на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Принцип разделения властей в системе органов государственной власти
p align="left">Таким образом, можно сделать следующие выводы:

1) Принцип разделения властей может быть присущ только демократическому государству, - ни в рабовладельческом, ни в феодальном государстве он невозможен, так как сам принцип подразумевает наличие экономически свободного собственника - основного представителя общества, обладающего и политическими правами.

2) Для фактического осуществления этого принципа необходимы определённые объективные условия - достаточная степень развития производительных сил и отношений, а также субъективные - уровень политического сознания общества.

3) Теория права предлагает разные варианты механизма действия принципа разделения властей.

«Законодательная власть обладает верховенством, поскольку она устанавливает правовые начала государственной и общественной жизни, основные направления внутренней и внешней политики страны, а следовательно, определяет в конечном счёте правовую организацию и формы деятельности исполнительной и судебной властей. Главенствующее положение законодательных органов в механизме правового государства обуславливает высшую юридическую силу принимаемых ими законов, придаёт общеобязательный характер нормам права, выраженных в них. Однако верховенство законодательной власти не носит абсолютного характера. Пределы её действия ограничены принципами права, естественными правами человека, идеями свободы и справедливости. Она находится под контролем народа и специальных конституционных органов, с помощью которых обеспечивается соответствие законов действующей конституции.

Исполнительная власть в лице своих органов занимается непосредственной реализацией правовых норм, принятых законодателем. Её деятельность должна быть основана на законе, осуществляться в рамках закона. Исполнительные органы и государственные должностные лица не имеют права издавать общеобязательные акты, устанавливающие новые, не предусмотренные законом права или обязанности граждан и организаций. Исполнительная власть носит правовой характер лишь в том случае, если она является подзаконной властью, действует на началах законности. Сдерживание исполнительной власти достигается также посредством её подотчётности и ответственности перед представительными органами государственной власти. В правовом государстве каждый гражданин может обжаловать любые незаконные действия исполнительных органов и должностных лиц в судебном порядке.

Судебная власть призвана охранять право, правовые устои государственной и общественной жизни от любых нарушений, кто бы их не совершал. Правосудие в правовом государстве осуществляется только судебными органами. Никто не может присвоить себе функции суда. В своей правоохранительной деятельности суд руководствуется только законом, правом и не зависит от субъективных влияний законодательной или исполнительной власти. Независимость и законность правосудия являются важнейшей гарантией прав и свобод граждан, правовой государственности в целом. С одной стороны, суд не может присваивать себе функции законодательной или исполнительной власти, с другой стороны его важнейшей задачей является организационно-правовой контроль за нормативными актами этих властей. Судебная власть, таким образом, выступает сдерживающим фактором, предупреждающим нарушение правовых установлений, и прежде всего конституционных, как со стороны законодательных, так и исполнительных органов государственной власти, обеспечивая тем самым реальное разделение властей» См.: В.Н. Хропанюк «Теория государства и права», М., «ДТД», 1996 г. С. 84-85..

Таким образом, разграничение единой государственной власти на три относительно самостоятельные и независимые отрасли предотвращает возможные злоупотребления властью и возникновение тоталитарного управления государством, не связанного правом. Каждая из этих властей занимает своё место в общей системе государственной власти и выполняет свойственные только ей задачи и функции. Равновесие властей поддерживается специальными организационно-правовыми мерами, которые обеспечивают не только взаимодействие, но и взаимоограничение полномочий в установленных пределах. В то же время они гарантируют независимость одной власти от другой в пределах тех же полномочий. Следует отметить, что принцип разделения властей является одним из принципов правового государства и эффективно действовать может только в связке с ними, важнейшими из которых являются принцип законности, взаимная ответственность государства и личности, реальность прав личности.

Процесс информатизации общества, начавшийся в XX веке привел к тому, что в современной теории государства и права стали выделять еще одну ветвь власти - «четвертую власть» - средства массовой информации. Средства массовой информации можно рассматривать как ветвь власти, так как телевидение, радио, печать, интернет доступны всем слоям населения. Они не просто информируют общество, о каких либо политических событиях, но и иногда навязывают свою оценку происходящего, имеют возможности по манипулированию общественным мнением, т.е. могут оказывать существенное влияние на его формирование. Средства массовой информации играют очень важную роль в системе «сдержек и противовесов», сдерживая действия органов государства.

