на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Планирование и управление деловой карьерой в организации
p align="left">В научно-правовой литературе о государст-венной службе обосновываются различные точ-ки зрения на структуру правового статуса. Тради-ционно деление служебных прав и обязанностей на общие для всех государственных служащих и специальные, обладание которыми связано с кон-кретной должностью. Так, в "классификации обя-занностей и прав государственных служащих ор-ганов военизированных и некоторых иных отрас-лей" выделяются и должностные . Более детальное деление различает общий, особенный (определяемый служебно-видовыми особеннос-тями), специальный (определяемый специализа-цией соответствующей должности) и индивиду-альный (определяемый правоустановлениями конкретной должности) статус.

Представляется, что для статуса муниципальных служащих подоб-ная структуризация не характерна. То, что в ста-тусе государственного служащего понимается как особенное и специальное, в статусе муници-пального служащего объединяется отчасти об-щими нормами, а отчасти индивидуальными. Ви-довая специфика, присущая государственной службе, чем и определяется особенный статус го-сударственных служащих, отсутствует в системе муниципальной службы, а значит, и нет достаточ-ных оснований для выделения особенного статуса муниципальных служащих. Нормы, характеризу-ющие специальный статус государственных слу-жащих, для муниципальных служащих сосредото-чены преимущественно на индивидуальном уров-не. В связи с этим, на наш взгляд, будет продуктивно анализировать общее и особенное в статусе и государственных, и муниципальных слу-жащих.[20, c. 316]

Таким образом, нормы, составляющие основу правового статуса и государственных, и муници-пальных служащих, дифференцируются на об-щие и особенные. Общими считаются те из них, которые свойственны всем государственным и муниципальным служащим, независимо от кате-горий и групп занимаемых ими должностей.

3.3. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ СЛУЖАЩИХ

Пол-ный же объем прав и обязанностей индивидуален по каждой должности в зависимости от функций и задач соответствующих органов власти, где уч-реждена та или иная должность государственной либо муниципальной службы, а также обусловлен определенной компетенцией и полно-мочиями, присущими данному органу. Для реали-зации специальных полномочий государствен-ным и муниципальным служащим законодатель-ством могут предоставляться особые права и обязанности, которые, как правило, конкретизи-руются в типовых и индивидуальных инструкци-ях, регламентах, положениях. Именно на этом уровне отражаются статусные особенности госу-дарственных и муниципальных служащих. По своей сути правовой статус государственного и муниципального служащих - это определенная нормами права совокупность прав, обязанностей, социально-правовых гарантий, правовых ограни-чений, ответственности, выражающая установ-ленные и обеспеченные государством меры должного и возможного поведения лиц, исполня-ющих должностные обязанности в области государственно- либо муниципально-служебных от-ношений. С изменением характера этих отноше-ний меняется и правовой статус государственного или муниципального служащего (например, по-вышение, понижение в должности, временное ис-полнение обязанностей и т.п.).

Из перечня общих прав, предоставленных го-сударственным и муниципальным служащим фе-деральным законодательством, их правовой ста-тус определяют лишь те, которые дают им воз-можность полноценно осуществлять должностные обязанности.

К таким общеслужеб-ным правам по ФЗ "Об основах ГС РФ" относятся: право на ознакомление с документами, уста-навливающими права и обязанности государст-венного служащего по занимаемой должности, критерии оценки качества работы и условия про-движения по службе, а также право на организа-ционно-технические условия, необходимые для исполнения должностных обязанностей (п. 1 ч. 1 ст. 9); право на получение в установленном поряд-ке информации и материалов, необходимых для исполнения должностных обязанностей (п. 2 ч. 1 ст. 9); право на посещение в установленном по- рядке для исполнения должностных обязанностей предприятий, учреждений и организаций незави-симо от форм собственности (п. 3 ч. 1 ст. 9); право на принятие решений и участие в их подготовке в соответствии с должностными обязанностями (п. 4 ч. 1 ст. 9); право на внесение предложений по совершенствованию государственной службы в любые инстанции (п. 12 ч. 1 ст. 9). [22, c.51]

Все остальные права (п. 5-11 ч. 1 ст. 9) относятся к личным субъективным правам гражданина, замещающего го-сударственную должность государственной служ-бы, а потому их следует исключить из структуры нормативных положений, определяющих общий правовой статус и должностные полномочия го-сударственных служащих. Следует согласиться с высказанным в юридической литературе мнени-ем о том, что личные права государственных слу-жащих "призваны косвенно обеспечивать эффек-тивную деятельность служащего, заинтересовы-вая его в получении премий, в продвижении по служебной лестнице и т.п.".

