на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Понятие необщедоступной информации. Коммерческая и государственная тайна
p align="left">- рассматривают уголовные и гражданские дела о нарушениях законодательства РФ о государственной тайне;

- обеспечивают судебную защиту граждан, органов государственной власти, предприятий, учреждений и организаций в связи с их деятельностью по защите государственной тайны;

- обеспечивают в ходе рассмотрения указанных дел защиту государственной тайны;

- определяют полномочия должностных лиц по обеспечению защиты государственной тайны в органах судебной власти.

Административно-наказуемыми деяниями в области защиты государственной тайны по Кодексу об административных нарушениях РФ являются нарушения правил защиты информации (ч.ч. 3 и 4 статьи 13.12 КоАП РФ) и незаконная деятельность в области защиты информации (ч. 2 ст. 13.13 КоАП РФ).

Нарушения правил защиты информации в рассматриваемой области проявляются:

во-первых, в нарушении условий, предусмотренных лицензией на проведение работ, связанных с использованием и защитой информации, составляющей государственную тайну, созданием средств, предназначенных для защиты информации, составляющей государственную тайну, осуществлением мероприятий и (или) оказанием услуг по защите информации, составляющей государственную тайну, что влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на юридических лиц - от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей (ч. 3 ст. 13.12 КоАП РФ);

во-вторых, в использовании несертифицированных средств, предназначенных для защиты информации, составляющей государственную тайну, что влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей с конфискацией несертифицированных средств, предназначенных для защиты информации, составляющей государственную тайну, или без таковой (ч. 4 ст. 13.12 КоАП РФ).

Незаконная деятельность в области защиты информации в данной области заключается в занятии видами деятельности, связанной с использованием и защитой информации, составляющей государственную тайну, созданием средств, предназначенных для защиты информации, составляющей государственную тайну, осуществлением мероприятий и (или) оказанием услуг по защите информации, составляющей государственную тайну, без лицензии, что влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей с конфискацией созданных без лицензии средств защиты информации, составляющей государственную тайну, или без таковой (ч. 2 ст. 13.13КоАп РФ).

Уголовная ответственность может наступить за незаконные получение и разглашение коммерческой тайны, предусмотренные в ст.183 УК РФ, а так же за государственную измену ст. 275 Уголовного кодекса РФ. Государственная измена может совершаться в форме шпионажа, выдачи государственной тайны или ином оказании помощи иностранному государству, иностранной организации или их представителям в проведении враждебной деятельности в ущерб внешней безопасности Российской Федерации.

Государственную тайну составляют сведения строго ограниченных областей жизни и деятельности государства (военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной, оперативно-разыскной); они содержатся в материальных объектах, в том числе в физических полях в виде символов, образов, сигналов, технических решений и процессов; эти сведения подлежат засекречиванию и имеют три грифа: "особой важности", "совершенно секретно", "секретно"; допуск к этим сведениям ограничен; за противоправное разглашение государственной тайны наступает уголовная ответственность.

Таким образом, обеспечение безопасности государства заставляет делать исключение из общего принципа открытости информации, вводить ограничение в сфере поиска, получения, хранения и обмена информацией, устанавливать режимы защиты сведений, составляющих государственную тайну. Правовой институт государственной тайны - инструмент современного демократического государства. Институт государственной тайны на сегодня является основной составляющей системы информационной безопасности, которая, в свою очередь, занимает ведущее место в системе национальной безопасности государства.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Принимая во внимание вышеизложенное, можно сделать вывод о том, что правоотношения, складывающиеся по поводу информации, весьма разнообразны и регулируются нормами Конституции РФ, Гражданского и иных кодексов РФ, а также различных законов, включая Закон о коммерческой тайне, о государственной тайне, и подзаконных нормативных актов, то есть содержатся как в специальных нормативных актах, так и в источниках иных отраслей права. Следует отметить также тот факт, что содержание правовых норм об информации вносит некоторую путаницу в определение понятия информации как объекта гражданских правоотношений.

Всю информацию, как объект правового регулирования, можно разделить на две большие группы - это общедоступная информация, необщедоступная информация. В своей дипломной работе мы рассмотрели два вида необщедоступной информации , такие как коммерческая тайна и государственная тайна.

