на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Принцип разделения властей в системе органов государственной власти
p align="left">Следует признать, что на уровне местного самоуправления принцип разделения властей «по горизонтали» действует в усеченной форме - в форме разграничения полномочий исполнительных и представительных органов власти местного самоуправления. На функциональном различии строится и система сдержек и противовесов представительных и исполнительных органов. Данный фактор является одним из основных элементов характеристики правовой природы и статуса исполнительных органов местного самоуправления в системе разделения властей.

Заключение

Согласно классическому принципу разделения властей в государстве действуют три ветви власти: законодательная, издающая законы; исполнительная, осуществляющая управление на основании изданных законов; судебная, контролирующая соблюдение законов и осуществляющая правосудие.

Сама по себе государственная власть не делится между государственными органами. Осуществление государственной власти связано с разделением определенных функций между органами законодательной, исполнительной и судебной власти, и они самостоятельны лишь в осуществлении этих функций, закрепленных за ними Конституцией и законами. Принцип «разделения властей» не противостоит (во всяком случае - не должен противостоять) единству государственной власти, так как основным источником власти является народ.

Положение ст. 10 относится не только к организации государственной власти на федеральном уровне, но и к системе органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Установление общих принципов организации системы органов государственной власти в субъектах Федерации отнесено Конституцией (п. "н" ч. 1 ст. 72) к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов. Принцип разделения властей для органов государственной власти субъектов Федерации будет раскрыт в федеральном законе. Конкретная система сдержек и противовесов на уровне субъектов Российской Федерации устанавливается ими самостоятельно в соответствии со ст. 10 Конституции и данным Федеральным законом. Согласно Конституции России (ст. 11) государственную власть в России осуществляет Президент, представительный орган (Федеральное Собрание), Правительство и суды РФ.

Перечень федеральных органов государственной власти, данный в ч. 1 ст. 11, является исчерпывающим, т.е. не допускается его расширение без изменения гл. 1 Конституции. Перечисление федеральных органов государственной власти в гл. 1, для изменения которой согласно ст. 135 Конституции должна быть применена усложненная процедура, имеет цель создать стабильную систему организации государственной власти в Российской Федерации.

Поскольку согласно ст. 1 Конституции Российская Федерация является федеративным государством, государственная власть в ней осуществляется не только федеральными государственными органами, но и органами государственной власти субъектов Российской Федерации: республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов.

Помимо разделения властей «по горизонтали», существует разделение властей «по вертикали» - разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти России и органами государственной власти субъектов России, а также разделение властей в самих субъектах федерации.

Статьей 1 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ»В редакции Федерального закона от 29.03.2008 № 30-ФЗ / Рос. газета 2 апреля 2008 г. от 6 октября 1999 года закреплены такие принципы деятельности органов государственной власти, как единство системы государственной власти, разделение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную в целях обеспечения сбалансированности полномочий и исключения сосредоточения всех полномочий или большей их части в ведении одного органа государственной власти либо должностного лица, самостоятельное осуществление органами государственной власти принадлежащих им полномочий. Указанным федеральным законом также определены основные полномочия, основы статуса и порядка деятельности законодательных (представительных) и высших исполнительных органов государственной власти, а также высших должностных лиц субъектов России. К судам субъектов Российской Федерации относятся конституционные (уставные) суды и мировые судьи. В субъектах России также действуют федеральные суды, территориальные органы федеральных органов исполнительной власти, а также должностные лица Администрации Президента России, органы прокуратуры, избирательные комиссии и другие государственные органы, которые не относятся ни к одной из основных ветвей власти.

Республика Башкортостан является демократическим правовым государством в составе Российской Федерации, выражающим волю и интересы всего многонационального народа республики. Основной закон Республики Башкортостан - Конституция действует более 15 лет.

Законодательная власть в Башкортостане согласно Конституции Башкортостана - это Государственное Собрание (Курултай Республики Башкортостан). Исполнительная власть - Президент и Правительство Республики Башкортостан, Судебная власть - Конституционный Суд Республики Башкортостан, федеральные суды и мировые судьи.

