на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Планирование и управление деловой карьерой в организации
p align="left">Верхней ступеньки служебной карьеры работник достиг-нет в период максимального потенциала, когда накоплен большой опыт и приобретены высокая квалификация, широта кругозора, профессиональные знания и умения. После заня-тия верхней должности начинается планомерный спуск по служебной лестнице с выполнением менее интенсивной ра-боты, не требующей принятия сложных решений в экстре-мальных ситуациях, руководства большим коллективом. Од-нако вклад руководителя и специалиста в качестве консуль-танта ценен для предприятия. Психологически эта модель очень неудобна для первых руководителей из-за их нежела-ния уходить с «первых ролей».

Модель карьеры «змея» пригодна для руководителя и спе-циалиста. Она предусматривает горизонтальное перемеще-ние работникам одной должности на другую путем назначе-ния с занятием каждой непродолжительное время (1--2 г.). Например, мастер после обучения в школе менеджеров ра-ботает последовательно диспетчером, технологом и эконо-мистом, а затем назначается на должность начальника цеха. Это дает возможность линейному руководителю более глу-боко изучить конкретные функции управления, которые ему пригодятся на вышестоящей должности. Прежде чем стать директором предприятия, руководитель в течение 6-9 лет ра-ботает заместителем директора по кадрам, коммерции и эко-номике и всесторонне изучает важные участки деятельности. Эта модель предполагает постоянное переме-щение кадров в аппарате управления, наличие четкой сис-темы назначения и перемещения и детальное изучение со-циально-психологического климата в коллективе. Наиболь-шее распространение эта модель получила в Японии на круп-ных фирмах. [8, c. 165]

Модель карьеры «перепутье» предполагает по ис-течении определенного фиксированного или переменного срока работы прохождение руководителем или специалистом комплексной оценки (аттестации), по результатам которой принимается решение о повышении, перемещении или понижении в должности. Эта карьера может быть рекомендована для совместных предприятий и зарубежных фирм, приме-няющих трудовой договор в форме контракта. По своей фи-лософии это американская модель карьеры, ориентирован-ная на индивидуализм человека.

По истечении определенного периода, допустим 5 лет ра-боты в должности начальника цеха, он проходит перепод-готовку в школе менеджеров с полным комплексом необ-ходимых исследований. Если его профессиональные знания и умения, потенциал и квалификация, здоровье и работо-способность высокие, а взаимоотношения в трудовом кол-лективе бесконфликтные, то он рекомендуется к занятию более высокой должности посредством назначения или вы-боров.

Если потенциал руководителя средний, но он обладает профессиональными знаниями и умениями, достаточными для занимаемой должности, имеет хорошее здоровье и пси-хологически устойчив, то он рекомендуется к перемещению на другую должность. Например, начальником другого це-ха. «Новая метла по-новому метет», -- гласит народная муд-рость. [3,c. 410]

В случае, когда рейтинг руководителя низкий, профессио-нальная подготовка не соответствует занимаемой должности, в трудовом коллективе существуют конфликты, тогда реша-ется вопрос о его понижении в должности или увольнении за грубые нарушения философии предприятия.

ГЛАВА 2. ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЛУЖБА РОССИИ: НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ КАРЬЕРНОГО РОСТА

2.1. КОМПЕТЕНТНОСТЬ В ГОССЛУЖБЕ

Государственная служба России - важнейший инстру-мент власти, экономики, социальной сферы, национальной безопасности. Однако нынешний государственный аппарат из-за внутренних противоречий не приспособлен для реше-ния многих стратегических задач. Одна из основных при-чин - некомпетентность госслужащих и несоответствие за-нимаемой должности. Издержки проявляются и в низкой эффективности работы госорганов, высокой степени отчуж-дения от них граждан, снижении престижа госслужбы. Реформа системы госслужбы назрела давно и уже стала не-обходимостью.

Движение по ступеням служебной иерархии у всех скла-дывается по-разному. Одни работники быстро делают карь-еру -- легко взбираются по служебной лестнице, преодоле-вая, а то и минуя одну ступень за другой. Другие, подолгу пребывая в одной и той же должности, как бы «застрева-ют» в начале лестничного марша и до поры до времени сми-ряются с таким положением, иногда и вовсе переставая ду-мать о дальнейшем росте.

