на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Раннефеодальная монархия государства франков
p align="left">Несмотря на характерную, особенно для определен-ных периодов западноевропейского средневековья, рассредоточенность политической власти, главным институтом в политической системе все в большей степени становилось государство. Его политическое значение и вес определя-лись тем, что королевская власть, даже в эпоху глубокой феодальной раздробленности, являлась единственным об-щепризнанным представителем страны и народа в целом. Закрепляя феодальные формы поземельной собственнос-ти, сословные привилегии феодалов, средневековое госу-дарство, как любое другое государство, осуществляло об-щесоциальные функции (поддержание мира, традицион-ного правового порядка и т. д.). В средние века в странах Западной Европы сложилась и приобрела общесоциальную ценность национальная государственность, которая при всех ее различиях в разных странах стала стержнем единой ев-ропейской культуры и цивилизации.

Средние века -- это эпоха, когда в рамках складыва-ющихся национальных государств постепенно формируют-ся основы будущих национальных правовых систем. Этот длительный процесс завершается в большинстве стран уже в следующую историческую эпоху -- в Новое время. Но именно в средние века определяются контуры и будущих крупных мировых правовых систем (семей права) -- конти-нентальной и англосаксонской, складываются их специфи-ческие и несхожие правовые институты.

Исходный "строительный материал" средневековое право черпало в правовых обычаях, которые долгое время оставались важнейшим источником права. За несколько веков в странах Западной Европы происходит сравнитель-но плавный и безболезненный переход от варварских (пле-менных) правовых обычаев к правовым обычаям феодаль-ным, имеющим уже не персональный, а территориальный принцип действия. Расцвет феодализма в Европе в XI-- XII вв. означал и повсеместное преобладание обычного права. К этому времени в западноевропейском обществе были ут-рачены многие элементы правовой культуры и даже пись-менности, получившие когда-то широкое развитие в ан-тичном мире, а поэтому и сама устная форма, в которой длительное время выражались обычаи, была практически единственно возможной.

Правовые обычаи достаточно органично интегрирова-лись в феодальные отношения, закрепляли все их основ-ные виды. Прежде всего, обычай (часто обычай-договор) регулировал личностные и поземельные связи между са-мими феодалами-сеньорами и вассалами (ленное право). В равной мере правовые обычаи охватывали отношения между феодалами (собственниками земли) и крестьянами, ее дер-жателями. Эта часть правовых обычаев (манориальное право) в наибольшей степени отражала зависимое положение крестьян, привязанных к земле и вынужденных работать на собственника манора.

Со временем правовые обычаи записывались и вклю-чались в хартии и в другие жалованные грамоты, в кото-рых сеньоры определяли привилегии и обязанности васса-лов, горожан и крестьян.

Особую роль в становлении общеевропейской правовой культуры сыграло городское право. В основном это было писаное право. Его положения фиксировались городскими статутами, королевскими или иными сеньориальными хар-тиями, пожалованными городу. Городское право, несмотря на закрепление в нем некоторых чисто феодальных инсти-тутов, по своему основному содержанию не являлось фео-дальным правом, оно скорее предвосхищало будущее бур-жуазное право, разрабатывало именно его принципы. Го-рода широко использовали различные сборники междуна-родного торгового права и морских обычаев, составленные в городах Италии, Испании и т. д., и тем самым внесли заметный вклад в формирование единых правовых тради-ций в странах Западной Европы.

Особое место в процессе формирования общеевропей-ской правовой культуры в средние века занимало канони-ческое право. Оно возникло первоначально как право хри-стианской церкви в целом. Затем, после раскола церкви сложились две самостоятельные ветви канонического пра-ва. В Западной и Центральной Европе каноническое право получило под влиянием "папской революции" особенно боль-шое развитие и превратилось в самостоятельную и эффек-тивно действующую систему средневекового права. Восточ-ная ветвь канонического права, оформившаяся в рамках греко-православной церкви, действовала в Византии, а так-же в ряде других стран Юго-Восточной и Восточной Евро-пы, но не имела здесь такого авторитета, как каноничес-кое право на Западе.