Реализация конституционного принципа разделения власти как единого государственного механизма возможна только при действии его внутренней части, которая состоит из системы сдержек и противовесов. Продолжая общее освещение исследуемого принципа, рассмотрим « его действие в другой плоскости. Реализация принципа разделения государственной власти, закрепленная в конституции, нормах, соотносится с федеральной системой государственного устройства. Речь идет о разделении властей по вертикали. Рассматривая конституционный принцип разделения властей в соотношении положений Конституции Российской Федерации (статьи 10,11) и Конституции Республики Башкортостан (статья 5) становится очевидным наличие разграничения властных функций между федеральными и республиканскими органами власти. Скорее всего, это вопрос пределов централизации и децентрализации государственной власти. Правовая регламентация данного вопроса заложена в конституционных нормах и получила свое развитие в договорных отношениях.

Какой бы ни была мотивация государственных деятелей разных уровней при осуществлении властных полномочий, на первый план неизбежно выходят проблемы, связанные с соблюдением пропорций федерального и республиканского бюджетов. Субъективные причины, на наш взгляд, лежат в сознании прошлого, усилении централизованной власти в последние годы, также антикризисные мероприятия направлены на усиление позиций центра (например, сбор налогов). Стереотипы административно-командного управления не позволяют развиваться, существенно тормозя развитие процесса договорных отношений между федеральным центром и субъектами Федерации. В этой связи нам предстоит трудоемкая организационно-правовая работа.

Следует признать, что на уровне местного самоуправления Республики Башкортостан принцип разделения властей «по горизонтали» действует в усеченной форме - в форме разграничения полномочий исполнительных и представительных органов власти местного самоуправления. На функциональном различии строится и система сдержек и противовесов представительных и исполнительных органов. Данный фактор является одним из основных элементов характеристики правовой природы и статуса исполнительных органов местного самоуправления в системе разделения властей.

Библиография

I. Законодательные и другие нормативные правовые акты

1. Европейская Хартия местного самоуправления // Местное самоуправление в Российской Федерации. Сборник нормативных актов. - М. 1998. - С. 23.

2. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. В редакции № 6-ФКЗ и от 30 декабря 2008 г. № 7-ФКЗ, от 30 декабря 2008 г. // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2009. - № 4. Ст. 445.

3. Конституция Республики Башкортостан. - М. Кодекс. 2009. - 34 с.

4. Конституция Республики Башкортостан. В ред. Закона Республики Башкортостан от 03.12.2002 № 369-з «О внесении изменений и дополнений в Конституцию Республики Башкортостан» // СПС Гарант.

5. Конституция Республики Башкортостан. В ред. Закона Республики Башкортостан от 03.11.2000 № 94-з «О внесении изменений и дополнений в Конституцию Республики Башкортостан» // СПС Гарант.

6. Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 «О судебной системе РФ». В ред. от 05 апреля 2005 № 3-ФКЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 1997. - № 1. - Ст. 1.

7. Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» от 6 октября 1999 г. В редакции Федерального закона от 29.03.2008 № 30-ФЗ / Рос. газета. - 2 апреля. - 2008 г.

8. Федеральный закон от 06 октября 1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации». В ред. от 09 февраля 2009 № 4-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 1999. - № 42. - Ст. 5005.

9. Федеральный конституционный закон от 17.12.1997 № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации». В ред. от 30 декабря 2008 № 5-ФКЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 1997. - № 51. - Ст. 5712,

10. Закон Республики Башкортостан от 14.03.2003 № 474-з «О Правительстве Республики Башкортостан». В ред. Закона РБ от 07 декабря 2006 № 382-з // Газета «Респ. Башкортостан». - № 54. - 19 марта

11. Закон Республики Башкортостан «О местном государственном управлении в Республике Башкортостан» от 12 октября 1994 г. № 25/12 // Респ. Башкортостан. - 1994. - 15 окт.

12. Закон Республики Башкортостан «О местном самоуправлении в Республике Башкортостан» от 20 декабря 1994 г. № ВС-26/3 (в ред. от 23.12.2002) // Респ. Башкортостан. - 2002. - 24 дек.

