на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Прокурорский надзор за законностью осуществления деятельности российскими войсками, находящимися за пределами Российской Федерации
p align="left">Помимо практики участия российских военных наблюдателей в операциях ООН по поддержанию мира впервые с 1992 года в таких операциях начал принимать участие воинский контингент России. В апреле 1992 года в бывшую Югославию был направлен российский батальон численностью 900 военнослужащих, который в январе 1994 года был усилен личным составом и доведен до 1200 военнослужащих. Первоначально надзорное сопровождение деятельности российских миротворцев на территории бывшей Югославии осуществляла военная прокуратура Московского военного округа.

В 1995 году совместно с войсками НАТО, в состав которых входили подразделения США, Турции, Дании, Литвы, Латвии, Польши, Норвегии, Финляндии и Швеции, для участия в операции по установлению мира в Боснии и Герцеговине была подготовлена российская воздушно-десантная бригада в составе двух батальонов (до 1500 чел.), которые начали развертываться в районе операции в начале 1996 года. Надзорное сопровождение деятельности российского миротворческого контингента продолжала осуществлять военная прокуратура МВО, а в 2000 году в Боснии и Герцеговине была создана 113 военная прокуратура (гарнизона), которая после выполнения необходимых функций, была расформирована в 2003 году.

Кроме того, в составе международных сил по обеспечению безопасности в Косово в 1999 году был сформирован воинский контингент России и практически одновременно создана 112 военная прокуратура (гарнизона), которая дислоцировалась в Косово до 2003 года.

Миротворческая деятельность Вооруженных Сил России осуществлялась не только на территории дальнего, но и ближнего зарубежья.

Процесс образования на территории бывшего СССР Содружества Независимых Государств, а также государств, не присоединившихся к этому Содружеству, наличие противоречий внутри государств и между ними привело к необходимости создания Коллективных сил по стабилизации и поддержанию мира.

Почти на всех встречах Совет Глав государств Содружества уделял самое серьезное внимание этой проблеме (в г. Киеве, 20 марта 1992 г.; г. Ташкенте, 15 мая 1992 г.; г. Минске, 22 января 1993 г., г. Москве, 24 сентября 1993 г. и т.д.). Однако до настоящего времени, всеми государствами одобряемая идея о создании многонациональных миротворческих сил, на практике не решилась. Причинами этого является отсутствие законодательства в странах Содружества (кроме России) о выделении войск на поддержание мира и нежелание государств СНГ финансировать свои национальные миротворческие силы.

В настоящее время на территории СНГ российский миротворческий контингент осуществляет свои полномочия лишь в Приднестровье и Таджикистане, а до недавнего времени - в Южной Осетии и Абхазии.

Миротворческая миссия наших войск и надзорное сопровождение их деятельности продолжалась до нападения Грузии на Южную Осетию в ночь с 7 на 8 августа 2008 года.

Условия функционирования военных прокуратур за пределами Российской Федерации, в которых приходится выполнять поставленные задачи, имеют особую специфику, существенно отличающуюся от обычных форм и методов прокурорской работы. Именно этим вызвана необходимость их детальной регламентации.

В широком смысле, защита прав и свобод военнослужащих и членов их семей за рубежом, как и иных граждан, есть противодействие незаконным нарушениям и ограничениям прав и свобод, и интересов личности и их предупреждение, а также восстановление нарушенных прав и возмещение причиненного вреда в случае, если предупредить эти нарушения и ограничения не удалось.

Основные права льготы и гарантии военнослужащих и членов их семей закреплены в Конституции Российской Федерации, международных правовых актах, федеральных законах, указах Президента Российской Федерации, постановлениях Правительства Российской Федерации по вопросам отдельных льгот и компенсаций, ведомственных приказах и инструкциях, в общевоинских уставах Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденных Указом Президента РФ от 10 ноября 2007 года №1495.

