на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Полиция союзов и собраний
p align="left">Важнейшие из постановлений о религиозных конгрегациях заключаются в следующем.

Никакая религиозная конгрегация не может быть образована без разрешения, даваемого особым законом, в котором должны быть определены условия ее функционирования[9].

Конгрегация не может создать ни одного нового учреждения иначе, как на основании декрета государственного совета.

Конгрегации, получившие разрешение, пользуются правами юридических лиц (подобно ассоциациям, признанным общественно-полезными). Каждая конгрегация ведет опись своих приходов и расходов и ежегодно составляет финансовый отчет за истекший год и инвентарную опись своих имуществ движимых и недвижимых. В месте управления конгрегации должен находиться полный список ее членов, с указанием их родовых имен, a также имен, которыми они обозначаются в конгрегации, их национальности, возраста и места рождения. Эти отчеты, описи и списки должны быть, по всякому требованию префекта, представляемы ему или его уполномоченному для обозрения на месте. Представители или директора конгрегации, которыми будут сделаны ложные заявления или которые откажутся исполнить указанное требование префекта, подвергаются уплате штрафа в размере от 16 фр. до 5.000 фр. и тюремному заключению от 6 дней до одного года.

Упразднение конгрегации или закрытие какого-либо учреждения может последовать по декрету совета министров[10].

Одною из главных задач при издании закона 1 июля 1901 г. было обеспечить закрытие, упразднение неразрешенных конгрегаций, так как имелось в виду положить конец терпимости, под покровом которой размножались эти союзы, в сущности запрещенные[11].

Конгрегация, образованная без разрешения, объявляется противозаконною. Входящие в состав ее лица подвергаются уплате штрафа в размере от 16 фр. до 5.000 фр. и тюремному заключению от 6 дней до одного года; учредители или администраторы такой конгрегаций подвергаются тому же наказанию в двойном размере.

Ликвидация имуществ, принадлежащих упраздненным конгрегациям, производится судебным порядком по правилам, установленным в законе 1901 года.

Таковы постановления закона 1 июля 1901 г. об ассоциациях. Отменяя ст. 291--294 уголовного кодекса и закон 10 апреля 1834 г., новый закон составляет значительный шаг вперед в отношении ко всякого рода светским союзам, освобождая их от разрешения правительственной власти и даже от предварительного об образовании их заявления в тех случаях, когда они не имеют в виду пользоваться правами юридических лиц. Во французской литературе с этим новым порядком связываются ожидания широкого развития общественной инициативы.--Постановления о религиозных конгрегациях, и в особенности их решительное применение на практике вызвали энергические протесты в некоторых слоях французского общества, недовольных теми ограничениями, которые установлены для конгрегаций. Целесообразность и правомерность этих ограничений едва ли однако могут вызывать серьезные сомнения, если принять во внимание бесспорно принадлежащее государству право противодействовать развитию учреждений, не соответствующих его потребностям и интересам. A такими именно учреждениями являлись некоторые религиозные конгрегации, в деятельности своей нередко уклонявшиеся от прямых задач своих. Что же касается других конгрегаций, то новый закон не делает их существования невозможным, a только ставит их в более определенные условия и подчиняет их контролю, в обеспечение общегосударственных интересов.

Германия. В средние века в Германии признавалась в принципе свобода союзов и собраний. Еще имперское законодательство XVI века ограничивалось воспрещением лишь тех обществ, которые преследуют явно противозаконные и недозволенные цели (указ 1555-го года). Впервые политические ограничения свободы союзов появились под влиянием римского права, многие положения которого путем так называемой рецепции получили характер действующего законодательства. Под сильным влиянием юристов, разрабатывавших римское право, сложилась теория, по которой считались непозволительными, незаконными все союзы, не имеющие прямого разрешения на существование. Дальнейшие ограничения свободы союзов и собраний появились в течение XVII ІІ XVIII столетий, с развитием полицейского государства. Кодекс прусского общего провинциального права 1794 года (Allgemeines Landrecht fur die preussischen Staaten) предоставил правительству право воспрещать всякие союзы посредством административных распоряжений; законодательным же порядком были воспрещены те союзы, цели которых направлены против общего спокойствия безопасности и порядка (gemeinen Kuhe, Sicherheit und Ordnung), a также и все тайные общества

