p align="left">- профилактика преступных проявлений на основе конкретной ориентирующей граждан информации о способах преступлений и лицах, их совершивших; - обеспечение благоприятного морально-психологического климата среди населения в целях создания оптимальных условий для деятельности органов внутренних дел; - информирование населения о действительном положении дел для того, чтобы пресечь ложные слухи; - практическое вмешательство в конкретный юридический конфликт; - пропаганда высоких нравственных аспектов социальной активности, эффективных форм работы общественности; - разъяснение новых традиций и обычаев, формирующих организованность и дисциплину; - борьба с нравственными антиподами и др. Каждое из перечисленных направлений использования средств массовой информации имеет свои особенности. Их обусловливает специфика целей и способов воздействия на те криминогенные факторы, которые нуждаются в соответствующем реагировании. Эти направления не могут охватить всего многообразия возможных аспектов использования средств массовой информации в профилактике правонарушений, ибо непрерывный процесс общественного развития обусловливает неизбежность исчезновения одних и возникновения других факторов, влияющих на проявление тех или иных негативных явлений. Это, в свою очередь, требует совершенствования форм и методов профилактики правонарушений и борьбы с преступностью, в том числе использования печати, радио и телевидения, и как следствие - выработки новых направлений и аспектов профилактической деятельности учреждений массовой информации. Алауханов Е. / Криминология. Алматы. 2008. По данным правоохранительных органов, в последнее время в России преступность пошла на спад: убийств и покушений на убийство стало меньше на 6,6 процента, разбойных нападений - на 21,7, грабежей - на 16,1, злостных хулиганств - на 32,4 процента. Эта же тенденция сохраняется и сегодня. Но в некоторых российских регионах уже сокращено бюджетное финансирование мероприятий, связанных с профилактикой правонарушений. В Пензенской области состоялось заседание Правительственной комиссии, на котором были рассмотрено место и роль средств массовой информации в профилактике правонарушений, в формировании мировоззрения подрастающего поколения. Выступающие негативно оценивали влияние на молодежь таких телепрограмм, как «Дом-2», фильмы, пропагандирующие жестокость, насилие, содержащие сцены кровопролития. Заместитель Министра информационных технологий и связи РФ Александр Жаров заявил, что СМИ являются зеркалом, которое отражает состояние нашего общества. При этом средства массовой информации - это бизнес, на который распространяются законы рынка, и это во многом определяет их редакционную политику. http://www.penza.ru Средства массовой информации осуществляют профилактику правонарушений путем активного формирования общественного мнения, создания атмосферы, исключающей нарушения закона, сигнализируя компетентным органам специфическими журналистскими способами о криминогенных обстоятельствах и путях их устранения. Широкая аудитория, которую обеспечивают печать, радио и телевидение, позволяет привлечь внимание государственных органов и общественности к причинам и условиям, способствующим правонарушениям, не только там, где совершено конкретное преступление, но и во многих других местах, где существуют те же обстоятельства и могут быть применены аналогичные меры по их устранению. 5. ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО И ОРГАНИЗАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ Отсутствие эффективной системы социальной профилактики правонарушений, недостаточная правовая и материально-техническая обеспеченность деятельности по предупреждению терроризма и организованной преступности, правовой нигилизм, отток из органов обеспечения правопорядка квалифицированных кадров. В социальной сфере данные экономические и политические условия способствуют расслоению общества на узкий круг богатых и преобладающую массу малообеспеченных граждан, увеличению удельного веса населения, живущего за чертой бедности, рост безработицы, снижению духовного, нравственного и творческого потенциала. Сложившаяся ситуация констатирует, что государственные органы власти не могут в настоящее время самостоятельно обеспечить охранительную функцию государства, что фактически вынуждает граждан участвовать в охране общественного порядка. Так, в ряде регионов возродились Добровольные народные дружины (далее - ДНД) и казачьи формирования. Для защиты собственной жизни и здоровья возрос спрос среди населения на охотничье, пневматическое и химическое оружие, а также деятельность многочисленных частных охранных предприятий. На первый взгляд участие граждан в охране общественного порядка ведет к объединению усилий правоохранительных