Такой подход применим и для понимания пра-вового статуса муниципальных служащих. Основ-ная масса региональных законов10 закрепляет право муниципального служащего на ознакомле-ние с документами, определяющими его права и обязанности по занимаемой им муниципальной должности муниципальной службы, критерии оценки качества работы и условия продвижения по службе, указывающими также на организаци-онно-технические условия, необходимые для ис-полнения должностных обязанностей.

Российская практика последних лет, как и международный опыт, со всей очевидностью убеждает в недостаточности одного лишь норма-тивного закрепления субъективных прав чинов-ника, особенно таких как право на участие в кон-курсе на замещение вакантной должности, право на продвижение по службе, право на служебные заслуги, на защиту профессиональных и социаль-но-экономических интересов, на честь и достоин-ство и ряд других. Но без должного обеспечения возможности их практического воплощения это пагубно влияет на устойчивость правового поло-жения государственного или муниципального чи-новника. А это, в свою очередь, ослабляет не только сам правовой статус, но и влечет негатив-ные последствия в его служебной дееспособнос-ти. Преодолеть законодательные упущения мож-но только путем разработки и внедрения процес-суально-правовых механизмов реализации материальных установлений прав чиновника.

Права, которыми наделяются государствен-ный и муниципальный служащие, становятся ре-альностью лишь в том случае, если они сопряже-ны с обязанностями. Принцип сочетания прав и обязанностей знали еще юристы античности. Установление разумного (в смысле необходимой достаточности) баланса в соотношении между правами и обязанностями всегда было важней-шей теоретической проблемой юриспруденции, имеющей существенное прикладное значение для отраслей права и законодательства. Единство прав и обязанностей обусловлено тезисом о вза-имной ответственности управомоченного субъ-екта, который совершает определенные действия и должен в то же время нести за них ответствен-ность.

Существование принципа единства прав и обязанностей теоретико-правовая мысль вырази-ла диалектическим утверждением: "Нет прав без обязанностей и нет обязанностей без прав". Меж-ду тем федеральное законодательство не содер-жит перечня прав и обязанностей муниципальных служащих, предоставляя региональному законо-дателю самостоятельно определить их каталог. Нормативный анализ регионального законода-тельства совершенно определенно приводит к выводу о совпадении основных обязанностей, ко-торые возлагаются на государственных и муни-ципальных служащих, а равно и устанавливаемых для них правоограничений, включаемых в общий правовой статус. [19, c.415]

В ряде субъектов Российской Федерации их законы вменяют муниципальным служащим дополнительные обязанности, напри-мер, беречь муниципальную собственность (Рес-публика Карелия, Архангельская, Белгородская, Калининградская, Орловская, Курская области и др.), обеспечивать каждому гражданину возмож-ность ознакомления с документами и материала-ми, непосредственно затрагивающими его права и свободы, возможность получения гражданами другой полной и достоверной информации о дея-тельности органов местного самоуправления, ес-ли иное не предусмотрено законом (Республика Дагестан, Краснодарский край, Амурская, Брян-ская, Вологодская, Кировская, Сахалинская обла-сти и др.), а также обязанность не совершать дей-ствий, подрывающих авторитет муниципальной службы (Свердловская, Орловская области и др.), заботиться о благе муниципального образования, не противопоставлять интересы муниципального образования государственным интересам субъекта Федерации (Санкт-Петербург).

Правовые ограничения, которые накладыва-ются на государственных и муниципальных слу-жащих, могут быть непосредственно связаны с осуществлением ими службы (по ст. 11 ФЗ "Об основах ГС РФ" и по ст. 11 ФЗ "Об основах МС в РФ"), но могут также возникнуть при определен-ных обстоятельствах (по ч. 3 ст. 21 ФЗ "Об осно-вах ГС РФ" и по региональному законодательству о муниципальной службе). Их правовая природа заключается в том, что они являются юридичес-кими категориями - правами, входящими в статус гражданина, которых он лишается, пока состоит на государственной либо муниципальной службе.

Вследствие этого предоставляемые государст-венным и муниципальным служащим социально-правовые гарантии и соответствующее обеспече-ние имеют компенсационный характер. Наряду с этим ограничения, налагаемые на государствен-ных и муниципальных служащих, преследуют цель обеспечить их высокий моральный облик и свободу действий в пределах должностных полномочий.