С лестницей, как известно, связана одна особенность: чем выше по ней поднимаешься, тем больше подвергаешься риску упасть. Должностной рост не бывает легким и бес-конфликтным. Способность легко подняться на одну или несколько ступеней не гарантирует такой же успех при вос-хождении на следующие. А то и вовсе может происходить служебный регресс. В чем же причина? [5,c. 251]

В любом управленческом коллективе работник может достигать своего уровня некомпетентности, если должност-ная ступень оказалась для него слишком высокой. Госслу-жащий с низким образовательным потенциалом, не имею-щий надлежащего опыта управленческой работы или просто не предрасположенный к умственному труду в интенсив-ном режиме, может оказаться профессионально несостоя-тельным уже в самом основании пирамидальной должност-ной структуры.

Человек, хорошо зарекомендовавший себя в роли специ-алиста (функционального или обеспечивающего), будучи на-значенным на руководящую должность, например, началь-ником отдела, против всех ожиданий может оказаться некомпетентным именно в такой роли. Или компетентный ученый в области экономики, попав на практическую руко-водящую работу в органах государственной власти и управ-ления, вполне может показать себя как некомпетентный администратор. Дело в том, что всякое движение по ступеням служебной иерархии (не только по вертикали, но и по горизон-тали) может порождать неожиданную некомпетентность в свя-зи с открывающимися обязанностями. При вступлении в но-вую должность требуется проявлять способности, в которых не было нужды на предыдущих должностях.

В то время, пока госслужащий осваивается в новой долж-ности, он может оставаться частично некомпетентным. В зависимости от умения адаптироваться в новом качестве, работник может достигать наибольшей профессиональной некомпетентности постепенно, накапливая ее в результате неоднократной смены труда. Вполне возможно, что даль-нейшего должностного роста не будет, но не исключено, что при определенном стечении обстоятельств госслу-жащему не закрыт путь к еще большей некомпетентности. Если обладатель руководящей должности будет иметь в своем окружении сотрудников, достигших, как и он, своего предела некомпетентности, хорошего ждать не приходится. Рано или поздно случится то, что предопределено уровнем общей некомпетентности -- начальник, как не справивший-ся с возложенными на него обязанностями, будет смещен с должности. Иное дело, если чиновник окружает себя ком-петентными кадрами и умело опирается на их коллектив-ный разум, что позволяет достигать хороших результатов. Это тот случай, когда частичная некомпетентность руково-дителя компенсируется профессионализмом подчиненного персонала. Такой, по сути, ограниченно компетентный гос-служащий вполне может продолжать движение по служеб-ной лестнице вверх. [9,c. 304]

Череда восхождений до уровня высших должностей гражданской службы сопровождается достижением таких пределов индивидуальной некомпетентности, что трансфор-мировать ее в компетентность бывает затруднительно сказываются накопленная критическая масса непрофессио-нализма, недостаток образовательного и творческого потен-циала, предельный возраст, ухудшение здоровья и другие факторы.

Госслужащие, занимающие высшие и главные должнос-ти гражданской службы, не сами управляют, не сами выра-батывают решения, хотя окончательный выбор бывает за ними. Их дело - организовывать и направлять деятельность других, вырабатывать и проводить в жизнь идеологию госу-дарственного управления применительно к своему участку руководства. И здесь огромную роль играет административ-ный аппарат, на который вынужден опираться чиновник.

В иерархический системе госслужбы работники пере-мещаются на другие участки деятельности как снизу вверх, так и по горизонтали, в силу ротаций, чтобы заполнить об-разующиеся по разным причинам вакансии. Это только ка-жется, что подобные перемещения происходят чуть ли не спонтанно, хаотично. Ничего подобного. Здесь во всем су-ществует внутренняя предопределенность, своеобразная логика, срабатывают определенные принципы и методы. Их анализ дает богатую пищу для размышлений. [10, c. 603]

2.2. СПОСОБЫ ПРОДВИЖЕНИЯ ПО СЛУЖБЕ

Казалось бы, наиболее предпочтительным следует счи-тать метод продвижения по результатам деятельнос-ти. Легче всего руководствоваться этим принципом в тех структурах, где умеют формулировать цели и задачи управ-ленческой деятельности в количественно и качественно из-меряемых показателях. В таких условиях проще установить заслуги отдельно взятого работника в общем балансе ре-зультатов организации. Объективнее оценивается компе-тентность специалиста, руководителя, так как она напрямую увязывается с получением искомого результата управ-ленческой деятельности. Однако данный метод, иначе на-зываемый продвижением по заслугам, не получил долж-ного распространения, поскольку выдвигать научно обоснованные цели и объективно оценивать, насколько вы-полняемая работа служит их достижению, - задача не из простых, и ее еще не научились решать как следует.