Глава 2. Реализация принципа разделения властей в Российской Федерации

В Российской Федерации принцип разделения властей впервые появился в Декларации о государственном суверенитете РСФСР См.: Справочник «Социально-экономические проблемы России» / Ответственные редакторы П.С. Филиппов, Т.М. Бойко/. - Санкт-Петербург: «Норма», 2001.. В 1991 г. в России сложилась система органов власти, которую в центре возглавили Президент и Верховный Совет, а в субъектах Федерации - Советы и главы администраций. Последние имели двойное подчинение: Президенту и соответствующему Совету. Эта система, развиваясь по своим законам, к середине 1992 г. обеспечила контроль властей над действиями друг друга. На начальной стадии российского реформирования взаимодействие ветвей государственной власти в России осуществлялось в форме острой, непримиримой борьбы, не допускавшей компромиссов, соглашений. Часто политические моменты превалировали над правовыми.

Некоторые областные Советы стали полноценными представительными органами власти. Однако, получив возможность реально использовать всевластие, Советы своим вмешательством нередко блокировали деятельность исполнительных органов. В конце концов, такое двоевластие перешло в противостояние, закончившееся осенью 1993 г. вооруженным противостоянием и прекращением деятельности Советов. Это побудило власть к принятию новой Конституции.

Принцип «разделения властей» не противостоит (во всяком случае - не должен противостоять) единству государственной власти, как полагают некоторые авторы См.: Законодательство Российской Федерации: теоретические вопросы, проблемы и перспективы // Государство и право. 1992. № 10. С. 21. Он не отрицает «единство власти», но отрицает «единовластие». Смысл принципа «разделения властей» состоит, в первую очередь, не в разграничении функций, а в недопущении средоточия всей власти в одной из ее ветвей, установления ее «единовластия», а говоря иначе - диктатуры. Естественно, принцип «разделения властей» не действует автоматически: он нуждается в средствах обеспечения в виде определенных правовых гарантий и механизмов - в системе сдержек и противовесов. Таким образом, принцип «разделения властей» по изначальному своему предназначению есть заслон, преграждающий путь к превышению власти, произволу и авторитаризму. Таковой остается его суть и в нынешние времена. Только при таком значении «разделение властей» представляет собой демократический принцип, обеспечивающий действительное единство государственной власти и нормальное (цивилизованное) разделение и взаимодействие всех трех ее ветвей.

Разделение властей преследует и другую цель - определение функций каждой из ветвей власти, проведение их разграничения, а также определение полномочий и компетенции образующих их органов власти См.: Полянский И.А. Комарова В.В. Реализация принципа разделения властей // Государственная власть и местное самоуправление. 2001. № 1. С. 24-28..

Конституция Российской Федерации 1993 г. См.: Конституция Российской Федерации. -М.: «Юридическая литература», 1993 г.; Постатейный комментарий к Конституции Российской Федерации (под ред. Окунькова Л.А.) М.: Издательство БЕК, 1994; Постатейный комментарий к Конституции Российской Федерации / Под общ. ред. В.Д. Карповича. -М.:Юрайт-М.: Новая Правовая культура, 2002. фиксирует принцип разделения властей как одну из основ конституционного строя. Основным законом определены следующие ветви власти: законодательная, исполнительная и судебная. Государственную власть на уровне Федерации осуществляют Президент России, Федеральное Собрание (верхняя палата - Совет Федерации, нижняя - Государственная Дума), правительство, суды - Конституционный, Верховный, Высший Арбитражный.

Такое разделение властей направлено на то, чтобы не допустить узурпации всей власти одним человеком или органом; и способствует повышению эффективности управления государством, предотвращает ошибочные решения. Система сдержек и противовесов заключается в том, что права и полномочия органов одной ветви власти определяются и контролируются другими ветвями. Разделение властей не исключает, а предполагает их кооперацию в решении важнейших задач, стоящих перед государством и обществом. Обострение отношений между законодательной и исполнительной властями способно ослабить и даже парализовать управление страной.

