на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Полиция союзов и собраний
p align="left">После февральской революции конституция 1848 года провозгласила свободным право граждан составлять союзы и собираться «мирным образом и без оружия». Пределом этой свободы конституция объявляет «права или свободу других и общественную безопасность». Вскоре, однако, эта свобода была значительно ограничена, сначала предоставленным правительству законами 1849, 1850 и 1851 годов правом «воспрещать клубы и другие общественные собрания, которые по характеру своему способны компрометировать общественную безопасность», a затем специальным декретом 25-го марта 1852 года, восстановившим прежние ограничения. Вот существеннейшие черты нового законодательства, имевшие применение одинаково как к союзам, так и к собраниям. Во 1-х, всякие политические союзы, как тайные, так и открыто существующие, a также клубы и публичные политические собрания подлежат безусловному воспрещению; во 2-х, всякие союзы и публичные собрания, число членов которых свыше 20-ти, каковы бы ни были их предметы и задачи (религиозные, экономические, научные, литературные и даже избирательные), должны необходимо получить предварительное разрешение правительства; в 3-х, свободными от него являются лишь союзы и собрания, число членов которых не превышает 20-ти.

Во второй половине царствования Наполеона III был предпринят ряд реформ в либеральном духе. Между прочим они коснулись и занимающего нас предмета. Закон 6-го июня 1868 г. в значительной степени устраняет те стеснительные условия, в которых находились собрания. В силу этого закона, в некоторых случаях собрания могут иметь место без предварительного разрешения правительства. Необходимость этого разрешения сохраняется только для тех собраний, которые имеют своим предметом обсуждение политических или религиозных вопросов. Исключением в этом отношении являются лишь собрания избирательные, которые могут иметь место 6ез предварительного разрешения в период времени, следующий за обнародованием декрета о созыве избирательной коллегии и до пятого дня по окончании выборов. Что касается до всех прочих собраний, имеющих своим предметом вопросы научные, литературные, художественные, промышленные и пр., то они могут иметь место без предварительного разрешения. От них требуется лишь заблаговременное заявление (не менее, как за три дня), с обозначением времени и места собрания, a также и предмета его, за подписью семи лиц, имеющих жительство в той общине, где предполагается собрание. Собрание должно происходить непременно в закрытом, помещении и иметь бюро (из председателя и двух ассистентов), на обязанности которого лежит наблюдение за порядком.

Закон 1868. года имеет в виду лишь собрания-- reunions publiques; что же касается до союзов, ассоциаций, то они продолжали регулироваться постановлениями уголовного кодекса (ст. 291--294) и закона 1834 года до издания специального закона 1 июля 1901 года об ассоциациях. Право же устройства собраний регулируется в настоящее время законом 30 июня 1881 года (La loi sur les reunions publiques).

Сущность этого закона выражена следующим образом в докладе, который сопровождал внесение его в законодательное собрание: «новый закон дает гражданам возможность собираться, когда они хотят, где они хотят, и обсуждать все то, что они пожелают. Сохраняемые законом формальности представляют собою не преграды, а гарантии как для самих граждан, так и для правительства».

По этому закону, общественные собрания, каков бы ни был предмет их, не подлежат более предварительному разрешению правительства. Закон ограничивается лишь требованием заблаговременного заявления, за 24 часа до начала собрания, со стороны двух лиц, из которых, одно должно иметь местожительство в данной общине. Это заявление представляется в Париже--префекту полиции, в департаментах и округах--префекту и супрефекту, a в прочих местах--мэру общины. В представлении этих заявлений выдается расписка. Суточный срок представления заявления сокращается до двух часов для собраний избирательных.

В заявлении должна быть указана цель собрания,-- имеет ли оно своим предметом публичное чтение (conference), или публичное обсуждение какого-нибудь вопроса, или же избирательные цели. Собрания не могут иметь места на улицах или дорогах (sur la voie publique); но, с другой стороны, не требуется, как это было ранее (по зак. 1868 г.), чтобы оно непременно происходило в закрытом помещении. Таким образом, они могут иметь место и на открытом воздухе, одним словом, в любом месте, лишь бы оно не составляло voie publique. Здесь закон имеет в виду предупреждение беспорядков, могущих произойти от стеснения уличного движения. Собрания не могут происходить позднее 11 часов вечера, за исключением лишь тех местностей, в которых не означен более поздний час для закрытия публичных мест (кафе, ресторанов и т. п.).

