на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Полиция союзов и собраний

Полиция союзов и собраний

Реферат

ПОЛИЦИЯ СОЮЗОВ И СОБРАНИЙ

Под союзом или ассоциацией разумеется вообще всякое добровольное и рассчитанное на продолжительное существование соединение известного количества лиц, имеющих в виду преследование какой-нибудь цели посредством общих совместных усилий. Жизнь выработала самые разнообразные типы таких союзов, значительно различающиеся между собою как по своим задачам, так и по своей организации. Союзы и общества для ведения различных промышленных предприятий; ассоциации, устраиваемые в интересах взаимной помощи; благотворительные, ученые, литературные и художественные общества; ассоциации политические--таковы наиболее распространенные в современных государствах типы союзов. Организация их, устройство и приемы деятельности их представляют нередко весьма существенные различия. В одних союзах (особенно там, где замешан материальный интерес) вступление в их состав совершается в силу известного договора, налагающего на каждого вступающего определенные обязательства; в других может быть достаточным простое изъявление желания или согласия. В одних дело ведется небольшим количеством доверенных лиц, так что все члены союза собираются лишь изредка; в других, наоборот, собрания имеют место часто, через короткие промежутки времени. В одних--собрания происходят публично; другие не допускают присутствия посторонних лиц и т. д.

Существование различного рода союзов и ассоциаций-- явление не новое. Они составляют «естественную принадлежность общежития, неизбежное проявление всякой сколько-нибудь развитой общественной жизни. Их знали уже древние государства, Греция и Рим; еще более развились они в средневековой Европе; наконец, грандиозное развитие получили они в новое время, под влиянием тех благоприятных условий, какие обеспечивает за ними все более и более осложняющаяся общественная жизнь. История свидетельствует о том, что значение различного рода промышленных, ученых, литературных и политических союзов было велико и, в общем, благодетельно. Они являлись и являются одним из важных факторов прогресса. Секрет их значения кроется в той силе, какую представляет собою комбинация отдельных сил, направленных к какой-нибудь общей цели. Она обеспечивает скорейшее и важнейшее осуществление того, что может быть не по силам отдельным лицам, недостижимо для разрозненных усилий их.

По отношению к союзам изучению полицейского права подлежит вопрос о том, как должно относиться к ним государство? Может оно представить им полную свободу существования, или же их устройство и деятельность должны подлежать контролю его в той или другой форме? Смотря по тем целям, которые они преследуют союзы являются могущественным орудием в деле развития и удовлетворения различных материальных и духовных потребностей населения. Стесняя их образование и деятельность, государство рискует парализовать значение важного фактора прогресса, поставить преграду осуществлению различных задач культурного развития общества.

Вместе с тем, политикой стеснений государство подвергает себя опасности в том отношении, что присущая каждому обществу потребность в соединении отдельных сил для совместной деятельности в общих интересах, находя на пути своего удовлетворения препятствия, может развиваться тайно и искать себе удовлетворения в форме тайных обществ, существование которых всегда и всюду представлялось источником бедствий для общества и государства. Но если чрезмерные стеснения могут приводить к неблагоприятным последствиям, то, с другой стороны, может быть опасным и вредным и полное отсутствие всякого контроля за деятельностью союзов. Якобинские клубы в эпоху Французской революции--лучший пример тех крайне печальных последствий, к которым может привести ничем не ограниченная свобода союзов.

Таковы те основные соображения, которые должны быть приняты во внимание при определении отношения государства, к союзам. Не стесняя их образования и деятельности, государство не может и не должно отказываться от известного контроля за ними, контроля, который обеспечивал бы возможность предупреждения и преследования опасных для общественного порядка проявлений их деятельности. Определение границ этого контроля не всегда и не везде одинаково. Это зависит от общих политических условий, в каких находится в тот или в другой период своего развития то или другое государство. Из многоразличных типов союзов наибольшее внимание возбуждают ассоциации и общества политические. Их главным образом имеет в виду публично-правовое законодательство, им же будет посвящено преимущественное внимание в дальнейшем изложении. Что касается союзов, имеющих своею задачею интересы экономические (промышленные союзы, акционерные компании, торговые товарищества и т. п.), то они регулируются нормами частного права, к области которого и относится их изучение.

