p align="left">В заключительной части подведены итоги исследования, оп-ределившие значение процесса приватизации в общественной жизни, его этапы, достоинства, некоторые недоработки и возможная пер-спектива. Глава I Приватизация - новый институт гражданских правоотношений 1.1. Предпосылки принятия Закона РСФСР «О приватизации жилищного фонда в РСФСР» Приватизация жилья - новое явление в нашей общественной жизни, это часть жилищной реформы. Закон о приватизации жи-лищного фонда открыл путь к принятию Закона РФ от 24.12.1992 года « Об основах Федеральной жилищной политики», который ре-гулирует отношения в процессе эксплуатации и ремонта жилого дома, возникшие с появлением в жилищном фонде множества субъектов собственности и ее различных форм. Закон РСФСР « О приватизации жилищного фонда в РСФСР» от 04.07.1991 года начинается с преамбулы, объясняющей цели и принципы приватизации государственного и муниципального жилищных фондов: «Настоящий закон устанавливает основные принципы осу-ществления приватизации государственного и муниципального жилищного фонда на территории РСФСР, определяет правовые, со-циальные и экономические основы преобразования отношений со-бственности на жилье. Целью закона является создание условий для осуществ-ления права граждан на свободный выбор способа удовлетворения потребностей в жилье, а также улучшения использования и сох-ранности жилищного фонда. Вступление в права собственности на жилье дает гра-жданам возможность эффективно вкладывать свои средства, осу-ществлять накопление недвижимой собственности, выступать с ней на рынке недвижимости, свободно владеть, пользоваться и распоряжаться своим жильем». Экономической основой системы удовлетворения потреб-ностей граждан в жилье до переходного периода была государ-ственная собственность на жилье, которая преобладала над дру-гими формами собственности. Государство брало на себя соци-альную функцию и юридическую обязанность обеспечивать жилыми помещениями граждан, нуждающихся в жилье или его улучшении, на условиях найма. Невысокая плата за пользование квартирой и коммуна-льными услугами позволяла малоимущем слоям населения иметь благоустроенное жилье, качество которого не зависело от ма-териального положения семьи, но такие благоприятные условия поддерживались многомиллиардными затратами Советского госу-дарства на их содержание. Система удовлетворения потребности граждан в жилье преимущественно из жилищного фонда, принадлежащего государс-тву, функционировала как затратный механизм. Она финансировалась из государственного бюджета и за счет средств хозяйствующих субъектов, отражаясь на себестоимости производимых ими продукции, работах, услугах. Государство само определило для себя монопольную роль инвестора, подрядчика и собственника в жилищном строительстве и эксплуатируемом жилищном фонде. В решении жилищной проблемы негосударственным струк-турам - кооперативному и индивидуальному строительству жи-лых домов и таким же разновидностям жилищных фондов - отводи-лось незначительное место по сравнению с государственным и общественным секторами экономики. Впервые возможность приобретения гражданином права собственности на отдельную квартиру в многоквартирном жилом доме была предусмотрена в Положении о жилищно-строительных коллективах индивидуальных застройщиков, утвержденном поста-новлением Совета Министров РСФСР от 09.07.1959 года. Гражданам разрешалось объединяться по месту их работы или постоянного жительства в жилищно-строительные коллективы инди-видуальных застройщиков для совместного строительства своими силами на началах трудовой взаимопомощи многоквартирных жилых домов. Каждый из них получал право собственности на одну от-дельную квартиру в выстроенном доме. Места общего пользования, инженерное оборудование всего дома передавалось в общую сов-местную собственность. Однако, в связи с прекращением отвода земельных участков под индивидуальное жилищное строительство в большинстве городов ( в соответствии с постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 01.06.1962 года» Об индиви-дуальном и кооперативном строительстве») такая форма собст-венности на жилье не получила распространения. Правовое регулирование, связанное с осуществлением этого права собственности, в то время осталось неразработанным. Советское государство, юридически приняв на себя обязан-ность оказывать гражданам содействие в строительстве жилья на свои средства, по сути, начиная с 1962 года, сдерживало объемы такого строительства. Средства, которые государство выделяло на жилищное стро-ительство, создавались за счет низкой оплаты труда граждан. По подсчетам экономистов, в 70-х годах стоимость площади 2-х комнатной квартиры окупалась работой одного члена семьи в те-чении 4,4 года. Герасимов Н.