p align="left"> 1.1 Понятие государственного таможенного служащего. Законодательное определение этого понятия отсутству-ет, но определять его нужно опираясь именно на феде-ральные законы «Об основах государственной службы Российской Федерации» и «О службе в таможенных орга-нах». Государственным таможенным служащим является гражданин Российской Федерации, исполняющий в по-рядке, установленном законом, обязанности по занимае-мой им должности в таможенных органах и организаци-ях таможенной службы за денежное вознаграждение, выплачиваемое из средств федерального бюджета, и кото-рому в порядке, предусмотренном законом, присвоено спе-циальное звание. При этом в Федеральном законе РФ «О службе в таможенных органах» понятие государственно-го таможенного служащего трактуется как «сотрудник таможенного органа». Определение позволяет выделить следующие призна-ки государственного таможенного служащего: 1) принадлежность к российскому гражданству; 2) замещение должности в таможенных органах и орга-низациях таможенной службы; 3) выполнение обязанностей, определяемых занимае-мой должностью; 4) получение за выполнение этих обязанностей денежно-го вознаграждения за счет средств федерального бюджета; 5) наличие присвоенного в установленном законом по-рядке специального звания. Лица, занимающие должности в таможенных органах и организациях таможенной службы, но не характеризу-ющиеся хотя бы одним из указанных выше признаков, государственными таможенными служащими не являют-ся. 1.2. Должности и специальные звания таможенных органов. Под должностью следует понимать обособ-ленную и закрепленную в официальных документах (штат-ных расписаниях, схемах должностных окладов и пр.) часть организационной структуры таможенного органа (организации таможенной службы) с соответствующей частью компетенции этого таможенного органа (органи-зации таможенной службы), предоставленной лицу -- го-сударственному таможенному служащему в целях ее практического осуществления. Должность определяет круг служебных обязанностей, права и пределы ответственнос-ти государственного таможенного служащего, требования к его профессионально-квалификационной подготовке. Она отображает содержание выполняемой таможенным слу-жащим работы и определяет его правовое положение в общей системе государственной таможенной службы. Система должностей в таможенной службе строится по иерархическому признаку, подразделяясь на следующие четыре группы: 1) младший состав, 2) средний начальствующий состав, 3) старший начальствующий состав, 4) высший начальствующий состав. Перечни должностей государственных таможенных слу-жащих младшего состава, среднего и старшего началь-ствующего состава и соответствующие этим должностям специальные звания, а также квалификационные требо-вания к сотрудникам, занимающим указанные должнос-ти, утверждаются Председателем ГТК России. Перечень должностей государственных таможенных служащих выс-шего начальствующего состава и соответствующие им спе-циальные звания утверждаются Президентом РФ. В соответствии с Федеральным законом РФ «О службе в таможенных органах Российской Федерации» государ-ственным таможенным служащим могут быть присвоены следующие специальные звания: * младшему составу -- прапорщик таможенной служ-бы; старший прапорщик таможенной службы; * среднему начальствующему составу -- младший лей-тенант таможенной службы; лейтенант таможенной служ-бы; старший лейтенант таможенной службы; капитан та-моженной службы; * старшему начальствующему составу -- майор тамо-женной службы; подполковник таможенной службы; пол-ковник таможенной службы; * высшему начальствующему составу -- генерал-май-ор таможенной службы; генерал-лейтенант таможенной службы; генерал-полковник таможенной службы; действи-тельный государственный советник таможенной службы. Специальные звания, присваиваемые государственным таможенным служащим в соответствии с занимаемыми ими должностями подразделяются на первое и очередные. Первое специальное звание до капитана таможенной служ-бы включительно присваиваются начальниками таможен-ных органов и организаций таможенной службы, кото-рым такое право предоставлено Председателем ГТК Рос-сии. Первое специальное звание государственному тамо-женному служащему, назначенному на должность сред-него или старшего начальствующего состава, и очередные специальные звания от майора до полковника таможен-ной службы включительно присваиваются Председателем ГТК России. Специальные звания от генерал-майора таможенной службы и выше присваиваются Президентом РФ по пред-ставлению Председателя ГТК России. Важным правовым требованием государственной тамо-женной службы является принятие таможенным служа-щим присяги, которую он обязан принять не позднее двух месяцев со дня присвоения ему первого специального зва-ния. Текст присяги содержится в ст. 19 Федерального за-кона РФ «О службе в таможенных органах». Порядок при-нятия присяги определяется Председателем ГТК России. Присвоение специальных званий государственным та-моженным служащим осуществляется в последовательном порядке при соответствии указанного звания занимаемой должности и по истечении установленного срока выслуги в предыдущем специальном звании. Очередное специальное звание как поощрение за доб-росовестное исполнение должностных обязанностей может быть присвоено таможенному служащему и до истечения установленного срока выслуги в предыдущем звании, но оно не может быть выше звания соответствующего долж-ности. За особые заслуги очередное специальное звание на одну ступень выше соответствующего должности мо-жет быть присвоено по истечению срока выслуги в специ-альном звании. Очередное звание на одну ступень выше соответствующего должности (до полковника таможенной службы включительно) может быть присвоено таможен-ному служащему, имеющему ученую степень или ученое звание. Представление к присвоению очередного звания госу-дарственного таможенного служащего, который имеет дис-циплинарное взыскание (кроме объявленного устно) либо в отношении которого возбуждено уголовное дело или проводится служебная проверка по фактам нарушения им служебной дисциплины, не производится до снятия дис-циплинарного взыскания либо прекращения уголовного дела по реабилитирующим основаниям или окончания служебной проверки. Начальник таможенного органа, необоснованно задер-жавший представление своего сотрудника к присвоению очередного специального звания, несет дисциплинарную ответственность. При этом указанный сотрудник имеет право на компенсацию ему положенных видов доволь-ствия, которые он получил бы при своевременном присво-ении очередного специального звания. 