на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Прокурорский надзор за законностью осуществления деятельности российскими войсками, находящимися за пределами Российской Федерации
p align="left">В Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах, в которых предусмотрена военная служба, указанные полномочия возложены на органы военной прокуратуры, входящие в единую систему прокуратуры Российской Федерации.

Накопленный за несколько десятилетий опыт работы военной прокуратуры по надзорному сопровождению деятельности советских, а в последующем российских войск на территориях других государств, а также в ходе контртеррористических операций на территории Чеченской Республики был востребован после нападения Грузии на Южную Осетию в ночь с 7 на 8 августа 2008 года.

С началом боевых действий органами военной прокуратуры на основании приказа Генерального прокурора Российской Федерации № 155 от 8 августа 2008 года «Об участии органов прокуратуры в рассмотрении обращений и расследовании преступлений против миротворческих сил Российской Федерации, российских граждан» в соответствии с требованиям российского законодательства, а также общепризнанными принципами и нормами международного права организовано надзорное сопровождение действий российского миротворческого контингента на территории Южной Осетии.

Для обеспечения законности и поддержания правопорядка, защиты прав и законных интересов граждан Российской Федерации решением заместителя Генерального прокурора Российской Федерации - Главного военного прокурора (приказ № 165 от 8 августа 2008 г.) 8 августа 2008 года создана оперативная прокурорская группа в количестве 30 офицеров с местом дислокации в г. Владикавказе. Впервые три дня работой данной группы лично руководил заместитель Генерального прокурора Российской Федерации - Главный военный прокурор, в дальнейшем осуществление этих полномочий было возложено на его заместителей.

Начиная с 8 августа 2008 года, продвигаясь вместе с войсками на территорию Южной Осетии, указанная группа офицеров была размещена на командном пункте миротворческих сил и приступила к осуществлению своих полномочий в г. Цхинвал.

С этого момента Главной военной прокуратурой и подчиненными военными прокурорами осуществляется постоянный и непрерывный мониторинг исполнения законодательства, в том числе через представителей 2 и 3 управления надзора ГВП постоянно находящихся в зоне действия миротворческого контингента.

По результатам проверки военным прокурором СКВО признано законным и обоснованным возбуждение 8 августа 2008 г. уголовного дела № 14/00/0051-08 по факту убийства военнослужащих входивших в состав миротворческих сил в зоне грузино-осетинского конфликта и 12 августа 2008 г. № 14/00/0052-08 по факту убийства других российских военнослужащих на территории Южной Осетии (оба дела по признакам преступления, предусмотренного п.п. «а»,«б»,«е» ч. 2 ст. 105 УК РФ).

Прокурорскими работниками была налажена и осуществлялась координация деятельности подразделений Вооруженных Сил России, МЧС России, пограничных органов ФСБ России, оказывалось содействие в развертывании на территории Южной Осетии военных следственных органов, принимались неотложные меры по сохранению следов и мест происшествий до прибытия оперативно-следственных групп.

По указанию и под непосредственным контролем работников военной прокуратуры органами дознания воинских формирований выполнялись первоначальные процессуальные действия по возбужденным уголовным делам, организована работа по установлению, регистрации и судебно-медицинскому исследованию погибших и раненых в экспертных учреждениях.

Одновременно, с началом вооруженного конфликта в Главной военной прокуратуре на основе проработки всего комплекса нормативной базы международного и внутреннего законодательства, связанного с участием российских войск в миротворческой деятельности и нарушениями, допущенными грузинскими формированиями при применении военной силы на территории Южной Осетии, для прокурорских и следственных работников, осуществляющих свои полномочия в указанной зоне, подготовлены методические рекомендации об особенностях расследования убийства миротворцев, других российских граждан и специфике надзорного сопровождения за процессуальной деятельностью органов предварительного расследования.

