p align="left">Сломив на время массовое сопротивле-ние порабощенного крестьянства, франкские феодалы утратили бы-лую заинтересованность в едином государстве. В этот период эко-номика франкского общества носила натуральный характер. Соответственно не было прочных, стабильных хозяйственных свя-зей между отдельными районами. Отсутствовали какие-либо другие факторы, способные сдержать раздробление страны. Франкское государство завершало свой путь развития от раннефеодальной мо-нархии к государственности периода феодальной раздробленности. Вопрос №3. Салическая правда. Одной из ранних и вместе с тем классических правд считается Салический закон. Он представлял собой запись судебных обычаев салических франков Ильинский Н.И. История государства и права зарубежных стран: Курс лекций / Н.И. Ильинский. - М.: Изд-во деловой и учеб. лит., 2003. . Параллельно с созданием права осуществлялась письменная фикса-ция древнегерманских обычаев - запись обычного права германских пле-мен. Таким образом были записаны "варварские правды": Салическая, Рипуарская, Бургундская, Аллеманнская и др Желудков А.В., Буланова А.Г. История государства и права зарубежных стран - М.,: «Прио-изд», 2003.. Салическая правда была создана в начале VI в., в после-дние годы жизни и правления короля Хлодвига, и является одним из самых древних сборников записей обычного права германцев. Она де-лится на титутлы (главы). Ценность «Салической правды» как исторического источника заключается прежде всего в том, что в ней отразилась эволюция франкского общества от первобытного строя к феодальному См.: История средних веков. Т. 1 / Под. Ред. С.Ю. Сказкина. М., 1967. . Это влияние обнаруживается главным образом во внешних чертах - в том что «Салическая правда» записана на латинском языке и штрафы в ней исчисляются в римских денежных единицах. Салической правде присущи казуистический характер и отсутствие общих, абстрактных понятий; описанные в ней правовые действия и акты отличаются формализмом. Она воспроизводит различные этапы архаи-ческой судебной процедуры. Основное содержание Салической правды - перечень правонарушений и соответствующих им наказаний (главным образом штрафов). Текст Салической правды дает некоторое представление об обществен-ном строе франков начала VI в Желудков А.В., Буланова А.Г. История государства и права зарубежных стран - М.,: «Прио-изд», 2003. . Общество Салического закона как бы совмещало в себе два уклада: один -- архаиче-ский, общинно-родовой с установкой на привычное социальное равенство и родовой коллективизм, другой -- заданный форми-рующейся ранней государственностью с закрепляемым ею неравен-ством в зависимости от отношений с властью. Право было ориентировано на общинный быт в том, что ка-салось общей организации порядка жизни, семейных и имущест-венных отношений. Однако общинные связи франков были уже двойственными: в одних правовых отношениях проявлялось доми-нирование прежней родовой, в других -- соседской общины. Посе-ление в общине зависело от согласия всех других полноправных общинников. Земля находилась в индивидуальном владении семьи. Выделенные ей участки как пахотного поля, так и лугов считались «огороженным местом». Различные посягательства на чужое поле или луг были или преступлениями, или вообще противоправными, хотя и с разной мерой ответственности. Леса и некоторые другие угодья рассматривались только как совместная собственность общины, и их использование регламентировалось коллективным интересом. Наследственное владение постепенно формировало особый институт -- аллод, под которым понималось чисто семейное право пользования огороженными участками и принадлежащим к ним имуществом. Право пользования наследовалось с преимуществом мужского потомства (в VI в. у франков право наследования получили и дочери, а также братья и сестры умершего, при отсутствии его сыновей). Закон не предусматривал никаких сделок с аллодом (впрочем, возможно, это регулировалось нормами римского права). Движимое имущество также рассматривалось как семейное владение: распорядиться им на случай смерти кто-либо в пользу третьего лица мог только через особо сложную процедуру аффатомии с участием общинной сходки и отсрочкой передачи на год. Брачно-семейные отношения. Общинно-родовые традиции сохраняли свою силу в семейных отношениях. Брак заключался с обязательного согласия родите-лей, сохраняя черты древнего выкупа невесты у рода. Похищение невесты, насильственное заключение брака влекло обязанность вернуть невесту и выплатить значительный штраф семье «за обиду», практически равный выкупу за убийство. Сходный по размеру штраф выплачивался и тогда, когда брак заключался без согласия сородичей, но с согласия невесты. О расторжении брака Салическая правда не упоминает Шатилова С.