Несколько позднее (эдиктом 1798 г.), под впечатлением событий французской революции, это воспрещение было распространено на все политические союзы. Эта мера была возобновлена и впоследствии, после образования Северо-Германского Союза: законом 1832 года были безусловно воспрещены союзы с политическими тенденциями, a для всякого рода общественных собраний и народных празднеств (Volksversammlungen und Volksfeste) сделано обязательным предварительное правительственное разрешение. Что же касается союзов, преследующих хозяйственные, интеллектуальные и общежительные цели, то образование их в большинстве немецких государств допускалось без полицейского дозволения.

Таковы основные черты законодательства, действовавшего до 1848 года, когда впервые в Германии был признан законодательным путем принцип свободы союзов и собраний. Он получил признание как в «основных правах» немецкого народа (Reichsverfassung 1849 года), так и в конституциях отдельных государств. Эти последние признали в принципе право подданных собираться и образовывать союзы без предварительного дозволения правительства; особые законы должны были установить ограничения свободы союзов и собраний и определить полномочия властей по отношению к тем и другим. Образцом для этого законодательства послужил французский закон 1848 года, который был применяем во Франции лишь в течение короткого промежутка времени.

Конституция Германской Империи 1870 года, включила в круг компетенции имперского законодательства и право союзов и собраний. Но до сих пор общего Имперского законодательства о них нет, и порядок их образования и деятельности регулируется в каждом отдельном государстве отдельными законоположениями, представляющими некоторые различия. Мы сделаем краткий обзор их по отношению к союзам и собраниям, при чем укажем некоторые наиболее существенные различия в законодательствах отдельных государств.

Как общее правило, образование союзов в Германии свободно, для этого не требуется- предварительного разрешения со стороны правительства. Тем не менее, союзы подлежат некоторым законодательным ограничениям и в известных случаях могут быть даже воспрещаемы правительственными органами.

Существеннейшие законодательные ограничения, имеющие в виду союзы и общества политические и общие всем немецким государствам, сводятся к следующему. Администраторы, распорядители этих союзов обязаны, в течение трехдневного срока, представить местным полицейским властям статуты (устав) союза и их изменения, a также список членов его или, по крайней мере, членов бюро (Vorstandsmitglieder). Союзы не должны принимать в число своих членов женщин, воспитанников учебных заведений, несовершеннолетних или неправоспособных лиц, a также военных. Союзам не разрешается соединяться в одну общую организацию с другими союзами того же рода. Неисполнение этих предписаний карается штрафом. Союзы не-политические, вообще, свободны от полицейских ограничений, хотя в некоторых государствах (напр., в Баварии) от организованных союзов, кроме тех, «которые подпадают под понятие гражданско-правовых и торговых обществ», требуется предварительное заявление, которое должно быть представлено местным полицейским органам.

Как указано, в известных случаях правительственные органы могут воспрещать союзы. В этом отношении наиболее существенны различия законодательств отдельных государств. Мотивами воспрещения союзов,--которое принадлежит обыкновенно полицейским учреждениям,-- являются интересы общественной безопасности. В Пруссии полицейские учреждения имеют полномочие лишь на предварительное закрытие союзов; окончательное же воспрещение может иметь место лишь в силу судебного решения.-- Баденское законодательство дает полицейским учреждениям право требовать--в видах общественного спокойствия сведений о существующих союзах, но не установляет для последних никакой обязанности предварительного извещения. Министерство внутренних дел может воспрещать союзы, которые противны государственным законам или нравственности, или угрожают государству или общественной безопасности.-- В королевстве Вюртембергском право запрещения не выражено законодательным образом, но оно допускается само собою в тех случаях, когда какой либо союз преследует противозаконные цели или отказывается от представления своих статутов.

Свобода собраний в Германии впервые была признана законодательством 1848 года. Статья 8-ая Основных прав (Grundrechten) гласит: «немцы имеют право собираться мирным образом и без оружия, при чем не требуется для этого особого дозволения. Народные собрания под открытым небом могут быть воспрещаемы в случае, если общественному порядку и спокойствию угрожает опасность». Эти положения лежат в основе действующего и в настоящее время законодательства о собраниях.