Целесообразно кратко рассмотреть элементы ветвей власти в Российской Федерации, их роль и функции.

2.1 Президент в системе разделения властей

Особенностью российской структуры власти является то, что согласно концепции разделения властей, президентская власть обычно рассматривается как исполнительная, однако, по российской Конституции 1993 года Президент - глава государства, а исполнительную власть осуществляет правительство РФ. Президент как глава государства в России не входит в систему разделения властей, а возвышается над нею, осуществляя координирующие функции.

Проблемы соотношения и взаимодействия президентской и исполнительной власти в Российской Федерации обусловлены целым рядом причин, первая из которых связана с конституционным статусом главы государстваСуворов В.Н. Конституционный статус Президента Российской Федерации: Автореф. дис. д.ю.н. М., 2000. С. 14., а именно с неопределенностью его места в системе органов государственной власти; недостаточной детализацией его полномочий, а также наличием так называемого набора скрытых полномочийКраснов М.А. Россия как полупрезидентская республика: проблемы баланса полномочий // Государство и право. 2003. № 10. С. 16 - 23.. Вторая причина вытекает из задач, решение которых возложено на главу государства как гаранта Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина (ст. 80 Конституции Российской Федерации). Еще одна причина - это неразработанность механизма взаимных связей Правительства Российской Федерации и Президента Российской Федерации в рамках единой системы исполнительной власти и, как следствие, незавершенный характер исполнительной власти, в особенности Правительства Российской Федерации, его слабость и подконтрольность Президенту Российской Федерации.

Неопределенность места Президента Российской Федерации в системе федеральных органов государственной власти и исполнительной власти Российской Федерации, по мнению ряда ученых, обусловлена тем, что политическая система государства, находясь в процессе становления, наиболее близка к полупрезидентской модели, нашедшей воплощение в конституционном устройстве многих стран ЕвропыКынев А.В. Институт президентства в странах Центральной и Восточной Европы как индикатор процесса политической трансформации. М.: Новая правовая культура, 2003. С. 142.. Именно полупрезидентский характер республики, по мнению сторонников данной концепции, и заставил авторов российской Конституции определить роль Президента России как главы государстваСахаров Н.А. Институт президентства в современном мире. М., 1994..

Однако данная позиция дискуссионна. Во-первых, Президент Российской Федерации назначает с согласия Государственной Думы Председателя Правительства Российской Федерации и имеет право председательствовать на его заседаниях, формирует его и реформирует состав по своему усмотрению.Котенков А.А. Актуальные проблемы взаимоотношений Президента РФ и Государственной Думы Федерального Собрания в законодательном процессе // Государство и право. 1998. № 10. С.

Во-вторых, возможность контролирования исполнительно-распорядительных полномочий главы государства со стороны Федерального Собрания ограничена прежде всего достаточно жесткими требованиями Конституции Российской Федерации к преодолению президентского вето на принятые парламентом федеральные законы (даже в США, где парламент обладает огромной силой по сравнению с Президентом США и не может быть распущен ни главой государства, ни любым другим органом власти, за все годы существования данных государственных органов из 1300 президентских вето Конгресс преодолел лишь около 70)Чиркин В.Е. Президент и исполнительная власть в системе разделения властей: реалии современной России. М.: Новая правовая культура, 2003., а также чрезвычайно запутанной процедурой отрешения Президента Российской Федерации от должности (в отличие от процедуры импичмента в США).

В Конституции Российской Федерации (ч. 2 ст. 92 и 91) довольно туманно сформулировано положение о досрочном прекращении полномочий Президента Российской Федерации в случае стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочияАвакьян С.А. Досрочное прекращение полномочий Президента России: проблемы, требующие юридического решения // Законодательство. 1999. № 3. С. . Не внесло ясности в эту процедуру и соответствующее Постановление Конституционного Суда Российской Федерации, отметившее лишь то, что при проведении такой процедуры должна быть исключена возможность превращения данного порядка в способ необоснованного отстранения Президента Российской Федерации от должности, а тем более в неконституционный способ присвоения каким-либо органом или лицом властных полномочий главы государстваПостановление Конституционного Суда Российской Федерации от 11.07.2000 № 12-П // СЗ РФ. 2000. № 29. Ст. 3118..

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.