на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Социально-экономические права человека
p align="left">О принятом решении по жалобе Уполномоченный должен в десятидневный срок уведомить заявителя. Если заявителю отказано в принятии жалобы к рассмотрению, то Уполномоченный должен мотивировать свой отказ. Отказ в принятии жалобы к рассмотрению обжалованию не подлежит.

Если жалоба принята к рассмотрению, то Уполномоченный информирует об этом не только заявителя, но и государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо, решения или действия (бездействие) которых обжалуются.

Приступив к рассмотрению жалобы, Уполномоченный вправе обратиться к государственным органам, обладающим соответствующей компетенцией или должностным лицам за содействием в проведении проверки обстоятельств, подлежащих выяснению.

Проверка не может быть поручена тому органу или должностному лицу, решения или действия которых обжалуются.

Уполномоченный обладает широкими правами для проведения проверки по жалобе. Он вправе:

1) беспрепятственно посещать различные государственные и общественные учреждения и организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, воинские части, места принудительного содержания;

2) запрашивать и получать от причастных к делу организаций сведения, документы и материалы, необходимые для рассмотрения жалобы;

З) получать объяснения должностных лиц и государственных служащих, исключая судей, по вопросам, подлежащим выяснению в ходе рассмотрения жалобы;

4) проводить проверку деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц;

5) поручать государственным учреждениям проведение экспертных исследований и подготовку заключений по вопросам, имеющим отношение к жалобе;

6) знакомиться с уголовными, гражданскими делами и делами об административных правонарушениях, решения (приговоры) по которым вступили в законную силу, а также с прекращенными производством делами и материалами, по которым отказано в возбуждении уголовных дел.Эти права Уполномоченного защищены Кодексом об Административных правонарушениях.

Вмешательство в деятельность Уполномоченного, неисполнение должностными лицами обязанностей, установленных законом об Уполномоченном, а равно воспрепятствование деятельности Уполномоченного в иной форме влечет административное взыскание в виде штрафа.

Поскольку Уполномоченный не является судебной инстанцией, не обладает властными полномочиями для непосредственного разрешения жалобы, закон закрепляет за ним право воздействовать на нарушителей (органы и должностных лиц) посредством других государственных органов, обеспечивающих защиту и восстановление нарушенных прав и свобод граждан. По результатам рассмотрения жалобы Уполномоченный вправе:

1) обратиться в суд с заявлением в защиту прав и свобод нарушенных решениями или действиями (бездействием) государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, а также лично либо через своего представителя участвовать в процессе в установленных законом формах;

2) обратиться в компетентные государственные органы с ходатайством о возбуждении дисциплинарного или административного производства либо уголовного дела в отношении должностного лица, в решениях или действиях (бездействии) которого усматриваются нарушения прав и свобод человека и гражданина;

3) обратиться в суд или прокуратуру с ходатайством о проверке вступившего в законную силу решения, приговора суда, определения или постановления суда либо постановления судьи;

4) изложить свои доводы должностному лицу, которое вправе выносить протесты, а также присутствовать при судебном рассмотрении дела в порядке надзора;

5) обращаться в Конституционный Суд Российской Федерации с жалобой на нарушение конституционных прав и свобод граждан законом, примененным или подлежащим применению в конкретном деле.

Жалобы Уполномоченному можно направлять не только по почте, но и передать их через приемную Уполномоченного по правам человека в Москве. Здесь можно получить все необходимые консультации о порядке оформления и подачи жалоб.

В 2004 году Уполномоченному поступило около 23 тысяч индивидуальных и коллективных жалоб и обращений граждан о нарушениях их прав и свобод. Это почти в 3 раза больше, чем за шесть месяцев 2003 года. Более 1,5 тысяч заявителей обратились непосредственно в приемную Уполномоченного в Москве.

Из общего количества поступивших в 2004 году жалоб и обращений граждан 36,7% были приняты к рассмотрению; разъяснены заявителю средства, которые тот вправе использовать для защиты своих прав и свобод - 51,9%; отказано в принятии к рассмотрению - 11,4%.

Тот факт, что более 60% жалоб отклонены Уполномоченным, свидетельствует, к сожалению, о низкой правовой культуре заявителей, незнании форм и методов защиты своих прав.

