p align="left">- рассматривают уголовные и гражданские дела о нарушениях законодательства РФ о государственной тайне; - обеспечивают судебную защиту граждан, органов государственной власти, предприятий, учреждений и организаций в связи с их деятельностью по защите государственной тайны; - обеспечивают в ходе рассмотрения указанных дел защиту государственной тайны; - определяют полномочия должностных лиц по обеспечению защиты государственной тайны в органах судебной власти. Административно-наказуемыми деяниями в области защиты государственной тайны по Кодексу об административных нарушениях РФ являются нарушения правил защиты информации (ч.ч. 3 и 4 статьи 13.12 КоАП РФ) и незаконная деятельность в области защиты информации (ч. 2 ст. 13.13 КоАП РФ). Нарушения правил защиты информации в рассматриваемой области проявляются: во-первых, в нарушении условий, предусмотренных лицензией на проведение работ, связанных с использованием и защитой информации, составляющей государственную тайну, созданием средств, предназначенных для защиты информации, составляющей государственную тайну, осуществлением мероприятий и (или) оказанием услуг по защите информации, составляющей государственную тайну, что влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на юридических лиц - от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей (ч. 3 ст. 13.12 КоАП РФ); во-вторых, в использовании несертифицированных средств, предназначенных для защиты информации, составляющей государственную тайну, что влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей с конфискацией несертифицированных средств, предназначенных для защиты информации, составляющей государственную тайну, или без таковой (ч. 4 ст. 13.12 КоАП РФ). Незаконная деятельность в области защиты информации в данной области заключается в занятии видами деятельности, связанной с использованием и защитой информации, составляющей государственную тайну, созданием средств, предназначенных для защиты информации, составляющей государственную тайну, осуществлением мероприятий и (или) оказанием услуг по защите информации, составляющей государственную тайну, без лицензии, что влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей с конфискацией созданных без лицензии средств защиты информации, составляющей государственную тайну, или без таковой (ч. 2 ст. 13.13КоАп РФ). Уголовная ответственность может наступить за незаконные получение и разглашение коммерческой тайны, предусмотренные в ст.183 УК РФ, а так же за государственную измену ст. 275 Уголовного кодекса РФ. Государственная измена может совершаться в форме шпионажа, выдачи государственной тайны или ином оказании помощи иностранному государству, иностранной организации или их представителям в проведении враждебной деятельности в ущерб внешней безопасности Российской Федерации. Государственную тайну составляют сведения строго ограниченных областей жизни и деятельности государства (военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной, оперативно-разыскной); они содержатся в материальных объектах, в том числе в физических полях в виде символов, образов, сигналов, технических решений и процессов; эти сведения подлежат засекречиванию и имеют три грифа: "особой важности", "совершенно секретно", "секретно"; допуск к этим сведениям ограничен; за противоправное разглашение государственной тайны наступает уголовная ответственность. Таким образом, обеспечение безопасности государства заставляет делать исключение из общего принципа открытости информации, вводить ограничение в сфере поиска, получения, хранения и обмена информацией, устанавливать режимы защиты сведений, составляющих государственную тайну. Правовой институт государственной тайны - инструмент современного демократического государства. Институт государственной тайны на сегодня является основной составляющей системы информационной безопасности, которая, в свою очередь, занимает ведущее место в системе национальной безопасности государства. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Принимая во внимание вышеизложенное, можно сделать вывод о том, что правоотношения, складывающиеся по поводу информации, весьма разнообразны и регулируются нормами Конституции РФ, Гражданского и иных кодексов РФ, а также различных законов, включая Закон о коммерческой тайне, о государственной тайне, и подзаконных нормативных актов, то есть содержатся как в специальных нормативных актах, так и в источниках иных отраслей права. Следует отметить также тот факт, что содержание правовых норм об информации вносит некоторую путаницу в определение понятия информации как объекта гражданских правоотношений. Всю информацию, как объект правового регулирования, можно разделить на две большие группы - это общедоступная информация, необщедоступная