А. История государства и права зарубежных стран: Учеб. пособие. - М.: ИНФРА - М, 2004. С. 96.. Семья мужа сохраняла символическое право на его вдову в случае смерти супруга: постороннее лицо, желавшее заключить с нею новый брак должно было платить особый условный выкуп -- рейпус Омельченко О.А. Всеобщая история государства и права. Учебник в 2 т. Изд. 4-е, доп. Т. 1. - м.: Изд-во Эксмо, 2005. - 592 с. - (Российское юридическое образование). С. 285-286. . Постепенное проникновение государственного уклада в общин-ный быт франков зафиксировано Салическим законом примени-тельно к статусу отдельных категорий населения. Наряду с вполне свободными и полноправными франками, в равной мере отвечаю-щими за содеянное ими или в отношении их, закон выделил как привилегированные слои, так и неполноправные. Находившиеся в особом доверии у короля, его слуги и дружинники -- антрустионы (новая знать) -- обладали привилегией особой охраны их жизни, чести и телесной неприкосновенности. В самом низу условной соци-альной лестницы находились рабы: они приравнивались к имуще-ству в случае нанесения им повреждений или их убийства, браки с рабами или рабынями были или наказуемыми, или вели к потере собственного статуса. К рабам в главном приравнивались ли-ты -- полусвободное население (попавшие в кабалу или прежние колоны). В отношении охраны их жизни и безопасности литы не отличались от рабов. Социальные градации только в случае с несвободным населе-нием были взаимосвязаны с имущественным положением. Различия в статусе свободных зависели исключительно от положения в военно-служебной иерархии и личной близости к власти Желудков А.В., Буланова А.Г. История государства и права зарубежных стран - М.,: «Прио-изд», 2003. С. 66.. Наследственное право. Салическая правда предусматривает наследование: по закону, по завеща-нию. Наследование по закону осуществлялось различно применительно к движимому и недвижимому имуществу. При наследовании движимого имущества первую очередь составляли дети, затем мать, братья и сестры, сестры матери, сестры отца, ближайшие родственники. Из числа на-следников недвижимости женщины исключались, земля передавалась только по мужской линии. Наследование по завещанию осуществлялось путем дарения (аффатомии), совершавшегося публично в народном собрании в строго установлен-ной форме: имущество передавалось третьему лицу, которое было обя-зано не позже чем через год после смерти дарителя передать это иму-щество указанному лицу. Судебный процесс. Судебные собрания франков были двух типов. Первый, основной, -- окружные под предсе-дательством особого старейшины -- тунгина, а позднее -- коро-левского графа. Второй -- сотенные под председательством центенария, или сотника. На собраниях могли присутствовать все свободные полноправные общинники, присутствие дал вменялось им в обязанность под угрозой штрафов. Позднее бедняков стали освобождать от участия в судах. Непосредственно судьями были не члены собрания, а особые традиционные знатоки права -- рахинбурги; их правовое суждение одобрялось (или не одобрялось) народом. Окружные собрашг созывались периодически -- раз в шесть недель, сотенные -- и специальному созыву. И разбирались на них разные по значимости дела: - в окружных -- наиболее важные (о свободе, о преступлениях, связанных со смертью, против королевской власти или королевских людей и т.д.); - в сотенных -- о движимом имуществе, о долгах, о штрафах. Судьи-рахинбурги принимали на себя перед каждым процессом обязательство следовать доказательствам и «провозглашать право». Суд был единичным, именно королевским: здесь председательство вал или сам король, или его майордом во главе своих дворцовых советников и слуг. Позднее, при Каролингах, руководителем дворцового суда стал пфальцграф (впрочем, дела знатных обязан был разбирать сам король). В эпоху Салического закона сотенный суд, как традиционный, считался как бы приоритетным: это был истинно народный суд. При Каролингах значение королевского суда возросло. Помимо этого, имелись также вотчинные суды, где судил крупный землевладелец, и церковные суды. Наличие или отсутствие реальных доказательств существенно влияло на ход разбирательства. Были безусловные доказа-тельства, которые не подлежали оспариванию (поличное или ко-ролевская грамота при земельных спорах). Были ус-ловно-объективные доказательства: жребий или при-сяга (соприсяжничество). Одним из распространенных доказательств был Божий суд -- главным образом в виде ордалий. За отсутствием реаль-ных доказательств для выяснения правоты того или другого участника прибегали к испытанию огнем, водой и др., считая, что Бог косвенно укажет на правого или виноватого Омельченко О.