При реализации своих полномочий органами военной прокуратуры организовано консультирование и оказана правовая помощь военнослужащим, пострадавшим от действий грузинской стороны, и членам их семей по подготовке и направлению в Европейский Суд по правам человека (г. Страсбург) и Международный уголовный суд (г. Гаага) 440 жалоб о нарушении их прав.

В ходе надзорного сопровождения деятельности российских войск за рубежом офицерами органов военной прокуратуры выполнены и ряд других мероприятий, направленные на утверждение режима законности, правопорядка, защиты прав и свобод граждан России.

За небольшой промежуток времени созданная оперативная прокурорская группа выполнила задачи, стоящие перед ней в период военной операции по принуждению Грузии к миру и на начальном этапе после завершения вооруженного конфликта.

В дальнейшем, в связи с принятием Россией положительного решения о межгосударственных отношениях с Южной Осетией и Абхазией и созданием на их территории военных баз возникла необходимость формирования военных прокуратур гарнизонного звена, дислоцированных в указанных республиках.

Приказом заместителя Генерального прокурора Российской Федерации - Главного военного прокурора от 9 сентября 2008 г. № 198 «Об организации деятельности военных прокуратур (гарнизона), войсковые части - полевая почта 28072 и 51443 Северо-Кавказского военного округа» во исполнение приказов Генерального прокурора Российской Федерации от 14 августа 2008 года № 54-ш «Об организационно-штатных мероприятиях в 152 военной прокуратуре (гарнизона), войсковая часть - полевая почта 51443» и от 28 августа 2008 года № 58-ш «Об организационно-штатных мероприятиях в военных прокуратурах Северо-Кавказского военного округа» функции прокуратуры в органах военного управления, воинских частях, учреждениях и организациях Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, постоянно или временно дислоцированных на территории Республики Южная Осетия и Республики Абхазия, возложены на военные прокуратуры (гарнизона), войсковые части - полевая почта 28072 и 51443 соответственно.

При этом первая из указанных военная прокуратура (в/ч пп 28072) сформирована по временному штатно-должностному расчету с местом дислокации в г. Цхинвал и прокурорским участком в населенном пункте Джава, а вторая военная прокуратура (в/ч пп 51443) переведена на новый временный штатно-должностной расчет с местом дислокации в г. Гудаута и прокурорским участком в г. Сухум.

В настоящее время военным прокурором, вновь созданной на территории Республики Южной Осетии прокуратуре, налажено взаимодействие с военным следственным отделом - войсковая часть полевая почта 29431 Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации, дислоцированным в г. Цхинвал, командованием поднадзорных воинских частей, представителями органами власти и управления Генеральной прокуратурой и другими правоохранительными органами Республики Южная Осетия.

Личный состав указанной прокуратуры размещен на территории военного городка в г. Цхинвал. Автомобильной и оргтехникой военная прокуратура обеспечена в полном объеме, соответствующие книги и наряды заведены. Офицеры поставлены на все виды довольствия.

Под надзорным сопровождением работников военной прокуратуры военными следственными органами проверяется вся информация о совершении военнослужащими преступлений, поступающая от командования, гражданского населения, а также правозащитных и неправительственных организаций, опубликованная в СМИ.

С учетом повышенной международной значимости деятельности вне территории Российской Федерации одним из приоритетных направлений деятельности указанной военной прокуратуры явилось предупреждение и пресечение преступлений в отношении местных жителей и их имущества. С этой целью совместно с командованием (органами дознания) и военными следственными органами организуются прокурорские проверки. Все сообщения о посягательствах на жизнь, здоровье и имущество мирного населения тщательно проверяются, а виновные привлекались к установленной законом ответственности.

Жители Республики Южная Осетия и российские военнослужащие имеют возможность самостоятельно обратиться к прокурорским и следственным работникам по месту их дислокации. В случае достоверного установления фактов совершения преступлений российскими военнослужащими предварительное следствие осуществлялось в строгом соответствии с действующим законодательством, при соблюдении основополагающих принципов гласности и равенства граждан перед законом, без каких-либо ограничений прав и свобод участников процесса.

