на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Рассмотрение дел об административных правонарушениях арбитражными судами
p align="left">В силу АПК РФ и КоАП РФ доказательствами по делу являются сведения о фактах, с помощью которых устанавливаются обстоятельства, входящие в предмет доказывания. Обязательными (или необходимыми) доказательствами по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности являются следующие:

1) решение административного органа о привлечении лица к административной ответственности. Именно этот документ становится прежде всего объектом исследования в суде на предмет его законности и обоснованности. Как уже отмечалось, решение административного органа о привлечении к административной ответственности должно быть обязательно приложено к заявлению, поданному в арбитражный суд;

2) протокол об административном правонарушении. Именно в протоколе об административном правонарушении фиксируется событие административного правонарушения, отражаются обстоятельства совершенного правонарушения. Помимо протокола об административном правонарушении могут быть представлены в арбитражный суд и иные документы.

Например, когда индивидуальный предприниматель оспорил в арбитражном суде примененное к нему административное взыскание. В силу действующих нормативных правовых актов в случае реализации табачной продукции в розницу собственник товара обязан предъявить по первому требованию покупателя или контролирующего органа копию справки к грузовой таможенной декларации с оригиналами оттисков его печати и печати предыдущего собственника товара. Копии справок должны находиться в каждой торговой точке лица, осуществляющего розничную продажу. Отсутствие указанных документов у заявителя подтверждается материалами дела (акт проверки, протокол об административном правонарушении, протокол изъятия, объяснения директора магазина);

3) документы, подтверждающие статус индивидуального предпринимателя или юридического лица (свидетельство о регистрации);

4) документы, подтверждающие правомочие административного органа по привлечению лиц к административной ответственности. Так, если дело рассматривалось коллегиальным органом, то необходимым доказательством будет являться протокол заседания этого коллегиального органа;

5) подтверждение того, что административное правонарушение связано с предпринимательской или иной экономической деятельностью. Это подтверждение может быть и в протоколе об административном правонарушении, но необязательно. Арбитражный суд вправе затребовать представления учредительных документов;

6) доказательства, подтверждающие или опровергающие наличие иных обстоятельств дела. Так, это могут быть письменные объяснения и замечания на протокол об административной ответственности субъекта этой ответственности, данные после ознакомления с составленным в его адрес протоколом об административном правонарушении, заключения экспертов, показания свидетелей, присутствовавших при составлении протокола об административном правонарушении, и т.д.;

7) доказательства, характеризующие имущественное положение заявителя и его личность (если заявителем выступает индивидуальный предприниматель). В данном случае будут представляться доказательства, отражающие обстоятельства конкретного дела (справка банка об отсутствии денежных средств на счетах заявителя, справка о семейном положении и о нахождении на иждивении заявителя несовершеннолетних лиц, характеристика и т.д.).

При рассмотрении дел об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности действуют общие правила об исследовании различных видов доказательств, предусмотренных гл. 7 АПК РФ: письменные доказательства, среди которых обязательными являются протокол об административном правонарушении, иные протоколы, предусмотренные КоАП РФ, документы, приобщенные к протоколу, акты, решение административного органа о привлечении к административной ответственности и т.д.; объяснения лиц, участвующих в деле; показания свидетелей; заключение экспертов; вещественные доказательства, иные документы, включая показания специальных технических средств.

Так же как и при рассмотрении арбитражными судами дел о привлечении к административной ответственности, объяснения лица, в отношении которого возбуждено дело, свидетелей могут быть в устной и письменной форме. В письменной форме они выступают в качестве приложения к протоколу об административном правонарушении. В устной форме лица, участвующие в деле, дают объяснения, а свидетели - показания при их вызове в суд. При рассмотрении дел об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности может быть назначено проведение экспертизы. В материалах административного дела также могут иметься заключения экспертов. Лица, привлеченные при составлении протокола об административном правонарушении в качестве понятых, могут быть вызваны в суд для дачи свидетельских показаний.

Особенности рассмотрения дел об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности. Дела об оспаривании решений государственных органов, должностных лиц, уполномоченных в соответствии с федеральным законом рассматривать дела о привлечении к административной ответственности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, рассматриваются по общим правилам искового производства, предусмотренным АПК РФ, с особенностями, установленными в гл. 25 данного Кодекса и федеральном законе об административных правонарушениях (ч. 1 ст. 207 АПК РФ).

В отличие от искового порядка рассмотрения дел АПК РФ установил сокращенный срок для рассмотрения дел об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности - не превышающий 10 дней со дня поступления в арбитражный суд заявления. Иными словами, в течение 10 дней дело должно быть и подготовлено, и рассмотрено в арбитражном суде. Однако иные сроки могут быть установлены федеральным законом. Исчисление десятидневного срока начинается со дня регистрации поступившего в арбитражный суд заявления. Окончание срока рассмотрения дела - вынесение решения по делу.

Все дела об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности рассматриваются судьей арбитражного суда единолично.

Не облагается государственной пошлиной заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности.