Большая значимость норм канонического права в за-падноевропейском обществе определялась рядом факторов. Прежде всего, каноническое право здесь разрабатывалось и поддерживалось могущественной римско-католической церковью и папством, о политической силе которых уже говорилось. Каноническое право отличалось универсально-стью и экстерриториальностью, поскольку его нормы действовали во всех странах, принявших католицизм. Оно не знало государственных границ и соединяло в единое целое всех католиков. Каноническое право отличалось также широтой регулируемых им общественных отношений. Оно включало в себя вопросы, как духовной, так и светской ясизни, было обязательным как для клириков, так и для мирян. Наконец, особый вес каноническому праву придава-ла его традиционность, поскольку оно своими корнями ухо-дило в античность, в греческую философию и в римскую правовую культуру. Каноническое право вобрало в себя и передало последующим поколениям целый ряд норм римс-кого права, его язык, что нашло свое отражение в фор-муле: "церковь живет по римским законам" (ecclesia vivit legae romanae).

Источники канонического права ("старого права" -- jus antiquum) восходят к раннехристианской литературе (Свя-щенное писание, Деяния Святых Апостолов, Послания к римлянам и др.).

В XI--XII вв. в период "папской революции" складыва-ется "новое право" (jus novum). Именно в это время закан-чивается процесс складывания канонического права в ка-честве самостоятельной правовой системы западноевропейского общества. Более четким становится его юридическое содержание. Утверждается само понятие "каноническое право" (jus canonicum). Главенствующим источником ново-го канонического права становятся папские конституции (буллы, бреве, энциклики, рескрипты и др.).

Процесс систематизации канонического права в сред-ние века имел своим конечным результатом составление в 1500 году обширного свода, который с 1580 года был при-знан в качестве официального источника права римско-католической церкви. По аналогии с Кодификацией Юсти-ниана он получил название Свода канонического права (Corpus juris canonici). Средневековое каноническое право охватывало широкий круг вопросов и играло важную роль в правовой жизни западноевропейских стран. Оно регла-ментировало организацию церковной власти, а так-же отношения церкви со светской властью, статус церков-ной собственности и режим владения и пользования цер-ковными землями, источники доходов церкви и т. д.

В XVI веке Реформация подорвала позиции католи-ческой церкви и ослабила влияние канонического права. На Тридентском соборе (1545--1563 гг.), хотя и проходив-шем под лозунгами контрреформации, был осуществлен коренной пересмотр норм канонического права, сужена сфера церковной юрисдикции. Собор учредил Конгрегацию, которая официально толковала нормы канонического пра-ва, в частности решения самого собора.

Одним из наиболее значительных и уникальнейших явлений в правовой жизни Западной Европы стала рецеп-ция римского права, т. е. его усвоение и восприятие сред-невековым обществом. После падения западной части им-перии римское право не утратило своего действия, но с образованием варварских государств сфера его примене-ния в Западной Европе сузилась.

Однако со временем собственно римские источники права выходят из употребления и забываются.

Новая жизнь римского права в Западной Европе, его второе рождение, начинается в XI--XII вв. В основе этого бурно развивающегося процесса лежал целый ряд истори-ческих факторов, среди которых особую роль сыграло оживление экономической жизни, особенно торговли. Зарожда-ющиеся буржуазные отношения не могли пробиться сквозь гущу правовых обычаев и чисто феодального права, рас-считанного на замкнутое общество. Римское же право со-держало в себе точные и готовые формулы закрепления абстрактной частной собственности и торгового оборота. Не случайно центром зарождения римского права стали горо-да-республики Северной Италии, которые переживали в XI в. экономический подъем и представляли собой в то вре-мя наиболее развитый в хозяйственном отношении регион Европы.

Однако рецепция римского права была вызвана не толь-ко экономическим фактором, но и социальными и духовны-ми потребностями общества, которое остро нуждалось в пра-вовом порядке, правовой стабильности, а соответственно и в распространении юридического образования и мышления. Рецепцию римского права поддержала католическая церковь, увидевшая в нем средство, способное поддержать каноничес-кое право и притязания пап на мировое господство.

Рецепцию римского права, в конечном счете, санкцио-нировала и королевская власть, стремившаяся к централи-зации, а следовательно, и к юридизации всей обществен-ной и государственной жизни. Именно римское право в это время проявило себя как наиболее разработанное, универ-сальное и рациональное право, содержащее регуляторы, необходимые для общества в целом и для основных его групп.

