на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Прокурорский надзор за законностью осуществления деятельности российскими войсками, находящимися за пределами Российской Федерации
p align="left">Стороны по вопросам юрисдикции руководствуются следующими принципами: а) в случае нарушения лицом, входящим в состав воинского формирования направляющей Стороны, законодательства направляющей Стороны это лицо подпадает под юрисдикцию направляющей Стороны; б) в случае нарушения лицом, входящим в состав воинского формирования направляющей Стороны, законодательства принимающей Стороны это лицо подпадает под юрисдикцию принимающей Стороны.

Когда право на осуществление юрисдикции имеют обе Стороны, применяются следующие принципы: а) направляющая Сторона имеет преимущественное право на осуществление юрисдикции в отношении правонарушений, совершенных против собственности или безопасности (государственная измена, диверсия, шпионаж или нарушение законодательства об охране государственной тайны или секретных сведений, касающихся национальной обороны, а также иные преступления, направленные против основ конституционного строя) направляющей Стороны, против личности или собственности личного состава воинского формирования направляющей Стороны, а также в случае совершения правонарушения лицом, входящим в состав воинского формирования направляющей Стороны, во время исполнения им служебных обязанностей; б) принимающая Сторона имеет преимущественное право на осуществление юрисдикции вне вышеуказанных случаев; в) если Сторона, обладающая преимущественным правом, принимает решение не осуществлять юрисдикцию, она в возможно короткие сроки уведомляет об этом компетентные органы другой Стороны.

Направляющая Сторона может осуществлять юрисдикцию в случае совершения неустановленными лицами в местах дислокации ее воинских формирований преступлений против направляющей Стороны или членов личного состава ее воинских формирований. При установлении лица, совершившего преступление, действует порядок, определенный настоящим Соглашением.

При оказании правовой помощи компетентные органы Сторон взаимодействуют непосредственно между собой. Право на осуществление непосредственных сношений имеют также командиры воинских формирований Сторон.

Компетентные органы Сторон оказывают содействие друг другу в проведении расследований правонарушений, в сборе и предоставлении доказательств, связанных с правонарушениями, и в передаче лиц, подозреваемых в совершении правонарушений, Стороне, которая должна осуществлять юрисдикцию.

Принимающая Сторона незамедлительно уведомляет направляющую Сторону о задержании лица, входящего в состав воинского формирования направляющей Стороны.

Направляющая Сторона незамедлительно уведомляет принимающую Сторону о задержании лица, входящего в состав воинского формирования принимающей Стороны.

При задержании, производстве ареста (взятии под стражу), проведении других процессуальных действий, а также при передаче лица, входящего в состав воинского формирования, или оказании правовой помощи Стороны руководствуются национальным законодательством и международными договорами, участниками которых они являются.

Содержание под стражей подозреваемого лица из состава воинского формирования направляющей Стороны, юрисдикцию над которым осуществляет принимающая Сторона, в том случае если это лицо находится во власти направляющей Стороны, осуществляется направляющей Стороной до предъявления обвинения принимающей Стороной.

Компетентные органы Сторон уведомляют друг друга о результатах расследования и судебного разбирательства по всем делам, в отношении которых Стороны имеют конкурирующую юрисдикцию.

В каждом случае, когда в отношении лица, входящего в состав воинского формирования направляющей Стороны, осуществляется уголовное преследование под юрисдикцией принимающей Стороны, преследуемое лицо имеет право на: а) безотлагательное и быстрое проведение расследования и судебного разбирательства; б) получение перед началом судебного разбирательства информации о конкретном выдвинутом против него обвинении; в) встречу со свидетелями обвинения; г) применение процедур привлечения свидетелей защиты, если они находятся под юрисдикцией принимающей Стороны; д) адвокатскую помощь по собственному выбору или бесплатную помощь адвоката; е) услуги переводчика, если преследуемое лицо считает это необходимым; ж) общение с представителем направляющей Стороны и присутствие такого представителя на процессе.

Компетентные органы Сторон могут обращаться друг к другу с просьбой о передаче или принятии юрисдикции в отношении отдельных дел о правонарушениях лиц, входящих в состав их воинских формирований. Такие обращения будут рассматриваться незамедлительно и благожелательно.

Сторонами, при заключении Соглашения разработаны положения о наступлении материальной ответственности сторон, которые изложены в частности в статьях 18 и 19 Соглашения и они следующие:

1. Стороны не предъявляют друг другу претензий в отношении причиненных увечий или смерти лиц, входящих в состав воинских формирований, при исполнении ими своих служебных обязанностей.