По 20% жалоб, принятых к производству Уполномоченным, достигнуто положительное решение, Т.е. восстановлены нарушенные права в соответствии с ожиданиями заявителя.

Тематика дел, принятых к производству Уполномоченным в 2004 году, распределилась следующим образом (в процентах к общему числу):

· Конституционное и административное право - 5,6%;

· Уголовное, уголовно-процессуальное и уголовно-исполнительное право - 31,3%;

· Гражданское право - 21,8%;

· Жилищное право - 10,7%;

· Трудовое право - 14,1%;

· Земельное право и охрана окружающей природной среды - 1,2%;

· Международное право - 1,3%;

· Права инвалидов, ветеранов труда, вопросы пенсий и пособий - 6,7%;

· Права военнослужащих и членов их семей - 5,4%;

· Права беженцев и вынужденных переселенцев - 1,6%;

· Другие - 0,3%.

Помимо работы с индивидуальными заявителями и конкретной помощи в восстановлении нарушенных прав и свобод отдельных лиц, Уполномоченный имеет возможности по совершенствованию как законодательства, так и правоприменительной практики в области прав и свобод человека и гражданина. Тем самым Уполномоченный может предотвратить типичные, массовые нарушения прав человека в целом в Российской Федерации.

Практика деятельности Уполномоченного по правам человека выявила ряд проблем, связанных с несовершенством действующего законодательства и необходимостью развития законодательной базы самого института Уполномоченного.

По мнению действующего уполномоченного по правам человека Лукина В.П. остро нуждается в определенной корректировке Федеральный конституционный закон «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации», поскольку ряд положений этого закона неоправданно ограничивает возможности Уполномоченного. Основные проблемы связаны с отсутствием у Уполномоченного права законодательной инициативы, а также ограниченностью возможностей для обращения в Конституционный Суд Российской Федерации (в том числе по вопросам толкования действующего законодательства и международных договоров).

Явным ограничителем для развертывания эффективной структуры государственной правозащиты, охватывающей всю Федерацию, выступают положения статьи 5 закона, не устанавливающие четких рамок взаимодействия федерального и региональных уполномоченных. Из многих субъектов Российской Федерации (в том числе из отдаленных - Приморья, Камчатки) поступают обращения с просьбой назначить региональных представителей Уполномоченного, что законом не предусмотрено. Недостаточно урегулированы в законе вопросы, связанные с условиями деятельности и структурой рабочего аппарата Уполномоченного, не предусмотрен порядок назначения его заместителей.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Новая Россия, следуя курсом реформ, восприняла основные требования, принципы и стандарты мирового сообщества в гуманитарной сфере, взяла на себя определенные обязательства по соблюдению прав человека, согласилась с тем, что эти права являются естественными и неотчуждаемыми, даны человеку от природы, обязательны для всех, и, прежде всего для самой власти, призванной гарантировать их беспрепятственное осуществление. Она безоговорочно признала соответствующие международно-правовые акты в данной области, приняла собственную Декларацию прав человека и гражданина. В Конституции РФ закреплено положение о том, что права человека являются высшей социальной ценностью, что их соблюдение - первейшая обязанность государства. Впервые в отечественной истории введен специальный пост Уполномоченного по правам человека, т.е. появился новый правозащитный институт.

Важное значение имеют не только личные и политические, но и социально-экономические права человека. Права человека должны носить неразделимый характер, так как они образуют единое целое, а человек может быть свободен только тогда, когда он защищен от произвола и нищеты. Западные страны преуспели на пути политической демократии, но не социальной, что нередко сводит на нет многие их достижения. Лишь в последнее время социальной стороне жизни людей стало уделяться неизмеримо больше внимания.

Что касается России, то сегодня в области теории прав и свобод человека наблюдается пусть небольшой, но все же прогресс, особенно в смысле законодательного их оформления, общественного внимания, политического и философского осмысления, научных заделов. Социально-экономическим правам посвящены ст. 34-44 Конституции РФ. Эти положения конкретизируются в различных областях отраслевого законодательства: Уголовном Кодексе, Гражданском Кодексе, Трудовом Кодексе, Жилищном Кодексе, Основах законодательства об охране здоровья граждан и др.