Собрания распадаются на публичные и не-публичные. Под последними разумеются те, в которые допускаются лишь известные, определенные лица, как напр. члены какого-нибудь союза или же лица, специально приглашенные или введенные. Публичные собрания--те, в которых могут присутствовать все желающие.

Законодательные ограничения права собраний состоят в следующем. Присутствующие на них не должны быть вооруженными (иметь при себе оружие). В собраниях, в которых обсуждению подлежат различные политические вопросы, не могут присутствовать военные. О таких политических собраниях необходимо доводить до сведения местных полицейских органов не позднее, как за 24 часа до их открытия[12]. Полицейским учреждениям предоставлено право иметь на собраниях своего представителя. Он имеет право распустить собрание в случае возможности нарушения им законов; он обязан сделать это, если собрание принимает беспорядочный характер. Распущение выражается в приказе разойтись. Так как о наличности достаточных к тому оснований судит только само присутствующее должностное лицо, то и приказ должен быть исполнен безусловно. Неповиновение влечет за собою штраф. В случае надобности, исполнение приказа может быть вынуждено употреблением военной силы. Собрания под открытым небом нуждаются в предварительном разрешении полиции и могут быть воспрещены ею, если они угрожают общественной безопасности. Они не могут быть допускаемы в пределах известного расстояния от резиденции монарха и законодательных палат в период их сессий.

Россия. У нас нет того явления, которое в западноевропейских государствах служит главным предметом полиции союзов и собраний. По условиям государственного строя России, в ней нет ни политических союзов, ни народных собраний или публичных митингов, которые, главным образом, имеются в виду рассмотренными нами законодательствами. Что же касается всякого рода других союзов и обществ (промышленных, ученых, благотворительных и т. под.), то в основе законодательства о них лежит необходимость предварительного разрешения на их образование со стороны правительственных органов[13]. Учредители всякого общества для получения этого разрешения должны представить на рассмотрение и утверждение правительства свой устав, в котором должны быт подробно указаны как цель общества, так и его организация и порядок деятельности. Всякие изменения в уставе также должны подлежать рассмотрению и утверждению правительственных органов.

Особенное внимание наше законодательство обращает на «противозаконные сообщества», которые подлежат запрещению, «Под опасением суда и ответственности по всей строгости законов»; в этих видах «всем начальством и полиции поставляется в обязанность неупустительно наблюдать, чтобы нигде и ни под каким предлогом таковых сообществ не учреждалось». Противозаконными сообществами наше законодательство признает: 1) «все тайные общества, с какою бы целью они ни были учреждены; 2) все преследующие вредную цель сборища, собрания, сходбища, товарищества, кружки, артели и проч., под каким бы наименованием они ни существовали, образовавшиеся или действующие по соглашению между собою нескольких лиц; 3) все те общества, которые, по исходатайствовании надлежащего на оные разрешения, уклонятся от цели их учреждения, или станут прикрывать благовидными действиями такое направление, которое в каком-либо отношении вредно для государственного благоустройства пли общественной нравственности, и 4) все те сообщества, которые воспрещены обнародованным в установленном порядке положением Комитета Министров» (ст. 118 устава о предупр. и пресеч. преступлений, изд. 1890). В уложении о наказаниях (разд. IV, гл. 6) предусматриваются и иные виды «противозаконных сообществ», подлежащих уголовному преследованию. Ближайшее изучение мер в отношении их относится к области особенной части уголовного права.

Что касается собственно собраний, то по отношению к ним в законодательстве нашем устанавливаются различные полицейские ограничительные меры. В виде общего положения, „запрещаются сходбища и собрания для совещания или действия, общей тишине и спокойствию противных» (ст. 111, изд. 1890 г.). «,Когда соберется народ в шумном и беспорядочном скопище, то полиция должна заставить толпу разойтись по домам, a в случае нужды и при недостаточности полицейских средств, могут быть призваны войска» (ст. 113).