В. «Совершенствование соцобеспечения семьи, здравоохранения, распределения и оплаты жилья», Минск, 1981 год, стр. 107 Одним словом, уровень материального положения граждан не позволял им активно участвовать в строительстве жилья на свои средства. Большая часть трудящихся социально были привя-заны в решении жилищной проблемы к государству, его хозяйст-венным и некоммерческим организациям, что использовалось рабо-тодателями в своих целях. Из года в год росла задолженность государства перед се-мьями, признанным по самым низким критериям нуждающимися в жилье. Сроки ожидания для многих очередников переваливали за 10- 15 лет. Предпринятая в годы перестройки попытка решения жилищной проблемы лишь приостановила неуклонное сползание вниз по со-циальной лестнице. Были повторены строительные показатели 60-х годов. К структуре традиционно нуждающихся в улучшении жилищных условий добавилось огромное число тех, кто вообще не имеет жилплощади: военнослужащие и члены их семей, уволенные с воен-ной службы в запас или отставку, в связи с выводом Вооруженных Сил из дальнего и ближнего зарубежья, вынужденные переселенцы, беженцы и т. д. Надо констатировать, что государство не справилось с реше-нием задачи массового жилищного строительства, и хотя было немало достигнуто, но жилищная проблема осталась острой. Система, построенная по благородному замыслу - освободить тружеников от забот о жилье, переложив их на государство, требует колоссальных затрат на строительство и содержание жилых домов и поэтому не соответствует экономическим законам, по которым начала развиваться Россия. Планово-распорядительная система стала вообще не способна быстро откликаться на нужды граждан в жилье. Постоянный дефицит свободной жилплощади, низкий уровень обеспеченности жильем, содержанием жилищного фонда и обслуживания проживающих - спутники этой системы. Одной из причин такого положения экономисты называют гипертрофированное развитие государственной собственности на жилье. Среди дефектов, присущих данной системе, совмещение в ведомственном жилищном фонде в одном лице - администрации, ра-ботодателя и домовладельца, что негативно влияет на мотивы тру-да. Администрация наделялась правом выселять из ведомственных домов рабочих и служащих, прекративших по уважительным причинам трудовые отношения с предприятиями важнейших отраслей экономики, без предоставления другого жилья, а с 1982 года - в жилые поме-щения, условия которых отвечали самому минимуму санитарных и технических требований. Такой режим - один из способов внеэко-номического принуждения рабочих и служащих к низкооплачиваемому труду. Признание неэффективности действующей системы удовле-творения жилищных потребностей граждан привело к осознанию необходимости перехода на рынок жилья. Этот переход принципи-ально меняет экономическую, социальную и юридическую роль го-сударства: оно постепенно перестанет быть главным инструментом в решении жилищной проблемы. Цель перехода - сбалансировать спрос на жилье и его предложение, уйти от хронического дефицита свободного жилья, нехватки средств на эксплуатацию и ремонт домов, выйти на более высокий уровень технического и санитарного обслуживания прожи-вающих. В конце 80-х годов вновь возникла проблема регулирования отношений в связи с необходимостью формирования рынка жилья в рамках проводимых экономических реформ, для чего потребовалась индивидуализация как государственного, общественного и муни-ципального жилищного фонда (его приватизация) так и фонда жилищно-строительных кооперативов ( передача его в собственность членов кооперативов). Без вовлечения этих фондов, составляющих значительную часть всего жилищного фонда, состоящего в основном из многоквартир-ных жилых домов, в рыночный оборот невозможно осуществить жилищную реформу. Переход к рынку жилья, объем которого в прошлом юридически и экономически ограничивался по идеологическим соображениям, связан с разгосударствлением жилищного фонда, его демонополизацией, а также трансформацией кооперативной собственности в частную. Эти меры должны уменьшить в общей структуре жилищного фонда объем государственного и муниципального фондов и тем самым увеличить объем площади, находящейся в частной собственности граждан. Соответственно и изменение структуры жилищных прав. Сфера действия права гражданина на получение жилого помещения в домах государственного и муниципального жилищных фондов будет постепенно сокращаться до необходимого минимума с учетом реаль-ной обстановки, а на приобретение жилья - соответственно расши-ряться ( приватизация, купля-продажа, дарение, наследство и т.