В тесной связи с законодательством о союзах находятся законоположения об общественных или народных собраниях. Нередко они регулируются одними и теми же нормами. Это и понятно, так как мотивы допущения свободы собраний и основания к ее ограничениям те же, что и в области союзов.

Англия. В Англии нет положительного закона, который нормировал бы свободу собраний и союзов. Право составлять союзы, ассоциации и право устраивать публичные собрания, митинги, не имеет характера особого самостоятельного права (как это мы видим, напр., во Франции, Бельгии, Италии и др.), a есть не что иное, как одна из проявлений личной свободы. «В Англии»,--говорит проф. А. Дайси[1], -- «нет особого закона, который дозволял бы A, B и С сойтись на открытом воздухе или в ином каком-нибудь месте для какой-либо законной цели, но право A идти, куда он хочет, лишь бы только он не совершил какого-либо преступления, и право сказать B что ему угодно, лишь бы только его слова не были клеветою или возмущением, право B сделать то же самое по отношению к A и существование таких же прав у C, D, E и F и т. д. ad infinitum, приводит к тому последствию, что A, B, C, D, тысяча и десятки тысяч других лиц могут (как общее правило) сходиться в любом месте, где каждый из них имеет право быть законным образом и для законных целей..... Другими словами -- A, B, C, D и десятки тысяч таких же лиц имеют право составить публичный митинг». Но предмет митинга может быть противозаконный, как, напр., заговор против королевской власти: в таком случае и самое собрание становится противозаконным. Далее, способ ведения митинга, образ действий собравшихся может угрожать нарушением порядка, общественного спокойствия: в таком случае опять-таки митинг будет противозаконным. В этих случаях лица, входящие в состав собрания, подлежат определенной законом ответственности в порядке уголовного преследования. -- Сказанное о собраниях относится также и к союзам. Свобода их образования и деятельности основывается на личной свободе; ограничения ее лежат в уголовном законодательстве.

Впервые[2] в английской политической жизни союзы и собрания появились во второй половине ХVIII-го века в эпоху общественного возбуждения (1768--1770), вызванного незаконным отвержением Палатою Общин вполне законного избрания одного из ее членов -- Уилькса. Это возбуждение выразилось в различных формах, но наиболее замечательною особенностью его являются публичные митинги, которые с этого времени начали принимать характер политического учреждения. В семнадцати графствах были устроены митинги с целью протеста против действий Палаты Общин. Это была новая фаза в развитии общественного мнения. К эпохе этого возбуждения относится также и образование первой политической ассоциации -- «Общества для поддержания билля о правах». (Society for supporting the Bill of Rights).

Впоследствии, особенно когда поставлен был вопрос о парламентской реформе, публичные митинги и ассоциации получили еще большее значение в государственной жизни. В общих чертах роль публичных митингов в системе английских политических учреждений представляется в следующем виде.

Митинги являются прежде всего выразителями нужд и интересов народа, который при посредстве их заявляет о том, что в данное время тяготит, беспокоит или волнует его. Если население или известная доля его ощущает вредные последствия каких-либо законоположений, или если какие-нибудь особенные обстоятельства пагубно отражаются на его положении, или если в общественном сознании созревает потребность выдвинуть какой-нибудь новый вопрос,-- собираются митинги, на которых и заявляются эти нужды, интересы и потребности. Они таким образом становятся известными и обществу, и правительству, которое вследствие этого получает возможность иметь всегда отчетливое представление о нуждах населения и сообразно с ними действовать не ощупью, a вполне сознательно направлять свою деятельность в ту или иную сторону. Эта функция публичных митингов тесно связана с основными задачами деятельности народных представителей, заседающих в Парламенте: митинги дают материал и опору для предложений, вносимых ими в законодательное собрание, служат важным аргументом и хорошей иллюстрацией своевременности или настоятельности тех или других вопросов, возбуждаемых в Парламенте.

