на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Понятие необщедоступной информации. Коммерческая и государственная тайна
p align="left">Мы считаем, что компания должна иметь собственный комплекс мер по защите коммерческой тайны. От работников требуется следить за тем, чтобы конфиденциальные документы не находились на виду; чтобы в отсутствие сотрудников на рабочем месте их кабинеты были закрыты, а конфиденциальная информация убрана в столы или запирающиеся шкафы; чтобы при включении компьютеров система требовала ввода паролей, а переносные компьютеры были прикреплены к столам, и т. п.

Органы государственной власти, иные государственные органы и органы местного самоуправления имеют право на доступ к коммерческой тайне в пределах установленной для них компетенции законодательством РФ. Лица, обладающие коммерческой тайной, обязаны предоставить ее органам государственной власти, иным государственным органам и органам местного самоуправления по их требованиям в пределах компетенции указанных органов в случаях, установленных законодательством РФ.

Органы государственной власти, иные государственные органы и органы местного самоуправления обязаны обеспечить охрану коммерческой тайны, полученной ими в соответствии с законодательством РФ, от разглашения и неправомерного использования должностными лицами и иными служащими указанных органов, которым она стала известна в связи с выполнением ими служебных обязанностей. Информация, составляющая коммерческую тайну, охраняется в указанных органах как служебная тайна.

Для реализации требований Федерального закона «О коммерческой тайне» необходимо создание и внедрение комплексной системы защиты информации. Информация приобретает статус коммерческой тайны, если отнесена к коммерческой информации на законном основании и к ней применены меры по ограничению ее распространения, то есть в отношении нее введен режим коммерческой тайны. Режим коммерческой тайны считается установленным после выполнения следующих мер:

· Составление перечня защищаемой информации. Перечень информации, составляющей коммерческую тайну, является одним из основополагающих внутренних документов компании, регламентирующий информацию, которая относится к коммерческой тайне. Данный документ составляется согласно законодательно установленных критериев и норм.

· Организация доступа к информации. Разрабатывается комплекс внутренних нормативных документов, регламентирующих порядок доступа и учет должностных лиц к информации, составляющей коммерческую тайну, а также объем данных, к которым они могут получить доступ. Организовывается технический доступ, предполагающий применение технических средств ограничения доступа сотрудников к тем или иным информационным ресурсам компании.

· Реализация договорных отношений между работниками компании, контрагентами по использованию данных, являющихся коммерческой тайной.

· Нанесение на материальные носители, содержащие конфиденциальную информацию, грифа “Коммерческая тайна”.

· Ознакомление и инструктаж персонала компании по внутренним процедурам работы с информацией, являющееся коммерческой тайной.

Обладатель коммерческой тайны может защищать свои права в административном порядке (в случаях, указанных в законе, через федеральный антимонопольный орган) или в судебном порядке (через суд, арбитражный суд, третейский суд) способами, установленными в законах.

За разглашение (умышленное или неосторожное), а также за незаконное использование информации, составляющей коммерческую тайну, предусмотрена ответственность -- дисциплинарная, гражданско-правовая, и уголовная.

Новый российский Кодекс об административных правонарушениях не содержит норм, которыми бы устанавливалась ответственность за разглашение коммерческой тайны предприятия его работниками или иными лицами. Разглашение коммерческой тайны предприятия может повлечь за собой и привлечение виновного лица к уголовной ответственности. Ответственность может наступить только за умышленные действия должностных лиц предприятия, которые привели к утечке сведений, а также нанесли предприятию имущественный и иной ущерб.