Коммерческая тайна, являясь одним из важнейших средств обеспечения конкурентоспособности и защиты экономических интересов субъектов предпринимательской деятельности и представляя собой понятие, исторически сложившееся в российской правовой доктрине и закрепленное в российском законодательстве, имеет в силу своей оригинальности по сравнению с другими способами защиты необщедоступной (закрытой) информации приоритетное значение перед такими часто используемыми в российской и зарубежной деловой практике терминами как торговые секреты, секреты производства, торговая тайна, производственная тайна и т.п.

Характеризуя коммерческую тайну как объект гражданских правоотношений, законодатель наделил ее тремя следующими существенными признаками: ее действительная либо потенциальная ценность в силу неизвестности третьим лицам, отсутствие доступа на законном основании и принятие правообладателем мер к охране ее конфиденциальности. При этом анализ правоприменительной практики, проектов нормативных актов и научной литературы позволяет говорить о том, что субъектами прав на коммерческую тайну являются правообладатель (при этом ни одно научное исследование не говорит о собственнике) и конфидент коммерческой тайны. В качестве указанных субъектов могут выступать российские и иностранные предприниматели - как без образования юридического лица, так и юридические лица - коммерческие и некоммерческие организации, а также физические лица.

Право на коммерческую тайну представляет собой исключительное право особого рода, не являющееся исключительным правом в его традиционном понимании, но близкое природе исключительного права. Что касается содержания прав на коммерческую тайну, то сюда можно отнести право устанавливать, изменять и отменять режим коммерческой тайны, право использовать коммерческую тайну, а также право на защиту коммерческой тайны любыми законными способами. Основаниями для возникновения указанных прав являются установление режима коммерческой тайны, заключение соответствующего договора, получение таковых сведений должностным лицом государственного органа, а также самостоятельное получение конфиденциальной информации в ходе независимого исследования, систематических наблюдений или иной деятельности. То есть имеются в виду случаи, когда третье лицо законным путем получит аналогичные сведения и предпочтет сохранению в тайне их обнародование и (или) получение на них соответствующего охранного документа - патента.

К основаниям прекращения прав на коммерческую тайну относится отмена соответствующего режима либо истечение его срока, содержание условий договора или иного соглашения, а также отнесение указанной информации к перечню сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну.

Защита прав на коммерческую тайну осуществляется на основании заключения лицензионного договора или договора о передаче ноу-хау при фактическом его использовании третьим лицом - добросовестным приобретателем в своих интересах, а также в судебном порядке всеми предусмотренными законом способами.

Распоряжение коммерческой тайной выражается через раскрытие указанной информации, а также передачу прав на нее другому лицу в соответствии с гражданско-правовым договором.

Базовым законом института государственной тайны является Закон РФ «О государственной тайне», который регулирует отношения, возникающие в связи с отнесением сведений к государственной тайне, их рассекречиванием и защитой в интересах обеспечения безопасности Российской Федерации.

Законодатель так определяет понятие государственной тайны: «государственной тайной являются защищаемые государством сведения и области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности , Российской Федерации» (ст. 2 Закона РФ «О государственной тайне»).

Для государственной тайны устанавливается особенный правовой режим, суть которого заключается в жестком ограничении доступа к такой информации, надежной защите ее от несанкционированного доступа и четком определении круга лиц, которым предоставляется доступ к такой информации.

Основными объектами информационных правоотношений в области государственной тайны выступают сведения, составляющие государственную тайну, носители государственной тайны, средства и методы защиты государственной тайны, гриф секретности.

Законодательство РФ в области государственной тайны определяет состав субъектов правоотношений государственной тайны и устанавливает их полномочия в области отнесения сведений к государственной тайне и их защиты. Это: Палаты Федерального Собрания, Президент РФ, Правительство РФ, Органы государственной власти РФ, органы государственной власти субъектов Федерации и органы местного самоуправления, органы судебной власти.

Статья 5 Закона устанавливает перечни сведений, составляющих государственную тайну, и сведения, которые не могут относиться к государственной тайне: сведения в военной области, сведения в области экономики, науки и техники, сведения в области внешней политики и экономики, сведения в области разведывательной, контрразведывательной и «оперативно-розыскной деятельности.

