p align="center">Поручительство общественной организации Поручительство общественной организации состоит в даче письменного обязательства в том, что общественная организация ручается за надлежа-щее поведение и явку подозреваемого или обвиняемого по вызовам лица, проводящего дознание, следователя, прокурора и суда. Общественная организация, дающая поручительство, должна быть по-ставлена в известность о сущности дела, по которому избрана данная мера пресечения. Понятие общественной организации содержится в Федеральном законе (ФЗ) от 19.05.95 “Об общественных объединениях” 1. Общественная организация является одной из организационно-правовых норм общественного объединения. Под общественным объединением понимается добровольное, самоуправляемое, неком-мерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединивших-ся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения 2 . Общественной организацией является основанное на членстве общественное объ-единение, созданное на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения уставных целей объединившихся граждан . ______________________________________ 1 Российская газета № 14. 25.05.95. С. 43. 2 ст. 5 ФЗ. Обязательным признаком общественной организации, в отличие от других форм общественного объединения, является наличие членства. Поэтому при примене-нии рассматриваемой меры пресечения представляется необходимым приобщение к материалам уголовного дела свидетельства о государственной регистрации и устава данной общественной организации. Хотя комментируемая статья прямо не указывает, но из ее смысла вытека-ет, что общественная организация может дать поручительство только за обвиняемого (подозреваемого), являющегося ее членом. Решение о поручительстве принимается на общем собрании (съезде) членов организации или ее выборным коллегиальным органом. Согласие большинства -- обязательно. Инициатива о поручительстве может исходить как от самой организации, так и по просьбе обвиняемого (подозреваемого), либо ЛПД, следователя, прокурора, суда, судьи. Учитывая краткосрочность нахождения лица в качестве подозреваемого, данная мера пресечения в его отношении применяется исключительно редко. Должностные лица и органы, решающие вопрос о поручительстве общественной организации, должны тщательно изучить побудительные мотивы принятия данного решения, а также может ли она положительно воздейство-вать на лицо. Их отсутствие, явная недостаточность или надуманность могут быть основанием для отказа в применении данной мерой пресечения. Об уходе или выбытии обвиняемого (подозреваемого) из организации, а также о дальнейшей возможности осуществлять поручительство сообщается ЛПД, следователю, прокурору, суду, судье. Общественная организация в любой момент вправе отказаться от пору-чительства через общее собрание или ее выборный орган. Представляется, что процедура должна быть обычной: собрание, наличие большинства голосов и письменная информация должностному лицу или органу, избравшему меру пресечения. Общественная организация вправе поставить обвиняемому (подозрева-емому) и дополнительные условия, кроме обязательства являться по вызовам и вести себя надлежащим образом. Например, не появляться в определенных местах, находиться дома после работы, вести себя должным образом с соседями, не употреблять спиртных напитков и др. Общественная организация может также уполномочить конкретных лиц для осуществления контроля за поведением обвиняемого (подозреваемого). Письменное обязательство общественной организации может быть выражено в протоколе собрания или заседания выборного органа, который подписывается председателем и секретарем. Предпочтительность этого документа состоит в том, что он позволяет более полно изучить личность обвиняемого (подозреваемого), оценить обста-новку, в которой проходило собрание, ознакомиться с мнениями выступаю-щих, их доводами. Представление выписки из протокола собрания или просто письмен-ного обязательства об общественном поручительстве не является основани-ем для отказа в избрании меры пресечения. Из этих документов должно вытекать, что общественная организация поставлена в известность о сущности уголовного дела. При личном и общественном поручительстве в материалах дела сначала появляются письменные обязательства, а уже потом выносится постановление об избрании меры пресечения. Именно их наличие и анализ позволяют окончательно решить вопрос о применении личного поручительства и поручительства общественной организации. 14. Форма уведомления" общественной организации о сущности дела может быть различной. Должностное лицо может лично выступить на собра-нии, может направить общественного помощника, не исключается и письмен-ная информация. Может быть информирован и представитель общественной организации как лично, так и по телефону. В любом случае сведения об этом должны найти отражение в протоколе, его выписке или письменном обяза-тельстве о поручительстве. Об ответственности обвиняемого (подозреваемого) в случае уклонения от явки или ненадлежащего поведения 1 . Заключение под стражу Заключение под стражу в качестве меры пресечения применяется с соблюдением требовании статьи 11 настоящего Кодекса по делам о пре-ступлениях, за которые законом предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок свыше одного года. В исключительных случаях эта мера пресечения может быть применена по делам о преступлениях, за которые законом предусмотрено наказание в виде лишения свободы и на срок не свыше одного года. К лицам, обвиняемым в совершении преступлений, предусмотренных статьями 105, 111, 117 частью второй, 126, 127 частью третьей, 131 частями второй и третьей, 132 частью второй, 158 частями второй, третьей, 159 частями второй и третьей, 160 частью третьей, 161 частями второй и третьей, 161 частями второй и третьей, 162, 164, 166 частями третьей и четвертой, 167 частью второй, 186, 188 частями второй, третьей и четвер-той, 189, 190, 199 частью второй, 205, 206 частями второй и третьей, 208--212, 213 частью третьей, 215 частью второй, 221 частями второй и третьей, 226 частями третьей и четвертой, 227, 228 частями третьей и четвертой, 229, 230 частями второй и третьей, 231 частью второй, 232 частью второй, 238 частью третьей, 267, 268 частью третьей, 269 частью третьей, 275, 276--279, 281, 283 частью второй, 290, 291 частью второй, 295, 299 частью второй, 302 частью второй, __________________________________ 1 см. ком. к