на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Социально-экономические права человека
p align="left">Право на свободу означает возможность совершать любые правомерные действия. Конституция РФ (ст. 22), как и важнейшие международно-правовые акты, закрепляет не только право на свободу, но и право на личную неприкосновенность - важнейшую гарантию против произвольного, неправомерного лишения человека свободы. «Арест, заключение под стражу и содержание под стражей, - гласит Конституция,- допускается только по судебному решению. До судебного решения лицо не может быть подвергнуто задержанию на срок более 48 часов». Это положение реализовано в новом Уголовно-процессуальном Кодексе.

4. Право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений.

5. Неприкосновенность жилища.

Конституция Российской Федерации подвергает особой правовой охране жилище. Оно как бы признается составляющим частной жизни лица. Причем под жилищем подразумевается не только жилое помещение, в котором лицо проживает постоянно, но и места его временного проживания (номер в гостинице, комната в общежитии и т.д.).

6. Право определять и указывать свою национальную принадлежность, пользоваться родным языком, выбирать язык общения, воспитания, обучения и творчества.

Закрепление этого права в Конституции вытекает из принципа равенства прав и свобод человека независимо от национальности. Таким образом, принадлежность лица к той или иной этнической общности утрачивает какое-либо государственно-правовое значение, переходит в сферу сугубо личных интересов индивида. В частности, в настоящее время нет графы «Национальность» в паспорте гражданина Российской Федерации; человек вправе не заполнять соответствующую графу и в других официальных документах.

7. Право на свободу передвижения.

Конституция Российской Федерации гарантирует свободу передвижения, как в пределах, так и за пределами государства.

Свобода передвижения абсолютно несовместима с длительное время действовавшим на территории России институтом прописки. В настоящее время Законом РФ «О праве граждан на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» введен институт регистрации - в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданами Российской Федерации их прав и свобод, а также исполнения ими обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом.

Гражданин обязан регистрироваться по месту своего пребывания и жительства, однако сам по себе факт регистрации или отсутствие таковой не порождает для гражданина каких-либо прав и обязанностей и не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией и законодательством. Органы регистрационного учета уполномочены лишь удостоверить акт свободного волеизъявления гражданина при выборе им места пребывания и жительства. Сама регистрация является лишь предусмотренным федеральным законом способом учета граждан в пределах Российской Федерации, носящим уведомительный характер и отражающим факт нахождения гражданина по месту пребывания или жительства.

8. Свобода совести, свобода вероисповедания.

Каждый человек вправе исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними.

9. Свобода мысли и слова.

Не допускается принуждение к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них, даже если эти мнения и убеждения расходятся с действующими в государстве законами, существующими в обществе моральными, нравственными представлениями.

Конституция России, международно-правовые акты закрепляют также возможность свободного выражения мысли - свободу слова. Однако здесь существует важное ограничение: не допускаются пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства.

Со свободой мысли и слова неразрывно связано право каждого человека искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Конституция предусматривает в данной сфере лишь одно ограничение - в отношении сведений, составляющих государственную тайну.

Политические права и свободы граждан, как и личные, признаются, соблюдаются и защищаются государством. Однако они имеют четкую юридическую специфику:

а) это права в сфере политики (политика - область деятельности, связанная с отношениями между классами, нациями, социальными группами, ядром которой является проблема обладания и реализации государственной власти; участие в делах государства, определение форм, задач, содержания его деятельности), неразрывно связанные с осуществлением в стране государственной власти;

б) поскольку в осуществлении государственной власти в Российской Федерации могут участвовать лишь ее граждане (в противном случае Россия не была бы суверенным государством), политические права и свободы - это права граждан России. Даже право каждого на объединение получило в настоящее время важное законодательное уточнение: в частности, не может быть признано политическим общественное объединение, устав которого предусматривает членство в нем или принадлежность к нему в иной форме иностранных граждан, иностранных или международных организаций;

в) поскольку политические права и свободы связаны с сознательным участием гражданина в политических отношениях, обладание этими правами обусловлено наступлением определенного возраста. Так, правом избирать в органы государственной власти и местного самоуправления гражданин обладает с 18 лет, правом участвовать в отправлении правосудия - с 25 лет, правом быть членом или участником молодежного общественного объединения - с 14 лет.

Конституция Российской Федерации закрепляет следующие основные политические права и свободы граждан.

1. Право на объединение.

2. Право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование.

Митинги, собрания, демонстрации, шествия и пикетирование - важные элементы непосредственной демократии, позволяющие гражданам в свободной обстановке выразить свое мнение по самым различным проблемам общественной жизни.

3. Право на участие в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей.

Высшей непосредственной формой участия граждан Российской Федерации в управлении делами государства являются право на участие в референдуме и право избирать и быть избранными в органы государственной власти и местного самоуправления. Ныне процесс реализации данных политических прав регулируется как федеральным, так и региональным законодательством. Однако для всех субъектов Российской Федерации являются обязательными основные гарантии избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации, закрепленные федеральным законом.