органов и граждан в охране общественного порядка и борьбе с преступностью. Вместе с тем такое участие граждан в государственном регулировании правоохранительной деятельности не лишено недостатков. Так, представляется, что участие граждан, например в ДНД, из-за правовой неурегулированности такой деятельности может привести к ряду негативных последствий. Во-первых, привлекаются лица к охране общественного порядка без соответствующего медицинского осмотра, физической, психологической и правовой подготовки, что, по сути, допускает к осуществлению делегированных властных полномочий нездоровых (в том числе психически) граждан либо граждан, которые в силу своих моральных качеств или вследствие правовой неграмотности могут допустить злоупотребления предоставленными полномочиями в своей деятельности дружинника. Во-вторых, к охране общественного порядка привлекаются граждане без специальной подготовки и навыков. Следует учитывать, что сотрудники правоохранительных органов обучаются в специальных заведениях и совершенствуют свои профессиональные навыки в течение всей службы на протяжении иногда нескольких десятков лет, что, в частности, при задержании преступников дает определенную страховку их безопасности, сохранения жизни и здоровья. Кроме этого, участие граждан в ДНД социально не обеспечено. Таким образом, в случае причинения вреда здоровью или смерти дружинника, наступивших в результате действий, связанных с охранной общественного порядка, он и его близкие родственники не получат соответствующей компенсации. В-третьих, граждане сталкиваются с необоснованной затратой личного времени, необходимого для восстановления физических и психологических сил для своей основной профессиональной деятельности, а также семьи и воспитания детей. С аналогичными трудностями мы можем столкнуться и в результате деятельности казачьих формирований. По всей видимости, не лишены здравого смысла предупреждения МВД России о необходимости принятия мер по ужесточению правил оборота оружия, поскольку наряду с добропорядочными гражданами доступ к приобретению оружия остается и у преступников. Кроме этого, участились случаи разрешения бытовых (семейных) споров с применением оружия. В заключение необходимо отметить о необходимости разработки нормативных актов в сфере регулирования взаимоотношений между общественными объединениями и правоохранительными органами. А именно, необходимо создать законы, регулирующие деятельность общественных объединений правоохранительной направленности на федеральном уровне. Тем самым не позволить субъектам создание местных законов регулирующих деятельность данных формирований в целях предотвращения неверной интерпретации закона, и их противоречивости законным правам и интересам граждан. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Чтобы успешно осуществлять правоохранительные функции в сфере охраны общественного порядка, необходимо иметь достаточно профессиональный, организованный аппарат, способный на достаточно высоком уровне анализировать информацию о социальных процессах и факторах, влияющих на состояние охраны общественного порядка, планировать расстановку сил и средств правоохранительных органов и организаций, обеспечивать взаимодействие между ними. Государство предпринимало и предпринимает различные меры, направленные на сдерживание роста преступности и минимизацию ее последствий. Однако в условиях противоречивого государственного и общественного развития в настоящее время реально действующим средством борьбы с преступностью, к сожалению, выступают уголовная ответственность и наказание, т.е. силовые методы. Но, как свидетельствует опыт, эти методы в сущности своей противоречивы, сдерживая преступность, но способны породить и порождают новые сложные негативные проблемы. Общественная правоохранительная деятельность - это деятельность правоохранительной направленности негосударственных и общественных организаций, добровольных формирований граждан и отдельных лиц, связанная с выполнением гражданского долга и реализацией конституционных прав и осуществляемая с помощью мер юридической и нравственной ответственности в соответствии с установленными законом порядком и процедурами. Примерами общественной правоохранительной деятельности могут являться работа граждан в составе добровольных народных дружин, казачество, участие в качестве наблюдателей во время выборов, создание общественных объединений борющихся за права граждан и т.д. Общественная правоохранительная деятельность предполагает высокий уровень правовой и гражданской культуры у ее субъектов. Необходимо разрабатывать нормативно правовые акты, регулирующие данные отношения. И различными способами стимулировать общество в содействии милиции для профилактики и пресечения правонарушений. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 1.