p align="left">* по изданию в пределах своей компетенции право-вых актов по таможенному делу; * по взаимодействию с органами государственной вла-сти Российской Федерации и ее субъектов, органами мес-тного самоуправления, предприятиями, организациями и гражданами; * по контролю за деятельностью участников внешне-экономической деятельности в подведомственном РТУ регионе; * по внесению в ГТК России предложений по совер-шенствованию таможенного законодательства и практи-ки его применения; * по организации борьбы с нарушениями таможенно-го законодательства; * по контролю за деятельностью нижестоящих тамо-женных органов и др. Создание, реорганизацию и ликвидацию региональных таможенных управлений осуществляет ГТК России. В на-стоящее время территория России поделена на семь феде-ральных округов и исходя из этого строится и формиро-вание региональных таможенных управлений. Типовая организационная структура и предельная штат-ная численность региональных таможенных управлений утверждаются ГТК России. Возглавляет РТУ начальник, назначаемый и освобожда-емый от должности Председателем ГТК России. Заместите-ли начальника, начальник отдела бухгалтерского учета и контроля (главный бухгалтер) и начальник юридического отдела РТУ назначаются и освобождаются от должности приказами ГТК России по представлению начальника РТУ. Начальники иных самостоятельных структурных подразде-лений РТУ назначаются и освобождаются от должности приказами начальника РТУ по согласованию с соответству-ющими структурными подразделениями ГТК России. Также как и в ГТК России, в РТУ РФ создается колле-гия, которая состоит из начальника управления (предсе-датель коллегии), заместителей начальника управления по должности, иных руководящих работников управле-ния и нижестоящих таможенных органов. При этом, чле-ны коллегии РТУ, кроме лиц, входящих в нее по должно-сти, утверждаются ГТК России по представлению началь-ника РТУ. Регламент работы коллегии РТУ также утвер-ждаются ГТК России. На своих заседаниях коллегия РТУ РФ рассматривает важнейшие вопросы, связанные с деятельностью управ-ления и находящихся в его непосредственном и оператив-ном подчинении таможенных органов и организаций та-моженной службы. Решения коллегии РТУ, также как и решения коллегии ГТК России, проводятся в жизнь при-казами ее председателя -- начальника РТУ. При наличии разногласий между начальником управления и возглав-ляемой им коллегией начальник РТУ проводит в жизнь свое решение, докладывая об этом в ГТК России. РТУ РФ является органом федеральной исполнитель-ной власти, обладает статусом юридического лица и фи-нансируется как из средств федерального бюджета, так и из иных предусмотренных законодательством Российской Федерации источников. 2.3 ТАМОЖНЯ, ТАМОЖЕННЫЙ ПОСТ. Организационный фундамент системы таможенных ор-ганов России составляют таможни и таможенные посты. Именно они непосредственно решают основную часть задач в сфере таможенного дела. Таможня РФ входит в единую систему таможенных ор-ганов России и осуществляет свою деятельность под об-щим руководством ГТК России и непосредственным руко-водством РТУ, в состав которого она входит. В ряде слу-чаев таможни подчиняются непосредственно ГТК России. Таможни и их подразделения (таможенные посты, цен-тры таможенного оформления и др.) создаются, как пра-вило, по территориальному принципу и осуществляют свою деятельность на территории подведомственного региона. Территория подведомственного таможне региона опреде-ляется ГТК России с учетом мнения РТУ и может, как совпадать, так и не совпадать с административными гра-ницами субъектов федерации, на территории которых они создаются. Так, например, юрисдикция Архангельской таможни распространяется на всю территорию Архангель-ской области, юрисдикция Ростовской таможни -- далеко не на всю территорию Ростовской области, а вот Воро-нежская таможня обладает юрисдикцией аж на террито-рии трех областей: Воронежской, Липецкой и Тамбовс-кой. Следует также отметить, что в порядке, предусмот-ренном ГТК России, РТУ вправе изменять границы под-ведомственных регионов непосредственно подчиненных ему таможен. Размещение таможен на территории страны связано как с маршрутами перемещения грузов, так и с концентраци-ей участников внешнеэкономической деятельности. Вплоть до начала 1990-х годов большинство таможен располага-лось в приграничной зоне в районах транспортных узлов: портов, аэропортов и железнодорожных станций. Либе-рализация внешнеэкономической деятельности обуслови-ла необходимость реорганизации системы таможенных органов и создания большой сети так называемых «внут-ренних» таможен (таких как, например. Воронежская, Краснодарская, Новосибирская и др.). Необходимость их создания была вызвана тем, что приграничные таможни стали не в состоянии оперативно решать ряд таких важ-ных вопросов, как, например, установление степени пере-работки товара, места его производства, проведение това-роведческих экспертиз и т. д. Деление таможен России на пограничные и внутрен-ние соответствует мировой практике, способствует ускорению грузооборота через таможенную границу и делает таможенный контроль более эффективным. Среди таможен есть небольшие, в которых работает не более ста человек, и крупные -- со штатом до тысячи и более сотрудников. Для дифференциации таможен в за-висимости от размеров им присваиваются разряды (кате-гории). Такая дифференциация таможен существовала как в царской России, так и в советский период нашего госу-дарства. Таможенный пост РФ согласно действующему законодательству также входит в единую систему таможенных органов России, является первичным звеном этой систе-мы и осуществляет свою деятельность под непосредствен-ным руководством таможни. В ряде случаев таможенные посты могут быть подчинены РТУ либо напрямую ГТК России. Таможенные посты могут различаться по своему юри-дическому статусу. В соответствии с законодательством решением ГТК России таможенному посту может быть предоставлен статус юридического лица. Таможенные по-сты, обладающие статусом юридического лица, наделены большими полномочиями по сравнению с таможенными постами, такового статуса не имеющими. Таможенные посты, не имеющие такого статуса обладают ограничен-ной правоспособностью. Так, например, в случае судебно-го обжалования действий или бездействия должностных лиц таможенного поста, -- в качестве ответчика, как пра-вило, выступает таможня, в состав которой входит дан-ный таможенный пост. По этой и по ряду иных причин при разработке Проекта нового Таможенного кодекса РФ часть его разработчи-ков настаивала на исключении таможенных постов из системы таможенных органов как ее самостоятельных звеньев. И первоначально так и было сделано, однако впоследствии структура системы таможенных органов в Проекте нового ТК все же была оставлена неименной, т. е. четырехзвенной. Штатная численность таможенных постов определяется исходя из грузо- и пассажиропотока, проходящего через каждый конкретный таможенный пост и может колебаться от нескольких человек до ста и более. Размещение таможенных постов также как и таможен строится по территориальному принципу: расположение таможенных постов непосредственно вблизи пунктов про-пуска через таможенную границу сочетается с размеще-нием их внутри таможенной территории страны на крупных промышленных объектах, занимающихся экспортно-импортными операциями, а также местах сосредоточения участников внешнеэкономической деятельности. Задачи таможен и таможенных постов, закрепленные в утвержденных ГТК России Общих положениях о таможне и таможенном посте во многом схожи. Основной их зада-чей является непосредственное осуществление таможен-ного дела на территории подведомственного региона. Функции таможен (их 65) и таможенных постов (их всего 25) также во многом схожи и более конкретно раскрывают функции таможенных органов, изложенные в ст. 10 ТК РФ. Условно их можно разделить на три взаимозависи-мых группы: экономические (фискальные), правоохрани-тельные и организационно-аналитические функции. Так, таможня претворяет и таможенный пост участву-ет в претворении в жизнь в подведомственном регионе правового, экономического и организационного механиз-мов реализации таможенной политики; -таможня участвует в разработке и реализует, а таможенный пост участвует в реализации программ развития таможенного дела в под-ведомственном регионе; -осуществляют контроль за соблю-дением всеми юридическими и физическими лицами пра-вил, порядка и условий таможенного дела; осуществляют таможенное оформление товаров и транспортных средств; -осуществляют контроль за достоверностью и полнотой сведений, представляемых для таможенных целей; -осу-ществляют контроль за доставкой товаров и транспорт-ных средств, находящихся под таможенным контролем, и документов на них в места, определяемые