 2, 3
|