Права и свободы человека и гражданина в России признаются и гарантируются согласно общепризнанным принципам и нормам международного права (часть 1 статьи 17 Конституции РФ). Названные принципы и нормы, а также международные Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора. Это в полной мере относится и к военнослужащим.

Практика показывает, что деятельность военных прокуратур без должного их взаимодействия с командованием, штабами, местными органами власти, территориальными правоохранительными органами и местными органами власти (страны пребывания) является малоэффективной.

С момента начала работы военной прокуратуры необходимо организовать систему оперативного получения от командования воинских частей, органов военной контрразведки, с посольством (консульством) Российской Федерации, территориальных правоохранительных органов и местных органов власти полной и объективной информации о преступлениях, происшествиях, иных нарушениях законности, совершенных как военнослужащими и лицами гражданского персонала, так и в отношении воинских контингентов со стороны местного населения.

Работа военной прокуратуры должна строиться на уважительной, доверительной основе с гражданским населением страны пребывания, с учетом местных и национальных особенностей и обычаев.

Приоритетными направлениями в работе прокуроров, выполняющих свои функции в условиях нахождения поднадзорных воинских формирований, дислоцирующихся за пределами Российской Федерации, является надзор за соблюдением законов, направленных на охрану жизни и здоровья военнослужащих, соблюдение норм санитарно-эпидемиологической безопасности, доведение до личного состава всех видов довольствия.

Особое внимание должно уделяться прокурорскому надзору за исполнением законодательства о боеготовности и боеспособности личного состава, о сохранности оружия, боевой техники и боеприпасов, государственного и военного имущества, борьбе с пьянством и наркоманией среди военнослужащих и членов их семей.

В рамках надзора за законностью издаваемых администрацией военного управления исполнительно-распорядительных документов, определяющим условия и порядок общения с местным населением, применение оружия, правила поведения военнослужащих в экспериментальных условиях.

По содержанию информация, поступающая прокурорам в процессе надзора, может быть систематизирована на следующие группы:

а) «установочная» информация об объектах, на которые распространяется надзорная деятельность;

- о системах, в которые входят эти объекты;

- о правовых актах, надзор за исполнением которых возложен на прокуроров;

- о правовых сферах, в рамках которых протекает общий надзор;

- об источниках информации о нарушениях и нарушителях законов;

- о носителях этой информации;

- о типичных обстоятельствах, способствующих нарушениям законов.

Установочная информация, поступив однажды к прокурору, в дальнейшем лишь уточняется и дополняется;

б) обобщенная информация (количественная) о выявленных нарушениях законов (содержится в статистических, бухгалтерских отчетах и иных документах).

Объем этой информации, систематически поступающей в прокуратуру, в значительной степени зависит от активности прокуроров, которые вправе истребовать необходимые им документы и сведения;

в) информация о конкретных фактах нарушений законов, поступающая в прокуратуру непрерывно (содержится в заявлениях, жалобах, материалах, сообщениях и иных сигналах о фактах нарушений законов).

Объем этой информации в определенной степени также зависит от активности прокуроров, так как материалы и сообщения от государственных органов и общественных организаций поступают к ним редко лишь после запросов с их стороны;

г) информация, характеризующая выявленные нарушения законов (содержится в материалах проверок, проводившихся органами внутриведомственного и вневедомственного контроля, проводившихся по инициативе прокуроров, в материалах общенадзорных проверок.

Объем этой информации, поступающей в прокуратуру непрерывно, также в значительной степени зависит от активности прокуроров;

д) информация о результатах рассмотрения прокурорских актов реагирования на выявленные нарушения законов (содержится в поступающих к прокурорам сообщениях о рассмотрении протестов, представлений, постановлений и др. актов;

Объем этой информации, поступающей в прокуратуру в зависимости от частоты реагирования, в определенной степени зависит от активности прокуроров, поскольку закон требует реагировать и сообщать о принятых мерах прокурору только о решениях, принятых по рассмотрении протестов;

е) информация о результатах проведения повторных (контрольных) проверок, соблюдения законности (содержится в материалах проверок, проведенных прокурорами, а также другими органами в порядке взаимодействия с ними прокуроров).

