на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Понятие необщедоступной информации. Коммерческая и государственная тайна
p align="left">Более того, в ст. 15 предусмотрена ответственность (без указания на ее вид) обладателя коммерческой тайны за ее непредоставление органам государственной власти, иным государственным органам, органам местного самоуправления, а также за воспрепятствование ее получению должностными лицами этих органов тайне и на определение перечня и состава такой информации с учетом исключений, о которых будет сказано ниже, принадлежит обладателю коммерческой тайны. Коммерческая тайна, полученная от ее обладателя на основании договора или другом законном основании, считается полученной законным способом. Коммерческая тайна считается полученной незаконно, если ее получение осуществлялось с умышленным преодолением принятых обладателем коммерческой тайны мер по охране ее конфиденциальности, а также если получающее информацию лицо знало или имело достаточные основания полагать, что она является коммерческой тайной, обладателем которой является другое лицо, и что осуществляющее передачу коммерческой тайны лицо не имеет на ее передачу законного основания.

Перечень сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну (т.е. в отношении которых не может быть установлен режим коммерческой тайны), приведен в ст. 5 Закона. Это сведения:

- содержащиеся в учредительных документах юридического лица, документах, подтверждающих факт внесения записей о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в соответствующие государственные реестры;

- содержащиеся в документах, дающих право на осуществление предпринимательской деятельности;

- о составе имущества государственного или муниципального унитарного предприятия, государственного учреждения;

- о загрязнении окружающей среды, состоянии противопожарной безопасности, санитарно-эпидемологической и радиационной обстановке, безопасности пищевых продуктов и других негативных факторах;

- о численности и составе работников, о системе оплаты труда, об условиях труда, о показателях производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, о наличии свободных рабочих мест;

- о задолженности работодателей по выплате заработной платы и по иным социальным выплатам;

- о нарушениях законодательства РФ и фактах привлечения к ответственности за совершение этих нарушений;

- об условиях конкурсов или аукционов по приватизации объектов государственной или муниципальной собственности;

- о размерах и структуре доходов некоммерческих организаций, о размерах и составе их имущества, об их расходах, о численности и об оплате труда их работников, об использовании безвозмездного труда граждан в своей деятельности;

- о перечне лиц, имеющих право действовать без доверенности от имени юридического лица;

- обязательность раскрытия которых или недопустимость ограничения доступа к которым установлена иными федеральными законами.

Что же касается оснований прекращения прав на коммерческую тайну, то здесь следует вспомнить правомочие обладателя на раскрытие информации, составляющей коммерческую тайну (в частности, путем отмены соответствующего режима), вследствие чего она перестает охраняться в указанном режиме. Право на отмену режима коммерческой тайны может быть использовано обладателем только в том случае, если это не нарушает обязательств, принятых им на себя, при заключении лицензионных или иных договоров. Иными словами, если обладатель коммерческой тайны не связан сопутствующими обязательствами, режим коммерческой тайны может быть отменен. Исходя из возможности реализации указанного правомочия можно сделать вывод о том, что одним из оснований прекращения прав на коммерческую тайну является раскрытие обладателем информации, составляющей коммерческую тайну, путем отмены соответствующего режима. Вместе с тем, можно говорить и об обратном порядке действий правообладателя - отмене режима коммерческой тайны путем раскрытия соответствующей информации.

Следует также отметить тот факт, что срок действия режима коммерческой тайны определяется временем действия условий, необходимых и достаточных для признания соответствующей информации коммерческой тайной. Другими словами, режим коммерческой тайны может быть установлен обладателем как на определенный срок, так и бессрочно. То есть основанием для прекращения прав на коммерческую тайну является истечение срока, на который был установлен режим коммерческой тайны, вследствие чего информация перестает охраняться в указанном режиме, что предполагает возможность ее дальнейшего свободного использования третьими лицам. Данное основание прекращения права на коммерческую тайну может быть объяснено тем, что информация подвержена моральному устареванию и по истечении установленного срока уже не имеет коммерческой ценности в силу неизвестности третьим лицам, а, следовательно, не может считаться коммерческой тайной. При этом в случае, если конфиденциальная информация имеет ценность независимо от времени, режим коммерческой тайны целесообразно установить на неопределенный срок и, следовательно, указанное основание реализовано быть не может. Таким образом, истечение срока действия режима коммерческой тайны является частным случаем и применяется только при установлении указанного режима на определенный срок.

Как уже указывалось ранее, в отношении коммерческой тайны возможно заключение гражданско-правовых договоров, предусматривающих передачу определенных прав полностью или частично. Кроме того, нормы Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривают возможность прекращения и расторжения договора, в частности, на основании истечения срока договора и по соглашению сторон. Именно поэтому можно сказать о том, что существует еще одно основание прекращения прав на коммерческую тайну - это прекращение указанных прав в силу условий договора либо иного соглашения.

Итак, основаниями возникновения прав на коммерческую тайну можно считать:

1. установление режима коммерческой тайны в отношении определенной информации;

2. заключение договора о передаче информации. Составляющей коммерческую тайну, между ее обладателем и контрагентом;

3. получение сведений, составляющих коммерческую тайну, должностным лицом органов государственной власти на основании его служебного положения;

4. получение информации, составляющей коммерческую тайну другого лица в ходе самостоятельного и независимого исследования.

2.4 Возникновение и прекращение прав на государственную тайну

Законодательством о государственной тайне не урегулированы и полной мере отношения, возникающие в части информационной собственности, связанной с государственной тайной. Здесь законодатель прямо провозглашает право собственности на информацию, составляющую государственную тайну, вводит понятие собственника такой информации, говорит о распоряжении такой собственностью.