Римское право как никакой другой фактор эпохи сред-невековья способствовало преодолению государственных и иных территориальных границ, созданию единого стержня европейской правовой культуры, юридической науки и об-разования История государства и права зарубежных стран: Учебник для вузов: В 2 т. - 3-е изд., перераб. и доп. - Том 1: Древний мир и Средние века / Отв. ред. д.ю.н., проф. Н.А. Крашенинникова и д.ю.н., проф. О.А. Жидковы. - М.: Норма, 2005. С. 290-298.

.

Таким образом, эпоха Средних веков стала первой в мировой истории эпохой действительно общемирового политического и правового процесса. В известном культурному человечеству мире практически не было значимых народов на внегосударственной стадии жизни.

Государства пришли в тесное соприкосновение, влияли друг на друга не только в военном, но и культурном, правовом отношении. Появились новые, неведомые предыдущим эпохам межгосударственные установления и почти единая правовая культура.

Вопрос №2. Формирование и развитие феодального общества и государства франков в VI-IX вв.

Одну из западногерманских племенных групп, обитавших вдоль берегов реки Рейн, римские авторы называли франками. Упоминание о них в источниках под названием относится к первой половине III в История государства и права России и зарубежных стран: Учебник / Под общ. Ред. д.ю.н., проф., акад., засл. деятель науки Российской Федерации В. П. Сальников. - М.: ЦОКР МВД России, 2006. С. 60. . Франки, жившие по нижнему течению Рейна, в приморье, именовались салическими (от кельт. «сал» - море), а жившие по среднему течению Рейна - рипуарскими (от лат. «рипа» - берег) Ильинский Н.И. История государства и права зарубежных стран: Курс лекций / Н.И. Ильинский. - М.: Изд-во деловой и учеб. лит., 2003. С. 209..

Завоевание территории бывшей Римской империи и покорение живших там народов германскими племенами послужило непосредственной причиной образования государства франков. Завоевание ускорило обогащение знати и расслоения населения, подорвало значение родового деления населения франков и выдвинуло на первый план деления населения по территориальному признаку. Для удержания в повиновении завоеванные народы, для управления огромными массами населения появилась настоятельная необходимость в сильной центральной власти, которой не было при родовом строе. Государство стало эффективнее решать стоявшие перед обществом проблемы.

Салические франки в середине IV в. были разбиты римля-нами, но оставались на правах федератов. Они нанимались на службу императором, активно вмешивались во внутренние дела государства. Первыми вождями франков были легендарный Мерови, по имени которого первую франкскую династию назы-вали Меровингами, и Хильперик. После смерти последнего ко-ролем становится его сын Хлодвиг (ок. 466 - 511 гг., король с 481 г.) Степанов В.Е., Шевеленко А.А. История средних веков: Хрестоматия. Ч. 1. С. 27., пришедший к власти «на крови», убив родственников рипуарских князей Сигиберта, Харарика, Хладерика, также пре-тендовавших на королевский трон Там же. С. 28 - 29..

Возглавив дружины салических франков, проживавших по берегам небольшой речки Сали в Нидерландах, Хлодвиг на рубеже V--VI вв. завоевал основную часть Галлии. Образование нового государства сопровождалось развитием в недрах франк-ского общества феодализма, становлением новых отношений собственности и формированием новых классов Ильинский Н.И. История государства и права зарубежных стран: Курс лекций / Н.И. Ильинский. - М.: Изд-во деловой и учеб. лит., 2003. С. 210.

.

Общественный строй. Салическая правда свидетельствует о существовании у франков различных социальных групп: служилая знать, свободные франки-общинники, литы и рабы.

Франкская знать сформировывалась в результате завоевания и заселения галльских земель. Раздача королями земель своим дружинникам и приближенным способствовала складыванию слоя крупных земельных собственников. Ряды знати пополнялись за счет галло-римской аристократии, которая поступала на службу к франкским королям. Наряду со знатью следует отметить возвышение духовенства. Франкские короли искали поддержки у церкви своей государственной политики и наделяли церковь крупными земельными наделами и привилегиями.

Страницы: 1, 2, 3, 4



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.