Объем этой информации, поступающей в прокуратуру также в зависимости от частоты реагирования прокуроров, полностью обусловлен их активностью.

Эффективность надзорной деятельности органов военной прокуратуры зависит от:

- своевременности выявления нарушений и нарушителей законов, а также обстоятельств, способствующих правонарушениям;

- полноты выявления нарушений;

- своевременности реагирования на выявленные нарушения законов и обстоятельства им способствующие;

- полноты реагирования на выявленные нарушения;

- адекватности реагирования;

- контроля за устранением выявленных нарушений.

II. Особенности организации надзора за исполнением законов при расследовании преступлений, совершенных российскими военнослужащими на территории других государств

При осуществлении надзора за исполнением законов при расследовании преступлений, совершенных российскими военнослужащими на территории других государств, необходимо знать специфику привлечения их к уголовной ответственности за рубежом.

Положения, изложенные в части 2 статьи 12 Уголовного кодекса Российской Федерации, восполнили пробел, существовавший в Уголовном кодексе РСФСР 1960 года, и четко урегулировали вопросы уголовной ответственности российских военнослужащих воинских частей, дислоцирующихся за пределами России.

В соответствии с ними к этой категории военнослужащих должны применяться нормы российского уголовного закона, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации.

Указанная норма вытекает из Конституции Российской Федерации, в части 4 статье 15, которой определено, что если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

Как уже отмечалось, согласно ч. 3 ст. 16 Федерального закона «Об обороне» (1996 г.) дислокация воинских частей Вооруженных Сил Российской Федерации за пределами Российской Федерации допускается на основе международных договоров Российской Федерации.

В этих соглашениях закрепляется правовой статус воинских формирований Вооруженных Сил Российской Федерации, в том числе определяются основания и порядок привлечения к уголовной ответственности военнослужащих, совершивших преступления во время службы на территории иностранных государств. Вопросы правового статуса Пограничных органов ФСБ России, дислоцирующихся на территории иностранных государств, регламентируются также в международных договорах Российской Федерации.

В связи с этим представляется актуальным проанализировать действующие международные договоры Российской Федерации в части, касающейся вопросов юрисдикции в отношении уголовных дел о преступлениях, совершенных российскими военнослужащими на территории иностранных государств. Это должно оказать определенную практическую помощь прокурорским работникам органов военной прокуратуры в их надзорной деятельности.

Все международные договоры, касающиеся российских воинских формирований, дислоцирующихся за пределами Российской Федерации, можно условно разделить на две группы. К первой группе относятся соглашения о правовом статусе воинских формирований Вооруженных Сил Российской Федерации (такие договоры заключены с Республикой Беларусь, Республикой Казахстан, Киргизской Республикой, Республикой Таджикистан, Республикой Абхазией, Республикой Южной Осетией), а ко второй группе - воинских формирований Пограничных органов ФСБ России (заключены с Республикой Армения, Республикой Беларусь, Республикой Абхазией, Республикой Южной Осетией).

Во всех перечисленных выше международных договорах решается целый комплекс правовых вопросов, связанных с пребыванием российских воинских формирований на территории иностранных государств.

Вместе с тем целью данных рекомендаций является рассмотрение основных вопросов, регламентирующих только основания и порядок привлечения к уголовной ответственности военнослужащих российских воинских формирований за совершение ими преступлений на территории иностранных государств и надзора за исполнением законов при расследовании этих преступлений.

При решении вопросов юрисдикции в отношении уголовных дел о преступлениях российских военнослужащих, совершенных на территории иностранных государств, все международные договоры устанавливают следующее общее правило: по уголовным делам о преступлениях военнослужащих, входящих в состав российских подразделений, совершенных на территории указанных государств, применяется законодательство этих государств, действуют местные прокуратура и суды.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.