д.) На переходный период, безусловно, требуется принять меры, гарантирующие социальную и правовую защищенность граждан, кото-рые могут пострадать от принципиальной перемены курса государ-ственной жилищной политики. Поэтому полное расформирование государственного и муниципального жилищных фондов не обосновано. Зарубежный опыт показывает, что требуется не только оста-вить часть площадей этих фондов, но и продолжать строить жилье за счет бюджетных ассигнований, причем с таким расчетом, чтобы это была немалая часть в общей структуре жилищного фонда. Этот обязательный минимум, предназначенный в основном для со-циально незащищенного населения, видимо можно рассчитывать на каждый период. Он будет безусловно меняться, но послужат про-тивовесом рынку жилья, окажет положительное влияние на его конъюнктуру, станет одной из экономических основ новой системы удовлетворения жилищных потребностей. Непременным условием функционирования такой системы яв-ляется рост доходов работающего человека, который покрывал бы все его затраты. Средства граждан, находящееся в их личном распоряжении, должны решающим образом влиять на удовлетворение потребностей в жилье. Доходы населения должны позволять не только приобретать жилье, но и содержать его, что требует больших затрат. Если этого не будет, то и новая структура жилищных прав может породить обнищание широких слоев населения, стать фактором деста-билизации, напряжения в обществе. Переход к принципиально новой системе решения жилищных вопросов нуждался в юридическом закреплении. Первым шагом на пути осуществления жилищной реформы стал Закон РСФСР « О приватизации жилищного фонда в РСФСР», принятый 04.07.1991 года, цель которого декларирована в его тексте: «…Создание условий для осуществления права граждан на сво-бодный выбор способа удовлетворения потребностей в жилье, а также улучшение использования и сохранности жилищного фонда», но эта цель не может быть достигнута на основе использования только этого Закона, так как все его содержание направлено на решение лишь части проблем, связанных с осуществлением жи-лищной реформы. Его основная задача - заменить нанимателя жилого помещения на собственника, что позволит гражданам иметь больше правовых возможностей для решения своих личных жилищных вопросов. Правда, только от того, что квартира перейдет в собственность, жилищная проблема не решится (физическая переуплотненность проживания как была так и останется, равно как и недостатки жилого помещения), зато изменится правовой статус проживающих, что само по себе немаловажно. Хотя характер и объем жилищных прав нанимателя не равен характеру и объему прав собственника, однако последний в отличии от первого наделен правом отчуж-дения, что значительно расширяет его правовые возможности удовлетворять по своему усмотрению не только свои потребности в жилье, но и что важно, других лиц. Но цель реформы намного шире, она направлена на удовлет-ворение потребностей граждан в жилье путем фундаментальных преобразований существующей системы строительства, распреде-ления и обслуживания жилищного фонда на основе изменений отношений собственности, создания рынка жилья и обеспечения соци-альных гарантий нетрудоспособным и малообеспеченным слоям на-селения. Достигнуть цели реформы невозможно, используя только приватизацию жилищного фонда. Через два дня после принятия Закона о приватизации 06.07.1991 года были внесены соответствующие изменения и дополнения в Жилищный Кодекс. Вторым шагом было принятие 24.12.1992 года Верховным Советом РСФСР Закона « Об основах Федеральной жилищной политики» - который и определил основы новой системы удовлетворения жилищных потребностей граждан, предусматривающей сосущество-вание двух взаимодополняющих механизмов решения проблемы - пла-ново распорядительного и рыночного. 1.2. Общие положения Закона, основные условия его применения Рынок жилья создают собственники жилья. Приватизация - один из путей возникновения множества таких собственников. Статья 2 Закона о приватизации в ее первоначальной редакции, дает определение понятия приватизации: « Приватизация жилья- бесплатная передача или продажа в собственность граждан на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений в государственном и муниципальном фонде».
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10
|