ст. 94 УПК. 305 частью второй, 317, 318 частью второй, 321 частями второй и третьей, 333 частью второй, 334 частью второй, 338, 340 частью второй и 355 Уголовного кодекса Россий-ской федерации, заключение под стражу в качестве меры пресечения может быть применено по мотивам одной лишь опасности преступления. При решении вопроса о санкции на арест прокурор обязан тщательно ознакомиться со всеми материалами, содержащими основания для заклю-чения под стражу, и в необходимых случаях лично допросить подозреваемого или обвиняемого, а несовершеннолетнего подозреваемого или обви-няемого -- во всех случая”. Право давать санкцию на арест принадлежит: Генеральному прокурору СССР, Главному военному прокурору. Прокурору РСФСР, прокурорам автономных республик, краев, областей, городов, автономных областей, их заместителям, прокурорам автономных округов, районным и город-ским прокурорам, а также военным, транспортным и другим прокурорам, действующим на правах прокуроров областей, районных или городских прокуроров, и заместителям прокуроров, действующих на правах проку-роров областей. Повторное применение в отношении того же лица и по тому же делу заключения под стражу в качестве меры пресечения после отмены ее постановлением судьи, вынесенным в порядке, предусмотренном статьей 220 настоящего Кодекса, возможно лишь при открытии новых обстоя-тельств, делающих заключение лица под стражу необходимым. Повторное применение заключения под стражу в качестве меры пресечения может быть обжаловано в суд на общих основаниях. Лицо или орган, в производстве которого находится уголовное дело, обязаны незамедлительно известить одного из близких родственников подозреваемого или обвиняемого о месте или изменении места содержа-ния его под стражей, Конституция РФ (ст. 22) закрепила право каждого на свободу и личную неприкосновенность и предусмотрела арест, заключение под стражу и содержание под стражей только по судебному решению. В ФЗ “О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совер-шении преступлений” № 103 от 15.07.95 1 в ст. 5 основанием содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых, в отношении которых в качестве МП применено заключение под стражу, также является судебное решение. Однако в п. 6 раздела второго Конституции указано, что до приведения уголовно-процессуального законодательства РФ в соответствие с положениями на-стоящей Конституции сохраняется прежний порядок ареста, содержания под стра-жей лиц, подозреваемых в совершении преступления. Аналогично решен вопрос и в ФЗ № 103 от 15.07.95 (ст. 52). Следует заметить, что на данном этапе уголовно-процессуальное законодательство ограничило судебный контроль за арестом, проверкой законности и обосно-ванности ареста, санкционированного прокурором. В соответствии с законом 1 “Арест” -- заключение под стражу в качестве МП, т. е. понятия тождественные. ФЗ “О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений” регулирует общие положения и вопросы порядка исполнения ареста как МП. Международно-правовая регламентация исполнения заключения под стражу в качестве меры пресечения содержится в материалах сессий ООН, в международно-правовых актах по борьбе с международными преступления-ми, в конвенциях, соглашениях, договорах. В их числе: Всеобщая декларация прав человека. Международный пакт о гражданских и политических правах человека. Декларация о защите всех лиц от пыток и других жестоких видов обращения ______________________________________ 1 Российская газета № 18. 25.05.95. С. 67. и наказания, Конвенция против пыток и других бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания. Кодекс (Поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка. Минимальные стандартные правила обращения с заключенными. Типовой договор о выдаче и др. Для бывших республик СССР характерно заключение многосторонних и двусторонних соглашений на уровне министерств внутренних дел по порядку передачи, перевозки лиц, взятых под стражу. МВД Азербайджанской Республики, Республик Армения, Беларусь, Гру-зия, Казахстан, Кыргызской Республики, Республики Молдова, Российской Федерации, Республик Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан, Украины, руководствуясь положениями законодательства и международными договора-ми своих государств, основываясь на соглашении о взаимодействии минис-терств внутренних дел независимых государств в сфере борьбы с преступнос-тью, подписали Соглашение о порядке передачи и транзитной перевозки лиц, взятых под стражу, 17 февраля 1994 года в г. Ашхабаде. Заключение под стражу в качестве меры пресечения допустимо приме-нять для достижения одной или сразу нескольких целей: лишить обвиняемого (подозреваемого) возможности скрыться от расследования или суда, поме-шать ему воспрепятствовать установлению истины по УД, предупредить про-должение им преступной деятельности, обеспечить исполнение приговора. Избрание заключения под стражу по мотивам одной лишь опасности совершенного преступления преследует эти же цели. Обвинение в преступле-ниях, перечисленных в ч. 2 ст. 96, грозит строгим наказанием, поэтому степень вероятности уклонения обвиняемого (подозреваемого) от расследова-ния и суда велика. _____________________________ 1 п. 16, ст. 34 Уголовно- процессуального кодекса Перечень преступлений, перечисленных в ч. 2 ст. 96 является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит. Заключение под стражу возможно лишь по делам о преступлениях, за которые законом предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок свыше одного года. Лишь в исключительных случаях эта МП может быть применена по делам о преступлениях, за которые закон предусматривает наказание в виде лишения свободы и на срок не свыше одного года. Закон не дает понятия исключительного случая. Практика показывает, что к исключительным случаям относятся факты ненадлежащего поведения обвиня-емого (подозреваемого), т. е. уклонение от явки по вызову, уничтожение доказательств, подкуп, запугивание свидетелей, потерпевших, продолжение преступной деятельности и др. Исключительность заключения под стражу подозреваемого включает в себя, во-первых, неотложность его ареста, во-вторых, невозможность оставления на свободе до установления обстоятельств, входящих в содержание обвинения. О случаях, когда для применения МП в виде заключения под стражу требуется согласие органов власти РФ 1.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11
|