Каждое собрание должно иметь избираемое им бюро, по крайней мере, из трех лиц. На обязанности его лежит соблюдение порядка, предотвращение нарушения законов, сохранение за собранием характера его, указанного в заявлении, a также воспрещение произносить речи, противные общественному порядку и добрым нравам или представляющие собою возбуждение к совершению какого-либо преступления.

Правительственные органы (префект, супрефект или мэр) могут командировать для присутствования в собрании должностное лицо административное или судебное, Оно имеет право закрыть собрание, но лишь в двух случаях: во 1) если того требует бюро; во 2) в случае насилий (collisions et voies de fait).

Особая статья (ст. 7) гласит, что «клубы остаются запрещенными». Эта статья вызвала в литературе административного права много возражений и нелишенных справедливости критических замечаний по поводу неудачного редактирования ее. Если под клубами разуметь ассоциации, то закон 1881 года, говорящий лишь о собраниях, неприменим к ним. Если же клубы представляют собою последовательную серию публичных собраний, то они, конечно, могут иметь место, раз только будут соблюдаемы установления законом 1881 г. требования. Эта статья является странным, с кодификационной точки зрения, переживанием тех опасений, какие породили в умах целого ряда поколений революционные клубы, особенно времен террора и Конвента. Указанное запрещение не имеет в виду тех общественных собраний частного характера, которые обыкновенно носят это название, заимствованное из английского языка и получившее право гражданства между прочим и у нас. Во Франции, впрочем, это название в таком применении употребляется очень редко: то, что мы понимаем под словом «клуб», носит там название cercle.

Таковы основные черты современного французского законодательства о собраниях. Что же касается союзов, ассоциаций, то они в настоящее время регулируются законом 1 июля 1901 года, существенно изменившим тот режим, которому до сих пор подлежали всякого рода союзы, преследующие нематериальные задачи -- политические, моральные, благотворительные, научные, литературные, художественные и т. п. (общества и товарищества промышленные, торговые и иные, преследующие какие-либо материальные выгоды, регулируются особыми законодательными нормами, которые ни в чем не изменяются новым законом об ассоциациях).

По определению ст. 1, «ассоциация есть соглашение двух или нескольких лиц, по которому они отдают свои познания или свои силы на постоянное служение какой-либо цели, не имеющей в виду извлечения выгод».

Всякого рода ассоциации могут быть образуемы свободно, лишь бы только не имелось в виду что либо не-дозволенное, противное законам и добрым нравам, или направленное к причинению ущерба целости национальной территории или республиканской форме правления» (ст. 3).

Новый закон различает три вида ассоциаций: 1) ассоциации негласные, 2) ассоциации заявленные и 3) ассоциации, признанные общественно-полезными.

Ассоциации негласные учреждаются простым соглашением участвующих в них лиц, при чем не требуется предварительного заявления. Такие ассоциации законом не признаются юридическими лицами; они не пользуются юридическими правами (вчинять судебные иски и отвечать по ним и т. п.).

Об ассоциации, желающей пользоваться юридическими правами, должно быть представлено предварительное заявление (declaration prealable) в префектуру того департамента или в супрефектуру того округа, в котором будет находиться управление ассоциации. В заявлении должны быть указаны название и задача ассоциации, место нахождения ее учреждений, a также имена, профессии и места жительства тех лиц, на которых в каком-либо качестве возлагается заведывание или управление ассоциациею. При заявлении должен быть представлен устав ассоциации в двух экземплярах. Ассоциации обязаны, под угрозою штрафа (от 16 фр. до 200 фр.), доводить до сведения, в трехмесячный срок, о всех переменах в их управлении, a также о всех изменениях, вносимых в их уставы.

Заявленные ассоциации, становясь юридическими лицами, могут, без какого-либо специального разрешения, вчинять иски и отвечать по ним, a также приобретать, владеть и управлять, помимо пособий от государства, департаментов и коммун: 1) взносами своих членов или суммами, уплачиваемыми единовременно взамен этих взносов, причем суммы эти не могут превышать 500 фр.; 2) помещением для администрации ассоциации и для собраний членов последней; 3) недвижимостями вполне необходимыми (strictement necessaires) для осуществления задачи> которую ставят себе ассоциации.