Еще большее значение имеют, -- в особенности имели в разные периоды XIX стол., -- митинги, организуемые в тех кругах населения, которые или вовсе не представлены, или представлены слабее других в законодательном собрании; в таких случаях митинги служат главным орудием мирной и закономерной борьбы таких слоев населения за свои права.

В тесной связи с указанным значением публичных митингов находится другое, не менее важное: не ограничиваясь заявлением о своих нуждах, население на таких собраниях подвергает эти нужды подробному обсуждению. И эта роль их нимало не уменьшается от того, что деятельное обсуждение текущих вопросов совершается и другими путями, -- особенно в печати. В этом отношении оба указанные органа общественного мнения,-- пресса и митинги--взаимно друг друга дополняют, друг другу помогают. Иногда печать выдвигает на очередь вопросы, которые затем дают повод к оживленным проявлениям общественного движения в форме митингов; иногда же митингам принадлежит инициатива в возбуждении вопросов, которые становятся темою деятельного обсуждения на столбцах и страницах периодической и непериодической печати. В деле выяснения и дебатирования различных вопросов на стороне митингов нередко оказывается значительное преимущество перед печатью в том отношении, что они являются более непосредственным и более внушительным выражением взглядов и желаний населения. Особенно рельефно выступает это преимущество в тех случаях, когда митинги служат ареною для выяснения тех или других вопросов руководителями и видными деятелями общественных групп или политических партий, когда ораторами перед многолюдным собранием выступают Гладстон и Морлей, или Сольсбери и Чемберлен, выясняющие справедливость, своевременность и общественную пользу того или другого решения какого-нибудь важного вопроса.

Можно отметить еще одно существенное значение публичных митингов в Англии. Они служат там органом контроля страны над управлением как внешними, так и внутренними делами. Облекая своего представителя в Парламенте обширными полномочиями участия в решении жизненных вопросов, население подвергает его предварительному испытанию, которое и совершается, главным образом, при посредстве публичных митингов: избиратели подают свои голоса в пользу того из кандидатов, программа которого полнее и вернее выражает их интересы и стремления, на которого они спокойнее мо-гут возложить защиту этих интересов. Вверив ее своему представителю, избиратели и впоследствии зорко следят за его деятельностью в парламенте; по крайней мере однажды в год каждый член Палаты Общин считает своим долгом отдать избирателям отчет в своем образе действий, что и совершается опять-таки на публичных митингах. Контролируя своих представителей и влияя на них, население этим самым осуществляет постоянный надзор над действиями Парламента, a следовательно и всей правительственной системы, сила которой покоится на доверии страны; в оценке же степени этого доверия весьма большую роль играют именно публичные митинги.

При таких условиях понятно, что публичные митинги и, наряду с ними, всевозможные ассоциации и союзы являются важным политическим институтом, значение которого отчетливо выступает в истории Англии, начиная с половины XVIII ст. Из многих поучительных примеров достаточно указать хотя некоторые.

Так, в ряду союзов, игравших видную роль, обращает на себя внимание, еще в эпоху ХVIII ct., основанная в 1787 г. ассоциация с целью уничтожения торговли невольниками. Это общество соединило в своих рядах представителей всех классов, без различия политических и религиозных направлений. Во главе его стали наиболее выдающиеся не уму и образованию деятели того времени. Пропаганда великой гуманной идеи велась без всяких насилий, путем убеждения, путем ее разъяснения и распространения сознания необходимости реформы при посредстве печати, публичных речей и парламентских петиций. Через двадцать лет благородная цель была достигнута: торговля невольниками была отменена законодательным путем (в 1807 году).

История Англии в XIX веке представляет длинный ряд чрезвычайно важных политических и общественных реформ. Проведение их в жизнь есть в значительной степени дело ассоциаций и публичных митингов. Парламентская реформа 1832 года, имевшая столь благодетельные последствия для политического развития Англии, надолго была бы отсрочена, если бы не энергическая деятельность многочисленных союзов, выяснивших необходимость этой реформы, сделавших сознание ее достоянием общественного мнения и тем подготовивших ее осуществление законодательным путем. То же следует сказать и о последующих двух парламентских реформах 1867 и 1881 гг.

Страницы: 1, 2, 3, 4



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.