IV. Особенности организации надзорного сопровождения при кратковременном пребывании российских войск на территории иностранного государства

Кратковременное пребывание российских войск за рубежом, как правило, связано с их участием в военных учениях на территории иностранного государства. Оно регулируется Соглашением между сторонами, участвующими в учениях. Стороны определяют уполномоченные органы, на которых возлагают реализацию Соглашения. Такими уполномоченными органами назначаются, исходя из практики, Министерства обороны Сторон.

В качестве примера рассмотрим участие российских военнослужащих в учениях, проводимых на территории Китайской Народной Республики.

Правовым основанием, временного пребывания воинских формирований России и КНР, на сопредельной территории является Соглашение между Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой «О статусе воинских формирований Российской Федерации, временно находящихся на территории Китайской Народной Республики, и воинских формирований Китайской Народной Республики, временно находящихся на территории Российской Федерации, для проведения совместных военных учений», подписано сторонами 6-8 августа 2005 года.

В статье 1 Соглашения для точного и единообразного толкования перечислены понятия, используемые в настоящем Соглашении, которые к примеру означают следующее:

1.«Личный состав воинских формирований» - военнослужащие и гражданский персонал, входящие в состав воинских формирований, а также лица, командированные в них и являющиеся гражданами государства, которому эти формирования принадлежат;

2.«Исполнение служебных обязанностей личным составом воинских формирований» - действия личного состава воинских формирований по выполнению задач в соответствии с полученными приказами в период проведения учений, в том числе при следовании в район проведения учений и возвращении из него, включая действия личного состава в месте дислокации или районе проведения учений, за исключением случаев:

самовольного оставления мест дислокации или района проведения учений;

добровольного приведения себя в состояние токсического или наркотического опьянения;

совершения деяния, признанного в установленном порядке общественно опасным;

3.«Движимое имущество воинских формирований» - являющиеся собственностью направляющей Стороны военная техника и вооружение, продовольствие, а также другое материально-техническое имущество, необходимое воинским формированиям на период проведения учений;

4.«Недвижимое имущество» - являющиеся собственностью принимающей Стороны земельные участки, железнодорожные пути, автомобильные дороги, учебные центры и полигоны, аэродромы, порты, военно-морские базы, пункты базирования и расположенные на них строения и сооружения, стационарные средства радиотехнического и навигационного обеспечения, а также другие объекты инфраструктуры, находящиеся с согласия принимающей Стороны во временном пользовании воинских формирований направляющей Стороны;

5.«Ущерб» - смерть, телесные повреждения и иное повреждение здоровья (нанесение увечья), а также уничтожение, повреждение или пропажа имущества;

6.«Место дислокации воинского формирования» - территория, отведенная принимающей Стороной для временного размещения воинского формирования направляющей Стороны.

В Соглашении (статья 4) определены сроки и районы проведения учений, состав и численность воинских формирований, направляемых на учения, места и время пересечения государственной границы, маршруты передвижения и места дислокации воинских формирований, а также другие вопросы, касающиеся организации и порядка проведения учений, согласовываются уполномоченными органами Сторон и оформляются в виде протокола, который ими подписывается.

Направляющая сторона берет на себя обязательство, что личный состав воинских формирований должен уважать суверенитет, законодательство и обычаи принимающей Стороны, не вмешиваться во внутренние дела принимающей Стороны и не участвовать в политической деятельности на ее территории. В связи с этим направляющая Сторона обязана принять необходимые меры по разработке и доведению до личного состава воинских формирований правил поведения на территории принимающей Стороны (статья 5).

Принимающая Сторона (статья 6) обязывается на своей территории обеспечивать безопасность и защиту личного состава и движимого имущества воинских формирований направляющей Стороны, в том числе принимает меры по предупреждению и пресечению любых противоправных действий по отношению к ним.

Статья 20 Соглашения определяет вопросы юрисдикции Сторон в зависимости от места проведения учений, т.е. законодательство какой Стороны действует в тех или иных случаях.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.