2. Принимающая Сторона отказывается от предъявления направляющей Стороне претензий, касающихся возмещения ущерба, нанесенного принимающей Стороне, если такой ущерб был нанесен воинскими формированиями направляющей Стороны в ходе проведения учения или лицом, входящим в их состав, при исполнении своих служебных обязанностей.

3. Порядок возмещения ущерба, который может быть нанесен воинскими формированиями направляющей Стороны или их личным составом принимающей Стороне, в случаях, не оговоренных в пункте 2 настоящей статьи, определяется отдельными договоренностями между Сторонами. Если вопрос о возмещении ущерба не решается путем договоренности, принимающая Сторона имеет право на его рассмотрение в соответствии с национальным законодательством.

4. Направляющая Сторона отказывается от предъявления принимающей Стороне претензий, касающихся возмещения ущерба, нанесенного направляющей Стороне, если такой ущерб был нанесен воинскими формированиями принимающей Стороны в ходе проведения учения или лицом, входящим в их состав, при исполнении своих служебных обязанностей.

5. Порядок возмещения ущерба, который может быть нанесен принимающей Стороной воинским формированиям направляющей Стороны или их личному составу, в случаях, не оговоренных в пункте 4 настоящей статьи, определяется отдельными договоренностями между Сторонами. Если вопрос о возмещении ущерба не решается путем таких договоренностей, он подлежит рассмотрению в соответствии с законодательством принимающей Стороны.

6. Порядок возмещения ущерба, который может быть нанесен воинскими формированиями направляющей Стороны или их личным составом физическим лицам (гражданам) или юридическим лицам принимающей Стороны, определяется отдельными договоренностями между Сторонами. Если вопрос о возмещении ущерба не решается путем таких договоренностей, он подлежит рассмотрению в соответствии с законодательством принимающей Стороны.

7. Настоящая статья не исключает права физических лиц (граждан) и юридических лиц принимающей Стороны на предъявление претензий и возмещение ущерба, причиненного в связи с проведением учения.

8. Стороны отказываются от вознаграждения за спасение кораблей, судов и грузов при условии, что спасенные корабли, суда и грузы принадлежали другой Стороне и использовались ее воинскими формированиями в ходе проведения учений (статья 18).

Претензии, заявленные в связи с нанесением ущерба воинским формированием или лицом, входящим в его состав, третьим сторонам, рассматриваются в соответствии со следующими положениями: а) рассмотрение и урегулирование претензий, а также вынесение решений по ним происходят в соответствии с законодательством принимающей Стороны;

б) принимающая Сторона может урегулировать требования по компенсациям за ущерб, причиненный третьей стороне; в) выплата компенсаций за ущерб, причиненный третьим сторонам, производится в результате урегулирования вопроса о возмещении ущерба уполномоченными органами Сторон с участием третьей стороны или вступившего в законную силу решения, вынесенного надлежащей судебной инстанцией принимающей Стороны. Вступившее в законную силу решение о выплате компенсации или об отказе в выплате компенсации, вынесенное надлежащей судебной инстанцией принимающей Стороны, является окончательным и обязательным в споре; г) если степень вины Сторон установить невозможно, то ответственность за выплату компенсации за причиненный ущерб распределяется поровну между Сторонами.

Во всех случаях выплаты производятся в валюте принимающей Стороны.

Стороны сотрудничают в целях получения доказательств и организации беспристрастного рассмотрения претензий в соответствии с настоящей статьей. По решению Сторон может быть создана комиссия для расследования случаев, повлекших за собой причинение ущерба третьим сторонам (статья 19).

Отметим, что подробная регламентация прав и обязанностей лиц, участвующих в воинских формированиях, при проведений военных учений на территории иностранного государства облегчает предмет надзора за соблюдением законности уполномоченными лицами воинских формирований, но вместе с тем имеет и свою специфику, которая определяется кратковременностью дислокации воинских формирований на территории иного государства:

- действием на территории иного государства, где действует законодательство принимающей и направляющей Сторон;

- иные культура, язык и обычаи;

- не постоянным нахождением прокурорских работников в составе кратковременно пребывающих воинских формирований на территории иностранного государства;

- постоянным нахождением личного состава и техники в движении;

- одновременные и совместные действия личного состава воинских формирований направляющей и принимающей Сторон;

- разрешением спорных вопросов между Сторонами путем переговоров;

- отсутствием контактов и связей с административными органами, действующими на территории проводимых учений;

- отсутствием деловых связей и контактов с правоохранительными органами принимающей Стороны;

- существенным различием в законодательстве Сторон.