Однако ученые-правоведы обращают внимание и на другую сторону вопроса. «Конституция - не литературное произведение, а строгий юридический документ. Его смысл не в том, чтобы до предела насытить текст красивыми фразами из международно-правовых актов о правах человека. Конституция должна опираться на традиции и реалии собственной страны, ее нормы, особенно если это касается прав человека; она действительно призвана давать человеку возможность жить по меркам цивилизованного мира. Иначе вся правовая система будет оставаться ущербной и неполноценной».

Автор работы считает, что в настоящее время в России более или менее полно реализуются лишь политические права и свободы. Что же касается социально-экономических прав, то тут все, мягко говоря, сложнее. Для значительной части населения стали недоступными высшее образование, медицинское обслуживание, отдых, жилье, лекарства, санаторное лечение. Дает о себе знать безработица, неадаптированность к рыночным отношениям. Положение усугубляется расслоением общества на «очень богатых» и «очень бедных». Разница между 10 % первых и 10 % вторых достигла 25-кратного предела (в странах Запада в среднем 8-10 раз).

Русский дореволюционный юрист П.И.Новгородцев писал, что среди прав, которые обыкновенно помещаются в декларациях, нет одного, которое по всем данным должно было бы найти место в символе веры современного правосознания: это - право на достойное человеческое существование. Признание этого права имеет не только нравственное, но и юридическое значение.

В наше время подобное право закреплено в соответствующих международных документах. В частности, во Всеобщей декларации прав человека 1948 года говорится: «Каждый работающий имеет право на справедливое и удовлетворительное вознаграждение, обеспечивающее достойное человека существование для него самого и его семьи» (ст. 3). «Каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход, социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и членов его семьи, и право на обеспечение на случай безработицы, болезни, инвалидности или иного случая утраты средств к существованию по независящим от него обстоятельствам» (ст. 25).

К сожалению, такое право в действующей Конституции РФ четко не прописано. В ней лишь говорится, что Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Как видим, указанные выше международные стандарты по данной важнейшей позиции не соблюдены. Причины понятны - государство пока не в состоянии выполнить эти требования. Напротив, оно постоянно призывает своих граждан «жить по средствам». Помимо необеспеченности и негарантированности прав, они еще и грубо нарушаются как криминальными элементами, так и самой властью, ее представителями.

Проблема социально-экономических прав человека сложна и многопланова, но главное в ней сегодня - это не теоретическая разработка, не законодательное закрепление, не споры о дефинициях (хотя такая задача, конечно, не снимается), а создание необходимых условий, гарантий, предпосылок, механизмов реализации прав индивида. Это - наиболее слабое звено в проблеме, и именно на это должны быть направлены усилия науки и практики.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Конвенция МОТ «О принудительном и обязательном труде» 1930 г.

2. Конституция РФ.

3. Гражданский Кодекс РФ. Часть I. 30.11.94 № 51-ФЗ.

4. Гражданский Кодекс РФ. Часть II. 26.01.96 № 14-ФЗ.

5. Гражданский Кодекс РФ. Часть III. 26.11.01 № 146-ФЗ.

6. Жилищный Кодекс РФ от 29.12.04 №188-ФЗ.

7. Трудовой Кодекс РФ от 30.12.01 № 197-ФЗ.

8. Уголовный кодекс РФ от 13.06.96 № 63-ФЗ.

9. Уголовно-процессуальный Кодекс РФ от 18.12.01 № 174-ФЗ.

10. Федеральный Закон РФ «О трудовых пенсиях в РФ» от 17.12.2001 №173-ФЗ.

11. Федеральный Закон РФ «О занятости населения в РФ» от 10.01.03 № 8-ФЗ.

12. Федеральный Закон РФ «О политических партиях» от 23.06.03 №85-ФЗ.

13. Федеральный Закон РФ «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации» от 30.12.03 №202-ФЗ.

14. Федеральный конституционный закон «Об арбитражных судах Российской Федерации» от 28.04.95 №1-ФКЗ.

15. Федеральный конституционный закон «О Конституционном Суде Российской Федерации» от 21.07.94, №1-ФКЗ.

16. Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации» от 31.12.96 №1-ФКЗ.

17. Федеральный конституционный закон «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» от 26.02.97 №1-ФКЗ.

18. Закон РФ «Об образовании» от 10.07.92 №3266-1.