Арбитражный суд извещает о времени и месте судебного заседания лиц, участвующих в деле, и других заинтересованных лиц. Но неявка указанных лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела, если суд не признал их явку обязательной. В подготовительной части судебного разбирательства устанавливается явка в суд извещенных лиц, проверяется, надлежащим ли образом они были извещены.

Арбитражный суд может признать обязательной явку представителя административного органа, принявшего оспариваемое решение, и лица, обратившегося в суд с заявлением, и вызвать их в судебное заседание для дачи объяснений. Неявка указанных лиц, вызванных в судебное заседание, является основанием для наложения на них штрафа.

При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения в полном объеме и не связан доводами, содержащимися в заявлении.

Решение по делу об оспаривании административного акта о привлечении к административной ответственности принимается арбитражным судом по общим правилам, установленным в АПК РФ.

Арбитражный суд вправе принять одно из следующих решений:

1) о признании решения незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения. К такому выводу арбитражный суд вправе прийти, если при рассмотрении дела установлено, что: а) оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствуют закону; б) отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности; в) оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий. Изменение решения может быть только в благоприятную сторону для лица, привлеченного к административной ответственности. Суд может изменить меру наказания в пределах санкции соответствующей статьи закона об административной ответственности с учетом характера совершенного правонарушения, личности правонарушителя, степени его вины, имущественного положения, обстоятельств, смягчающих ответственность и т.д. Комментарий к Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях / Под ред. М.Ю. Козлова. М.: Юристъ, 2007. С. 1147. Данный вывод вытекает из нормы административного законодательства, в которой указано, что возможно изменение постановления о привлечении к административной ответственности, если при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесено постановление (п. 2 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ). В Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 4 августа 1999 г. N 10 дано разъяснение относительно изменения постановления, согласно которому суды должны оценивать обоснованность примененных органом санкций и при необходимости снижать размер наложенного административного взыскания. Снижение возможно лишь в пределах, предусмотренных нормативным актом об ответственности за административное правонарушение Хазанов С.Д. Правосудие по делам об административных правонарушениях в арбитражных судах: вопросы теории и практики // Федеральный арбитражный суд Уральского округа. Практика. Комментарии. Обзоры. 2001. №1. С. 113. .

Постановление подлежит отмене в результате нарушения процедуры привлечения лица к административной ответственности. Часто административные органы допускают нарушение законодательства, ненадлежащим образом извещая лицо о времени и месте рассмотрения дела, неправильно оформляя процессуальные документы и пр. Так, например, предприниматель К. был привлечен к административной ответственности в виде штрафа за оказание услуг по перевозке пассажиров без применения контрольно-кассовых машин или бланков строгой отчетности (билетов) при осуществлении расчетов с населением. Арбитражным судом установлено, что заявитель не был надлежащим образом и своевременно извещен налоговым органом о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении. Факт правонарушения не был процессуально оформлен в виде протокола. По результатам рассмотрения дела было составлено решение, а не постановление. В акте проверки и в решении налогового органа отсутствуют сведения о личности привлекаемого к ответственности лица, а также его объяснения. Следовательно, налоговым органом был нарушен процессуальный порядок привлечения к административной ответственности, в связи с чем принятое инспекцией оспариваемое решение является недействительным.

Другим процессуальным нарушением считается непредставление суду доказательств того, что лицу, привлекаемому к административной ответственности, были предъявлены для ознакомления протокол об административном правонарушении и постановление о применении к нему административных санкций.

Нередко отмена постановления о привлечении к административной ответственности обусловлена недоказанностью правонарушения. Например, из постановления административного органа следует, что основанием для привлечения предпринимателя к административной ответственности послужил факт невыполнения предписания ответчика в части изъятия из оборота и утилизации некачественных и опасных пищевых продуктов в количестве 149 наименований. Однако в материалах дела отсутствуют предписание и материалы проверки, по результатам которой оно принято, при этом также отсутствует перечень подлежащих изъятию и утилизации продуктов. Данные факты подтверждают недоказанность административного правонарушения;

2) об отказе в удовлетворении требования заявителя полностью или в части, если при рассмотрении дела будет установлено, что решение административного органа о привлечении к административной ответственности является законным и обоснованным (полностью или в части).

Помимо возможных решений суда, приведенных в ст. 211 АПК РФ, допустимы отмена решения административного органа и прекращение производства по делу, если имеются для этого основания.

КоАП РФ в п. 4, 5 ст. 30.7 содержит указание еще на два полномочия:

1) об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, а также в связи с необходимостью применения закона об административном правонарушении, влекущем назначение более строгого административного наказания, если потерпевшим по делу подана жалоба на мягкость примененного административного наказания;

2) об отмене постановления и о направлении дела на рассмотрение по подведомственности, если при рассмотрении жалобы установлено, что постановление было вынесено неправомочными судьей, органом, должностным лицом. О данном полномочии и о возможности в случае его реализации нарушений диспозитивных начал судопроизводства уже говорилось в настоящей главе.

Часть 4 ст. 211 АПК РФ содержит перечень основных положений, которые должны быть отражены в решении арбитражного суда по делу об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.