1.3 ОБЩЕСЛУЖЕБНЫЕ ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ. Права являются мерой возможного поведения таможен-ных служащих при прохождении ими государственной таможенной службы, а обязанности -- мерой их должного поведения. А общеслужебными рассмотренные ниже права и обязанности именуются потому, что они являются общими для всех государственных таможенных служащих и не зависят от места работы и занимаемой должности. Для успешного осуществления своей служебной дея-тельности Федеральным законом РФ «О службе в тамо-женных органах» государственному таможенному служа-щему предоставлены следующие права: 1. Право на ознакомление с документами, определяю-щими права и обязанности таможенного служащего по занимаемой должности, а также критерии оценки каче-ства прохождения таможенной службы, способствующие его продвижению по службе. 2. Право на получение в установленном порядке ин-формации и материалов, необходимых для исполнения должностных обязанностей. 3. Право на посещение в установленном порядке для исполнения должностных обязанностей любых организа-ций независимо от форм собственности. 4. Право на принятие решений и участие в подготовке и принятии решений в соответствии с должностными обя-занностями, что означает возможность участия таможен-ного служащего в обсуждении и решении вопросов дея-тельности как таможенного органа или организации та-моженной службы в целом, так и его конкретных подраз-делений, а также выступать с обоснованной критикой неправильных действий других сотрудников и вносить соответствующие предложения. 5. Право на участие по своей инициативе в конкурсе на замещение вакантной должности в таможенном орга-не, что обеспечивает реализацию конституционного пра-ва граждан на равный доступ к государственной службе. 6. Право на продвижение по службе, а также на увеличение размера денежного довольствия с учетом выслу-ги лет, результатов службы и уровня квалификации. 7. Право на переподготовку (переквалификацию) и повышение квалификации за счет средств, предусмотрен-ных на содержание ГТК России. 8. Право на применение физической силы, специаль-ных средств, а также боевого ручного стрелкового и холодного оружия в порядке и случаях, предусмотренных главой 61 ТК РФ. Таможенные служащие наделены также рядом прав, сопутствующих их служебной деятельности. Это такие права как: право на ознакомление со всеми материалами своего личного дела, с отзывами о своей деятельности и другими документами до внесения их в личное дело, а также на приобщение к личному делу своих объяснений; право на проведение по его требованию служебного рас-следования для опровержения сведений, порочащих его честь и достоинство; право на пенсионное обеспечение с учетом выслуги лет; право на объединение в профессио-нальные союзы и право на участие в собраниях сотрудни-ков таможенных органов. В ч. 2 ст. 16 Федерального закона РФ «О службе в таможенных органах» также указано, что сотрудники та-моженных органов имеют также и другие права в соот-ветствии с законодательством Российской Федерации. К общеслужебным обязанностям относятся: 1. Обязанность обеспечивать соблюдение Конституции РФ, исполнение федеральных конституционных законов и федеральных -- непреклонное требование, предъявляе-мое ко всем государственным служащим. 2. Обязанность обеспечивать соблюдение и защиту прав и законных интересов граждан в таможенно-правовой сфере. 3. Обязанность выполнять приказы и распоряжения вы-шестоящих в порядке подчиненности руководителей, от-данные ими в пределах их должностных полномочий, за исключением заведомо незаконных. 4. Обязанность в пределах своей компетенции своевре-менно рассматривать обращения граждан и общественных объединений, а также обращения государственных орга-нов, органов местного самоуправления и организаций. 5. Обязанность соблюдать установленные в таможен-ных органах правила внутреннего распорядка, порядка обращения со служебной информацией, выполнять долж-ностные инструкции. 6. Обязанность поддерживать уровень квалификации, необходимой для исполнения своих должностных обязан-ностей. 7. Обязанность хранить государственную и иную охра-няемую законом тайну, а также не разглашать ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обя-занностей сведения, в том числе затрагивающие частную жизнь, честь и достоинство граждан. Конкретные обязанности (их еще можно обозначить как функциональные обязанности) государственных таможен-ных служащих зависят от занимаемой должности и опре-деляются должностными инструкциями. Таможенный служащий должен исполнять свои обя-занности в строгом соответствии с действующим законо-дательством, присягой и контрактом. При исполнении своих служебных обязанностей таможенный служащий находится под защитой государства и никто, кроме орга-нов и должностных лиц, прямо уполномоченных на то законом, не вправе вмешиваться в его служебную дея-тельность. 1.4 ПРАВООГРАНИЧЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ТАМОЖЕННЫХ СЛУЖАЩИХ. Правоограничения государственных таможенных слу-жащих -- это установленные Федеральным законом РФ «О службе в таможенных органах» запреты на осуществ-ление действий, несовместимых со статусом государствен-ного таможенного служащего: 1) запрет заниматься другой оплачиваемой деятельно-стью, кроме педагогической, научной и иной творческой деятельности; 2) запрет совмещать таможенную службу с исполнени-ем обязанностей депутата федерального органа законода-тельной власти, органов законодательной власти субъек-тов Российской Федерации, а также органов местного са-моуправления; 3) запрет заниматься предпринимательской деятельно-стью как лично, так и через доверенных лиц; 4) запрет состоять членом органа управления коммер-ческой организации (за исключением ряда оговоренных в законе случаев); 5) запрет быть поверенным или представителем по де-лам третьих лиц в таможенных органах; 6) запрет на использование в неслужебных целях сред-ства материально-технического и информационного обес-печения, финансовые средства, другое государственное имущество, а также служебную информацию; 7) запрет на получение гонораров за публикации и вы-ступления, связанные с исполнением должностных обя-занностей;
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15
|