на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Субъект преступления
p align="left">В российском уголовном законодательстве вопросам уголовной ответственности несовершеннолетних специально посвящена глава 14 УК «Особенности уголовной ответственности наказания несовершеннолетних» (ст. ст. 87 - 96). Регламентируя уголовную ответственность несовершеннолетних, закон, основываясь на общих положениях, учитывает особенности личности подростка, связанные с несформированностью, недостаточной психофизической, возрастной и социальной зрелостью, неумением в полной мере адекватно оценивать свои поступки. Поэтому при совершении любого общественно опасного деяния несовершеннолетним учитываются не только общие положения о преступлении и наказании, но и нормы, определяющие особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних..

Наличие особых положений, действующих в отношении несовершеннолетних, характеризует уголовное законодательство и других государств. Между тем, в некоторых из них наличие указанных норм не всегда предопределяет их обязательного применения при совершении преступления лицами, не достигшими 18 лет. Так, например, по уголовному законодательству штата Мичиган (США) несовершеннолетний может быть привлечен к ответственности как взрослый в том случае, если он осужден за совершение особо тяжкого преступления[ Там же. С. 75.].

Выделение в уголовном законе раздела, целиком посвященного ответственности и наказанию несовершеннолетних, в специальной литературе обусловливалось, во-первых, тем, что каждая сфера политики (включая уголовную) по возможности должна включать в себя специальные положения, относящиеся к несовершеннолетнему как к особому ее объекту; во-вторых, содержанием принципа гуманизма; в-третьих, тем значением, которое уделяет общество преступлениям несовершеннолетних; в-четвертых, спецификой преступности несовершеннолетних; в-пятых, теми индивидуальными чертами, которые обособляют в отдельную группу несовершеннолетних, совершивших преступление; в-шестых, традициями уголовного законодательства, которое с давних пор учитывало возраст лица, совершившего преступление, при решении вопроса о его наказании; в-седьмых, необходимостью четко установить пределы ответственности несовершеннолетнего[ Кудрявцев И., Морозова М. Ответственность несовершеннолетних: некоторые парадоксы нового УК // Российская юстиция. - 1997. - № 8. - С. 42.].

Статья 87 УК распространила действие гл. 14 УК на несовершеннолетнего субъекта преступления, определив последнего как лицо, которому ко времени совершения преступления исполнилось 14, но не исполнилось 18 лет. В отдельных случаях в качестве исключения и с учетом характера совершенного деяния, личности преступника допускается применение норм этой главы к совершеннолетним лицам в возрасте до 20 лет (ст. 96 УК)[ Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации с постатейными материалами и судебной практикой / Под общ. ред. С.И. Никулина. - М., 2001. С. 70.

].

В данной главе уголовный закон не выделяет какую-то специфику целей уголовной ответственности несовершеннолетних по сравнению с аналогичными целями для взрослых преступников. Однако это не означает, что ее вообще нет. То положение, что личность несовершеннолетних обладает такими качествами как изменчивость, несформированность, пластичность позволяет надеяться, что при обоснованном и справедливом назначении и надлежащее построенном процессе исполнения наказания существует больше шансов для оказания благоприятного исправительного воздействия на подростков. Причем в отношении несовершеннолетних преступников, особенно когда речь идет о совершении ими впервые неосторожных деяний, преступлений небольшой тяжести и даже некоторых преступлений средней тяжести, можно предположить, что помимо целей предупреждения новых преступлений, восстановления социальной справедливости и юридического исправления, основное предназначение которого заключается в формировании у несовершеннолетнего в будущем стойкой установки неприятия антиобщественного, прежде всего преступного поведения, существуют и чисто воспитательные цели, например, привития уважительного отношения к человеческой личности как наивысшей ценности в обществе, чужой собственности, результатам трудовой деятельности, обучения порою элементарным правилам поведения. Эти цели в той или иной мере стоят перед различными видами наказания, применяемыми к несовершеннолетним, совершившим преступления. Естественно, решение этих задач зависит не только от уголовного наказания, но и игнорировать данные возможности наказания не стоит..

В конечном счете, наказание может повлиять на формирование личности несовершеннолетнего, позволит формировать стойкие внутренние установки и нравственные барьеры против антиобщественных действий[ Забрянский Г.И. Наказание несовершеннолетних и его региональные особенности. - М., 2000. С. 34.]. В этой связи уголовная ответственность несовершеннолетнего как негативное последствие совершенного им преступления должна быть строго индивидуализированной.

При этом наряду с объективным содержанием уголовной ответственности несовершеннолетнего (вид и размер наказания или принудительных мер воспитательного воздействия) большое значение приобретает оценка самим несовершеннолетним совершенного преступления и правоограничений, которые он обязан претерпевать в связи с его совершением, т.е. субъективная сторона уголовной ответственности[ Там же. С.37.], так как мера ответственности, воспринятая несовершеннолетним как неадекватная, единовременно способна привести к полной утрате несовершеннолетним веры в справедливость законов общества, а также в силу правосудия.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.