таможенны-ми органами; -осуществляют контроль за целевым исполь-зованием условно выпущенных товаров и транспортных средств; -начисляют и взимают таможенные пошлины, налоги и иные таможенные платежи; контролируют деятельность в подведомственном регионе таможенных бро-керов, таможенных перевозчиков; -выполняют функции агентов валютного контроля; осуществляют борьбу с кон-трабандой, иными преступлениями, нарушениями тамо-женных правил и административными правонарушения-ми, посягающими на нормальную деятельность таможен-ных органов и др. Вместе с тем, таможня выполняет также ряд функций, не присущих таможенным постам. Так, таможня органи-зует, координирует и контролирует деятельность подчи-ненных таможенных постов; -обобщает и анализирует прак-тику применения средств таможенного регулирования экономической деятельности, правоприменительную прак-тику; -осуществляет контроль за единообразным и точным исполнением законодательства структурными подразделе-ниями таможни и нижестоящими таможенными поста-ми; осуществляет проведение проверок финансово-хозяй-ственной деятельности лиц, перемещающих товары и транспортные средства; -осуществляет контроль за соблю-дением законности должностными лицами таможни и нижестоящих таможенных постов при осуществлении дознания по таможенным преступлениям, оперативно-ро-зыскной деятельности, производстве по делам о наруше-ниях таможенных правил и административных правона-рушениях, посягающих на нормальную деятельность таможенных органов; -организует и проводит обучение спе-циалистов в области таможенного дела для государствен-ных органов, коммерческих и некоммерческих организа-ций; -вносит в вышестоящий таможенный орган предло-жения о создании, реорганизации и ликвидации в подве-домственном регионе таможенных постов; -проводит атте-стацию сотрудников таможни и нижестоящих таможен-ных постов, приводит их к присяге и др. Поставленные перед ними задачи и возложенные на них функции таможня и таможенный пост решают непос-редственно и во взаимодействии с территориальными орга-нами других федеральных органов исполнительной влас-ти, органами исполнительной власти субъектов Российс-кой Федерации, на территории которых они находятся, органами местного самоуправления, коммерческими и не-коммерческими организациями, а также гражданами. Таможня является юридическим лицом со всеми прису-щими юридическим лицам атрибутами, финансируется за счет средств федерального бюджета и иных предусмотрен-ных законодательством источников и обладает правом опе-ративного управления в отношении имущества, являюще-гося федеральной собственностью и закрепленного за ней. Таможенный пост как уже отмечено (за редким исклю-чением) не является юридическим лицом и находится в оперативном подчинении таможни, в состав которой он входит. Типовая структура и штатная численность таможни и таможенного поста утверждается ГТК России. Конкрет-ная структура и штатная численность таможни и тамо-женного поста утверждается вышестоящим таможенным органом. Создание, реорганизацию и ликвидацию таможни осу-ществляет ГТК России по представлению либо с учетом мнения РТУ, в состав которого входит данная таможня. Создание, реорганизацию и ликвидацию таможенного поста осуществляет РТУ РФ, а таможенного поста со ста-тусом юридического лица или непосредственно подчинен-ного ГТК России, либо подчиненного таможне, в свою очередь непосредственно подчиненной ГТК России, -- ГТК России. Территориальный принцип организации и функциони-рования таможен не исключает возможность их спе-циализации -- специализации таможенного дела при оп-ределенных обстоятельствах. Так, например, образован-ная в 1984 г. на базе отдельного поста Шереметьевской таможни Чкаловская таможня специализируется на та-моженном оформлении и таможенном контроле военно-транспортной авиации в Московской области. Не занимаются таможенным оформлением и контро-лем, но являются также специализированными создан-ные в ряде таможенных регионов (Центральном, Северо-Западном, Южном и ряде других) так на-зываемые «оперативные» таможни. Эти таможни созда-ны в целях реализации Федерального закона РФ «Об опе-ративно-розыскной деятельности» от 12 августа 1995 г. и усиления борьбы с таможенными правонарушениями. Глава 2. Должностные лица таможенных органов РФ. §1. Правовой статус должностных лиц таможенных органов РФ.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15
|