13. Закон Республики Башкортостан от 18 марта 2005 г. № 162-з «О местном самоуправлении в Республике Башкортостан». В ред. Закона РБ от 24.05.2005 № 181-з // СПС КонсультантПлюс.

14. Закон Республики Башкортостан от 30.12.2002 № 448-з «О Государственном Собрании - Курултае Республики Башкортостан». В ред. от 06.11.2007 Закона РБ № 482-з // Респ. Башкортостан. - № 5. - 2003. - 10 января.

15. Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 11.07.2000 № 12-П // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2000. - № 29. - Ст. 3118.

16. Постановление Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан от 06.03.2003 № ГС-875 «О регламенте Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан». В ред. Постановления Государственного Собрания - Курултая РБ от 16.12.2008 № ГС-464 // СПС КонсультантПлюс.

17. Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 01.12.1999 № 17-П // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 1999. - № 51. - Ст. 6364.

18. Постановление Правительства РБ от 05апреля 2004 № 50 «Об утверждении Регламента Правительства Республики Башкортостан». В ред. от 29 сентября 2008 // Респ. Башкортостан. - 2004. - № 8. - Ст. 487

II. Материалы практики

1. Главное управление Судебного департамента Верховного Суда РФ ОПОДС. Информация о комплектовании штатной численности мировых судей в период с 2001 по 2004 г.

2. III. Специальная литература

3. Авакьян, С.А. Досрочное прекращение полномочий Президента России: проблемы, требующие юридического решения/ С.А. Авакьян // Законодательство. - 1999. - № 3. - С.

4. Агабеков, Г.Б. Концепция разделения властей: история и современность. Науч.-аналит. обзор. - М.: ИНИОН. - 1992. - 54 с.

5. Адигамов, И.А. Основной Закон: проблемы стабильности и обновления. Исполняется пятнадцать лет со дня принятия Конституции Республики Башкортостан 1993 года. 24 декабря 2008 / И.А. Адигамов // http://www.bashvest.ru.

6. Баглай, М.В. Конституционное право РФ. Учебник. Изд. 7-ое перераб. и доп. Издательство ИНФРА-М. / М.В. Баглай. - 2009. - С. 134.

7. Барабашев, Г.Б. Совет и мэр в «упряжке» самоуправления/ Г.Б. Барабашев // Народный депутат. - 1991. - № 11. - С. 38.

8. Баренбойм, П. Д. 3000 лет доктрины разделения властей. Суд Сьютера: Учеб. пособие. / П.Д. Баренбойм- М.: Белые альвы, 1996. - 174 с.

9. Барнашов, А. М. Теория разделения властей: становление, развитие, применение / Под ред. А. И. Кима. - Томск: Изд-во Том. гос. ун-та им. В. В. Куйбышева 1988. - 100 с.

10. Белкин, А., Еремин, А. О категориальных пределах местного самоуправления // Право и жизнь. 1997. № 11. С. 123; Королев С.В. Теория муниципального управления. - М. 1999. - С. 42.

11. Бельский, К. С. Разделение властей и ответственность в государственном управлении (Политологические аспекты): Учеб. пособие. / С.К. Бельский - М.: Всесоюз. юрид. заоч. ин-т, 1990. - 167 с.

12. Беляев, В.П. Надзорная и иные функции прокуратуры - совместимы ли они?/ В.П. Беляев // Российский следователь. - 2006. - № 4. - С. 56.

13. Болдырева, Р. С. Разделение властей. Теоретико-правовые аспекты: дисс канд. юрид. наук: 12.00.01/ Р.С. Болдырева. - М., 1998. - 164 с.

14. Бурковская, В. А. Разделение властей в условиях развития федерализма в современной России: дисс… канд. политич. наук: 23.00.02./ В.А. Бурковская. - Орёл, 2006. - 206 с.

15. Бушуев, И. И. Разделение властей в федеративном государстве: дисс… канд. юрид. наук: 12.00.01./ И.И. Бушуев - М. 1997. - 224 с.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.