Конституция РФ. Принята на всенародном голосовании 12.12.1993. 2. Федеральный закон от 19 мая 1995 года № 82-ФЗ "Об общественных объединениях"// Собрание законодательства Российской Федерации. 2003. N 40. Ст. 3822 (с изм. на 10 июня 2008 г.). 3. Федеральный закон от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" // Собрание законодательства Российской Федерации. 2003. N 40. Ст. 3822 (с изм. на 10 июня 2008 г.). 4. Постановление ВС РФ от 16.07.1992 N 3321-1 (ред. от 26.06.2007) "О реабилитации казачества" 5. Алауханов Е. / Криминология. Алматы. 2008. 6. Алексеев А.И., Герасимов С. И. Сухарев А. Я. /Криминологическая профилактика. Теория, опыт, проблемы - М.: НОРМА, 2001. 7. Васильева М.И. «Общественные экологические интересы: правовое регулирование» (комментарий к законодательству)./ М.: Наука, 1999. 8. Выжутович В. « Стоит ли воссоздавать добровольные народные дружины?» //Российская газета, 24.04.2009,№4897. 9. Габидуллин И.Ф., Емелин С.М. «Милиция Башкортостана в 1917 - 1941 гг.: создание и основные этапы развития: Историко-правовое исследование»/ Уфа, 2008. 10. Дементьев Н.В. «Трудящиеся на страже общественного порядка»/ М., 1959. 11. Демидов А.А., Сатолина М.Н., Дорогова Л.Н. «Создание систем открытого доступа населения к правовой информации: опыт России и Беларуси» //Проблемы правовой информатизации, 2003,№ 6. 12.Егорышев С.В. «Общественная правоохранительная деятельность и ее роль в обеспечении правопорядка» //Российский следователь, 2009, N 5 13. Еропкин М.И. «Участие трудящихся в охране общественного порядка»/ М., 1959. 14. Емелин С.М. «Основные формы содействия населения деятельности милиции накануне Великой Отечественной войны: развитие, региональные особенности, профилактическое значение»// История государства и права, 2009, N 10 15. Кайль А.Н. «Новый порядок и условия наложения дисциплинарных взысканий» // Трудовое право. 2007. N 2. 16. Кашинский Ю.И., Сатолина М.Н., Захаревич И.А. и др. «Публичные центры правовой информации - форпост правовой информатизации» // Проблемы правовой информатизации, 2001. № 4. 17. Киселев К.В., Ляпустина М.А., Руденко В.Н. «Публичные слушания в муниципальных образованиях»/ Екатеринбург, 2007. 18. Комарова В.В. «Институт публичных слушаний - форма народовластия (понятие, виды, правовые основы)» // Конституционное и муниципальное право. 2006. N 9. 19. Кононов A.M. «Роль и место органов местного самоуправления в осуществлении охраны общественного порядка» // Государство и право. 1997. N 12. 20. Мошкович М., Бодрягина О. «Гражданин с повязкой на руке» //ЭЖ-Юрист, 2009, N 1-2 21. Мартынов Ю.М. «Казачество в России» //Проблемы МСУ,2009, № 22. 22. Нудненко Л.А. Новеллы Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003 г. о непосредственной демократии // Право и политика. 2004. N 3. 23. Очеретина М.А. «Понятие и типология института публичных слушаний» //Конституционное и муниципальное право, 2008, N 23 24. Попова Н.Ф., Овчинникова Л.И. «К вопросу привлечения общественных объединений к охране общественного порядка» //Российский следователь, 2006, N 10 25. Привалова С.В. «Методы правового регулирования трудовых отношений»/ Автореф. дис. канд. юрид. наук. М., 2001. 26. Рябыкин Ф.К. «Организация применения средств массовой информации в профилактике правонарушений»/ М., 1980. 27. Российская газета. 2009. N 40 (4864). 11 марта; Щит и меч. 2009. N 10 (1170). 12 марта. 28. Слюсарь Н. Проблемы правового обеспечения участия общественности в оказании содействия государственному управлению в сфере охраны общественного порядка и борьбы с преступностью // Российский следователь, 2007, N 4 29. Советская милиция: история и современность. 1917 - 1987. М., 1987. 30. Соклаков А.Ю., Шишова Ж.А. «О критериях результативности взаимодействия органов местного самоуправления и казачьих обществ» //Муниципальная служба: правовые вопросы, 2009, N 1 31. Тогонидзе Н.В. «Проблемы эффективности борьбы с преступностью в России»// Государство и право. 2003. N 10. С. 82 - 93; N 11. 32. Томин В.Т. «Использование средств массовой информации в борьбе с преступностью»// Горький, 1976. 33. Яворский М.А. «Формы и виды взаимодействия ОВД с религиозными объединениями в сфере противодействия религиозному экстремизму» // Российский следователь, 2008, N 24 34. Ярош Г.М. «Печать как средство правового воспитания в целях предупреждения правонарушений»// Автореф. к.ю.н. М., 1976. 35. Интернет ресурс: http://bogdanclub.ru 36. Интернет ресурс: http://www.geoda.ru 37. Интернет ресурс: http://www.humanrightsural.ru. Уральский правозащитный сайт, Пресс-конференция в Комитете солдатских матерей. 06.02.2006 38. Интернет ресурс: http://www.penza.ru 39. Интернет ресурс: http://ru.wikipedia.org
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8
|