А. Всеобщая история государства и права. Учебник в 2 т. Изд. 4-е, доп. Т. 1. - м.: Изд-во Эксмо, 2005. - 592 с. - (Российское юридическое образование). С. 287-290. . Уголовное право. Определения преступления Салическая правда не дает. Из смысла ста-тей, посвященных преступлениям, вытекает, что в это понятие вклю-чались причинение вреда личности или имуществу и нарушение королевского мира. Виды преступления по Салической правде можно разделить на четыре группы: преступления против личности - убийство, членовредительство, клевета, оскорбление, изнасилование; преступления против собственности - кража, поджог, грабеж; преступления против порядка отправления правосудия - неявка в суд, лжесвидетельство; нарушение предписаний короля. Салической правде известно понятие отягчающих обстоятельств, каковыми считаются групповое убийство, убийство в походе, попытка скрыть следы преступления, а также понятие подстрекательства - к краже или убийству. Субъектами преступления могли быть свободные франки, литы и рабы. Целью наказания являются возмещение вреда потерпевшему и уплата штрафа королю за нарушение королевского мира. Таким образом, Салический закон в самой минимальной степени испытал воз-действие римского права, сохранил даже некоторые остатки языче-ской старины. Традиционной архаич-ности предписаний сопутствовала еще одна особенность: многие су-дебно-правовые процедуры были неразрывны с символическими священно-обрядовыми действиями, лишенными реального содер-жания, но важными для общественного признания тех или других фактов. Поддержание общинного мира бы-ло в большей степени целью Салического закона, чем проведение государственной репрессии; это характерно для раннего, в значи-тельной степени еще догосударственного права. Заключение Средневековье -- время социально-экономических и государст-венно-правовых процессов, происходивших в различных частях мира. Вместе с тем во всемирно-историческом масштабе ведущей тенденцией развития этой эпохи стало утверждение феодализма, явившегося шагом вперед относительно рабовладельческого и тем более первобытно-общинного строя. Франкское государство было прародиной нынешней Франции. Завоевание территории бывшей Римской империи и покорение живших там народов германскими племенами послужили непосредственной причиной образования государства и франков. Выделяли следующие характерные черты раннефеодального права. Во-первых, основное место в нем, особенно на ранних этапах, занимали нормы, регулирующие поземельные отношения и нормы, обеспечивающие в нем экономическое принуждение. Во-первых, раннефеодальное право в значительной степени было "право привилегий", закреплявшим неравенство различных сословий. Оно наделяло правами в соответствии с тем положением, которое человек занимал в обществе. В-третьих, в раннефеодальном праве не было привычного для нас деления на отрасли права. В-четвертых, огромное влияние на него оказывали церковные нормы, не редко превращавшиеся в самостоятельные нормы права. Список литературы: 1. Абдурахманова И.В. История государства и права зарубежных стран для студентов вузов / И.В. Абдурахманова, Н.Е. Орлова. - Изд. 2-е. - Ростов н/Д: Феникс, 2005. 2. Всеобщая история государства и права. Учебник / Под. Ред проф. К.И. Батыра. Издание четвертое, переработанное и дополненное. - М.: ПБОЮЛ Гриженко Е.М., 2001. 3. Желудкова А.В., Буланова А.Г. История государства и права зарубежных стран (конспект лекций). - М.: «Приор-издат», 2003. 4. История государства и права зарубежных стран: курс лекций / Н.И. Ильинский. - М., 2003. 5. История государства и права зарубежных стран: Учебник для вузов: В 2 т. - 3-е изд., перераб. и доп. - Том 1: Древний мир и Средние века / Отв. ред. д.ю.н., проф. Н.А. Крашенинникова и д.ю.н., проф. О.А. Жидковы. - М.: Норма, 2005. 6. История государства и права России и зарубежных стран: Учебник / Под общ. Ред. д.ю.н., проф., акад., засл. деятель науки Российской Федерации В. П. Сальников. - М.: ЦОКР МВД России, 2006. 7. Косарев А.И. История государства и права зарубежных стран: Учебник для вузов. - М.: Издательство НОРМА (Издательская группа НОРМА - ИНФРА М), 2002. 8. Омельченко О.А. Всеобщая история государства и права. Учебник в 2 т. Изд. 4-е, доп. Т. 1. - м.: Изд-во Эксмо, 2005. - 592 с. - (Российское юридическое образование). 9. Тейнс Л. Наследие Каролингов. - М., 1993. 10. Шатилова С.А. История государства и права зарубежных стран: Учеб. пособие. - М.: ИНФРА - М, 2004.
Страницы: 1, 2, 3, 4
|