Следующая составляющая института государственной тайны - это правовой механизм ограничения доступа к ней. Правительством РФ детально регламентирован порядок допуска должностных и иных лиц к государственной тайне. Инструкция о порядке допуска должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне (утв. Постановлением Правительства РФ от 28.10.95 № 1050) // www.dvabop.narod.ru При этом Законом о государственной тайне установлена возможность проведения специальных проверочных мероприятий в отношении этих лиц. Без проведения таких мероприятий к государственной тайне допускаются члены Совета Федерации РФ и депутаты Государственной думы, судьи, адвокаты по делам, связанным с государственной тайной.

Допуск должностного лица или гражданина к государственной тайне может быть прекращен по решению руководителя органа государственной власти, предприятия, учреждения или организации в случаях:

расторжения с ним трудового договора (контракта) в связи с проведением организационных и (или) штатных мероприятий;

однократного нарушения им взятых на себя предусмотренных трудовым договором (контрактом) обязательств, связанных с защитой государственной тайны;

возникновения обстоятельств, являющихся основанием для отказа должностному лицу или гражданину в допуске к государственной тайне.

Закон о государственной тайне обеспечивает защиту интересов граждан, предприятий, учреждений и организаций посредством определения перечня информации, которая не может быть отнесена к государственной тайне.

Защита государственной тайны является одним из наиболее важных направлений деятельности государственных органов.

Контроль за обеспечением защиты государственной тайны осуществляют Президент РФ, Правительство РФ в пределах полномочий, определяемых Конституцией РФ, федеральными конституционными законами и федеральными законами.

Межведомственный контроль за обеспечением защиты государственной тайны в органах государственной власти, на предприятиях, в учреждениях и организациях осуществляют органы федеральной исполнительной власти (Федеральная служба безопасности РФ, Министерство обороны РФ, Федеральное агентство правительственной связи и информации при Президенте РФ), Служба внешней разведки РФ, Государственная техническая комиссия при Президенте РФ и их органы на местах, на которые эта функция возложена законодательством РФ.

Органы государственной власти, наделенные в соответствии с Законом «О государственной тайне» полномочиями по распоряжению сведениями, составляющими государственную тайну, обязаны контролировать эффективность защиты этих сведений во всех подчиненных и подведомственных их органах государственной власти, на предприятиях, в учреждениях и организациях, осуществляющих работу с ними.

Контроль за обеспечением защиты государственной тайны в Администрации Президента РФ, в аппаратах палат Федерального Собрания, Правительства РФ организуется их руководителями.

Контроль за обеспечением защиты государственной тайны в судебных органах и органах прокуратуры организуется руководителями этих органов.

Надзор за соблюдением законодательства при обеспечении защиты государственной тайны и законностью принимаемых при этом решений осуществляют Генеральный прокурор РФ и подчиненные ему прокуроры.

Вышеуказанные теоретические выводы и практические предложения основываются на анализе российского законодательства, правовой доктрины и правоприменительной практики, опыта международно-правового регулирования коммерческой тайны, а также соответствующего опыта зарубежных государств.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Нормативные акты:

1. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года (в редакции ФЗ от 30декабря 2008 года) // Российская газета от 23 декабря 1993 года. - №237.

2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30 ноября 1994 года №51-ФЗ (в редакции ФЗ от 24 февраля 2010 года № 17-ФЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2009. - №54.

3. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26 января 1996 № 14-ФЗ (в редакции от 17 июля 2009 года) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2009. - №43.

4. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 года №195-ФЗ (в редакции от 30 декабря 2008 года) // Российская газета от 15 января 2009. - №3.

5. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 года №197-ФЗ (в редакции от 30 декабря 2008 года) // Собрание законодательства. - 2008. - № 34.

6. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 года № 63-ФЗ (в редакции от 30 декабря 2008 года) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2009. - №54.

7. Федеральный закон Российской Федерации от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» // Российская газета. - 2006. - №67.

8. Федеральный закон от 21 июля 1993 года №5485-1«О государственной тайне» (в редакции от 1 декабря 2007 года) // Российская газета от 15 декабря. - 2008. - №356.

9. Федеральный закон от 08 августа 2001 года №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» // Собрание законодательства РФ. - 2001. - №33 (часть 1). Ст.3431.

10. Федеральный закон от 12 января 1996 года №7-ФЗ «О некоммерческих организациях» // Собрание законодательства РФ. - 1996. - №3.

