на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Субъект преступления
тставание в психическом развитии является психологическим термином. Поэтому решение вопроса о наличии или отсутствии у несовершеннолетнего такого отставания должно основываться, в соответствии с разъяснениями постановления Пленума Верховного Суда России от 14 февраля 2000 г. 7 «О судебной практике по делам о преступлениях несовершеннолетних», на заключении комплексной психолого-психиатрической экспертизы по данному вопросу[ Уголовно-правовая защита семьи и несовершеннолетних: Учебное пособие / Под ред. В.Ф. Воробьева и С.Т. Гаврилова. - Воронеж: ВИ МВД России, 2000. С. 46.

].

Последняя
назначается, главным образом, в случаях, когда требуется одновременное разрешение судебно-психиатрических и судебно-психологических вопросов. Первым решается вопрос о вменяемости подэкспертного, что входит в компетенцию судебного психиатра. Соответственно, судебный психолог решает психологические вопросы только в случае установления психиатрами вменяемости испытуемого.

Комплексная психолого-психиатрическая экспертиза является оптимальной при решении смежных вопросов, относящихся к различным отраслям знаний. Последовательное проведение психиатрической, а затем психологической экспертиз вызвано появлением целого ряда негативных моментов, связанных, главным образом, с возможностью получения противоречивых заключений. В ходе производства предварительного следствия и в суде для разрешения вопросов, связанных с диагностикой отставания несовершеннолетнего в психическом развитии, может быть назначена также и судебно-психологическая экспертиза. Она проводится в том случае, если психическое здоровье подэкспертного либо не вызывает сомнений, либо подтверждено уже проведенной ранее судебно-психиатрической экспертизой.

Сравнительный анализ положений ч. 3 ст. 20 УК и ст. 22 УК делает очевидной неравнозначность и неэквивалентность правовых последствий их применения. Несовершеннолетний, отстающий в психическом развитии, не связанном с психическим расстройством (например, вследствие отрицательного воспитания), должен быть освобожден от уголовной ответственности.

С
другой стороны, если несовершеннолетний страдает олигофренией, эпилепсией, другими психическими аномалиями, находится в стадии стойкой ремиссии шизофренического процесса и т.п. и признается вменяемым, но неспособным в полной мере понимать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия), он подлежит уголовной ответственности (ст. 22 УК).

Таким
образом, несовершеннолетний, который не мог в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими вследствие отставания в психическом развитии, не связанном с психическим расстройством, не подлежит уголовной ответственности, а лицо, обнаруживающее те же самые признаки, но страдающее каким-либо психическим расстройством, не исключающим вменяемости, подлежит уголовной ответственности и наказанию[ Шишков С.Н. Норма УК об освобождении от ответственности подростка, отставшего в психическом развитии: Достаточно ли она обоснована? // Журнал российского права. - 1997. - № 5. - С. 72.

].

Данное
противоречие ст.ст. 20 и 22 УК, выражающееся в отсутствии четкости формулировок уголовно-правовых норм, является нарушением принципа равноправия всех перед законом (ст. 19 Конституции и ст. 4 УК РФ), а потому должно быть устранено.

Глава 2. Особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних

§ 1. Уголовная ответственность и наказание несовершеннолетних

С точки зрения российского уголовного права первичным традиционно является социально значимое поведение человека. «Преступление было, есть и должно быть главным и решающим критерием в оценке человеческого поведения с точки зрения уголовного закона»[ Галимов О.Х. Малолетние лица в уголовном судопроизводстве. - СПб., 2001. С. 15.]. Это объясняется действием принципа законности, согласно которому человек как объект наказания вне своего поведения для государства не существует. Жизнь человека, его характерные черты попадают в сферу действия уголовного законодательства лишь в связи с его общественно опасным поведением. В то же время любая личность являет собой совокупность устоявшихся индивидуальных черт, сочетание которых делает ее неповторимой и предопределяет необходимость строго индивидуального подхода к вопросу об ответственности каждого конкретного человека.

Особую актуальность приобретает данное положение, когда речь идет о несовершеннолетних. Данную группу субъектов преступления эта категория лиц образует благодаря наличию в их психике и физиологии определенных особенностей, часто заранее обусловливающих общественную опасность совершаемых ими деяний.

Специфические особенности несовершеннолетних обусловили в мировой законодательной практике необходимость корректировки их правового статуса в сфере уголовных правоотношений. Так, в частности, ч. 3 ст. 40 Конвенции о правах ребенка 1989 г. говорит о необходимости содействия государств-участников «установлению законов, процедур, органов и учреждений, имеющих непосредственное отношение к детям, которые, как считается, нарушили уголовное законодательство, обвиняются или признаются виновными в его нарушении»[ См.: Конвенция ООН о правах ребенка 1989 г. // Сборник международных стандартов и норм ООН в области правосудия в отношении несовершеннолетних. - М., 1999. С. 67 - 76.].

Особенности правового положения несовершеннолетних в различных странах определяются либо путем включения специальных норм в уголовное законодательство, либо - в самостоятельном законе. Так, например, в Германии помимо Уголовного кодекса принят и действует Закон об отправлении правосудия по делам несовершеннолетних от 4 августа 1953 г. редакции опубликования от 11 декабря 1974 г.). Он распространяет свое действие на несовершеннолетних (лиц, достигших ко времени совершения преступления четырнадцати, но не достигших восемнадцати лет) и молодежь (лиц, которые ко времени совершения преступления достигли восемнадцати, но не достигли двадцати одного года)[ Уголовное право зарубежных государств. Общая часть / Под ред. И.Д. Козочкина. - М., 2001. С. 74.].

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.