Широко применяется на практике метод продвижения по принципу преданности. Если сотрудник «вписался» в локальную (уровень отдела, комитета) или общую (уровень департамента, администрации в целом) команду, отличает-ся лояльностью к начальству и не делает сколько-нибудь заметных ляпов в работе, то при вынесении решения о его выдвижении профессионализм уходит на второй план и в расчет берется именно этот принцип.

Продвижение за исполнительное усердие тоже прак-тикуется достаточно часто. Усердие, желание угодить на-чальству предопределяют перевод госслужащего на выше-стоящую вакантную должность, даже если он и не «хватает звезд с неба».

Продвижение на основе предпочтительности мне-ния -- распространенный метод назначения. За основу принятия решения о заполнении вакансии принимается ка-кое-то конкретное субъективное мнение (чаще всего непо-средственного начальника), вне зависимости от профессио-нальной компетентности работника. Или речь идет о продвижении на основании тайных предпочтений, когда при-чины принятия кадровых решений остаются неизвестными. [11,c. 317]

Продвижение по выслуге лет -- здесь во главу угла положен подход -- «необходимо отблагодарить работника за многолетний труд».

Это далеко не полный перечень методов должностных продвижений, в результате которых многие госслужащие оказываются «не на своем месте». В том, что некоторые специалисты пребывают на уровне некомпетентности, но сами так не считают и верить в это не хотят, кроется боль-шая опасность для системы государственной службы. По-рой трудно бывает установить, в чем причина низкой эффективности управленческой деятельности -- в самих ли гос-служащих, в оргструктуре управления, в методах кадровой работы или в других элементах самой системы госслужбы.

Нередко в деятельности чиновников госслужбы прояв-ляется действие принципа аппаратной регрессии. Бюрокра-тические препоны начинают ограничивать эффективную работу отдельных руководителей и специалистов, в коллек-тиве формируется покровительственное отношение к по-средственным работникам, защищается некомпетентность тех, кто в своем профессиональном развитии остановился и не хочет двигаться дальше. Всякий посредственный ра-ботник, крепко «зацепившийся» за должность, начинает все больше и больше работать на понижение коэффициента полезности своего управленческого рабочего места. И если критическая масса таких работников начинает превалиро-вать в аппарате, регрессия последнего гарантирована.

Государственная служба - вроде бы один корабль, вот только штурвалов на этом корабле много. И всякий «капи-тан» крутит доставшийся ему штурвал так, как заблагорас-судится. Всегда ли заданные «капитанами-чиновниками» движения совпадают с общезаданным курсом? Практика по-казывает, что нет. Иначе не стоял бы вопрос о радикальном переустройстве государственной службы. [6, c. 382]

2.3. ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ РЕФОРМА ГОССЛУЖБЫ

В июле 2004 г. был принят федеральный закон «О государ-ственной гражданской службе РФ». Закон стал очередным шагом в реформировании госслужбы, которое осуществляется поэтапно, начиная с 2000 г. До конца 2005 г. должна быть создана стабильная система государственной службы, подкон-трольная и открытая гражданскому обществу, разработаны и внедрены действенные механизмы ее функционирования.

Задача создания единой государственной гражданской службы решается путем унификации реестров должностей государственных гражданских служащих -- вводится еди-ный реестр для всех видов гражданской службы.

Для совмещения различных видов государственной граж-данской службы закон меняет структуру должностей. Это позволит более детально выработать требования к ним, уточнить должностные обязанности, заработную плату и социальные гарантии. Также обеспечит совместимость раз-ных мест работы для человека, который, к примеру, уходит с военной службы на гражданскую или приходит с граж-данской службы субъекта Федерации на гражданскую служ-бу РФ. Если он ушел в ранге советника, то и в другое место должен прийти в том же ранге. Его оклад, пенсия и прочее будут, таким образом, абсолютно соотносимы.

Закон устанавливает более высокие стандарты для чи-новников: например, сокращается срок между аттестация-ми с четырех до трех лет. Он также меняет требования к специализации кадров и предусматривает нововведения, по-зволяющие отобрать именно нужных специалистов. Основ-ной формой соглашения о приеме на работу станет служеб-ный контракт. При этом срочные служебные контракты коснутся преимущественно руководителей, их заместите-лей и помощников. Для повышения ответственности и эф-фективности исполнения служащим своих обязанностей вводится должностной регламент. Он включает в себя ква-лификационные требования, перечень вопросов, по которым чиновник вправе самостоятельно принимать решения, пе-речень государственных услуг, оказываемых гражданам и организациям.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.