Несмотря на то, что понятие «коммерческая и служебная тайна» - категория гражданско-правовая, ответственность работников предприятия за допущенную утечку информации, являющейся такой тайной в соответствии с Гражданским кодексом не наступает. Данный вопрос регулируется российским Трудовым Кодексом, поскольку между предприятием (нанимателем) и работником существуют трудовые отношения. Однако меры гражданско-правовой ответственности могут применяться к лицам, которые, хоть и не состояли в трудовых отношениях с предприятием, но находились с ним в иных, например, договорных правоотношениях. Зачастую сведения, которые касаются деятельности одного предприятия, становятся известны другому предприятию в связи с исполнением заключенных договоров, реализации совместных проектов и т.д. Почти всегда в таких случаях тексты проектов договоров и соглашений, которые подписываются сторонами, содержат положения о недопустимости разглашения сведений, носящих конфиденциальный характер и составляющих предмет коммерческой тайны предприятия. Стороны, кроме этого, как правило, в соответствии с принципом свободы договора, устанавливают ответственность за нарушение данных положений договора (соглашения) - т. о. в случае разглашения коммерческой тайны контрагентом пострадавшая сторона имеет право взыскать с него прямой и косвенный ущерб (упущенную выгоду), причиненный подобным действием. Ответственность наступает и в случае умышленных действий, и тогда, когда утечка информации произошла в результате неосторожности контрагента (его работников).

Представляется, что разглашение контрагентом сведений, хоть и относящихся к предмету коммерческой тайны пострадавшего предприятия, но не отраженные в тексте подписанного договора как конфиденциальные и не подлежащие распространению, не может служить основанием привлечения контрагента к ответственности.

Трудовой Кодекс РФ содержит положения, устанавливающие материальную ответственность работника за ущерб, причиненный нанимателю (ст. 238). Однако ее размер ограничен одним средним месячным заработком работника (ст. 241 ТК). Возможность взыскания ущерба в полном объеме существует лишь в случаях, когда с работником был в установленном порядке подписан договор о полной материальной ответственности (ст. 242 ТК).

Следует отметить, что законом с работника разрешено взыскивать лишь прямой ущерб, а косвенный (упущенная выгода) взысканию в любом случае не подлежит (ч.1 ст. 238 ТК). Поскольку ущерб от установленного факта разглашения коммерческой тайны предприятия очень трудно поддается имущественной оценке, можно сделать вывод о том, что с виновного работника вряд ли возможно взыскать сумму возмещения, которая реально восполнила бы утечку конфиденциальных сведений о предприятии к третьим лицам.

Уголовная ответственность может наступить за незаконные получение и разглашение коммерческой тайны, предусмотренные ст.183 Уголовного кодекса РФ.

Таким образом, информация, составляющая коммерческую тайну, должна отвечать следующим критериям:

1. иметь ценность для ее обладателя (то есть обладатель этой информации при прочих равных условиях должен иметь преимущество перед остальными участниками рынка, такой информацией не владеющими);

2. не быть известной третьим лицам. Если мы владеем информацией, необходимой для достижения успеха, но при этом ту же самую информацию можно найти в общедоступных источниках (например, Интернет, СМИ), то мы не сможем защитить наши права на такую информацию в случае их нарушения;

3. быть защищенной от ее получения третьими лицами на законных основаниях (за исключением тех случаев, когда обладатель информации предоставляет ее по мотивированному требованию государственных органов);

4. обладатель такой информации должен ввести в отношении нее режим коммерческой тайны (то есть разработать и внедрить комплекс мер, направленных на защиту такой информации).

В заключении отметим, что правовая охрана прав на коммерческую тайну возникает с момента установления фактической монополии обладателя на информацию составляющую для него коммерческую тайну (в соответствии с требованиями, установленными законом), и действует бессрочно на весь период соблюдения этих требований, предъявляемых к охраняемой тайне.

Охраноспособность прав на коммерческую тайну не требует государственной регистрации и проверяется только при нарушении (оспаривании) прав на коммерческую тайну.

3.3 Защита государственной тайны

Потребности общества в расширении свободного обмена информацией сочетаются с необходимостью сохранения отдельных регламентированных ограничений на ее распространение.