19. Основы законодательства об охране здоровья граждан в редакции от 30.06.03 №86-ФЗ.

20. Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 22 мая 2001 г. N 7598/00 // Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. - 2001 г. - № 9.

21. Постановление КС от 17.05.95 г. № 5-П.

22. Постановление КС от 23.06.95 №8-П.

23. Постановление КС от 16.12.97 №20-П.

24. Постановление КС от 12.05.98 г. № 14-П.

25. Постановление КС от 27.12.99 №19-П.

26. Решение Судебной коллегии по гражданским делам ВС России от 04.06.97 г. Бюллетень ВС России №22/98.

27. Доклад о деятельности уполномоченного по правам человека в 2004 году.

28. Алиев М. Право человека на материальное обеспечение по старости, по инвалидности или по случаю потери кормильца. // Право - теория и практика. 2005. №1.

29. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации: Учебник для юридических вузов и факультетов. М., 2004.

30. Безуглов А.А., Солдатов С.А. Конституционное право России: Учебник для юрид. вузов (полный курс). В 3 т. М., 2001.

31. Воеводин Л.Д. Юридический статус личности в России. М., 2005.

32. Государственное право Российской Федерации: Курс лекций для юридических институтов и факультетов. Том I / Под ред. О.Е. Кутафина. М., 2003.

33. Государственное право Российской Федерации: Курс лекций для юридических институтов и факультетов. Том II / Под ред. О.Е. Кутафина. М., 2004.

34. Дмитриев Ю.А., Златопольский А.А. Гражданин и власть. М., 2004.

35. Зиновьев А.В. Конституционное право: Конспект лекций. СПб., 2006.

36. Игнатенко Г.В. Конституция и права человека: международно-правовой аспект // Правовые проблемы евроазиатского сотрудничества: глобальное и региональное измерения. Екатеринбург, 2004.

37. Ильин И.А. О сущности правосознания. М., 2003.

38. Институт прав человека в России / Колл. авторов. Саратов, 2006.

39. Ковешников Е.М. Конституционное право Российской Федерации: Краткий курс лекций. 2-е изд. М, 2000.

40. Комментарий к Конституции Российской Федерации. 2-е изд. М.: Бек, 2006.

41. Комментарий к Конституции Российской Федерации / Под общ. ред. Ю.В. Кудрявцева. М., 2004.

42. Конституционное право: Учебник / Отв. ред. В.В. Лазарев. М., 2005.

43. Конституция Российской Федерации: Проблемный комментарий / Отв. ред. В.А. Четвернин. М., 2004.

44. Лукашева Е.А. Эффективность юридических механизмов защиты прав человека: политические, экономические, социально-психологические аспекты // Государство и право. 2004. №10.

45. Мартышин О.В. Российская Конституция 1993 года и становление новой политической системы // Государство и право. 2004. №10.

46. Миронов О.О. Равенство - это миф, если есть неприкасаемые // Парламентская газета. 2004. 9 июля.

47. Новгородцев П.И. Право на достойное человеческое существование // Русская философия собственности. XVIII-XX. СПб., 2003.

48. Орлов А.И. Пособия по временной нетрудоспособности. Учебник. М.: 2002.

49. Право Совета Европы и Россия: Сб. документов и материалов / Сост. С.А.Глотов. Краснодар, 2004.

50. Права человека в истории человечества и в современном мире / Под ред. Е.А.Лукашевой. М., 1989.

51. Права человека: история, теория, практика. / Сборник статей. М., 2005.

52. Права человека накануне XXI века. / Сборник статей. М., 2004.

53. Суркова В.В. К вопросу о двойственном характере прав человека // Власть силы и сила власти: Сборник научных трудов. М., 2004.

54. Торшенко А.А. Конституционное право Российской Федерации. Екатеринбург, 2005.

55. Фарбер И.Е. Свобода и права человека в Советском государстве. Саратов, 1974.

56. Хайтун С. Спецкорни российской коррупции // Известия. 2004. 13 мая.

57. Четвернин В.А. Размышления по поводу теоретических определений государства // Государство и право. 2004. №5.

58. Чубаров Е. Конституционный суд заложил бомбу под новый УПК.// Известия 29.03.2005.

59. Эбзеев Б.С. Конституция. Демократия. Права человека. М., 2002.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.