Еще одним примером надзорного сопровождения действий российских войск могут служить учения на территории Республики Казахстан, в рамках Договора международной региональной структуры - Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ), созданной в 2002 году, в которую входят Республика Армения, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Кыргызская Республика, Российская Федерация, Республика Таджикистан и Республика Узбекистан.

В настоящее время действует Объединенный штаб ОДКБ. Разработаны и утверждены Основные направления коалиционного военного строительства на период до 2010 г. и дальнейшую перспективу, План коалиционного военного строительства ОДКБ. Определяются основные параметры по группировкам, составу коллективных сил и средств, порядку их планирования, применения и управления, технического оснащения и всестороннего обеспечения.

С учетом многогранности и сложности ситуации, в которой действует Организация, продолжается работа по дальнейшему совершенствованию встроенных в нее структур, адаптации ОДКБ к меняющимся политическим реалиям.

В рамках данной Организации в период с 3 по 13 июля 2008 года на территории Республики Казахстан проведены совместные учения российских и казахских войск. От России в них участвовала воздушно-десантная бригада ВДВ.

С целью надзорного сопровождения российских войск в их состав вошли прокурорские работники военной прокуратуры Приволжско-Уральского военного округа, которым были направлены указания Главной военной прокуратуры от 3 июля 2008 года № 3у-789-08.

Внимание прокурорских работников акцентировалось на организации надзора по всем основным направленим деятельности, в том числе на вопросах надзора за привлечением к уголовной ответственности военнослужащих, входящих в состав российских войск, в случае совершения ими преступлений. При этом предписывалось руководствоваться статьей 15 «Соглашения о статусе формирований сил и средств системы коллективной безопасности» от 11 октября 2000 года.

В соответствии с названной статьей все совершенные этими лицами преступления подпадают под юрисдикцию Российской Федерации. Уголовную ответственность военнослужащие несут в соответствии с законодательством России.

По указанному Соглашению Россия взяла на себя обязательство осуществлять в соответствии с национальным законодательством уголовное преследование лиц, входящих в состав ее воинских формирований и подозреваемых (обвиняемых) в совершении преступлений против другой стороны.

В упомянутом указании Главной военной прокуратуры дано поручение надзирающим прокурорским работникам обеспечит надзор за процессуальной деятельностью органов дознания и военных следственных органов, обусловленной нахождением российских войск на территории Казахстана в связи с проведением совместных учений.

Международные, законодательные и иные нормативные правовые, ведомственные акты, рекомендованная литература

Международные, законодательные и иные нормативные правовые, ведомственные акты

Устав Организации Объединенных Наций (Сан-Франциско, 26 июня 1945 года).

Устав Содружества Независимых Государств (Минск, 22 января 1993 г.).

Венская конвенция о праве международных договоров от 23 мая 1969 г.

Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе. Хельсинкские решения (Хельсинки, 9 - 10 июля 1992 года).

Соглашения между Российской Федерацией и Республикой Армения по вопросам юрисдикции и взаимной правовой помощи по делам, связанным с нахождением российской военной базы на территории Республики Армения (Москва, 29 августа 1997 г.).

Соглашение между Российской Федерацией и Республикой Беларусь по вопросам юрисдикции и взаимной правовой помощи по делам, связанным с временным пребыванием воинских формирований Российской Федерации из состава Стратегических сил на территории Республики Беларусь
(Минск, 6 января 1995 г.).

Соглашение между Российской Федерацией и Республикой Казахстан о сотрудничестве и взаимодействии в обеспечении безопасности комплекса «Байконур», воинских формирований Российской Федерации, временно находящихся на территории республики Казахстан, и лиц, входящих в их состав (Москва, 29 декабря 1994 года).

Соглашение между Российской Федерацией и Киргизской Республикой о статусе и условиях пребывания российской авиационной базы на территории Киргизской Республики (Москва, 22 сентября 2003 г.).

Соглашение между Российской Федерацией и Республикой Таджикистан по вопросам юрисдикции и взаимной правовой помощи по делам, связанным с пребыванием воинских формирований Вооруженных Сил Российской Федерации на территории Республики Таджикистан (Москва, 21 января
1997 г.).

С
оглашение между Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой о статусе воинских формирований Российской Федерации, временно находящихся на территории Китайской народной Республики, и воинских формирований Китайской Народной Республики. Временно находящихся на территории Российской Федерации, для проведения совместных военных учений (Пекин, Москва, 6 - 8 августа 2005 года).

Соглашение между РФ и Республика Молдова о правовом статусе, порядке и сроках вывода воинских формирований Российской Федерации, временно находящихся на территории Республики Молдова 1994 г.

Соглашение между Российской Федерацией и Республикой Абхазия о совместных усилиях в охране государственной границы Республики Абхазия (Москва, 30 апреля 2009 г.).