Кроме того, все граждане Российской Федерации имеют равный доступ к государственной службе, а также имеют право участвовать в отправлении правосудия (быть народным заседателем, присяжным заседателем, при соблюдении предусмотренных законом условий - судьей).

4. Право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления.

Обращения, жалобы граждан - важное средство защиты прав граждан, олицетворение их общественно-политической активности, способ укрепления связей граждан с их представителями в органах государственной власти и местного самоуправления.

В соответствии с Федеральным законом «Об основах государственной службы Российской Федерации» государственный служащий обязан в пределах своих должностных обязанностей своевременно рассматривать обращения граждан и общественных объединений и принимать по ним решения в порядке, установленном федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Группа социально-экономических прав и свобод человека и гражданина принципиально отличается от личных и политических прав и свобод. Как справедливо указывает профессор Е.А. Лукашева, «для их осуществления недостаточно воздерживаться от вмешательства в данную сферу. Задача состоит в том, чтобы создавать социальные программы и вести всестороннюю работу, которая позволила бы гарантировать провозглашенные социальные, экономические и культурные права».

Защита экономических и культурных прав, в ряд которые входит и право на социальное обеспечение, в том числе и право на пенсию, впервые нашла свое отражение в начале XX века в Конституциях Мексики (1917 г.) и России (1918 г.), а после Второй мировой войны эти права были закреплены в ряде международных документов (Европейская Социальная Хартия 1961 г, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 г.).

Можно обозначить следующие общие особенности этой группы конституционных прав и свобод.

В первую очередь надо отметить то, что социально-экономические права, являющиеся частью прав человека, касаются поддержания и нормативного закрепления социально-экономических условий жизни индивида, определяют положение человека в сфере труда и быта, занятости, благосостояния, социальной защищенности с целью создания условий, при которых люди могут быть свободны от страха и нужды. Их объем и степень реализации во многом зависят от состояния экономики и ресурсов государства, и поэтому гарантии их реализации по сравнению с гражданскими и политическими правами первого поколения, менее развиты. Алиев М. считает, что в отличие от других видов прав человека социально-экономические права обладают следующими особенностями:

· эти права распространены в определенной социально-экономической области жизни человека;

· реализация социально-экономических прав зависит от состояния экономики страны.

В настоящее время значение социально-экономических прав в обеспечении правового статуса личности является бесспорным. Социально-экономические права объединяют в себе права обеспечивающие человеку достойный образ жизни и социальную защиту. Уже довольно долгое время в обществе сформировались всеобщие идеи и ценности о справедливости, свободе, неотъемлемых правах человека, в том числе и о социально-экономических правах. Эти идеи, которые со временем обретают еще более широкое содержание, составляют основу концепции о правовом и социальном государстве.

Международно-правовые акты, связанные с социально-экономическими правами граждан в основном могут быть разделены на несколько групп.

В первую группу входят международно-правовые акты универсального характера. К таким актам относятся Всеобщая декларация прав человека (1948 г), Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (1966 г) и так далее.

Во вторую группу входят международно-правовые акты регионального характера. К таким актам относятся Европейская социальная хартия (1961 г.), Европейская конвенция о социальном обеспечении (1972 г.), Европейский кодекс социального обеспечения (1990 г.) и другие.

К третьей же группе можно отнести международно-правовые акты вспомогательного характера. К таким актам в особенности могут быть отнесены конвенции и рекомендации МОТ, выступающей как специализированное учреждение ООН.

Основные социально-экономические права и свободы человека и гражданина закреплены в статьях 34-44 Конституции Российской Федерации. Их содержание конкретизируется в различных отраслях права: гражданском, трудовом, семейном, аграрном и т.д. Подробно эта конкретизация будет рассмотрена в параграфе 2.1.

Важнейшим институтом социально-экономических отношений является право частной собственности, непременное условие демократической рыночной экономики. Рыночная экономика основана на свободе индивида - человека и гражданина, на безусловном соблюдении его личных и имущественных прав и свобод, как свойственных ему от рождения, так и приобретенных впоследствии на законных основаниях. Собственность - это основа подлинной независимости человека и его уверенности в завтрашнем дне. В современных условиях, государство приняло на себя обязанность защищать частную собственность, обеспечивать ее неприкосновенность. В РФ признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности. Каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами. Лишение лица его имущества по решению суда может иметь место только в предусмотренных законом случаях. Это возможно либо в порядке конфискации в виде наказания за совершенное правонарушение, либо в порядке реквизиции для государственных нужд (в случае, например, стихийного бедствия или иного чрезвычайного происшествия или специальных обстоятельств). Основания, условия и порядок реквизиции должны быть определены в Гражданском кодексе или в специальном законе.

 Статья 34, как и статья 35 Конституции РФ, провозглашает и юридически гарантирует свободу использования каждым своих способностей и имущества любым не запрещенным законом способом, т.е. свободу экономической деятельности, а согласно статьи 35 - частной собственности, ибо свобода экономической деятельности на базе своего имущества и своих способностей и есть свобода частной собственности, которая осуществляется, конечно, в рамках закона.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.