11. Федеральный закон от 29 июля 2004 года №98-ФЗ «О коммерческой тайне» // Собрание законодательства РФ. - 2004. - №32.

12. Постановление правительства Российской Федерации от 31 июля 2007 года №491 «Об утверждении инструкции о порядке допуска должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне».

13. Постановление правительства Российской Федерации от 4 сентября 1995 года №870 «Об утверждении правил отнесений сведений составляющих государственную тайну, к различным степеням секретности».

14. Закон РСФСР от 24 декабря 1990 года №443-1 «О собственности в РСФСР» // Ведомости СНД РСФСР и ВС РСФСР. 1990. №30. Ст.416.

Исторические источники:

1. Уголовное уложение. Санкт-Петербург. Сенатская типография, 1903. С. 24.

2. Уложение о наказаниях уголовных и исполнительных. Санкт-Петербург: Сенатская типография, 1845. С. 56.

3. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. Т. 4. М., 1956. С.700.

4. Розенберг В.В. Промысловая тайна. СПб, - 1910. С.167.

Научная и учебная литература:

1. Агапов А.Б. Информационное законодательство России. - М., Издательство «Горизонт», 2003. С. 45.

2. Гайнуллина З.Ф. Правовое обеспечение прав и законных интересов обладателей необщедоступной информации (коммерческой тайны, ноу-хау): Диссертация на соискание ученой степени кандидата юридических наук. - М., 1998. С. 25.

3. Гражданское право России. Общая часть: Курс лекций. Садиков О.Н. - М.: Юристъ, 2006. С.56.

4. Городов О.А. Комментарий к ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации». - СПб.: Питер, 2003. С. 67.

5. Грибанов В.П. Осуществление и защита гражданских прав. - М.: «Статут», 2005. (Классика российской цивилистики). С. 89.

6. Копылов В.А. Информационное право: Учебное пособие. - М.: Юристъ, 2007. С. 345.

7. Ожегов С.И. Словарь русского языка. М.: Госиздат, 1963. С.900.

8. Сергеев А.П. Право интеллектуальной собственности в Российской Федерации. Издание второе, переработанное и дополненное. - М.: «Проспект», 2009. С. 126.

9. Черепахин Б.Б. Труды по гражданскому праву. М.: «Статут», 2007. (Классика российской цивилистики). С. 231.

10. Шершеневич Г.Ф. Учебник русского гражданского права (по изданию 1907 года). - М.: Фирма «Спарк», 2005. С. 145.

Периодическая печать

1. Бачило И.Л. Информация как объект отношений, регулируемых Гражданским кодексом РФ // Научно-техническая информация. - 2006. - №5.

2. Гаврилов Э.В. Вопросы правовой охраны коммерческой тайны // Хозяйство и право. - 2006. - № 11.

3. Зубченко Е.C. Государство и гражданин // Новые известия. - 2010. - №4.

4. Ловцов Д.А. Концептуально-логическое моделирование юридического понятия «тайна» // Законность. - 2003. - №23.

5. Отнюкова Г.Д. Коммерческая тайна // Закон. - 2008. - №2.

6. Кравченко Ф.С. Доступ к информации как предмет Российкого законодательства // Государство и право. - 2007. - №53.

7. Пилипенко Ю.С. К вопросу о классификации правовых тайн.//Вестник. - 2008. - №56.

8. Семилетов С.И. Информация как особый нематериальный объект права // Государство и право. - 2008. - №5.

9. Северин В.А. Право и информация. Вестник Московского Университета. // Право. - 2005. - №4.

10. Трунов И.Л. Секреты государства Российского//Право-2009-№45

11. Федосеева Н.Н. Термин «информация» в современной науке и законодательстве. // Служба. - 2007. - №3.

12. Фатьянов А.А. Тайна как социальное и правовое явление. Ее виды. // Государство и право. - 2008. - №6.

13. Е.В. Шишмарева. Признак коммерческой тайны - неизвестность информации третьим лицам //Юрист. - 2006. - №6.

Материалы интернета:

1. Столяров Н.В.“История и становление организации защиты государственной тайны в России”, http:// www.lawer.ru

2. Официальный сайт Министерства финансов РФ, http: //www.minfin.ru

3. Инструкция о порядке допуска должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне (утв. Постановлением Правительства РФ от 28.10.95 № 1050)//http : // www.dvabop.narod.ru

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.