Защита государственной тайны является одним из наиболее важных направлений деятельности государственных органов. Россия тратит огромные бюджетные средства на обеспечение и защиту безопасности страны и ее граждан. Объектом тяготения иностранных разведок являются защищаемые государством важнейшие сведения (государственная тайна) о состоянии обороноспособности страны, ее внешнеполитическом, экономическом, разведывательном, контрразведывательном и научно-техническом потенциале.

Советское уголовное законодательство неоднократно обращалось к вопросу о мерах, обеспечивающих охрану государственной тайны, о мерах борьбы со шпионажем. Задачи усиления охраны государственной тайны в послевоенное время нисколько не ослабли, а, наоборот, усилились. Поэтому изданный 9 июня 1947 года указ, установив единство уголовного законодательства по этому вопросу, предусмотрел три состава преступления: разглашение государственной тайны, утрату документов и иных материалов, содержащих государственную тайну, и оглашение за границей изобретений, открытий и усовершенствований, составляющих государственную тайну. За совершение перечисленных видов преступлений указом предусмотрены различные наказания -- от четырех до двадцати лет заключения в исправительно-трудовых лагерях, если только эти действия не должны быть квалифицированы как измена родине: или шпионаж.

Еще в 1926 году Совет Народных Комиссаром СССР опубликовал перечень сведений, составляющих государственную тайну. Этот перечень в настоящее время уже устарел. Поэтому в июне 1947 года Совет Министров СССР опубликовал свое постановление «Об установлении перечня сведений, составляющих государственную тайну, разглашение которых карается по закону». В этом перечне выделены: сведения военного характера, сведения экономического характера, сведения об открытиях, изобретениях и усовершенствованиях невоенного характера и сведения иного рода.

Таким образом, к середине 1947 года советское уголовное законодательство обогатилось четырьмя в высшей степени важными законами, направленными на усиление борьбы с преступностью в условиях послевоенного времени.

В настоящее время в адрес российских правоохранительных органов и суда звучат упреки как внутри страны, так и в основном из-за рубежа. В этой части была принята в 2007 г. специальная Резолюция Парламентской Ассамблее Совета Европы "О шпиономании в России". Анализировался ряд громких дел по обвинению в шпионаже ученых, журналистов и адвокатов в России. Признали нарушение фундаментальных принципов, гарантирующих справедливость судебных разбирательств по делам неоправданного ограничения свободы выражения мнения и информации, судебные процессы имели затяжной характер, длительные сроки предварительного заключения, нарушался принцип равенства сторон, судебные заседания были закрытыми, что не укрепляло уверенность общественности в их справедливости, жесткость назначенных наказаний в виде лишения свободы, не совпадающая с практикой других стран - членов Совета Европы.

Защите государственной тайны, посвящена глава VI Закона «О Государственной тайне». К органам защиты государственной тайны относятся: межведомственная комиссия по защите государственной тайны; федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области обеспечения безопасности, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области обороны, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области внешней разведки, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области противодействия техническим разведкам и технической защиты информации, и их территориальные органы; органы государственной власти, предприятия, учреждения и организации и их структурные подразделения по защите государственной тайны.

Органы государственной власти РФ, органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления во взаимодействии с органами защиты государственной тайны, расположенными в пределах, соответствующих территории:

- обеспечивают защиту преданных им другими органами государственной власти, предприятиями, учреждениями и организациями сведений, составляющих государственную тайну, а также сведений, засекречиваемых ими;

- обеспечивают защиту государственной тайны на подведомственных им предприятиях, в учреждениях и организациях в соответствии с требованиями актов законодательства РФ;

- обеспечивают в пределах своей компетенции проведение проверочных мероприятий в отношении граждан, допускаемых к государственной тайне;

- реализуют предусмотренные законодательством меры по ограничению прав граждан и представлению льгот лицам, имеющим либо имевшим доступ к сведениям, составляющим государственную тайну;

- вносят в полномочные органы государственной власти предложения по совершенствованию системы защиты государственной тайны.

Органы судебной власти:

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.