Согласно ст. 2 Закона о государственной тайне допуск к государственной тайне - это процедура оформления права граждан на доступ к сведениям, составляющим государственную тайну, а предприятий, учреждений и организаций - на проведение работ с использованием таких сведений.

Так, в Законе РФ «О государственной тайне» устанавливается, что должностные лица, наделенные полномочиями по отнесению сведений к государственной тайне, вправе принимать решения о засекречивании информации, находящейся в собственности предприятий, учреждений, организаций и граждан, если эта информация относится к государственной тайне. Определяется также, что материальный ущерб, наносимый собственнику информации в связи с ее засекречиванием, возмещается государством в размерах, определяемых и договоре между органом государственной власти, в распоряжение которого переходит эта информация, и ее собственником. Устанавливается, что в договоре должны предусматриваться обязательства собственника информации по ее нераспространению. Если собственник информации отказывается от подписанного договора, он предупреждается об ответственности за несанкционированное распространение сведений, составляющих государственную тайну, в соответствии с действующим законодательством. Собственнику информации, составляющей государственную тайну, предоставляется право обжаловать в суд действия должностных лиц, ущемляющие, по мнению собственника информации, его права.

В соответствии с законом о государственной тайне допуск к государственной тайне - процедура оформления права граждан на доступ к сведениям, составляющим государственную тайну, а предприятий, учреждений и организаций - на проведение работ с использованием таких сведений;

доступ к сведениям, составляющим государственную тайну, - санкционированное полномочным должностным лицом ознакомление конкретного лица со сведениями, составляющими государственную тайну;

Под распоряжением сведениями, составляющими государственную тайну, понимается «взаимная передача сведений, составляющих государственную тайну, органами государственной власти, предприятиями, учреждениями и организациями». С позиций информационного права это не что иное, как одно из информационных правомочий.

Взаимная передача сведений, составляющих государственную тайну, органами государственной власти, предприятиями, учреждениями и организациями, не состоящими в отношениях подчиненности и не выполняющими совместных работ, может производиться с санкции органа государственной власти, в распоряжении которого находятся эти сведения.

Обязательным условием для передачи сведений, составляющих государственную тайну, является наличие лицензии на такую деятельность.

Передача сведений, составляющих государственную тайну, в связи с выполнением совместных и других работ осуществляется заказчиком этих работ с разрешения органа государственной власти, в распоряжении которого находятся соответствующие сведения. Обязательным условием при этом является наличие у предприятия, учреждения или организации лицензии на проведение работ с использованием сведении соответствующей степени секретности, а у граждан -- соответствующего допуска.

В договоре на проведение совместных работ должны предусматриваться взаимные обязательства сторон по обеспечению сохранности сведений, составляющих государственную тайну. Организация контроля за эффективностью защиты государственной тайны при совместных работах возлагается на их заказчика.

Решение о передаче сведений, составляющих государственную тайну, другим государствам принимается Правительством РФ при наличии экспертного заключения межведомственной комиссии по защите государственной тайны о возможности передачи этих сведений.

Обязательства принимающей стороны по защите передаваемых ей сведений предусматриваются заключаемым с ней договором (соглашением).

Субъекты, располагающие сведениями, составляющими государственную тайну, в случаях изменения их функций, форм собственности, ликвидации или прекращения работ с использованием сведений, составляющих государственную тайну, обязаны принять меры по обеспечению защиты этих сведений и их носителей. Носители сведений, составляющих государственную тайну, в установленном порядке уничтожаются, сдаются на архивное хранение либо передаются соответствующим субъектам в соответствии с действующим законодательством о государственной тайне.

Как мы ранее говорили информация -- достаточно сложное явление, составляющее философскую категорию, которая в таком «чистом» виде вряд ли поддается правовому регулированию, как и материя или энергия вообще, в философском их смысле.

На самом же деле законодательством о государственной тайне регулируются отношения по поводу обращения не просто информации, составляющей государственную тайну, а конкретных сведений, относимых в установленном порядке к государственной тайне (в соответствии с четко установленными перечнями), которые переносятся на материальные носители. Следовательно, формируется информационный объект, который в целом и составляет объект государственной тайны. Мало того, именно на носителе и устанавливается гриф секретности.

Таким образом, можно сказать, что государственная тайна представляется сложным составным объектом, информационным объектом. При регулировании отношений, связанных с собственностью по поводу сведений, составляющих государственную тайну, было бы, полезно применить информационный подход, основанный на принципе двуединства информации и ее носителя и базирующийся на информационных правомочиях - право знать, право применять содержание информации в собственной деятельности и право передавать и тиражировать информацию. Тогда указанные выше отношения «собственности на государственную тайну» можно было бы урегулировать, применяя понятия «производитель государственной тайны», «обладатель государственной тайны» и «потребитель государственной тайны».

Рассуждая о проблемах информационной собственности применительно к государственной тайне, следует отметить тот факт, что в институте государственной тайны наблюдается более жесткая «привязка» информации, составляющей государственную тайну, к ее материальному носителю. С информационной точки зрения, по сути дела, речь идет о собственнике материального носителя со сведениями, относящимися к государственной тайне. При регулировании отношений собственности на такой объект необходимо жестко регламентировать не только передачу материального носителя, но и обязанность собственника определять состав обладателей и потребителей такой информации, устанавливать их права на использование информации на этом носителе (право знать, право применять, право передавать информацию), а также контроль за соблюдением таких прав.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.