В связи с этим стоит ряд мер о предупреждении и пресечении беспорядков при публичных собраниях, увеселениях и забавах. Как общее правило, «полиция обязана иметь прилежный надзор, чтобы во время публичных собраний, шествий, празднеств и разъездов в публичных местах, беспорядков не происходило, и для сего, в потребных случаях, она требует содействия войск» (ст. 128). На основе этого общего положения в, соответственных статьях уст. о предупр. и пресеч. преступлений изложены подробные меры к охранению благочиния при «домашних» и «общенародных» (т. е. общественных, публичных) забавах, увеселениях и представлениях (ст. 134--148).

1] A. Dicey, Lectures introductory to the Study of the Law of the Constitution. Lond. 1886 (стр. 285). Русский перевод, стр. 206.

[2] Подробный обзор истории публичных митингов в Англии. в связи с характеристикою политических и общественных движений, дает сочинение -- Генри Джефсона, Платформа, ее возникновение и развитие (История публичных митингов в Англии. Перев. с англ. под. ред. проф. В.О. Дерюжинского. Два тома. Спб. 1901.

[3] I. Stephen. New Commentaries on the Laws of England. Lond. 1874. tom IV. стр. 197 и след.

[4] Водворение в какой-либо определенной местности, причем обвиненный может быть подвергаем различного рода принудительным работам (Stephen, IV стр. 449 и сл.).

[5] Ее однако можно вывести из постановления ст. 11 декларации: «Свободное сообщение мыслей и взглядов есть одно из драгоценнейших прав человека».

[6] Полагали, что свобода собраний покоится на принципах 1789 г. и на указанном выше постановлении конституции 1791 г. и что издававшиеся в разное время ограничительные декреты имели лишь временный характер. Правительство, замечает по этому доводу проф. Бертелеми, не отвергая этой аргументации, указывало, что внесенное в текст закона 1791 г. постановление «en satisfaisant aux lois de police») дает ему право воспретить полицейским распоряжением, любое публичное собрание. Этим правом воспользовался Гизо для противодействия кампании «национальных банкетов», предпринятой в 1848 г. оппозицией. Это, как известно, послужило одним из главных поводов к революции, низвергшей Людовика-Филиппа. См Berthelemy, стр. 281--282.

[7] Ст. 910 гражданского кодекса обуславливает получение дара или легата особым разрешением (decret d'autorisation). Закон 4февраля 1901 г. устанавливает необходимость разрешения префекта для принятия даров и легатов в форме движимости без ограничения суммы, a в форме недвижимости - ценностью до 3000 фр. Для принятия недвижимости ценностью свыше 3000 фр. необходим декрет.

[8] По данным последнего времени, общая ценность недвижимых имуществ, принадлежащих 1,517 конгрегациям, составляет 1 миллиард 33 миллиона франков. Из этой суммы 431 миллион принадлежат 744 конгрегациям непризнанным (non recoimues). Последних конгрегаций при действии нового закона не может быть вовсе.

[9] По указанию проф. Бертелеми, это положение является повторением предписаний законов, изданных в 1790г., в XII г. и в 1817 г. Berthelemy, стр. 311.

[10] Декрет этот есть акт дискреционный. Он может быть обжалован лишь по нарушению требуемых форм. Berthelemy, стр. 312.

[11] В виду того значения, какое конгрегации всегда имели в области школьного дела. весьма важною является статья 14-ая закона 1901 г.. в силу которой никто не может быть допущен к управлению учебным заведением, какого бы рода оно ни было, ни непосредственно, ни через подставное лицо, если он принадлежит к не получившей разрешения религиозной конгрегации. Виновные в нарушении этого постановления подвергаются уплате штрафа от 16 фр. до 5.000 фр. и тюремному заключению от 6 дней до одного года. В обвинительном приговоре может быть, сверх того, постановлено о закрытии учреждения.

[12] Этого заявления не нужно по отношению к собраниям организованных союзов, в уставах которых предусмотрены время и место собрания.

[13] Запрещается всем и каждому заводит и вчинать в городе общество, товарищество, братство или иное подобное собрание без ведома или согласия правительства (ст. 116 уст. о предупреждении и пресечении преступлений, изд. 1890 года).

Страницы: 1, 2, 3, 4



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.