информация. В своей дипломной работе мы рассмотрели два вида необщедоступной информации , такие как коммерческая тайна и государственная тайна. Коммерческая тайна, являясь одним из важнейших средств обеспечения конкурентоспособности и защиты экономических интересов субъектов предпринимательской деятельности и представляя собой понятие, исторически сложившееся в российской правовой доктрине и закрепленное в российском законодательстве, имеет в силу своей оригинальности по сравнению с другими способами защиты необщедоступной (закрытой) информации приоритетное значение перед такими часто используемыми в российской и зарубежной деловой практике терминами как торговые секреты, секреты производства, торговая тайна, производственная тайна и т.п. Характеризуя коммерческую тайну как объект гражданских правоотношений, законодатель наделил ее тремя следующими существенными признаками: ее действительная либо потенциальная ценность в силу неизвестности третьим лицам, отсутствие доступа на законном основании и принятие правообладателем мер к охране ее конфиденциальности. При этом анализ правоприменительной практики, проектов нормативных актов и научной литературы позволяет говорить о том, что субъектами прав на коммерческую тайну являются правообладатель (при этом ни одно научное исследование не говорит о собственнике) и конфидент коммерческой тайны. В качестве указанных субъектов могут выступать российские и иностранные предприниматели - как без образования юридического лица, так и юридические лица - коммерческие и некоммерческие организации, а также физические лица. Право на коммерческую тайну представляет собой исключительное право особого рода, не являющееся исключительным правом в его традиционном понимании, но близкое природе исключительного права. Что касается содержания прав на коммерческую тайну, то сюда можно отнести право устанавливать, изменять и отменять режим коммерческой тайны, право использовать коммерческую тайну, а также право на защиту коммерческой тайны любыми законными способами. Основаниями для возникновения указанных прав являются установление режима коммерческой тайны, заключение соответствующего договора, получение таковых сведений должностным лицом государственного органа, а также самостоятельное получение конфиденциальной информации в ходе независимого исследования, систематических наблюдений или иной деятельности. То есть имеются в виду случаи, когда третье лицо законным путем получит аналогичные сведения и предпочтет сохранению в тайне их обнародование и (или) получение на них соответствующего охранного документа - патента. К основаниям прекращения прав на коммерческую тайну относится отмена соответствующего режима либо истечение его срока, содержание условий договора или иного соглашения, а также отнесение указанной информации к перечню сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну. Защита прав на коммерческую тайну осуществляется на основании заключения лицензионного договора или договора о передаче ноу-хау при фактическом его использовании третьим лицом - добросовестным приобретателем в своих интересах, а также в судебном порядке всеми предусмотренными законом способами. Распоряжение коммерческой тайной выражается через раскрытие указанной информации, а также передачу прав на нее другому лицу в соответствии с гражданско-правовым договором. Базовым законом института государственной тайны является Закон РФ «О государственной тайне», который регулирует отношения, возникающие в связи с отнесением сведений к государственной тайне, их рассекречиванием и защитой в интересах обеспечения безопасности Российской Федерации. Законодатель так определяет понятие государственной тайны: «государственной тайной являются защищаемые государством сведения и области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности , Российской Федерации» (ст. 2 Закона РФ «О государственной тайне»). Для государственной тайны устанавливается особенный правовой режим, суть которого заключается в жестком ограничении доступа к такой информации, надежной защите ее от несанкционированного доступа и четком определении круга лиц, которым предоставляется доступ к такой информации. Основными объектами информационных правоотношений в области государственной тайны выступают сведения, составляющие государственную тайну, носители государственной тайны, средства и методы защиты государственной тайны, гриф секретности. Законодательство РФ в области государственной тайны определяет состав субъектов правоотношений государственной тайны и устанавливает их полномочия в области отнесения сведений к государственной тайне и их защиты. Это: Палаты Федерального Собрания, Президент РФ, Правительство РФ, Органы государственной власти РФ, органы государственной власти субъектов Федерации и органы