Ассоциации могут приобрести более широкие права путем признания их «общественно-полезными» (d'utilite publique) в силу декретов, издаваемых в форме административных регламентов.

Важнейшим преимуществом таких ассоциаций является право получать дары и легаты на условиях, предусматриваемых ст. 910 гражданского кодекса и законом 4 февраля 1901 г.[7] Не разрешается принимать дары движимые или недвижимые под условием сохранения за дарителями пожизненного пользования.

Ассоциации, признанные общественно-полезными, мо-гут совершать все акты гражданского оборота, не воспрещаемые их уставами, но они не могут иметь в своем владении или приобретать какие-либо недвижимости кроме необходимых для целей, ими преследуемых. Все ценности ассоциации должны быть помещены в именных бумагах.

Для закрытия ассоциации закон устанавливает судебный порядок: о закрытии ее постановляется решение гражданского суда, либо по прошению всякого заинтересованного лица, либо по представлению прокурорского надзора. Закрытие ассоциации может последовать, во 1-х, в том случае, если она имеет в виду что-либо недозволенное, противное законам или добрым нравам, или если она имеет своею целью причинение ущерба целости национальной территории или республиканской форме правления, во 2-х. в случае нарушения постановлений закона о своевременном сообщении изменений в управлении или в уставе ассоциации. Исполнение соответственных решений гражданского суда обеспечивается уголовною санкциею: по статье 8, § 2, учредители, директора или администраторы ассоциации, которая после судебного решения о ее закрытии будет продолжать или незаконно возобновит свое существование, подвергаются уплате штрафа в размере от 16 фр. до 5.000 фр. и тюремному заключению от 6 дней до одного года. Такому же наказанию подвергаются все те лица, которые будут содействовать собранию членов упраздненной ассоциации путем предоставления в ее распоряжение помещения, которым они располагают.

Административная власть может закрыть ассоциацию лишь в одном случае: ассоциации, в составе которых большинство -- иностранцы, a также те, в которых заведующими являются иностранцы или которые имеют свое управление за границею, если они в деятельности своей нарушают нормальные условия обмена ценностей или товаров, или угрожают внутренней или внешней безопасности государства, в условиях, предусмотренных статьями 75 --101 уголовного кодекса, могут быть закрыты декретом президента республики, прошедшим через совет министров. Учредители, директора или заведующие ассоциацией, которая после декрета о ее закрытии будет продолжать или незаконно возобновит свое существование, подвергаются наказаниям, установленным ст. 8, § 2 (см. выше).

В случае закрытия ассоциации, имущества ее переходят согласно постановлениям устава или, при отсутствии таких постановлений, по правилам, установленным на общем собрании членов ассоциации.

Отдельное место в законе 1901 г, занимают постановления о религиозных конгрегациях. Под этим термином во французском праве разумеются ассоциации людей, соединяющихся для совместной религиозной жизни, либо в видах более строгого соблюдения учения церкви, либо для распространения религиозных доктрин посредством примера, обучения или проповеди.

В постановлениях закона 1901 года о религиозных конгрегациях подробно регулируются порядок обязательного для всех таких союзов разрешения, которое будет даваться каждый раз специальным законом, далее порядок и условия деятельности конгрегаций, установляются имущественные права их, наконец правила ликвидации имуществ, принадлежащих упраздненным конгрегациям. Н основе важнейших из постановлений нового закона о конгрегациях лежат принципы, которые уже давно были выработаны французским законодательством, но которые в своем осуществлении на практике нередко встречали затруднения и прямое или косвенное противодействие со стороны конгрегаций. Положения закона 1 июля 1901 г. (и особенно правила, устанавливаемые декретами 16 августа), имеют в виду создать более действительные меры контроля над, образованием и деятельностью религиозных конгрегаций и предупредить возможность возникновения недозволенных конгрегаций и скопления в их руках, в больших размерах, недвижимой собственности, которая, делаясь неотчуждаемым достоянием их, извлекается из гражданского оборота[8].

Страницы: 1, 2, 3, 4



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.