Соглашение
между Российской Федерацией и Республикой Южная Осетия о совместных усилиях в охране государственной границы Республики Южная Осетия (Москва, 30 апреля 2009 г.).

Соглашение между Российской Федерацией и Украиной о статусе и условиях пребывания Черноморского флота Российской Федерации на территории Украины (Киев, 28 мая
1997 г.).

Соглашение о концепции военной безопасности государств - участников Содружества Независимых Государств (Бишкек, 9 октября 1992 года) Приложение к Соглашению о Концепции военной безопасности от 9 октября 1992 года Концепция военной безопасности государств - участников Содружества Независимых Государств.

Соглашение о правовом статусе Организации Договора о коллективной безопасности (7 октября 2002 года).

Модельный закон о порядке допуска и условиях пребывания воинских формирований других государств-участников договора о коллективной безопасности на территории государства-участника ДКБ.

Соглашение о Группах военных наблюдателей (ГВН) и Коллективных силах по поддержанию мира в СНГ (Киев, 20 марта 1992 года).

Протокол о статусе Групп военных наблюдателей и Коллективных сил по поддержанию мира в СНГ, Протокол о временном порядке формирования и задействования Групп военных наблюдателей и Коллективных сил по поддержанию мира в зонах конфликтов между государствами и в государствах-участниках СНГ, Протокол о комплектовании, структуре, материально-техническом и финансовом обеспечении этих групп и сил (Ташкент, 15 мая 1992 года).

Конституция Российской Федерации.

Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации.

Уголовный кодекс Российской Федерации.

Федеральные законы «Об обороне», «О воинской обязанности и военной службе», «О статусе военнослужащих».

Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации».

Федеральные законы «Об обороне», «О воинской обязанности и военной службе», «О статусе военнослужащих».

Военная доктрина Российской Федерации

Федеральный закон Российской Федерации «О порядке предоставления Российской Федерацией военного и гражданского персонала для участия в деятельности по поддержанию или восстановлению международного мира и безопасности.

Женевские конвенции и Дополнительные протоколы к ним.

Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года № 537 от 12.05.2009 г.

Общевоинские уставы Вооруженных Сил Российской Федерации.

Приказ Генерального прокурора от 07.12.2007 № 195 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина».

Приказ Генерального прокурора от 06.09.2007 № 136 «Об организации прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия».

Приказ Генерального прокурора от 06.09.2007 № 137 «Об организации прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов дознания».

Приказ Генерального прокурора от 06.09.2007 № 140 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях в органах дознания и предварительного следствия».

Приказ Генерального прокурора от 27.11.2007 № 189 «Об организации прокурорского надзора за соблюдением конституционных прав граждан в уголовном судопроизводстве».

Приказ Генерального прокурора от 27.12.2007 № 212 «О порядке учета и рассмотрения в органах прокуратуры Российской Федерации сообщений о преступлениях».

Приказ заместителя Генерального прокурора РФ - Главного военного прокурора от 29.12.2007 № 300 «О введении в действие Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах военной прокуратуры».

Указание заместителя Генерального прокурора РФ - Главного военного прокурора от 10.04.2008 № 70 «О задачах органов военной прокуратуры по надзору за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина».

Указание заместителя Генерального прокурора РФ - Главного военного прокурора от 26.09.2007 № 155 «О порядке исполнения в органах военной прокуратуры приказов Генерального прокурора Российской Федерации от 06.09.2007 № 136 и от 10.09.2007 № 140 при осуществлении надзора за процессуальной деятельностью следственных органов».

Указание заместителя Генерального прокурора РФ - Главного военного прокурора от 26.09.2007 № 156 «Об организации исполнения в органах военной прокуратуры приказов Генерального прокурора Российской Федерации от 06,09.2007 № 137 и от 10.09.2007 № 140 при осуществлении надзора за процессуальной деятельностью органов дознания».

Литература

Белый И.Ю., Печегин А.И. К вопросу о правовом регулировании расследования преступлений, совершаемых военнослужащими российских контингентов, дислоцированных на территории иностранных государств. Право в Вооруженных Силах, N 8, июнь 2005 г.

Белый И.Ю. Реализация права на защиту подозреваемых и обвиняемых военнослужащих воинских контингентов Российской Федерации, дислоцированных на территориях иностранных государств. Право в Вооруженных Силах, N 12, декабрь 2007 г.

Ермолович Я.Н. Правовые основания применения Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск и органов на территориях иностранных государств. Право в Вооруженных Силах, N 6, июнь 2008 г.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.