местного самоуправления, органы судебной власти. Статья 5 Закона устанавливает перечни сведений, составляющих государственную тайну, и сведения, которые не могут относиться к государственной тайне: сведения в военной области, сведения в области экономики, науки и техники, сведения в области внешней политики и экономики, сведения в области разведывательной, контрразведывательной и «оперативно-розыскной деятельности. Следующая составляющая института государственной тайны - это правовой механизм ограничения доступа к ней. Правительством РФ детально регламентирован порядок допуска должностных и иных лиц к государственной тайне. Инструкция о порядке допуска должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне (утв. Постановлением Правительства РФ от 28.10.95 № 1050) // www.dvabop.narod.ru При этом Законом о государственной тайне установлена возможность проведения специальных проверочных мероприятий в отношении этих лиц. Без проведения таких мероприятий к государственной тайне допускаются члены Совета Федерации РФ и депутаты Государственной думы, судьи, адвокаты по делам, связанным с государственной тайной. Допуск должностного лица или гражданина к государственной тайне может быть прекращен по решению руководителя органа государственной власти, предприятия, учреждения или организации в случаях: расторжения с ним трудового договора (контракта) в связи с проведением организационных и (или) штатных мероприятий; однократного нарушения им взятых на себя предусмотренных трудовым договором (контрактом) обязательств, связанных с защитой государственной тайны; возникновения обстоятельств, являющихся основанием для отказа должностному лицу или гражданину в допуске к государственной тайне. Закон о государственной тайне обеспечивает защиту интересов граждан, предприятий, учреждений и организаций посредством определения перечня информации, которая не может быть отнесена к государственной тайне. Защита государственной тайны является одним из наиболее важных направлений деятельности государственных органов. Контроль за обеспечением защиты государственной тайны осуществляют Президент РФ, Правительство РФ в пределах полномочий, определяемых Конституцией РФ, федеральными конституционными законами и федеральными законами. Межведомственный контроль за обеспечением защиты государственной тайны в органах государственной власти, на предприятиях, в учреждениях и организациях осуществляют органы федеральной исполнительной власти (Федеральная служба безопасности РФ, Министерство обороны РФ, Федеральное агентство правительственной связи и информации при Президенте РФ), Служба внешней разведки РФ, Государственная техническая комиссия при Президенте РФ и их органы на местах, на которые эта функция возложена законодательством РФ. Органы государственной власти, наделенные в соответствии с Законом «О государственной тайне» полномочиями по распоряжению сведениями, составляющими государственную тайну, обязаны контролировать эффективность защиты этих сведений во всех подчиненных и подведомственных их органах государственной власти, на предприятиях, в учреждениях и организациях, осуществляющих работу с ними. Контроль за обеспечением защиты государственной тайны в Администрации Президента РФ, в аппаратах палат Федерального Собрания, Правительства РФ организуется их руководителями. Контроль за обеспечением защиты государственной тайны в судебных органах и органах прокуратуры организуется руководителями этих органов. Надзор за соблюдением законодательства при обеспечении защиты государственной тайны и законностью принимаемых при этом решений осуществляют Генеральный прокурор РФ и подчиненные ему прокуроры. Вышеуказанные теоретические выводы и практические предложения основываются на анализе российского законодательства, правовой доктрины и правоприменительной практики, опыта международно-правового регулирования коммерческой тайны, а также соответствующего опыта зарубежных государств. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ Нормативные акты: 1. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года (в редакции ФЗ от 30декабря 2008 года) // Российская газета от 23 декабря 1993 года. - №237. 2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30 ноября 1994 года №51-ФЗ (в редакции ФЗ от 24 февраля 2010 года № 17-ФЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2009. - №54. 3. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26 января 1996 № 14-ФЗ (в редакции от 17 июля 2009 года) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2009. - №43. 4. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 года №195-ФЗ (в редакции от 30 декабря 2008 года) // Российская газета от 15 января 2009. - №3. 5. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 года №197-ФЗ (в редакции от 30 декабря 2008 года) // Собрание законодательства. - 2008. - № 34. 6. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 года № 63-ФЗ (в редакции от 30 декабря 2008 года) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2009. - №54. 7. Федеральный закон Российской Федерации от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» // Российская газета. - 2006. - №67. 8. Федеральный закон от 21 июля 1993 года №5485-1«О государственной тайне» (в редакции от 1 декабря 2007 года) // Российская газета от 15 декабря. - 2008. - №356. 9. Федеральный закон от 08 августа 2001 года №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» // Собрание законодательства РФ. - 2001. - №33 (часть 1). Ст.3431. 10. Федеральный закон от 12 января 1996 года №7-ФЗ «О некоммерческих организациях» // Собрание законодательства РФ. - 1996. - №3. 11. Федеральный закон от 29 июля 2004 года №98-ФЗ «О коммерческой тайне» // Собрание законодательства РФ. - 2004. - №32. 12. Постановление правительства Российской Федерации от 31 июля 2007 года №491 «Об утверждении инструкции о порядке допуска должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне». 13. Постановление правительства Российской Федерации от 4 сентября 1995 года №870 «Об утверждении правил отнесений сведений составляющих государственную тайну, к различным степеням секретности». 14. Закон РСФСР от 24 декабря 1990 года №443-1 «О собственности в РСФСР» // Ведомости СНД РСФСР и ВС РСФСР. 1990. №30. Ст.416. Исторические источники: 1. Уголовное уложение. Санкт-Петербург. Сенатская типография, 1903. С. 24. 2. Уложение о наказаниях уголовных и исполнительных. Санкт-Петербург: Сенатская типография, 1845. С. 56. 3. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. Т. 4. М., 1956. С.700. 4. Розенберг В.В. Промысловая тайна. СПб, - 1910. С.167. Научная и учебная литература: 1. Агапов А.Б. Информационное законодательство России. - М., Издательство «Горизонт», 2003. С. 45. 2. Гайнуллина З.Ф. Правовое обеспечение прав и законных интересов обладателей необщедоступной информации (коммерческой тайны, ноу-хау): Диссертация на соискание ученой степени кандидата юридических наук. - М., 1998. С. 25. 3. Гражданское право России. Общая часть: Курс лекций. Садиков О.Н. - М.: Юристъ, 2006. С.56. 4. Городов О.А. Комментарий к ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации». - СПб.: Питер, 2003. С. 67. 5. Грибанов В.П. Осуществление и защита гражданских прав. - М.: «Статут», 2005. (Классика российской цивилистики). С. 89. 6. Копылов В.А. Информационное право: Учебное пособие. - М.: Юристъ, 2007. С. 345. 7. Ожегов С.И. Словарь русского языка. М.: Госиздат, 1963. С.900. 8. Сергеев А.П. Право интеллектуальной собственности в Российской Федерации. Издание второе, переработанное и дополненное. - М.: «Проспект», 2009. С. 126. 9. Черепахин Б.Б. Труды по гражданскому праву. М.: «Статут», 2007. (Классика российской цивилистики). С. 231. 10. Шершеневич Г.Ф. Учебник русского гражданского права (по изданию 1907 года). - М.: Фирма «Спарк», 2005. С. 145. Периодическая печать 1. Бачило И.Л. Информация как объект отношений, регулируемых Гражданским кодексом РФ // Научно-техническая информация. - 2006. - №5. 2. Гаврилов Э.В. Вопросы правовой охраны коммерческой тайны // Хозяйство и право. - 2006. - № 11. 3. Зубченко Е.C. Государство и гражданин // Новые известия. - 2010. - №4. 4. Ловцов Д.А. Концептуально-логическое моделирование юридического понятия «тайна» // Законность. - 2003. - №23. 5. Отнюкова Г.Д. Коммерческая тайна // Закон. - 2008. - №2. 6. Кравченко Ф.С. Доступ к информации как предмет Российкого законодательства // Государство и право. - 2007. - №53. 7. Пилипенко Ю.С. К вопросу о классификации правовых тайн.//Вестник. - 2008. - №56. 8. Семилетов С.И. Информация как особый нематериальный объект права // Государство и право. - 2008. - №5. 9. Северин В.А. Право и информация. Вестник Московского Университета. // Право. - 2005. - №4. 10. Трунов И.Л. Секреты государства Российского//Право-2009-№45 11. Федосеева Н.Н. Термин «информация» в современной науке и законодательстве. // Служба. - 2007. - №3. 12. Фатьянов А.А. Тайна как социальное и правовое явление. Ее виды. // Государство и право. - 2008. - №6. 13. Е.В. Шишмарева. Признак коммерческой тайны - неизвестность информации третьим лицам //Юрист. - 2006. - №6. Материалы интернета: 1. Столяров Н.В.“История и становление организации защиты государственной тайны в России”, http:// www.lawer.ru 2. Официальный сайт Министерства финансов РФ, http: //www.minfin.ru 3. Инструкция о порядке допуска должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне (утв. Постановлением Правительства РФ от 28.10.95 № 1050)//http : // www.dvabop.narod.ru
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11
|