Сам характер государственной и муниципаль-ной службы влечет необходимость установления правовых ограничений, в том числе и в сфере тру-довых отношений, складывающихся в процессе прохождения службы, с учетом условий и специ-фики труда государственных и муниципальных служащих. В отношении государственной служ-бы такая позиция была подтверждена Конститу-ционным Судом РФ. [18, c. 257]

Из его определения от 4 де-кабря 1997 г. следует, что "государственные слу-жащие обладают особым правовым статусом в сфере трудовых отношений". Тем самым высшая инстанция конституционной юстиции закрепила правовую позицию, которая исходит из призна-ния различий между "особым трудоправовым статусом госслужащих" и остальных работни-ков. Думается, что в отличие от государствен-ной службы особых видов, какими являются во-енная служба и так называемая специальная служба в правоохранительных органах - внутрен-них дел, безопасности, таможни и некоторых дру-гих, трудоправовой статус государственных граж-данских служащих, а вместе с ними и муниципаль-ных служащих не противоречит их публично-правовой природе. Напротив, дополняет и разви-вает особенно те нормативные элементы, кото-рые не только материально закрепляют, но и процессуально обеспечивают статус государст-венных гражданских и муниципальных служащих в части их прав, социально-правовых гарантий, льгот и т.п.

Федеральным законодательством, законода-тельством субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов мест-ного самоуправления государственным и муници-пальным служащим предоставляются специаль-ные гарантии и материальное обеспечение в со-ответствии со ст. 15-20 ФЗ "Об основах ГС РФ" и ч. 1 ст. 15 ФЗ "Об основах МС в РФ". Предусмот-рены гарантии и при ликвидации, сокращении штата или реорганизации государственного орга-на и органа местного самоуправления и ряд дру гих материально обеспечительных гарантий и до-полнительных социальных льгот. Гарантии и ма-териальное обеспечение государственных и муниципальных служащих следует рассматривать как обязательный атрибут создания необходи-мых условий для исполнения ими своих должност-ных полномочий.

Подобная идея была высказана еще в имперский период российской государст-венности известным юристом Н.М. Коркуновым, который считал, что материальное обеспечение дается чиновникам не за выполняемые ими уп-равленческие услуги, а затем, чтобы они могли их выполнять: это не столько плата, сколько усло-вия их деятельности. В этой связи нормативное закрепление материального обеспечения образу-ет один из элементов правового статуса государ-ственных и муниципальных служащих.

Особенности статуса государственных и муни-ципальных служащих по сравнению с другими служащими и различными категориями работни-ков, чья деятельность всецело регулируется нор-мами трудового законодательства, заключаются в повышенной ответственности за соблюдение должностных обязанностей и служебную дисцип-лину. Юридическая ответственность, к которой могут привлекаться государственные и муници-пальные служащие в зависимости от совершен-ных ими проступков, также является неотъемле-мым элементом их правового статуса. [17,c. 403]

Необходи-мо отметить, что юридическая ответственность может вызывать изменение правового статуса правонарушителя, а также повлечь изменения в состоянии его прав и обязанностей. Институт от-ветственности, рассматриваемый через призму правового обеспечения статуса государственных и муниципальных служащих, имеет двойное пред-назначение.

С одной стороны, он является юриди-ческой гарантией охраны реализуемых ими слу-жебных прав, а с другой - важнейшим государст-венно-правовым средством, позволяющим обеспечивать исполнение ими служебных обязан-ностей. В более широком социальном и полити-ко-правовом аспектах юридическая ответствен-ность есть форма охранительной функции права по защите публичных и частных интересов чело-века и гражданина, превалирующих интересов го-сударства и общества, способствующая укрепле-нию конституционного порядка принадлежащей народу власти. [12, c. 301]

Специфика юридической ответственности го-сударственных и муниципальных служащих про-является в том, что за неисполнение или ненадле-жащее исполнение возложенных на них обязан-ностей (должностной проступок) к ним применяются дисциплинарные взыскания, специ-ально предусмотренные законодательством о государственной и муниципальной службах. Для го-сударственных служащих эти взыскания определены ч. 1 ст. 14 ФЗ "Об основах ГС РФ", а для не муниципальных служащих - нормативными правовыми актами органов местного самоуправления в соответствии со ст. 14 ФЗ "Об основах ГС РФ" и законами соответствующих субъектов Российской Федерации.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.